Нравственное сознание эпохи средневековья и возрождения. Духовно-нравственное возрождение Что такое нравственность

Основные составляющие понятия «духовность»

Огромным достижением начального этапа процесса обновления общества и реформирования экономики, бесспорно, следует считать те конкретные завоевания, которые нашли своё воплощение в духовной сфере. Возрождение духовности и культуры народа, возвращение ему его подлинной истории и самобытности приобретают решающее, определяющее значение для успешного продвижения вперёд на пути обновления и прогресса нашего общества.

Возвращение к своим истокам, осознание глубины и величия культурного и духовного наследия наших великих предков, внёсших огромный вклад в достижения мировой культуры, воспитания в каждом поколении бережного отношения к своему прошлому, благородным национальным и религиозным традициям; одновременно с этим ясное понимание необходимости освоения и приобщения к ценностям современной мировой цивилизации и духовности - вот конкретная почва, на которой строится наша политика обновления и повышения национального самосознания, политической зрелости и активности населения.

Сегодня, когда мы живём и трудимся над построением демократического справедливого общества, государства с мощным экономическим потенциалом, нам небезразлично, на какой духовно-нравственной основе мы переходим к рынку. Благополучие многих зависит прежде всего от них самих, от их подготовленности к новым условиям, к новым отношениям. Судьба каждого во многом определяется его профессиональным мастерством, моральными устоями, способностью адаптироваться к новой динамично меняющейся среде. Переход к рынку - это своеобразный экзамен на жизненную зрелость и стойкость. Здесь абсолютно недопустимы духовная пустота или культ вседозволенности. Поэтому мы особое значение придаём проблемам духовно-нравственного возрождения и очищения. В противном случае воцарится как это, к сожалению имеет место в ряде регионов бывшего Союза хаос и беспредел.

Какие главные и необходимые уроки нравственности мы внесли из прожитого и сделанного на первом этапе реформ.

Культурные ценности народа, его духовное наследие на протяжении тысячелетий служили мощным источником духовности для народов Востока. Несмотря на жёсткий идеологический прессинг на протяжении длительного периода, народу Узбекистана удалось сохранить свои исторические и культурные ценности и самобытные традиции, которые бережно передавались от поколения к поколению.

В произведении «Узбекистан на пороге XXI века» Каримов И.А. подчеркнул, что «Исключительно важное место в процессе возрождения и роста национального самосознания, национальной гордости, занимает историческая память, восстановление объективной и правдивой истории народа, родного края, территории государства».

История становится подлинным воспитателем нации. Деяния и подвиги великих предков пробуждают историческую память, формируют новое гражданское сознание, становятся источником нравственного воспитания и подражания. В истории Центральной Азии было немало выдающихся деятелей, сочетавших в себе политический ум и моральную доблесть, религиозное мировоззрение и энциклопедическую образованность.

Великие наши предки: Имам Бухари, Ат-Термези, Накшбанд, Ходжа Ахмад Яссави, Аль Хорезми, Беруни, Ибн Сино, Амир Темур, Улугбек, Бабур и многие другие внесли огромный вклад в развитие нашей национальной культуры, стали поистине предметом гордости нашего народа. Эти имена, их выдающийся вклад в развитие мировой цивилизации известны сегодня всему миру.

Исторический опыт, преемственность традиций - всё это должно стать теми ценностями, на которых воспитываются новые поколения. Не случайно наша культура стала центром притяжения для всего человечества: Самарканд, Бухара, Хива - места паломничества не только учёных и ценителей искусства, но и всех людей земли, которых интересует история и исторические ценности.

Этническая, культурная и религиозная терпимость нашего народ - ещё один неиссякаемый источник духовного Возрождения. На протяжении тысячелетия Центральная Азия была центром встречи и сосуществования самых различных религий, культур и укладов. Этническая терпимость и открытость стали естественными нормами, необходимыми для выживания и развития. Даже те, кто завоёвывал эти территории, не только приклонялись перед культурой народов Центральной Азии, но и бережно перенимали традиции, элементы существовавшей на этой территории государственности.

Благодаря начавшемуся реформированию и обновлению нашей общественной жизни, открылись мощные пласты духовной культуры, резко изменившие народную психологию в сторону патриотизма, национальной гордости, открытости для всего мира. Это первый признак мощи Духа народа, который настолько ярок и самобытен, что не только не страшиться интеграции, а напротив, стремится быть органической частицей мирового сообщества.

Возрождение духовно-национальных основ общества, культуры ислама, аккумулировавшей тысячелетний опыт нравственного становления нашего народа, явилось важным шагом на пути самоопределения, обретения исторической памяти, культурно-исторического единства. Реконструируются старые мечети и строятся новые; расширяется сеть учебных заведений; публикуется религиозная литература.

Ещё одним мощным источником духовных ценностей является традиционная этика семьи и родственных отношений, основными принципами которой всегда было почитание старших, взаимовыручка, забота о детях.

Возрождение ценностей семьи и родственных отношений должно означать не увековечивание отживавших семейно-родовых отношений, а возможность экономического, культурного и профессионального раскрепощения каждой семьи.

Мы должны научиться бережно относиться к тем культурным истокам, которые всегда давали возможность самым широким слоям населения приобщиться к лучшим образцам национальной классической и современной культуры. Не случайны значительные успехи в области музыкального, изобразительного, монументального и прикладного искусства Узбекистана, получившие широкое признание за рубежом. Широкая пропаганда и популяризация лучших образцов национальной и мировой культуры должны стать основой духовного воспитания подрастающего поколения, современной молодёжи.

Обретение государственного суверенитета и рождение 1 сентября 1991 года независимой Республики Узбекистан явилось важнейшей датой в истории узбекского народа, всех народов узбекской земли.

Духовность связана с утвердившимися в качестве ведущих идеями, а также мировоззрением и убеждениями людей. Действительно, духовность не может быть чем-то случайным, второстепенным и временным в сознании. Она, превратившись в стойкие убеждения, поднявшись до уровня ценностей, играет решающую роль в определении божественных отношений и человеческого поведения. Без убеждения не бывает духовности.

Духовным фундаментом независимости явились стремление народов Узбекистана к свободе, социальной справедливости и росту национального самосознания. Сегодня независимость должна иметь новые мировоззренческие и духовные основы.

Духовные основы - это, прежде всего отношения личности и общества к действительности: природе, человеку, общественным явлениям. Эти отношения должны основываться на рациональной продуктивной вере, убеждении, высокой духовности.

В систему духовных основ современности входят 3 большие группы понятий:

  • 1. Следует особо выделить философские сознание, веру, убеждение, мораль, эстетическое сознание, правовое сознание, религиозное сознание, новое мировоззрение, идеологию национальной независимости.
  • 2. Различные формы духовной культуры, в т.ч. конкретные виды искусства- художественная литература, театр, музыка, живопись и т.д.
  • 3. Народное образование, система научных исследований, творческие союзы, печать, полиграфия, средства массовой информации, различные учреждения и организации, занимающиеся идеологической и воспитательной работой.

Культурное наследие, будучи мощнейшим средством формирования национального самосознания, национальной гордости, является и универсальной духовной основой укрепления независимости. В нём сосредоточены и мораль, и право, и обычаи, и традиции, и литература, и уроки истории-всё и вся.

Всё вышесказанные духовные основы, формирующие новое мышление, являются важнейшими условиями воспитания нового человека и его воли, направленной на защиту, укрепление независимости и суверенитета своей страны.

Анализ концепции Президента РУз Каримовым И. о национально-духовном возрождении общества

Среди наиболее важных приоритетов развития Узбекистана на ближайшую перспективу Каримов И. особо выделил проблему дальнейшего духовного обновления общества. «Мы все, - подчеркнул президент, - должны чётко осознавать, что от духовного возрождения народа, сохранения традиций, развития культуры и искусства зависит положение дел в других сферах, зависит насколько результативными будут проводимые реформы».

Поэтому проблема духовности, проблема духовного и нравственного воспитания приобретает сегодня особенно важное значение.

Ни одно общество не может видеть свою перспективу без развития и укрепления духовного потенциала, духовных и нравственных ценностей в сознании людей. В произведении «Узбекистан на пороге XXI века» условия безопасности и гарантии прогресса Каримов И.А. подчёркивает, что «исключительно важное место в процессе возрождения и роста национального самосознания и национальной гордости, занимает историческая память, восстановление объективной и правдивой истории народа, родного края, территории государства. Этническая, культурная и религиозная терпимость нашего народа - ещё один неиссякаемый источник духовного возрождения».

Духовное возрождение - это появление нового поколения творческой интеллигенции, мышление которой определяет дух независимости. Отказ от старых застывших догм не есть, в нашем понимании отказ от своего исторического прошлого. Это отказ от однобокости и узости мышления.

Без духовного возрождения народа невозможно преодолеть последствия господства административно- командной системы во всех сферах жизни общества, невозможно осуществлять курс на демократизацию общества, на установление гармоничных отношений между обществом и природой, между людьми в данном обществе, между обществами, регионами, в масштабах всего человеческого сообщества; невозможно видеть принципиальное единство национальных и общечеловеческих ценностей, перспективы развития данного общества, его место и роль во всей мировой цивилизации.

Возрождение духовно-религиозных основ общества, культуры ислама, аккумулировавшей тысячелетний опыт нравственного становления нашего народа, и явилась важным шагом на пути самоопределения, обретения исторической памяти, культурно-исторического единства. Реконструируются старые мечети и строятся новые; расширяется сеть учебных заведений; публикуется религиозная литература.

Говоря о дальнейшем духовном обновления общества Каримов И.А. отметил, что перед ним стоит задача сформировать духовность свободного гражданина, личности, иначе говоря, воспитать свободных, всесторонне развитых людей, которые хорошо знают свои права, опираются на свои силы и способности, имеют самостоятельный взгляд на происходящее вокруг них и вместе с тем, сочетают свои личные интересы с интересами страны и народа.

Благодаря начавшемуся реформированию и обновлению нашей общественной жизни, открылись мощные пласты духовной культуры, резко изменившие народную психологию в сторону патриотизма, национальной гордости, открытости для всего мира.

Когда мы говорим о духовности, то, прежде всего, представляем себе ту внутреннюю силу, которая пробуждает человека к духовному очищению и росту, обогащению внутреннего мира, укрепления воли, целостности убеждений, побуждению совести.

В работе “Узбекистан на пороге XXI века» Каримов И.А. считает, что признание независимого Узбекистана мировым сообществом, широкая внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность нашего государства стали дополнительным импульсом к возрождению духовных ценностей и потенциала узбекского народа, осознанию себя в качестве полноправной нации в семье других народов. Широкие международные контакты создали благоприятную почву не только для более глубокого познания мировой культуры, приобщения к общечеловеческим ценностям, но и позволили развиться таланту узбекского народа в различных сферах деятельности, дали возможность в полной мере проявить такие исключительные качества, как предприимчивость и коммуникабельность, быстрое овладение несколькими иностранными языками. Благодаря этим контактам новый импульс к развитию получили и традиции национального гостеприимства и хлебосольства.

Будущее нашего народа, прежде всего, зависит то него самого, от духовной энергии и творческой силы его национального сознания. Естественное стремление к материальному благополучию не должно заслонить необходимость духовного и интеллектуального роста нации. Духовность и просвещённость всегда были самыми сильными отличительными чертами нашего народа на всём протяжении его многовековой истории.

Именно в сочетании наших традиционных ценностей с ценностями современного демократического общества - залог нашего будущего процветания, залог интеграции нашего общества в новое сообщество.

«С первых дней нашей независимости,- подчёркивает наш Президент в своём произведении «Узбекистан на пороге XXI века»,- важнейшей задачей, поднятой на уровень государственной политики, явилось возрождение того огромного, бесценного духовного и культурного наследия, которое в течение многих веков создавалось нашими предками…Возрождение духовных ценностей мы рассматриваем как органический, естественный процесс роста национального самосознания, возрождения к духовным истокам народа, его корням».

Проблемы духовности отражены в таких работах Президента Республики Узбекистан.Каримова И.А, как «Узбекистан устремлённый в XXI век: Доклад на четырнадцатой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «Идеология- это объединяющий флаг нации, общества, государства», «Узбекистан на пороге XXI века» и др.

историческая духовность каримов

1

Статья посвящена переосмыслению проблем духовности и нравственности, определяющих формирование личности в условиях социальных изменений. Система духовно-нравственных ценностей способна обеспечить необходимое стабильное существование и развитие общества, как единого социального организма. В такой системе духовные ценности обеспечиваются уникальной традиционностью, которая уже имеет в своей основе необходимые нравственные и этические принципы. Целевая функция ценностей должна состоять не только в достижении современной личностью разного рода материальных благ, но главное – в духовном личностном совершенствовании. В статье утверждается, что в социокультурном пространстве современного общества духовность и нравственность способствуют формированию сознания человека и определяют его поведение и деятельность. Они применимы в качестве оценочного основания ко всем сферам человеческой жизнедеятельности, оказывают значительное влияние на процесс формирования личности на социокультурном уровне, становятся предметом культуры. По мнению авторов, духовно-нравственные ценности содержат в своей основе две группы социальных процессов: духовно-продуктивную деятельность, направленную на производство духовных ценностей, и деятельность по освоению социального опыта, духовных ценностей, накопленных человечеством в ходе своего развития.

духовность

нравственность

общество

культура

духовная культура

личность

общественное сознание

1. Бакланов И.С. Тенденции социальной динамики и когнитивные процессы: на пути к обществу ультрамодерна // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2008. – № 4. – С. 67–73.

2. Бакланов И.С., Душина Т.В., Микеева О.А. Человек этнический: проблема этнической идентичности // Вопросы социальной теории. – 2010. – Т. 4. – С. 396-408.

3. Бакланова О.А., Душина Т.В. Методологические основания современных концепций общественного развития // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. – 2011. – № 2. – С. 152–154.

4. Ерохин А.М. Культурологический аспект формирования религиозного сознания // European Social Science Journal. – 2013. – № 11–1 (38). – С. 15–19.

5. Ерохин А.М., Ерохин Д.А. Проблема «профессиональная культура ученого» в контексте социологического знания // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2011. – № 5–1. – С. 167–176.

6. Говердовская Е.В. Культурно-образовательное пространство Северного Кавказа: ориентиры, проблемы, решения // Гуманитарные и социальные науки. – 2011. – № 6. – С. 218–227.

7. Говердовская Е.В. О стратегии развития высшего профессионального образования в поликультурном регионе // Профессиональное образование. Столица. – 2008. – № 12. – С. 29–31.

8. Камалова О.Н. Проблема интуитивного познания в иррациональной философии // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2010. – № 4. – С. 68–71.

9. Колосова О.Ю. Духовная сфера: универсализм и самобытность // European Social Science Journal. – 2012. – № 11-2 (27). – С. 6–12.

10. Колосова О.Ю. Духовно-экологическая детерминация современного цивилизационного развития // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – № 14. – С. 104–109.

11. Колосова О.Ю. Эколого-гуманистические ценности в современной культуре // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – № 2. – С. 108–114.

12. Лобейко Ю.А. Паритет здоровьесберегающего профессионального образования будущих педагогов в контексте антропологического подхода // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2012. – № 4. – С. 33–40.

13. Матяш Т.П., Матяш Д.В., Несмеянов Е.Е. Актуальны ли мысли Аристотеля о «хорошем обществе»? // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2012. – № 3. – С. 11–18.

14. Несмеянов Е.Е. Проблема преподавания религиоведения и духовно-нравственной культуры в поликонфессиональном регионе // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2010. – № 3. – С. 94–95.

15. Редько Л.Л., Асадуллин Р.М., Галустов А.Р., Перязев Н.А. Педагогические вузы должны измениться // Аккредитация в образовании. – 2013. – № 6 (66). – С. 65–68.

16. Шефф Г.А., Камалова О.Н. Некоторые аспекты проблемы гносеологического статуса религии в русской религиозной философии: С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С.Л. Франк // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2013. – № 4. – С. 31–34.

Оказывая существенное влияние на духовное состояние общества, духовность и нравственность находят свое выражение в способах и целях духовной деятельности в социуме, в характере удовлетворения потребностей общества, в целостном проявлении мироощущения социального бытия . Они, распространяясь, утверждаются через социальные институты, в духовной сфере жизнедеятельности общества .

Особенно актуальным является вопрос сохранения и современного восприятия духовно-нравственных традиций, их влияния на ценностные ориентации личности в условиях смены парадигм в мировоззрении. События, происходящие в духовно-нравственном и социокультурном пространстве общества, позволяют говорить о том, что в социуме на данный момент весьма заметно ощущается недооценка духовно-нравственных традиционных ценностей, которые издавна являлись неотъемлемой частью жизни и развития нации.

Необходимость выработки новой духовной парадигмы требует концептуального прояснения самого феномена духовности, характеризующегося абстрактностью в обыденном сознании и отсутствием общепринятого понятия на теоретико-философском уровне . Традиционные духовные и нравственные ценности занимали и будут занимать главное место среди категорий философии. Именно вокруг явлений духовно-нравственной жизни человека в основном осуществлялось становление отечественной мысли, определяя направление развития философии и в наше время. Место традиционных духовных и нравственных ценностей в обновленном обществе, несомненно, должно являться центральным, несмотря на тот факт, что в социокультурном пространстве множество опасных процессов и явлений, деструктивно влияющих на каждую личность и общество в целом . Современная материальная культура создает внутри себя антидуховные и антитрадиционные структуры, которые являются только внешним отражением вековых духовно-нравственных ценностей, по сути же являющимся неверным направлением в процессе осознания личностью истинной традиции. Такие структурные образования чрезвычайно опасны для развития всей цивилизационной культуры .

Нравственность в осмыслении феномена духовности в значительной мере определяется тем, что фактически под духовным возрождением подразумевается нравственное возрождение как возможный фундамент экономико-правовой и социально-политической стабильности. Формирование и усвоение духовных и нравственных ценностей - это процесс, обусловленный общественным характером отношений, определяющий развитие человеческого общества. Одна из основ социального взаимодействия в обществе - усвоение нравственных ценностей. Усваивая определенные духовные и нравственные ценности, человеку необходимо придерживаться традиционных путей такого достижения, которыми пользовались его предшественники и преемственность которых обеспечивается традицией. Этот момент духовного совершенствования человека позволяет утверждать, что основным условием ценностных ориентаций личности в современном обществе должно стать сохранение вековых духовно-нравственных традиций .

Социально-философское осмысление традиции позволяет выявить в ее структуре ряд особых качеств, среди которых наиболее важными являются характеристики непрерывности и преемственности, позволяющие традиции осуществлять свою основную функцию сохранения многовекового опыта народа и существовать в качестве важнейшего фактора трансляции социальной стабильности в обществе.

Феномен традиции органически укоренен в прошлом времени, а его воспроизводство происходит в насущной жизнедеятельности, и, опираясь на современную реальность определяет истинность человеческих поступков и действий в будущем . Очевидным также является и то, что адаптация традиций в социуме к современной действительности происходит только благодаря их культурному проявлению во всех областях как материальной, так и духовной жизни общества .

Фактор единства материального и духовного в обществе является главным в понимании природы возникновения и поддержания стабильности и преемственности развития социума, и здесь можно говорить о духовности народа, являющейся силой, которая не только сплачивает людей в сообществе себе подобных, но и обеспечивает единство душевных и телесных сил отдельного индивида.

Духовность в качестве особого феномена, являющегося неотделимым от насущного человеческого существования, обуславливаясь прошлым и опираясь на процессы современной действительности, придает содержательность человеческой жизни, направляет ее по определенному пути, и здесь важнейшую роль играет традиция, обеспечивающая преемственность и непрерывность развития общества. Духовная чистота, решимость исполнить все нравственные принципы и требования, которые содержатся в неизменном виде благодаря традиции, обеспечивается производной от духовности категорией «нравственность».

Нравственность есть проявление духовности. Духовность и нравственность в социально-философском аспекте являются во многом сходными категориями, поскольку их проявление почти всегда основано на личностном восприятии и последующем воспроизведении в обществе, важную роль в котором играет традиция.

Традиция является неотъемлемым условием позитивного существования и развития современного социума и выражается в обществе посредством сложной системы моделей и стереотипов жизненного поведения, духовной и нравственной практики народа, доставшихся нам от наших предков и существующих в современном социокультурном пространстве в качестве неоценимого духовно-нравственного опыта .

Духовность и нравственность являются основой ценностной ориентации личности. Ценности существуют как в материальном, так и в духовном мире человека. Материальная составляющая феномена традиции является инструментом отражения духовного начала, особого нравственного мира личности, подобно тому, как тот или иной символ, изобретенный самим человеком, несет в себе выражение духовного подтекста явления, материализуемого данным символом. В случае существования традиции в обществе без указанной духовной предпосылки ее возникновения она была бы обречена на периодическое исчезновение вместе с соответствующим поколением или индивидом, искусственно материализовавшим ее. Однако именно реальный человеческий мир, его материальное бытие с неизменными проблемами существуют в качестве инструментов изменения традиций, дополнения их определенными новациями и даже толчком к отмиранию таковых с учетом их актуальности. Традиции порождают ценности и сами являются ценностью для индивида и общества, а значит, в исследовании сущности традиции необходимо вести речь о взаимодействии в ее рамках духовной и материальной составляющих, их тесного соединения как феноменов в жизни современного общества и личности . Смысл существования отдельной личности составляет духовно-ценностную среду жизни индивида в социуме. Личность всегда способствует развитию ценностных взаимоотношений в обществе.

Духовность и нравственность, определяя основные приоритеты современного общества, способствуют укреплению стабильности и устойчивости его существования, инициируют социокультурную модернизацию и дальнейшее развитие . Формируя самобытность, они были и остаются доминантой для создания необходимого духовно-нравственного ядра, в основе которого общественное сознание, на основе которого развивается социальная жизнь.

Построение той или иной духовно-нравственной системы происходит на основании процессов современного развития общества, но его базой, так или иначе, является коренная традиция прошлого, играющая основную конструирующую роль. Способность традиции духовно обогащаться, впитывая в себя определенные новации, не противоречащие, а иногда полностью соответствующие традициям, необходимо рассматривать как процесс возникновения новых социальных связей, как условия модернизации общества.

Вопреки богатому духовно-нравственному наследию, тот или иной этнос достаточно долго находится под влиянием информационно-культурного воздействия. Формирование духовной сферы осуществляется путем проекции чужеродных псевдокультур в сознание индивида, когда государство, общество, человек разлагаются изнутри . В такой ситуации стали отчетливей определяться изменения в системе традиционных духовных ценностей, стала особенно заметна важнейшая роль традиции в жизни человека и ее воздействие на положение в духовно-нравственной сфере жизни всего социума.

Современное общество находится под воздействием фактического доминирования массовой культуры, которая опирается на достижения технологического прогресса, но не затрагивает сущности духовной культуры как феномена человеческого бытия . Массовая культура пытается выступить в роли инструмента модернизации духовно-нравственной традиции, по сути, полностью изменяя ее сущность, что несет в себе опасность подмены изначального смысла понятий духовности и нравственности, собственно и осуществляющих процесс общественного развития.

Традиционные духовные и нравственные ценности носят всеобъемлющий характер. Духовно-нравственная традиция в качестве определенного инструмента наследования культурных достижений общества призвана способствовать сохранению «социальной памяти», или так называемой «культурной преемственности» в обществе, особой духовной связи между многими поколениями людей. Данная характеристика духовно-нравственной традиции также является необходимым условием противостояния нарастающему влиянию мировых глобализационных процессов, тенденция к усилению которых в последнее время становится все более заметной.

Современное место духовно-нравственных традиций в социокультурном пространстве общества, несомненно, должно являться центральным, но их роль в обществе подвергается множеству опасных процессов и явлений, по-своему разрушающих отдельную личность. Поиск духовных ориентиров, которыми будет руководствоваться общество в XXI веке, по мнению многих исследователей, предполагает анализ и четкое понимание каждым индивидом в рамках процесса общественного бытия особого места и роли духовно-нравственных традиций как системообразующих ценностей.

Мировой исторический опыт позволяет говорить о том, что довольно часто религия становится структурной основой, главной организующей силой бытия общества и личности. В культурном пространстве современного общества все более значимым становится процесс возрождения традиционных религий . В настоящее время интерес к религии связан с тем, что она представляет собой ориентир для самых высоких чувств и стремлений личности, традиционный пример поистине нравственного поведения человека. Говоря о христианской религии, можно утверждать, что она вновь стала элементом социально-философской мысли, носительницей общечеловеческих ценностей нравственности и духовности. Социум через особое социально-философское мировоззрение органически связан с религиозным мировоззрением . Христианская и, в частности, православная духовно-нравственная культура как чрезвычайно глубокая и разнообразная система человеческого бытия формирует личность не только в религиозном ее понимании, но и в понимании социально-философском. В таком контексте, личность постоянно находится в процессе совершенствования своего духа с помощью фундаментальных нравственных и этических установок христианской религии. Христианская духовная этическая система благодаря свойствам всеединства и общезначимости, кроме возможности решения конфликтов, возникающих внутри социокультурного организма, несет в себе силу, позволяющую регулировать духовно-нравственное становление отдельного индивида. Так, одной из приоритетных целей гуманистически ориентированной системы современного образования является воспитание духовности подрастающего поколения .

В условиях формирования духовного состояния общества совершенно необходимой является продуманная и целенаправленная государственная политика в области формирования духовных и нравственных ценностей. Эта политика должна быть частью единой стратегии изменений жизни общества, включающих в себя позитивные социальные изменения в области культуры, образования и воспитания.

Рецензенты:

Бакланов И.С., д.ф.н., профессор кафедры философии факультета истории, философии и искусств Гуманитарного института, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь;

Каширина О.В., д.ф.н., доцент, профессор кафедры философии факультета истории, философии и искусств Гуманитарного института, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.

Работа поступила в редакцию 06.03.2015.

Библиографическая ссылка

Гончаров В.Н., Попова Н.А. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-7. – С. 1566-1569;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37195 (дата обращения: 26.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Называет уже ставшие к времени его жизни традиционные средства этого восхождения - молитва и покаяние, которые очищают душу, просветляют и просвещают изнутри. Это святоотеческая «азбука» духовного восхождения.

На русской почве эта идея была осмыслена и развита преподобным Нилом Сорским (XV век), учение которого вобрали и растворили в своих религиозно-философских построениях А.С. Хомяков , В.В. Зеньковский, С.Л. Франк , П.А. Флоренский , Г.В. Флоровский и др.

Составленный Нилом Сорским «Устав о скитской жизни» даст нам полное представление о «лествице» духовного восхождения русских монахов, в главных чертах дошедшей до XX века.

Основным методом духовно-нравственного воспитания он считал многократную молитву, соединяющую монаха-послушника с источником нравственного просвещения - Богом.

Молитва необходима, чтобы «блюсти сердце» и тот, кто овладел этим умением, взошёл, по словам Нила Сорского, на первую ступень «лествицы» духовного совершенствования.

Вторая ступень восхождения заключается в овладении умением управлять («умертвлять») своими страстями и заключается в многократных упражнениях, в духовной работе по очищению и
возвышению души к источнику истины и любви-богу.

В основной перечень упражнений им включалось: чтение духовных книг, рукоделие, пение псалмов, служение (занятия из послушания), всенощное стояние и т. д.

Третья ступень - овладение искусством «ум блюсти в сердце», что достигалось средствами непрерывной безмолвной молитвы, рассматриваемой как «умное делание» (исихия). Послушник должен был уметь соединить умственную образованность с духовно-нравственной воспитанностью («собрать ум в сердце»).

Эта третья ступень Нилом Сорским называлась «высшим чином делания духовного». Далее - на вершине лествицы - достижение благодати Святого Духа, того совершенного состояния, которое достигали лишь величайшие христианские подвижники. Это - «горняя» высота духовного восхождения по христианским воззрениям.

На каждой ступени духовного восхождения воспитанник должен вести борьбу с главными страстными помыслами. Средства этой борьбы различаются смотря по мере и степени нравственного совер-шенства.

Нил Сорский называет восемь «страстных помыслов»:

1) чревообъедение;

3) сребролюбие;

5) печаль;

6) уныние;

7) тщеславие;

8) гордость.

Лишь преодоление их позволяет идти по пути духовного совершенствования. Первые две страсти - телесные, последующие - душевные.

Для телесных страстей Нилом Сорским предлагался контроль за мерой пищи, временем пищи, соблюдение постов, подчинение тела духу. Для искоренения душевных страстей предлагалось оживить в себе «образ Божий» и собственное обещание пребывать в целомудрии и чистоте, размышлять о себе самом, о том образе и звании, в каком находишься, призывать в молитвах на помощь тех знаменитых святых и подвижников, которые поднялись на вершину духовной «лествицы», не желать никаких стяжений (вещей, богатств и пр.), не гневаться и не творить зла ближнему, изгонять из сердца скорбь молитвой, чтением, общением и беседами с людьми духовной жизни; самый серьезный духовный акт подвижника - преодоление уныния.

В традициях святоотеческого предания Нил Сорский учил, что благодушное перенесение скорбей возводит к высшему совершенству, что постоянные аскетические упражнения снимают негативные воздействия на душу лести, похвалы, чествования и пр., учат ставить себя ниже всех, любить молчание, не выставлять себя, быть в трудах, бороться с собственным высокосердием, кичливостью и т. п.

В русских православных монастырях послушники следовали правилам духовного совершенствования, поднимаясь по ступеням этой «лествицы». Пример их жизни был перед глазами простых русских людей не одно столетие. Идея духовно-нравственного
совершенствования, понятно, не в форме трактатов, глубоко проникла в жизнь русского крестьянства и укоренилась в ней. Этот факт отмечен был славянофилами и такими художниками слова, как Гоголь , Толстой , Лесков , и религиозными философами XIX-XX веков Е. Трубецким ,
Н. Лосским , Н. Бердяевым
и др. Православное учение тысячелетие выковывало целостный характер народной морали.

По народно-православным взглядам нравственно-духовное восхождение начиналось с семьи и церкви, после первой исповеди, осуществляющейся в семилетнем возрасте, и школы. Начальное образование в России столетиями было традиционно связано с религией. Само содержание образования во всех слоях населения, в том числе и крестьянских, носило ярко выраженный религиозный характер. В XVIII-XIX веках для обучения детей пользовались азбуками, букварями, псалтырями и часовниками, издаваемыми официальными церковными или синодальной типографиями. Складывалась особая русская традиция обучения. Среди книг, предназначенных для изучения и переписывания, преобладали сочинения духовно-нравственного содержания, включая переводы византийских авторов Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника , Максима Исповедника и др.

Русское крестьянство, как показали исследования последних лет, было в XIX - начале XX века достаточно грамотно и образовано, чтобы самостоятельно знакомиться с духовно-нравственными сочинениями. Вкус к душеполезному чтению прививался в семьях, школах, домах священников, где постоянно обучалось, как правило, 10-15 мальчиков.

Учителя так называемых «вольных» школ выби-рались общиною, причём на первое место ставились религиозно- нравственные качества учителя, умение обучать чтению и пониманию духовных книг, житий святых».

Кларин В.М., Петров В.М., Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX-XX веков, М., 1996 г., с. 87-90.

Нравственное сознание – отражение элементов действительности, которые подчиняются нормам морали.

Нравственное сознание включает в себя следующие уровни:
– обыденное сознание, которое олицетворяет собой устоявшиеся в течение многих тысячелетий правила человеческой жизни, направленные на защиту жизни, здоровья человека. К этим правилам относятся: не убий, не делай насилия над другими, не кради, уважай старших, помоги меньшему, беспокойся о родителях и детях своих и др.;
– теоретическое сознание, включает в себя теории морали, которые говорят о необходимости определенного устоявшегося поведения, устанавливают нравственные идеалы.
Для сознания характерны следующие особенности:

Взаимосвязь общественных интересов с личными, что способствует гармоничному развитию человека.

Образ морального человека входит в состав представлений и взглядов нравственного сознания.

Ориентация человека на лучшие образцы путем обсуждения этого поведения с другими людьми.

Социальная действительность отражается путем опосредованного познания. Среди проблем нравственного сознания главными являются связанные со смертью и бессмертием, местом человека и его идентичности. Ведущее место занимают темы, касающиеся свободы воли и ответственности. Нравственное сознание развивается по своим законам. В процессе своего развития оно утверждается, с течением времени «стареет», тем самым порождая новую. Нравственное сознание меняется в соответствии с общественными взглядами, предпочтениями. Благодаря этому каждая эпоха пользуется теми или иными моральными нормами.

Эпоха Средневековья охватывает рамки начала V-конца XV века. Как показывает научная мысль, термин «средневековье» возник в Италии (XIV-XVI века) – это время между античностью и новой эпохой, так называемый «средний возраст». Существует мнение, что Вольтер, Дидро, Монтескье называли эту эпоху «темными веками», описав в своих трудах резкий культурный упадок. В противоположность им авторы художественных произведений того времени называют Средневековье эпохой воплощения высшей морали.

В период этот существовала строгая система сословий. Господствующую верхушку занимает духовенство и феодалы, низшие ступени занимают купцы, ремесленники и крестьяне. Благодаря такому распределению основой средневековой этики становится Библия, которая охватывает все сферы общественной жизни. На первом месте стоит вера, а уже потом разум. Первоначально христианство начало объединять низшие классы общества, которые боролись с мировым злом – Римской империей. Ведущее место заняли идеи равенства, поддержки и доверия, нашедшие свое отражение в священном писании. В лоне христианской любви возникает милосердие – стремление людей к помощи, состраданию, прощению.

Основы мировоззрения церкви Средневековья отражены в трудах Августина Аврелия (Блаженного), которому принадлежит учение о «божественной благодати». По его мнению, церковь выступает посредником между людьми и богом. Бог – высшее благо, нравственный закон. «Верь, чтобы понимать» – основной постулат Августина. Земные блага для человека являются второстепенными, отсюда и следует объяснение резкого противопоставления небесного и земного, ведь они созданы различными родами любви. Зло – это отсутствие добра, человеческая ошибка, которая случается в тот момент, когда предоставляется большее предпочтение нижнему над высшим. Оно проявляется в стремлении к низшему. Человек, по Августину Аврелию, сам по себе выступает разрушительным началом, имеет свободу воли, которая является необходимым условием его жизни. Именно свобода воли делает нас носителями морали.

Августин выделяет 3 условия для совершения греха: предложение, удовольствие, согласие. Согласие представляет собой грех, независимо от того осуществит ли поступок человек или нет.

Каждая из добродетелей означает любовь человека к Богу. Августин к добродетелям терпения, мужества, мудрости, справедливости добавил добродетели веры, надежды, любви.
Этическая мысль Августина Аврелия содержит ряд противоречий. Хотя человек и обладает свободой воли, но вместе с тем он имеет и собственную судьбу. Исходя из этого, он заявляет о том, что человек всегда нуждается в помощи Бога.

Фома Аквинский (1225-1274) – основатель направления томизма. В своем учении он выступает сторонником сочетания веры и разума, выделяя истины разума и откровения. Фома Аквинский считал, что главной задачей, которая встает перед наукой является объяснение закономерностей мира. Он отвергал какие-либо противоречия между теологией и философией, наукой и верой, объясняя это тем, что Бог является источником какой-либо истины. Человек познает Бога только тогда, когда сможет самостоятельно проанализировать последствия его бытия; пройти его путь. Зло – порча вещей, уход от блага. Абсолютного зла не существует. Человеческая воля, которая не подчиняется законам, предписаниям порождает зло. Однако, есть поступки, не зависящие от воли, ведь она может быть подавлена принуждением, страхом, жадностью. Любой поступок осуществляется не только под контролем разума, но и под влиянием желания, страсти и воли. Разум выступает контролером свободного поступка.
Фома Аквинский выделял 3 вида божьих законов:

– вечный, в котором Бог выступает регулятором всех поступков;

– естественный, человек должен избегать зла, добиваясь в своей жизни только блага;

– человеческий, включает в себя государственные законы, которые удерживают человека от злых намерений.

Бог насквозь проникает в нравственную жизнь человека, и присутствует в ней постоянно, независимо от ситуации. Нравственные принципы, по мнению Фомы Аквинского, являются частями человеческой души, и определяют характер человека. Эти добродетели не могут существовать отдельно от разума. К ним относятся: справедливость, мужество, рассудительность, умеренность. Высшими из всех он считал богословские добродетели, к которым относится вера, надежда, любовь. Данные этические взгляды Ф. Аквинского оказали влияние на развитие дальнейшей философской жизни.

Главным принципом этики Средневековья является теоцентризм. Бог – начало, центр Вселенной, который обусловливает жизнь всего живого. В этот период появляется понятие «духовное лицо» – лицо, которое стремится постичь бытие Бога путем самопознания.

На смену эпохи Средневековья приходит эпоха Возрождения (XV-XVI века), в основе мировоззрения которого лежит принцип гуманизма. Стремление человека познать реальный мир способствовало развитию науки. Именно человек стоит в центре мировоззрения гуманистов. Главной особенностью эпохи Возрождения является то, что первое место занимает индивидуальность человека, а уже потом ее социальное положение. Человек сам организует и контролирует свою моральную жизнь.

Представителями этики Возрождения являются Франческо Петрарка (1304-1374), Лоренцо Валла (1407-1457), Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494), Никколо Макиавелли (1469-1527), Фрэнсис Бэкон (1561-1626) и др. Этика, по мнению Франческо Петрарки, наука об искусстве жизни, главная проблема познания смысла жизни. Ф. Петрарка поддержал и развил мысль Данте Алигьери о том, что человек является наиболее совершенным чудом из всех проявлений божественной мудрости. Свои соображения он раскрывал в своих произведениях. Кроме того, идеальным государством, по его мнению, будет то, граждане которого будут высоконравственными людьми.

Лоренцо Валла считал естественным все то, что служит самосохранению, счастью человека; сторонник мнения о важности наслаждения в человеческой жизни. Разум, по его мнению, имеет большую силу. Л. Валла сторонник индивидуализма в сочетании с принципом собственного удовольствия человека. Человек должен жить так, чтобы это было выгодно ему, но и так, чтобы это не нарушало принципа взаимной любви между людьми. Только таким путем он сможет достичь истинного наслаждения.

Дж. Пико делла Мирандолла – автор произведения «900 тезисов» (издано в 1486 году), в котором отражается образ мышления эпохи. По его мнению, именно Бог поставил человека в центр Вселенной и дал ему возможность стать творцом своей судьбы. Отсюда следует, что человек наделен высоким достоинством. Именно человек может достигать не только естественного счастья, но и сверхъестественного (высшего). Кроме того, каждый человек имеет право на свободомыслие, реализацию творческих возможностей. По мнению Н. Макиавелли, мир состоит из равного количества добра и зла. Если люди создают мощное государство, то в него перебирается добро. Государство выступает проявлением человеческого духа, отсюда вытекает цель и смысл человеческой жизни – служить этой стране. Государство, а не церковь, в состоянии воспитать граждан, только оно победит эгоистическую природу человека, чем обеспечит порядок в обществе. Н. Макиавелли выступал противником католической религии, называя ее ошибочным толкованием христианства. Эта религия находит благо в повиновении, самоунижении и презрении к человеческим делам. Макиавелли ставил на первое место разум, дает объяснение тому, что общество в своем развитии проходит путь от несвободы к свободе, от насилия к победе гуманности.

Ф. Бэкон занимался различными проблемами морали. По его мнению, этика должна предоставить такие принципы и нормы, которые будут способствовать активному привлечению людей к благу; поможет выяснить пути и методы нравственного воспитания. Особое значение он придавал воспитанию доброты. Доброта – забота о благе людей. Стремление людей к добру заложено в человеческой природе. Людей, обладающих «врожденной злостью» Ф. Бэкон называл «ошибками природы».

Мишель Эйкем де Монтень (1533-1592) – основоположник жанра философско-моралистического эссе. Создание «учебника жизни» – основная цель его творчества. Свою этику он построил на основе эмпиризма и скептицизма. М. Монтень предлагал подвергнуть принятые на веру догмы критике разума. По его мнению искажение не способствует улучшению ни одной из добродетелей, а истинное знание никогда не будет основываться на лжи. Человек – противоречивое, переменное существо, поэтому его духовная жизнь характеризуется внутренними противоречиями. Самопознание является предпосылкой нравственности. Большое значение философ придавал дружбе, поскольку она способна улучшить отношения между людьми. В то же время он заявлял о том, что настоящая дружба практически невозможна. М. Монтень принадлежал к гуманистам, он был противником пыток и каких-либо унижений человека.

Пьер Бейль (1647-1706) развил идеи Монтеня, убеждая в том, что каждый нравственный закон должен подчиняться идеи справедливости. Итак, нравственное сознание эпохи возрождения исповедовало идеи гуманизма, признавало идею свободы основным фактором бытия человека, развивало идеи о стремлении человека самостоятельно выбирать и развивать свою моральную жизнь.

Вы когда-нибудь задавались вопросом о том, благодаря чему кто-то становится хорошим спортсменом? Или выдающимся лидером? Или отличным родителем? Почему некоторые неизменно достигают своих целей , а другие – терпят неудачу?
В чем же разница? Что может быть важнее ума и таланта? И что такое «зверские казармы» Вест-Пойнта? Об этом мы и поговорим!

Обычно на эти вопросы мы отвечаем рассуждениями о таланте. Наверное, он самый умный ученый в лаборатории. Он от природы может бежать быстрее, чем все другие игроки команды. Он выдающийся бизнес-стратег.

Но, думается, мы все знаем – дело не только в этом.

На самом деле, если вы глубже задумаетесь над этими вопросами, то поймете, что талант и ум играют совсем не такую большую роль, как кажется изначально. Результаты исследований показывают, что уму мы обязаны всего лишь 30% достижений – то есть, ум только верхушка айсберга.

Но что же важнее ума и таланта? Ответ: духовная стойкость.

Оказывается, духовная стойкость, называемая также «силой воли», играет куда большую, чем какое угодно еще качество, роль в достижении целей, относящихся к здоровью, карьере, учебе, бизнесу и жизни в целом.

И это отличная новость, ведь, например, со своими унаследованными от родителей генами поделать вы ничего не можете, а духовную стойкость развить более чем реально.

Почему духовная стойкость так важна? И как ее в себе развить?

Давайте поговорим об этом подробнее.

Духовная стойкость и армия США

Ежегодно примерно 1,300 кадетов поступают на первый курс Военной академии Вест-Пойнт. В первое лето в кампусе кадетам необходимо пройти ряд испытаний, невероятно тяжелых физически и морально. Эта летняя программа инициации в академии называется «зверскими казармами» .

По словам исследователей, наблюдавших за кадетами Вест-Пойнт, «зверские казармы» - продуманное намеренное испытание границ возможностей кадетов, их физической, эмоциональной и духовной выдержки. Нечто подобное проходят и агенты ФБР, .

Возможно, вы представляете себе, что кадеты, успешно справившиеся со «зверскими казармами», крупнее, сильнее или, по крайней мере, умнее своих товарищей. Но Анджела Дакворс, исследовательница из Университета Пенсильваании, наблюдая за кадетами, обнаружила кое-что совершенно иное.

Дакворс исследовала достижения кадетов, а точнее, то, как духовная стойкость, упорство и энтузиазм влияют на способность достигать целей. В Вест-Пойнт она наблюдала за 2,441 кадетом на двух первых курсах.

Она записывала их успехи в школе, результаты вступительных испытаний, оценку их лидерского потенциала (отражающую их активность во внеурочных занятиях), результаты проверки уровня физической подготовки (стандартизированного теста, состоящего из физических упражнений), а также их оценку по шкале силы воли (измеряет упорство и энтузиазм в достижении долгосрочных целей).

И вот что она выяснила…

Не сила, не ум, и не лидерский потенциал являлись решающими в том, завершит ли кадет испытание «зверскими казармами» успешно. Решающую роль в этом играла сила воли – упорство и стремление достигать долгосрочных целей.

На самом деле, кадеты, получившие 60 или более пунктов по шкале силы воли, чаще других успешно выдерживали испытание «зверскими казармами». Именно сила духа определяла успех кадетов, а не их талант, ум или наследственность.

В чем важна сила духа?

Исследование Дакворс показало важность силы духа во многих сферах.

Помимо результатов описанного выше исследования в Вест-Пойнт, она также обнаружила, что…

  • Студенты Лиги Плюща, отличающиеся от товарищей большей силой воли, получают лучшие оценки индивидуальных показателей деятельности, даже если их оценки за экзамены ниже, то есть, если они «глупее».
  • При сравнении двух людей одного возраста, но с разными уровнями образования, именно сила воли (а не интеллект) определяет, чье образование в итоге будет лучше.
  • Участники соревнования по правописанию National Spelling Bee показывают лучшие результаты не благодаря своему IQ, а благодаря силе воли и регулярным тренировкам.
Сила воли и духа важна не только в образовании. Она важна в чем угодно, и это Дакворс и ее коллеги доказали, опрашивая лидеров во всех сферах:
Наша гипотеза, заключающаяся в том, что сила воли важна для высоких достижений в любых сферах, была доказана в ходе многочисленных интервью с профессионалами в области инвестиционно-банковских услуг, живописи и искусства, журналистики, науки, медицины и права. В ответах на вопрос, какое качество отличает лучших специалистов в своих областях, все эти люди упоминали силу воли так же часто, как и талант. На самом деле, многие из них были в восторге от достижений коллег, которые на первый взгляд не казались такими же одаренными, как другие, но чья неизменная верность своим амбициям была исключительной. Кроме того, многие с удивлением заметили, что их невероятно одаренные сверстники отнюдь не достигли вершин в своей области
.
 - Анджела Дакворс

Вы, наверное, уже не раз убедились в правдивости этого на собственном опыте.

Помните вашего друга, который растерял свой талант?

Как насчет вашего сотрудника, который выжал максимум из своего потенциала?

Знаете ли вы кого-то, кто продолжает упорно идти к цели, независимо от того, сколько времени это занимает?