Историческая справка: Храм Сошествия Святого Духа. Храм святого духа сошествия в марьиной роще и его история Сошествия святого духа расписание

В Москве долгое время сохранялись приходские кладбища: при каждой церкви был свой небольшой погост, на котором хоронили местных жителей. Со времён Петра I предпринимались попытки запретить захоронения в городской черте, но лишь при императрице Елизавете произошли первые реальные изменения. В рамках постепенного упразднения приходских кладбищ (окончательно они перестанут использоваться только после московской эпидемии чумы 1770–1771 года) было создано специальное кладбище для непривилегированных сословий – то есть, попросту говоря, для бедных. В качестве места была выбрана территория возле Марьиной рощи, где и появилось первое общегородское кладбище, открытое в 1750 году. Как и полагается, при некрополе была устроена кладбищенская церковь для отпевания и поминовения усопших – небольшой деревянный храм во имя святого Лазаря Четверодневного. По нему и всё кладбище стало именоваться Лазаревским.

Вскоре деревянная церковь обветшала, требовалось заменить её более капитальным зданием. И в 1782 году появился новый храмоздатель – президент Московского магистрата, титулярный советник Лука Иванович Долгов (его дом сохранился на проспекте Мира, 16), получивший разрешение на свои средства соорудить вместо деревянной церкви каменный трёхпрестольный храм, а также богадельню при нём. После смерти Долгова в 1783 году попечение о возведении кладбищенского храма взяла на себя его вдова Сусанна Филипповна, при которой в 1787 году строительство было завершено. Лука Иванович был торжественно похоронен внутри церкви, его мраморное надгробие в виде ангелов, парящих над облаками, сохранялось в интерьерах до ХХ века. Интересно, что родной брат Луки Долгова, Афанасий Иванович Долгов, тоже стал храмоздателем: на его средства была перестроена на Большой Ордынке.

Главный престол храма был освящён в честь праздника Сошествия Святого Духа, а боковые приделы – во имя святого Лазаря (в память о старой церкви) и во имя святого апостола Луки (святого покровителя строителя храма – Луки Долгова).

Церковь строил архитектор Елизвой Назаров – автор целого ряда шедевров архитектуры классицизма в Москве. Есть, впрочем, версия, согласно которой Назаров лишь надзирал за строительными работами, а сам проект принадлежит – в пользу этого говорит тот факт, что Баженов был женат на дочери Долгова. Над интерьерами также трудились мастера своей эпохи: росписи выполнил итальянец Антонио Клаудо (он же был автором сохранившихся росписей Большого собора Донского монастыря), иконы для иконостаса создал его соотечественник Джованни Скотти. Главный храм выполнен в виде круглой ротонды с двумя рядами окон (прямоугольными и круглыми), которая увенчана большим круглым фонарём с шарообразной главкой и крестом. Прямоугольная трапезная, изначально бывшая короткой, с запада заканчивается четырёхколонным портиком с двумя колокольнями по бокам. Наличие двух симметричных колоколен более характерно для католических церквей, нежели для православных – это делает Духосошественский храм уникальным в архитектурном аспекте.

В начале ХХ века возникла необходимость существенно расширить храм. По проекту архитектора С.Ф. Воскресенского в 1902–1904 году трапезная была увеличена на запад более чем вдвое, боковые фасады получили пилястровые портики. При этом западная входная композиция, включавшая портик с колоннадой и двумя колокольнями, была обмерена, разобрана и восстановлена на новом месте. В результате общие черты храма остались прежние, но его пропорции сильно изменились.

С 1914 года в храме на Лазаревском кладбище служил протоиерей Николай Алексеевич Скворцов – известный священник, профессор Московской духовной академии, председатель Церковно-археологического отдела Общества любителей духовного просвещения, автор множества трудов по истории Москвы и её памятников. Его перу принадлежит массивный труд «Археология и топография Москвы». В ночь с 14 на 15 июня 1917 года протоиерей Николай Скворцов был убит вместе со своей супругой в собственном доме при церкви: ранее он собирал средства для устройства детского приюта при храме – эти деньги и были целью убийц. Уникальный архив о. Николая сохранился и находится сегодня в Российской Государственной библиотеке.

В 1932 году храм Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище был закрыт для богослужений, его последний настоятель, протоиерей Иоанн Смирнов, был позднее расстрелян на Бутовском полигоне. В здании разместилось рабочее общежитие, а затем в него въехали мастерские Театра оперетты. В 1934 году началось уничтожение Лазаревского кладбища, закончившееся его полным исчезновением – на его месте был разбит парк «Фестивальный». Здание церкви внешне почти не изменилось, но уникальные интерьеры с лепниной и иконостасами оказались полностью уничтожены, а само пространство храма было разгорожено на два этажа. Лишь в 1991 году начался процесс передачи церкви Сошествия Святого Духа общине верующих, завершившийся через несколько лет. В 2000 году рядом с храмом освящена часовня в память обо всех погребённых на бывшем Лазаревском кладбище.

Вторая каменная церковь монастыря возводилась в 1476-1477 гг. к северо-востоку от Троицкого собора. Она расположена на месте более ранней деревянной Троицкой церкви, поставленной игуменом Никоном около 1412 г. при восстановлении разоренного во время набега хана Едигея монастыря.


Духовская церковь. Фрагмент литографии 1859 г.


Храм строился псковскими мастерами, приглашенными в Москву великим князем Иваном III. Образцом для строительства Духовской церкви послужил Троицкий собор, основные формы и пропорции которого (высота до завершения креста 30 м) повторены в новом храме. Однако новое строение имеет принципиальное отличие. Уникальное сочетание храма и звонницы, где круглый ярус звонницы с колоколами расположен на сводах церкви, получило наименование «церковь иже под колоколы». Она считается древнейшим сохранившимся сооружением подобного типа.


Духовская церковь. 1476-1477 гг. Вид с северо-запада


В отличие от белокаменного Троицкого собора храм-звонница сложен из кирпича, ставшего в это время основным строительным материалом. Объем Духовской церкви четко делится на две равные по высоте части: четырехстолпный четверик с тремя высокими апсидами, повторяющий формы Троицкого собора, и цилиндрический постамент на церковных сводах с шестипролетной звонницей, несущей барабан с куполом и крестом.


Духовская церковь. 1476-1477 гг.
Вид с восточной стороны

На дубовых брусьях в пролетах звонницы висят колокола, при этом открытый внутрь купола барабан с узкими окнами выполняет функцию своеобразного резонатора звука. Декоративное убранство храма строилось по подобию Троицкого собора, но в другом материале. Трехмастный орнаментальный пояс, обрамляющий стены Духовской церкви и верх барабана, был выполнен из терракотовых балясин, окаймленных двумя рядами полихромных поливных изразцов.


Устройство открытого яруса звона под центральной главой, вертикальные пропорции, богатство и нарядность белокаменных и керамических декоративных элементов (включая украшенную резными кринами ленту цоколя) придавали сооружению черты изящества и неординарности. Узорчатые пояса из терракотовых балясин и изразцов были самым ранним примером использования керамического декора и поливных изразцов в московском зодчестве.

Духовская церковь строилась в те годы, когда в Москве при великокняжеском дворе работали не только лучшие мастера из разных русских городов, но и европейские зодчие. Не случайно в конструкции и декоративном убранстве храма использованы новые приемы и детали. Декоративные полуколонки с гирляндами, которыми украшены апсиды храма, аналогичны гирляндам на стенах греческой церкви Пресвятой Богородицы Пантанассы (1428) в Мистре. Впоследствии этот декоративный прием был применен в оформлении Введенской церкви Подольного монастыря (1547), стоящей недалеко от Святых врат, и церкви во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1637).


Звон в церкви «иже под колоколы» был совершенно уникален для Москвы. Это был первоначально так называемый псковский звон, при котором балки с укрепленными на них колоколами раскачивали с земли. Звонили в колокола при помощи веревок и деревянных рычагов, прикрепленных к балкам. Колокол раскачивался вместе с держащим его брусом, при этом язык поочередно ударялся в противоположные края колокола. Такой способ звона называется еще очапным, или псковским, и до сих пор применяется в Псково-Печерском монастыре. Изначально такой тип звона имел распространение в Европе, а в России был известен только в западнорусских землях (Новгород, Псков).


Висевший на звоннице церкви особый - «всполошной» – колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608–1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности.



Внутреннее убранство Духовской церкви
Слева - н
адгробие митр. Платона (Левшина)


Внутреннее пространство Духовской церкви, лишенное верхних окон из-за наличия звонницы, освещается немногочисленными узкими боковыми окнами. Росписи на стенах были сделаны впервые в 1665 г. повелением Патриарха Никона и неоднократно поновлялись. Иконы для установленного в 1866 г. трехъярусного иконостаса из розового дерева были выполнены мастерами лаврской иконописной мастерской.


Тайная Вечеря.
Фрагмент Царских Врат Духовского храма Троице-Сергиевой Лавры

До революции к северному фасаду Духовской церкви примыкала небольшая каменная часовня над могилой Максима Грека. К южному фасаду примыкал придел во имя Праведного Филарета, в котором, в 1867 году, был погребен митрополит Московский и настоятель Лавры святитель Филарет (Дроздов). Часовня и придел объединяла паперть, примыкавшая к западному фасаду Духовской церкви.


Духовская церковь. Фото нач. XX века

Церковь Сошествия Духа Святого на Даниловском кладбище имеет долгую и интересную историю, которая началась в далеком XV веке.

История постройки

На Москву в 1770 году обрушилось страшное бедствие, в виде эпидемии чумы. Болезнь подкашивала в день больше 1000 человек, людей охватил животный ужас и паника. Власти города не знали, что делать и как спасать население.

Екатерина II в 1771 году, в сентябре послала в Москву графа Григория Орлова, чтобы он оценил масштаб трагедии и предпринял меры спасения. С указа императрицы, граф открыл несколько городских кладбищ, так как некуда было уже хоронить тела погибших. Все погосты были открыты вдали от стен московских, среди них было и кладбище на территории Даниловского монастыря.

Церковь Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище

Через год для кладбища была построена небольшая церковь-часовня в честь Херсонских мучеников. В 1829 году, когда здание стало ветхим, на его месте началось строительство каменного храма. Процесс постройки занял долгие 9 лет, главный престол храма был освящен в честь Сошествия Святого Духа. Убранство храма было очень богатым и величественным, стены щедро расписаны библейскими сюжетами.

В начале XX века церковь Святого Духа на Даниловском кладбище была отреставрирована и доведена до заметного преображения на деньги благотворителей:

  • внутри настелили новый, каменный пол;
  • росписи обновили;
  • позолотили заново иконостас;
  • обновили всю утварь внутри церкви;
  • увеличили храм вдвое в размере за счет пристройки ко второму приходу в честь мучеников Херсонских;
  • обновили здание снаружи.
Интересно! Безбожные 1930-е годы обошли этот храм стороной. Его пытались захватить, но получилось это сделать лишь на короткое время. Вскоре церковь вновь была возвращена в руки ПРЦ, при этом оставаясь действующей.

В октябре 2016 года были завершены очередные работы по обновлению убранства, витражей и настенных росписей.

Убранство храма

Сегодня, храм находится в прекрасном состоянии и снаружи, и внутри. Убранство церкви поражает своим величием. Главной достопримечательностью внутреннего устройства, является иконостас в приделе Пресвятой Богоматери. Распятие на иконостасе украшено животворящими лучами.

Стены храма хранят частицы мощей неизвестных Божиих угодников, никаких упоминаний о том, чьи именно это мощи в истории нет.

Интерьер церкви Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище в Москве

Сегодня, в приходе действуют следующие общественные организации:

  • воскресная школа для прихожан;
  • консультации с целью помощи людям с зависимостью;
  • служба социальной помощи.

Ранее в церкви служил прозорливый батюшка Иоанн Слугин, но по своей старости, в последние годы он мало принимал людей и попасть к нему можно было только по предварительной записи. Сейчас можно посетить его могилу, многие люди приезжают к нему. Отпевание старца было совершено 4 февраля 2018 года.

Внимание! На Даниловском кладбище находится могила Матроны Московской, на которую может приехать любой нуждающийся в ее помощи и помолиться!

При церкви открыта приходская библиотека с интересными православными книгами, дети могут посетить кукольный театр.

Святыни

Стены церкви хранят множество православных святынь, вот некоторые из них:

  • чудотворная Иверская икона Богоматери;
  • образ Святого Серафима Саровского;
  • образ Пресвятой Богородицы «Скоропослушница»;
  • частицы мощей неизвестных Святых.
Для сведения! Поклониться святыням может любой желающий в часы работы церкви ежедневно.

Расписание богослужений


На мой взгляд, одним из интереснейших храмов, построенных в Москве в конце XVIII века за пределами Камер-Коллежского вала, является церковь Сошествия Святого Духа в Марьиной роще .

Эта церковь, которую можно отнести к раннему классицизму (хотя элементы барокко, несомненно, так же присутствуют) имеет богатую и интересную историю, уходящую корнями в середину XVIII века, поэтому она интересна не только с архитектурной точки зрения.

Лазаревское кладбище

В 1758 году императрица Елизавета Петровна распорядилась об учреждении в Москве за пределами городской черты первого в первопрестольной общегородского кладбища, предназначавшегося для захоронения бедняков, нищих, бездомных бродяг и прочих люмпенов, в том числе и преступников.
Местом для этого была избрана Марьина роща .

Впрочем, в Марьиной роще и прежде хоронили всякого рода безродных людей, поскольку мест для них на московских кладбищах при церковных приходах и монастырях давно уже не было. Да и сама эта, тогда ещё подмосковная, местность пользовалась не самой лучшей славой (даже во второй половине XIX века о ее населении говорили так: «В Марьиной роще - люди проще»).

Да что там XIX век! Помните, как в культовом фильме режиссера С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя», снятого по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия», уголовник по кличке Кирпич (замечательная роль С. Садальского), отвечает на вопрос Жеглова (В. Высоцкий) о месте, где может скрываться Фокс: «Мало ли «малин» в Марьиной роще!»? А ведь действие в фильме происходит в 1945 году.

Один из самых высоких уровней преступности и, соответственно, концентрации криминального элемента в ближайшем к Москве предместье (впрочем, и в самой Москве таких мест хватало, достаточно вспомнить хотя бы Хитровку) делал Марьину рощу одним из самых подходящих мест для «божедомки» - так называли места захоронения всяческих отбросов общества, бедняков и неопознанных трупов, которых часто закапывали в общих могилах. Поэтому выбор московскими властями именно Марьиной рощи для организации общегородского погоста для представителей низших слоев московского общества нисколько не удивителен.


Но какими бы не были «клиенты» этого кладбища, по православным традициям их нужно было отпевать. Для этого на кладбище выстроили скромную деревянную церковь в честь Воскрешения праведного Лазаря (того самого, которого Иисус воскресил через четыре дня после его смерти - см.: Ин.11:1-45). Эта церковь долго не просуществовала, но именно от нее и получило название кладбище в Марьиной роще.

Кстати, одна из улиц в непосредственной близости от этого кладбища, которого уже давно не существует, до сих пор называется Лазаревской . Те, кто считает, что она получила свое имя в честь знаменитого русского мореплавателя, первооткрывателя Антарктиды, сильно заблуждаются.

Единственным в Москве кладбищем для бедных Лазаревское было недолго.
В 1770 году Москву поразила чума , эпидемия которой продолжалась до 1722 года. Этот страшный по своим последствиям мор, унесший жизни от 50 до 100 тысяч человек, описан многими очевидцами. Вот, например, воспоминания Иоганна Якоба Лерхе , одного из врачей, боровшихся с эпидемией: «Каждый день на улицах можно было видеть больных и мертвых, которых вывозили. Многие трупы лежали на улицах: люди либо падали мертвыми, либо трупы выбрасывали из домов».


Московская чума вызвала бунт, на усмирение которого императрицей Екатериной II был отправлен ее бывший фаворит Григорий Орлов .

И здесь он проявил себя наилучшим образом, не ограничившись карательными действиями по подавлению бунта. Им были предприняты вполне разумные меры по предотвращению распространения эпидемии, в том числе и организация специальных мест для захоронения тысяч ее жертв.
Так появились новые «божедомки» - Миусское кладбище, расположенное также как и прочие за пределами Камер-Коллежского вала, ныне считающееся престижным Ваганьковское и другие.
И, разумеется, большое количество трупов свозили на первую московскую «божедомку» - Лазаревское кладбище в Марьиной роще.
Территория Лазаревского кладбища «благодаря» чуме 1770-1772 гг. разрослась, и старый деревянный храм в честь Лазаря Четырехдневного перестал удовлетворять нужды всех, кто хотел помянуть своих умерших родных.

Современный храм

В 1782 - 1786 гг. на средства состоятельного купца, московского чиновника (с небольшим чином титулярного советника) Луки Ивановича Долгова был построен и освящен новый каменный трехстолпный храм Сошествия Святого Духа .
Этот меценат, отличавшийся большим "нищелюбием", не дожил до окончания строительства храма, он скончался в 1783 году, и финансирование строительства в память о муже продолжила его вдова Сусанна Филипповна.

Дом Л. И. Долгова , как это не удивительно, сохранился до наших дней (проспект Мира, д.16, стр.1):


Архитектором храма стал Елизвой Семенович Назаров (1747 - 1822), о котором хотелось бы рассказать несколько подробнее.
Крепостной крестьянин, принадлежавший помещице А. М. Атяевой, Елизвой Назаров рано проявил себя как талантливый человек, и получил вольную благодаря содействию знаменитого архитектора В. И. Баженова , определившего в 1767 году молодого крестьянина в архитектурные ученики к кремлевскому строению в Москве. С 1768 года он уже работал в «Экспедиции кремлевского строения» под руководством того же В. И. Баженова и М. Ф. Казакова . А в 1775 году достиг должности архитектора при московских департаментах Сената.

К числу строений Е. С. Назарова относятся:

- Странноприемный дом графа Шереметева (Шереметевская больница; ныне Институт скорой помощи им. Склифософского):


- Знаменская церковь Новоспасского монастыря:

- Дом Ф. Ф. Набилкова (проспект Мира, д. 50):


И, конечно же, церковь Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище (ул. Советской Армии, д. 12, стр. 1).

Кстати, Е. С. Назаров был похоронен именно на Лазаревском кладбище.

Впрочем, вполне достоверной является версия, что проект храма принадлежит самому В. И. Баженову , а его ученик Е. С. Назаров был лишь смотрителем при возведении церкви.

В пользу этой версии говорит то, что В. И. Баженов был женат на дочери заказчика храма Л. И Долгова. Да и сама архитектура храма Сошествия Святого Духа более соответствует стилистике Баженова, нежели тем постройкам Назарова, в авторстве которых нет никаких сомнений.

Эскиз западного фасада храма:

Но независимо от того, кто именно являлся автором храма, он получился очень интересным. Он выполнен в виде круглой ротонды с двумя рядами окон (прямоугольными и круглыми), которая увенчана большим фонарем с шарообразной главкой и крестом.

Прямоугольная трапезная сначала была намного меньше той, которую мы видим теперь (она была увеличена в 1902 - 1904 гг. по проекту архитектора С. Ф. Вознесенского ).


С запада трапезная заканчивается четырехколонным портиком с двумя колокольнями по бокам.

Наличие двух симметричных колоколен более характерно для католических церквей, нежели для православных, что делает этот храм уникальным в архитектурном аспекте.

Храм был расписан итальянскими художниками Антонио Клаудо (автором сохранившихся фресок Донского монастыря) и Джованни Скотти .

После завершения строительства храма на Лазаревском кладбище статус этого погоста значительно повысился. В XIX веке это кладбище уже не было только лишь «божедомкой». Так на нем были похоронены С. Н. Сандунов (в 1820 г.), мать Ф. М. Достоевского (в 1837 г.), жена В. Г. Белинского (в 1890 г.) и художник В. М. Васнецов (в 1926 г.).

В 1917 году для храма, как и для всей страны, наступили трудные времена. Впрочем, проблемы начались еще до того как к власти пришли большевики.
С 1914 года в храме служил протоиерей Николай Александрович Скворцов , профессор Московской духовной академии, автор множества трудов по истории Москвы и ее памятников (в частности, ему принадлежит труд «Археология и топография Москвы». Архив Н. А. Скворцова хранится в РГБ).
В ночь с 14 на 15 августа он был убит вместе со своей женой в собственном доме при церкви. Ранее он собирал средства для организации детского приюта при храме. Эти деньги, видимо, и были целью убийц.

Богослужения в храме продолжались до начала 1930-х годов. Храм Сошествия Духа Святого был включен в список объектов, подлежащих сносу. Но его спасло то, что даже атеистическая власть не могла не признать его уникальность, и отнесла его к «памятникам архитектуры первой категории».


Впрочем, это не помешало совершенно варварски использовать здание церкви, в которой расположились общежитие, школа, а также мастерские Театра оперетты, что, конечно же, никак не могло способствовать сохранности храма.
Лишь в 1991 году храм был возвращен РПЦ, но даже после этого в нем еще несколько лет продолжала функционировать репетиционная сцена театра.


В настоящее время храм восстановлен полностью (по крайней мере, он сейчас внешне выглядит вполне достойно памятника, признанного объектом культурного наследия федерального значения).

А вот судьба Лазаревского кладбища была иной.

В 1934 году кладбище было закрыто, а еще через три года могилы сравняли с землей бульдозерами. На территории бывшего Лазаревского кладбища был устроен детский парк, ныне носящий название «Фестивальный» , а через часть кладбища сейчас проходит оживленная автомагистраль - Сущевский вал.

Детский парк на месте кладбища (фото 1936 г.):

Это только первая часть статьи о храме Сошествия Святого Духа в Марьиной роще.
Во второй части будут мои собственные фотографии этого храма в самых подробных деталях (благо, что я каждый день хожу мимо него на работу и обратно).

Так что, продолжение следует .
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Храм Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище — довольно популярное среди православных христиан место. Ежегодно многие люди стараются посетить намоленную территорию этой святыни, дабы избавиться от болезней и попросить Господа о здравии для себя и близких. Сам храм, как и территория, на которой он построен, имеет свою историю. Сегодня храм на Даниловском кладбище представляет собой не только сакральную, но историческую, а также архитектурную ценность.

К возникновению храма, как и самого Даниловского кладбища, привела огромная стихийная беда, которая настигла Москву в 18 веке. Во второй половине столетия горожане начали массово умирать от чумы — неизлечимой болезни, забиравшей жизни в считанные дни. Дошло до того, что москвичи начали умирать сотнями, а то и тысячами человек в день.

Местные власти не могли справиться с этой проблемой, и вынуждены были обратиться за помощью к вышестоящим инстанциям. Императрица Екатерина послала в город для решения проблемы своего фаворита, графа Григория Орлова, который был вхож во все государственные учреждения и высшим распоряжением императрицы имел компетенцию принимать экстренные меры.

В виду постоянно растущего количества умерших возникла необходимость открывать новые кладбища. Одним из них оказался погост на территории Данилова монастыря. Сам монастырь был очень древним, его окрестности, как и само здание, обветшали. Поэтому в 1772 году было принято решение построить там новую церковь в честь херсонских мучеников.

Когда и эта постройка обветшала, местные меценаты скооперировались и спонсировали строительство нового храма. Благодаря денежным вложениям дворянских фамилий Голофтеевых, Солодовниковых, Зубовых и Лепешкиных было начато строительство новой святыни.

Строительство храма длилось на протяжении 9 лет. С 1929 по 1838 год над проектом трудились строители, архитекторы и живописцы.

Главным архитектором был Ф.М.Шестаков, автор таких архитектурных произведений, как храм Вознесения Христова на Большой Никитской. Освящено новое строение было в 1832 году. В то время туда уже начали приходить местные жители для совершения молебен.

Главный престол архитектурного комплекса был назван в честь Сошествия Святого Духа, второй — в честь Херсонских мучеников. Изнутри эти строения были украшены росписью талантливых живописцев. Настенные картины передают сюжеты библейских повестей.

В 1901 году в окрестностях храма появилось еще одно новое строение. Над могилой местного предпринимателя Н. И. Гребенского его вдова воздвигла небольшую часовню, которая, кстати, сохранилась до наших дней. В наше время эта постройка все еще известна как часовня, куда регулярно приходят не только местные жители, но и приезжают паломники из разных регионов страны.

Архитектурное преображение

В начале 20 века внешний фасад здания и внутренние помещения сильно преобразились. Настенные росписи были дополнены новыми красочными сюжетами. Над росписью храма трудились известные живописцы.

Были проведены ремонтные работы, вследствие чего снаружи здание покрыли новой краской, поменяли полы внутри и отреставрировали некоторые декоративные элементы. Была произведена замена всей утвари, о чем было написано в столичном издании «Московские церковные ведомости» за 1901 год.

В 1905 году были произведены дополнительные изменения, результатом которых стало расширение крыла Херсонских мучеников. Теперь второй престол храма с архитектурной точки зрения в точности повторял очертания и элементы первого престола.

Это интересно! Эта святыня относится к немногим архитектурным строениям сакрального назначения, которые не были снесены в годы советской власти. Более того, в целостности и сохранности осталась почти вся храмовая утварь, а также декоративные архитектурные элементы.

Сегодня этот архитектурный памятник является ярким образцом храмовой архитектурной традиции 18 века.

В храме на Даниловском кладбище собрано большое количество православных икон, которые являются важными объектами для поклонения.

Известными и чтимыми иконами являются:

  • икона «Скоропослушница»;
  • Богородица «Иверская»;
  • икона с частицами мощей Серафима Саровского;
  • образ Матроны Московской;
  • ковчег с мощами святых Господних угодников.
    Такое количество святынь привлекает не только местных жителей, но и приезжих туристов. Неудивительно, что на богослужения приходит большое количество людей. Традиционно нуждающиеся прихожане могут попросить о свершении церковных треб в свою пользу — заказать литургию, Сорокоуст или молитву о здравии.

Даниловское кладбище

Это место имеет сильную энергетику, так как на протяжении целого столетия там хоронили представителей православного духовенства, хотя история этого кладбища началась значительно раньше, в 1771 году. К могилам пасторов и митрополитов, кто при жизни исцелял людей силой молитвы, и сегодня приезжают многие паломники.

Это интересно! С 1952 года посетителей кладбища стало значительно больше, так как многие люди желали совершить путешествие в часовню святой Матроны (блаженной Матроны Московской), чье тело нашло упокоение на этих землях.

В 2003 году на кладбище был погребен московский митрополит Питирим. В 2018 году к Господу отошел протоиерей, известный православный служитель Иоанн Слугин. Отдав служению в храме много лет жизни, отец Иоанн нашел упокоение в окрестных землях.