Собор парижской божьей матери. Собор Парижской Богоматери — Нотр Дам (Notre Dame de Paris)

Собор Парижской Богоматери воздвигнут на острове Сите на месте древнеримского алтаря, который посвящен Юпитеру (1 век). Эта достопримечательность отличается строгостью своего облика, в отличие от других храмов Франции в готическом стиле. По красоте и пропорциям этот собор является уникальным явлением. Глядя на его гармоничный ансамбль, нельзя поверить, что он строился практически двести лет и при этом много раз переделывался и капитально реставрировался.

Общая информация о Соборе Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) является географическим и духовным «сердцем» Парижа и располагается на месте базилики Святого Стефана, являющегося первой христианской церкви Парижа, и была воздвигнута в свое время на месте галло-римского храма, посвященного Юпитеру.

В соборе соединены два стиля архитектуры. Заметно, с одной стороны, присутствие готического стиля, в котором используются новаторские достижения в архитектуре, создающие определенную простоту вертикальной конструкции. С другой стороны, можно рассмотреть романский стиль, которому присуще плотное и мощное единство. Выразительно отображают наличие этих стилей различные по высоте башни и западная часть собора.

Терновый венец Иисуса Христа является основной реликвией христианства и хранится в соборе. До 11 века венец находился в Иерусалиме, а затем был привезен на хранение во дворец византийских императоров в Константинополе.

История Собора Парижской Богоматери

Строительство собора было начато в 12-м веке (1163 год) во время правления Людовика VII Французского. В вопросе, кто заложил первый камень, историки расходятся в своих суждениях. Основными претендентами являются: папа Александр III и епископ Морис де Сюлли. Основной алтарь освящен в 1182 году, а к 1196 году неф здания был практически завершен, но на главном фасаде работы еще велись полным ходом и, в основном, завершены к 1250 году, а к 1315 году была закончена вся внутренняя отделка.

Главными создателями собора принято считать двух архитекторов — Жан де Шель, выполнявший контроль за работами в период 1250 — 1265 годов, и Пьер де Монтрей (период 1250 — 1267 гг.). В связи с тем, что в строительстве Нотр-Дама принимало участие много различных архитекторов, западная сторона и башни значительно отличаются по стилям. Так, башни были завершены в 1245, а полностью собор — в 1345 году.

Величественный и мощный фасад разделен: на три части пилястрами по вертикали, на три яруса галереями по горизонтали. Нижний ярус, при этом, имеет три глубоких портала (Страшного суда, Богородицы и св. Анны). Прямо над ними находится аркада под названием «Галерея Королей» со статуями (28 штук), которые представляют царей древней Иудеи.

Собор, благодаря своему неповторимому внутреннему убранству, на протяжении многих веков служил местом проведения особых торжеств, королевских бракосочетаний, коронаций и похорон. В нем впервые собрался парламент Франции (1302 год). Здесь отслужил молебен благодарности Карл VII, который был коронован в Реймсе. В этом соборе была отпразднована свадьба Генриха IV, ставшего в последствии королем Наварры, и Маргариты де Валуа.

Характерной чертой готического собора является отсутствие настенной живописи, а единственным источником света является большое количество витражей высоких стрельчатых окон. За время правления Людовика XIV в конце 17-го века собор переживал определенные перемены, при которых и витражи, и могилы были разрушены.

После Великой Французской революции в конце 18-го века собор был объявлен Храмом Разума, и возвращен церкви был только в 1802 году при Наполеоне. Виктором Гюго в 1831 году был опубликован роман с одноименным названием «Собор Парижской Богоматери».

В 1841 году началась реставрация под руководством архитектора Виоле-ле-Дюка, который известен реставрацией Амьенского собора, готической церкви Сен-Шапель и крепости Каркассон в южной части Франции. Реконструкция и восстановление скульптур и здания длилось более двадцати лет. Этому архитектору также принадлежит идея создания галереи химер на фасаде собора. Эти статуи установлены у подножия башен на верхней площадке. В это же время были разрушены примыкавшие к собору постройки, и образовалась существовавшая и поныне площадь.

Находящийся в соборе Терновый венец Иисуса Христа является великой христианской реликвией. До 1063 года находился в Иерусалиме, далее перевезенный в Константинополь. В последствии, последний император Латинской империи Балдуин де Куртенэ в связи с тяжелым материальным положением заложил реликвию в Венеции. На протяжении десяти лет (1238 — 1248 года) венец преодолел расстояние от Византии до Парижа. Вначале он хранился в Святой часовне Сент-Шапель, а после Французской революции был передан в Нотр-Дам де Пари.

Архитектурные достопримечательности Собора Парижской Богоматери

На главном фасаде собора расположено три двери, над одной из которых находится скульптурное панно с различными эпизодами из Евангелия. Изображение Страшного суда расположено над центральным входом. Арки входа поддерживают семь статуй. А двери украшены кованными рельефами. В нижней части панно изображены мертвецы, которые встали из могил, пробужденные двумя ангелами с трубами. Среди мертвецов можно увидеть короля, папу, воинов и женщин. Это, своего рода, символ присутствия на Страшном суде всего человечества. В верхней части — Христос и два ангела с обеих сторон.

Крыша собора сделана из плиток 5 мм толщиной из свинца, которые выложены внахлест. Поэтому общий вес крыши составляет около 210 тонн. В верхней части собора присутствуют изображения химер и гаргулий. Шпиль собора имеет дубовую основу и покрыт свинцом, общая высота его 96 метров. У основания шпиль окружен четырьмя группами бронзовых статуй апостолов работы Жоффруа Дешоме.

Возле каждой группы находится свое животное, символизирующее евангелиста: бык — символ Луки, лев — Марка, ангел — Матфея и орел — Иоанна. Все статуи обращены в сторону Парижа.

Основная часть витражей была сделана в середине 19-го века. Роза над входом в собор (главный витраж) частично сохранившаяся со Средних веков, а в центре ее Богоматерь, вокруг расположены знаки зодиака, грехи и достоинства. На южном и северном фасадах собора находятся две боковые розы. Во время реставрации витражи окон розы предполагалось выполнить в белом цвете, но Проспером Мериме было предложено выполнение роз в средневековом стиле.

Большой колокол звучит очень редко, а остальные — звонят в 8 и 19 часов. У каждого есть свое собственное имя и тональность. Внутри собора поперечные нефы (трансепты), пересекаясь с продольным, образуют крест. По центру самого длинного нефа расположена последовательная серия скульптур, изображавшая Евангелие. В правой части собора расположены часовни, украшенные картинами и скульптурами различных художников. Эти изображения искусства по многовековой традиции были преподнесены ежегодно в дар собору в первый день мая.

Люстра собора выполнена из посеребренной бронзы, выполненная по рисунку Виолле-ле-Дюка вместо переплавленного в 1792 году, а в 2007 году была отреставрирована. Галерея королей представлена каменными фигурами, выстроенными в ряд. Оставшиеся из созданных в 19-м веке изображают царей из Ветхого Завета. Ранее на этом месте находились статуи французских королей Средних веков, которые во время Французской революции были обезглавлены и разбиты.

Достопримечательности Собора Парижской Богоматери

Одной из основных достопримечательностей собора является большой орган, установленный в соборе в 1402 году. Предыдущий был помещен в готический корпус. На протяжении многих лет орган несколько раз реконструировался и достраивался. Самыми основательными считаются проведенные работы в 1733 году и 1788 году. В 1992 году благодаря сотрудничеству с «Синаптелью» удалось полностью компьютеризировать орган.

Со времен реставрации орган состоял из 46 регистров, расположенные на пяти мануалах. Во время его строительства использовалась определенная часть труб неповторимого инструмента, двенадцать из которых сохранились и по сей день. Инструмент имеет корпус с фасадом в стиле Людовика XVI.

Сегодня орган имеет 8 тысяч труб и 111 регистров. Около 900 труб сохранились с времен Тьерри и Клико. Среди современных инструментов орган остается самым большим по числу регистров.

Заключение

Посещение Собора Парижской Богоматери поможет любознательному туристу окунуться в атмосферу Средних веков и французских королей.

Побродив по кварталу Маре, 1 мая мы направились в колыбель Парижа - остров Сите , чтобы посмотреть одну из главных достопримечательностей Парижа - собор Парижской Богоматери (Cathédrale Notre-Dame de Paris ).

Именно на острове Сите (Île de la Cité ) зародился Париж. Свыше 2 тыс. лет назад его заселило галльское племя паризиев. Благодаря стратегическому положению острова он оставался центром всех городов, которые воздвигались здесь при римлянах, франках, Капетингах. В результате градостроительных преобразований барона Османа облик острова Сите изменился почти до неузнаваемости. Сохранились, однако, такие значительные средневековые постройки, как собор Парижской Богоматери , Сен-Шапель и Консьержери.

Сначала мы очень мило посидели в сквере Иоанна XXIII (Square Jean XXIII ) на берегу Сены, позади собора Нотр-Дам. Несмотря на обилие народа, здесь было довольно спокойно и уютно, очень зелено и приятно. Из этого сквера открывается великолепный вид на собор и его скульптурные композиции, а также поддерживающие крышу и стены Нотр-Дама контрфорсы. В XVII веке здесь находилась резиденция архиепископа, однако в 1831 году архиепископский дворец был разграблен и осквернен революционерами, а позже разрушен. Потом этот пустырь купил парижский префект граф Рамбюто (Comte de Rambuteau ), он же в 1844 году разбил здесь чудесный сад. С 1845 года садик украшает псевдоготический фонтан Девы или архиепископский фонтан (la fontaine de la Vierge или la fontaine de l"Archevêché ), созданный по проекту архитектора Альфонса Вигурё (Alphonse Vigoureux ). Фигура Богоматери с младенцем выполнена скульптором Луи Мерльё (Louis Merlieux ). На постаменте, где она стоит, можно заметить фигуры 12 апостолов (по четыре на каждой из трех граней), а в самой нижней части фонтана - фигуры трех архангелов (из их ног, собственно, и льется вода). Сам сквер назван в честь одного из самых популярных пап XX века - Иоанна XXIII , который был римским папой в 1958-1963 гг.

Вид на фонтан Девы и собор Парижской Богоматери из сквера Иоанна XXIII:

Посидев в скверике Иоанна, мы отправились к главному входу в собор. Очередь - на всю площадь! Но, к счастью, двигалась довольно бодро. Внутри собора, соответственно, тоже народу предостаточно. Спасает то, что все двигаются организованно, против часовой стрелки: от западной стороны собора к южной и затем, через алтарную (восточную) часть, к северной.

Рядом с собором находится статуя Карла Великого, который объединил христианские народы Запада. В 768 году Карл стал королем, а в 800 году - императором.

История собора Нотр-Дам-де-Пари

История собора Нотр-Дам-де-Пари на острове Сите довольно любопытна. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) был построен на месте развалин римского храма. Первый камень в его основание заложил папа Александр III в 1163 году (по другим сведениям, это был епископ Морис де Сюлли). Работы над строительством огромного собора были завершены лишь к 1330 году. При размерах 130 м в длину и 35 м в высоту (не считая сводов) Нотр-Дам-де-Пари далеко превосходил по масштабам большинство других готических соборов. Для реализации проекта даже пришлось изменить планы застройки целого района!

В 1793 году революционеры превратили собор в «храм разума» и ограбили (Робеспьер приказал обезглавить «каменных королей, украшающих церкви»), в 1795-1802 гг. он был закрыт и даже служил винным складом. В 1804 году здесь состоялась коронация Наполеона (именно при Наполеоне Нотр-Дам был возвращен церкви и вновь освящен). В 1944 году в Нотр-Даме прошла церемония по случаю освобождения Парижа, а в 1977 году - похороны генерала де Голля.

В 1841 году начались работы по полной реставрации Нотр-Дама под руководством известного архитектора и реставратора Виолле-ле-Дюка (Viollet-le-Duc ) (он же, кстати сказать, занимался реставрацией Сент-Шапель). Работы по восстановлению здания и реставрации скульптур, замене разбитых статуй и сооружению 90-метрового шпиля, спроектированного Виолле-ле-Дюком вместо разобранного в 1786 году, велись 23 года.

Собор Нотр-Дам-де-Пари: интересные факты

У основания шпиля собора Нотр-Дам установлены фигуры 12 апостолов , спускающихся вниз. Каждая группа состоит из трех апостолов, и каждую сопровождает крылатое существо, символизирующее одного из четырех евангелистов (ангел, лев, телец и орел). Взгляды всех апостолов направлены вниз, в сторону города, и лишь один апостол, св. Фома, смотрит на собор : он обернулся, чтобы в последний раз взглянуть на свое творение. Дело в том, что, по замыслу Виолле-ле-Дюка, фигура этого апостола (покровителя архитекторов) олицетворяет его самого, его профессию; это своеобразная подпись мастера (неслучайно в руках у этого апостола линейка).

Гаргульи и химеры собора Нотр-Дам-де-Пари

Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора (в средние века химер на Нотр-Даме не было). Знаменитые химеры прячутся на верхней площадке у подножия башен.

Гаргульи парижского Нотр-Дама относятся к средним векам, а точнее к XIII веку, и известны не менее, чем химеры. Самые красивые гаргульи, как считается, находятся на уровне больших аркбутанов хора (они более вытянутые и, если можно так выразиться, стройные, чем их чуть более молодые сестры (в районе 1225 против 1240 года)). Благодаря прочному известняку (лиесу ), добываемому в бассейне Сены, чудовища хорошо сохранились. К тому же, помимо идеального строительного материала, стоит отметить, что Париж эпохи средневековья был большим городом, куда стекались работать множества замечательных мастеров и, в частности, скульпторов. Вот фотографии нескольких гаргулий, сделанные нами во время этой поездки (точно не знаю, с какой части фасада сделаны эти снимки):

Строго говоря, гаргульи (иногда встречается написание горгульи ) - это вовсе не то же самое, что химеры. Хотя их часто путают. Собственно, gargouille переводится с французского как «желоб, водосточная труба». Отсюда и их функциональное, а не только декоративное назначение: эти чудовища (драконовидные змеи) издавна служат для отвода потоков дождевой воды от крыш и стен зданий. Впечатляющие ливневые массы могут извергаться из их пастей далеко за пределы собора, так что гаргульи, по сути, защищают стены храма от повреждений, а фундамент здания - от разрушения.

Что же касается химер , установленных у основания башен собора Парижской Богоматери, то это фантастические, гротескные, обычно уродливые существа с телом обезьяны и крыльями летучих мышей, козлиными рогами, змеиными головами и другими звериными атрибутами. Химеры олицетворяют человеческие грехи и силы зла. Их функция, в отличие от гаргулий, - чисто декоративная.

На химер Нотр-Дама можно полюбоваться, если подняться на галерею химер (Galerie des chimères ). Вся эта балюстрада занята фигурами демонов, монстров и фантастических птиц. В средние века этих скульптурных элементов на соборе не существовало: их, как говорилось выше, решил ввести Виолле-ле-Дюк , чтобы воссоздать фантастическую и загадочную атмосферу средневековья. Виолле-ле-Дюк сам нарисовал химер, а выполнили их пятнадцать замечательных скульпторов XIX века под руководством Жоффруа Дешома (). Виолле-ле-Дюк и его команда не побоялись нового и доказали, что собор Парижской Богоматери - это не музей и не застывший памятник прошлого, а живой храм, который развивается и дополняется новым декором.

Наиболее известная химера Нотр-Дама - это Стрикс (la Stryge ) (от греч. strigx , то есть «ночная птица»), крылатый ночной демон, полуженщина-полуптица, испускавшая пронзительные критики и по преданию питавшаяся кровью новорожденных младенцев или похищавшая их в своих когтистых лапах. Плиний Старший в своей «Естественной истории» описывает народное поверье, будто стриксы отравляют детей своим ядовитым молоком. Уже римляне опасались этих зловредных ночных духов, напоминающих вампиров. Химера-стрикс прославилась благодаря офортам французского гравёра Шарля Мериона (Charles Meryon ) (1821-1868) с видами Парижа. Вот эта знаменитая гравюра 1853 года:

Чтобы попасть на галерею химер, нужно пройти 387 ступеней северной башни, и тогда открывается прекрасная панорама города и можно сделать отличные снимки знаменитых чудовищ, взирающих на расстилающийся внизу Париж и будто насмехающихся над всеми мерзостями и безобразиями, которые происходят на земле. Мы, правда, подниматься на башню не стали, уже не помню точно, почему. Наверное, из-за очереди...

Порталы главного фасада Нотр-Дам-де-Пари: внешний вид собора

Общий вид собора:

Парижский Нотр-Дам представляет собой базилику с галереями и двойными боковыми нефами. Готические соборы с двойными боковыми нефами строились довольно редко, что ставит собор в привилегированное положение. Двойные нефы разделены пополам продольными рядами гигантских колонн.

Три портала главного (западного) фасада собора:

Три портала главного (западного) фасада собора (центральный западный (Страшного суда), северный (слева) портал Девы Марии и южный (справа) портал Св. Анны, матери Марии) украшены великолепными скульптурами. Насколько я помню, весь народ впускали как раз через дверь правого портала, то есть портала Св. Анны, что вполне логично, учитывая направление осмотра.

По обеим сторонам от западного окна-розы (1225 году) на главном фасаде тянется галерея Царей. В галерее Царей (La galerie des rois ) представлены 28 фигур библейских (иудейских) царей, предков Христа. В 1793 году фигуры были обезглавлены революционерами, так что нынешние головы - дело рук реставраторов XIX века, работавших под руководством Виолле-ле-Дюка (правда, в 1977 году во время строительных работ в 9-м округе Парижа, на улице Шоссе д"Антен, удалось найти 21 из 28 голов царей, сейчас они выставлены в средневековом музее Клюни (musée de Cluny ); хотя и покалеченные, они сохранили некоторые следы былой полихромности: красный оттенок губ, розовые щеки, черные брови и т.п.). Высота каждой фигуры - свыше трех с половиной метров. Створки ворот собора украшены прекрасным узором из кованого железа.

Нижняя западного фасада с галереей королей (фрагмент):

Над Галереей царей расположена знаменитая розетка западного фасада с так называемым балконом Девы (Le balcon de la Vierge ). Статуя Девы Марии с младенцем в окружении двух ангелов была выполнена в XIX веке под руководством Виолле-ле-Дюка, взамен оригинальной средневековой фигуры, сильно пострадавшей от времени и климатических воздействий.

По обеим сторонам от розетки (соответственно, над порталом Девы и порталом Св. Анны, на уровне галереи (балкона) Девы) установлены скульптуры Адама и Евы . Эти скульптуры вызывают серьезную полемику искусствоведов; многие считают их появление на фасаде принципиальной ошибкой Виолле-ле-Дюка. В древности эту часть собора украшала только скульптура Девы Марии.

Над центральным порталом западного фасада собора помещено изображение Страшного суда (Portail du Jugement dernier ). Этот портал с поразительным скульптурным оформлением относится к XIII веку (1220-1230 гг.). Портал представляет Страшный суд так, как он описан в Евангелии от Матфея. В центре, на междуоконном столбе (trumeau ), разделяющем двери центрального портала на две половины, располагается большая статуя Иисуса Хриса, Благого Господа (Le Beau-Dieu ) с Книгой Жизни (на постаменте, где он стоит, изображены фигуры, олицетворяющие свободные искусства). Эта фигура Христа считается самым знаменитым творением французского скульптора XIX века Жоффруа-Дешома (Adolphe-Victor Geoffroy-Dechaume ) (она была создана по рисунку Виолле-ле-Дюка).

Центральный портал (портал Страшного суда) западного фасада собора:

По сторонам от Христа, на откосах стен портала, в проемах (ébrasements ) помещены статуи двенадцати апостолов , по шесть с каждой стороны: на левом опорном столбе Варфоломей, Симон, Иаков Алфеев (Младший), Андрей, Иоанн и Пётр, на правом - Павел, Икаков Зеведеев (Старший), Фома, Филипп, Иуда Фаддей и Матфей. Апостолы обращены к Христу, проповедующему на центральной колонне. Статуи апостолов были уничтожены революционерами в 1793 году и впоследствии воссозданы Виолле-ле-Дюком, который вернул главному фасаду собора первоначальный облик.

У ног апостолов, на цоколе портала , в своеобразных «медальонах» представлены добродетели и противоположные им пороки. Например, овечка изображает кротость, доспехи - силу. А скажем, такой грех, как непостоянство, олицетворяет монах, забрасывающий свою рясу в кусты крапивы. Этим барельефам почти 800 лет. Тема добродетелей и пороков также обыгрывается в мотивах западной розетки.

Также на откосах стен портала, только ближе ко входу, на косяках роскошной двери, расположены десять фигур дев , по пять с каждой стороны. Символика этой части портала такова: не стоит отчаиваться, нужно просто бодрствовать и поддерживать огонь в своей лампе, как это делают мудрые девы , изображенные на левом опорном столбе (со стороны Рая). С противоположной стороны мы видим дев неразумных , у которых больше не осталось масла в светильниках, а ламповым маслом они не запаслись, когда вышли навстречу жениху. Имеется в виду притча о десяти девах , которая приводится в Евангелии от Матфея. Скульптуры дев также были воссозданы в XIX веке.

На нижней перемычке (по французски называемой linteau ) изображены мертвецы, вставшие из могил . Их разбудили два ангела с трубами (стоят по обеим сторонам). Среди мертвецов - один король, один папа, воины, женщины и даже один африканец (что символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества).

Из первых двух архивольтов, обрамляющих тимпан, за воскресением мертвых наблюдают ангелы. Каждый по-своему выражает удивление этим зрелищем: во всей композиции не найдется двух одинаковых жестов или поз. Некоторые фигуры ангелов сохранили следы былой раскраски, эту средневековую полихромность (на следующей фотографии обратите внимание на складки драпировки и крылья):

Уровнем выше, на верхней перемычке изображен архангел Михаил , который взвешивает души умерших на весах правосудия, определяя избранных в Рай (левая сторона, то есть по правую руку от Христа). Два дьявола, большой и маленький, пытаются перетянуть одну чашу весов на свою сторону. Другие черти, такие же уродливые и рогатые, уводят грешников на цепи в ад. На лицах грешников отражены страх и отчаяние. Обе перемычки были реконструированы в XIX веке.

Сцена взвешивания душ и черти, которые утаскивают грешников в ад, - рельеф на верхней перемычке (виден также фрагмент нижней перемычкой с ангелом, возвещающим начало Страшного суда) (кстати, на этой фотографии достаточно четко видна граница, отделяющая старинные скульптуры XIII века (справа) от созданных в XIX веке (слева)):

Сцену взвешивания душ венчает небольшая арка, на которой покоятся ноги Христа. Грешник, не успевший покаяться, получает заслуженную кару: как показано в правом углу первого архивольта, он летит вниз головой прямо в ад. Но те, кто исповедовал веру Христа, могут присоединиться к блаженным душам в «лоне Авраамовом», на которое указывает ангел в левом углу первого архивольта.

На верхнем надвратном тимпане восседает Христос на престоле судии. Он поднимает руки, демонстрируя свои раны. Тимпан относится к 1210 году. Два ангела по бокам от Христа несут орудия его мучений: тот, что слева, держит копье и гвозди от креста, а тот, что справа, - собственно крест. По углам тимпана, по сторонам от ангелов, мы видим Марию (слева, то есть по правую руку от Христа) и евангелиста Иоанна (справа, по левую руку Христа). Эти фигуры в коленопреклоненных позах молятся за милосердие к роду человеческому.

Христос, восседающий на троне в день Страшного суда, - рельеф на верхнем тимпане:

На охватывающих тимпан изгибах свода (voussures ) - архивольтах портала - мы видим святых и праведников (ангелы, патриархи, пророки, отцы Церкви, мученики и девы), это так называемый cour céleste , то есть собственно обитатели Рая.

Интересно, например, изображение Авраама, который держит души праведников на полотнище, лежащем у него на руках. Это символ Рая, то самое «лоно Авраамово» (видите, на Авраама указывает ангел, а уровнем выше, над фигурой, расположенной слева от Авраама, сидит Моисей со скрижалями в руках).

Аду и его обитателям отведено совсем немного места (справа от зрителя). Но зато до чего колоритные, смачные фигуры! Обратите внимание, в частности, на фигуру пузатого упитанного дьявола в короне, который попирает трех грешников: богача, епископа и короля.

Другие изображения адских мучений и рыцарей Апокалипсиса в этой части портала:

Изображения на архивольтах относятся к XIII веку, как и верхняя часть портала (тимпан). Что касается остального скульптурного оформления портала, то оно было воссоздано в XIX веке усилиями Виолле-ле-Дюка. В то же время всеми признается необычайное качество проведенных реставрационных работ: элементы XIII века практически невозможно отличить от воссозданных Виолле-ле-Дюком и его помощниками, настолько уважительно и бережно они отнеслись к той эпохе, настолько прониклись ее духом.

Интерьер Нотр-Дам-де-Пари: внутри собора

1. Общие виды

Внутреннее убранство Нотр-Дам-де-Пари великолепно. Огромное величественное пространство с прекрасными работами знаменитых скульпторов. Алтарная преграда выполнена Жаном Рави (Jean Ravy ), «Пьету» создал Николя Кусту (Nicolas Coustou ), а статую Людовика XIV - Антуан Куазевокс (Antoine Coysevox ). На экскурсию по Нотр-Даму можно с легкостью потратить час или даже больше, даже если ты осматриваешь собор самостоятельно, без помощи прфессионального экскурсовода.

Внутренний вид собора: высокий неф, хоры и главный алтарь (вид из нефа в сторону алтарной части):

Расположение нефа на плане собора:

Вид на противоположную, западную сторону, где расположено западное окно-роза и большой орган Нотр-Дама:

Западное окно-роза (La rosace ouest ) (ок. 1220 г.) с фигурой Богоматери, которую оттеняют яркие витражи, - это центральный витраж Нотр-Дама . Он кажется огромным, но на самом деле самый маленький из трех розеток собора (витраж имеет 9,6 метров в диаметре). В центре - фигура Богоматери, вокруг - сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи, а также пророки. Витраж был практически полностью переделан Виолле-ле-Дюком в XIX веке. Полностью рассмотреть этот витраж сейчас практически невозможно из-за органа, но это не беда: не менее прекрасными южным и северным окном-розой можно любоваться беспрепятственно.

2. Трансепт: витражи-розетки и статуя Парижской Богоматери

В этой части собора можно полюбоваться южным и северным окном-розой, а также скульптурой Парижской Богоматери с младенцем.

Расположение трансепта (поперечного нефа) на плане Нотр-Дама:

Южное окно-роза (справа, если смотреть со стороны входа, т.е. с запада) (La Rose Sud или Rose du Midi ) - огромный витраж на южном фасаде трансепта , его диаметр составляет 13 м. Часть этого витража XIII в. сохранилась в первозданном виде. Южная розетка была установлена приблизительно в 1260 году. Общее число витражных фрагментов розы: 84; розетка состоит из четырех концентрических кругов (12 медальонов, 24 медальона, затем 4-дольные и 3-дольные панели). Некоторые части розетки были заменены во время реставрации сначала в XVIII, а затем и в XIX веке. Сейчас многие витражи розетки находятся не на своих местах, и не всегда возможно определить, какая сцена первоначально занимала тот или иной участок композиции. Интересно, что во время реставрации, проводившейся в XIX веке, Виолле-ле-Дюк повернул розетку на 15 градусов, чтобы укрепить ее на прочной вертикальной оси (считается, что это несколько смазало первоначальное впечатление вращения, сохранившееся у северной розетки). Витраж изображает Христа в окружении апостолов, а также почитаемых во Франции святых, мучеников, мудрых дев...

В четвертом круге витражей изображены двадцать ангелов со свечами, венками и кадильницами, а также сцены Нового и Ветхого Завета (в третьем и четвертом круге): бегство в Египет, исцеление паралитика, суд Соломона, Благовещение... В третьем круге последовательно представлено девять прекрасно сохранившихся сцен из жизни святого Матфея. Происхождение их неизвестно, однако эксперты единогласно датируют их последней четвертью XII века. Два нижних угловых витража (écoinçons ) изображают, соответственно, Сошествие в ад (причем сверху изображены Моисей и Аарон, а снизу искушение Адама и Евы) (с восточной стороны) и Воскресение Христа (с западной стороны) (сверху изображены святая Магдалина и святой Иоанн, а снизу святые Петр и Павел).

Витраж в центральном медальоне розетки не сохранился, и Виолле-ле-Дюк решил заменить его образом Второго пришествия Христа: меч, исходящий из уст Спасителя, символизирует Слово Божие, которое отделяет истину ото лжи. Вокруг изображены символы четырех евангелистов: ангел, орел, телец и лев, а у ног Христа - Книга Жизни и Агнец.

Розетка покоится на поясе витражных просветов (claire-voie ) - шестнадцать высоких стрельчатых витражных окон-«ланцетов », в сумме с которыми высота витража достигает 19 метров. Все эти узкие витражи, изображающие пророков, были созданы в XIX веке (1861) художником Альфредом Жерентом (или, на английский манер, Джерентом) (Alfred Gérente ) под руководством Виолле-ле-Дюка. По образцу Шартрского собора, в центре представлены четыре великих библейских пророка (Исаия, Иеремия, Даниил и Иезекииль), которые на своих плечах несут четырех евангелистов (Матфей, Марк, Лук и Иоанн), что символизирует связь Ветхого и Нового Завета.

У юго-восточного столба трансепта стоит Богоматерь с младенцем . Эту статую, привезенную в XIV в. из часовни Сент-Эньян (chapelle Saint-Aignan ), называют Парижской Богоматерью . Из этой части алтаря исходил невероятный запах лилий, я всё никак не могла понять, что это такое. Оказалось, что статуя Парижской Богоматери оформлена большим количеством свежих белых лилий!

Огибаем алтарную часть и идем по левой стороне. Здесь можно полюбоваться северным окном-розой (ок. 1250 г.). Это витраж XIII в., расположенный на высоте 21 метра (диаметр, как и у южного витража, составляет 13 метров). Витраж изображает Богоматерь в окружении персонажей Ветхого Завета. Это истинный шедевр высокой (зрелой) готики. В отличие от розетки в южной части трансепта, этот витраж сохранился практически в первозданном виде с XIII века.

Композиция северной розетки очень динамична, здесь нет строго вертикальных или горизонтальных элементов, чем создается образ как будто вращающегося колеса. Этот витраж посвящен Ветхому Завету. Преобладание лиловых и фиолетовых оттенков символизирует долгую ночь в ожидании Мессии. В центре изображены Богоматерь с младенцем, в медальонах вокруг - судьи, пророки, короли и жрецы.

3. Алтарная перегородка

Здесь начинаются прекраснейшие резные сцены из камня. Это алтарная преграда (La clôture du chœur ). В XIV в. Жан Рави (Jean Ravy ) (вероятнее всего, это был он, хотя точно не известно) вырезал из камня высокую перегородку, отделяющую клирос (хоры) от нефа. В середине XIX в. она была отреставрирована Виолле-ле-Дюком. Преграда изображает последовательную серию скульптурных сцен из Евангелия . Все они полихромные. Цвета были также подновлены командой Виолле-ле-Дюка.

Расположение хора (алтарной преграды и алтаря, до апсиды) на плане собора:

Южная часть преграды датируется началом XIV века и состоит из девяти сцен, изображающих явления Иисуса после Воскресения. В отличие от сцен северной преграды, они отчетливо отделены друг от друга столбиками.

« Явление Христа Марии Магдалине » :

« Явление Христа женам-мироносицам » :

Далее следуют сцены: « Явление Христа апостолам Петру и Иоанну » ; « Явление Христа ученикам по дороге в Эммаусе » ; « Явление Христа одиннадцати апостолам на вечери (без Фомы) » ; « Явление Христа апостолу Фоме » ; « Явление Христа ученикам на Тивериадском озере » (три последние сцены частично видны на следующей фотографии):

Две заключительные сцены: « Явление Христа одиннадцати апостолам на горе в Галилее » и «Явление Христа апостолам в вечер воскресения, в Иерусалиме » (последнее явление Христа, заключившееся вознесением Его на небо):

Северная часть преграды относится к последней трети XIII века. Здесь насчитывается 14 сцен, изображающих рождение и жизнь Иисуса до последних дней (не считая страстных событий, которые произошли после Тайной вечери: ареста, суда, бичевания и казни). Сцены следуют одна за другой, не прерываясь, и образуют единое пространство.

«Посещение святой Елизаветы» (Встреча Девы Марии и праведной Елизаветы);« Рождество Христово и б лаговестие пастухам ; « Поклонение волхвов » :

Потом идут сцены «Сретение Господне » (встреча в Иерусалимском Храме младенца Иисуса с праведным старцем Симеоном); «Христос среди мудрецов в Храме » («Отрок Христос среди учителей иудейских » - посещение 12-летним Иисусом Иерусалимского Храма); «Крещение Господне » и «Брак в Кане Галилейской »:

Завершается цикл сценами «Вход Господень в Иерусалим » (Пальмовое или Вербное воскресенье); «Тайная вечеря »; « Омовение ног ученикам » (совершенное Иисусом перед Тайной вечерей) и «Гефсиманский сад » (Моление о чаше):

4. Алтарная часть, хор

В глубине центрального нефа находится алтарь. В алтарной части, позади алтаря стоит знаменитая «Пьета» - скульптура Николя Кусту (Nicolas Coustou ) на резном цоколе, выполненном Франсуа Жирардоном.

По обеим сторонам от «Пьеты» установлены статуи двух королей: Людовика XIII работы того же Николя Кусту (Nicolas Coustou ) (справа) и Людовика XIV Антуана Куазевокса (Antoine Coysevox ) (слева). Ансамбль окружают шесть бронзовых ангелов с орудиями Страстей Христовых: терновым венцом, гвоздями, смоченной в уксусе губкой, табличкой INRI («Иисус Назарянин, Царь Иудейский»), бичом и пикой.

После многих лет бесплодного брака Людовик XIII дал обет украсить собор Парижской Богоматери, если небо пошлет ему наследника. Будущий Людовик XIV родился в 1638 году, но выполнение обета заняло 60 лет. На хорах (с двух сторон) сохранились резные панели начала XVIII века (Les stalles en bois sculpté , то есть деревянные резные скамьи хора ), изображающие сцены из жизни Марии, они как раз выполнены во исполнение обета Людовика XIII.

Витражи хора (алтарной части ) . За алтарем на большой высоте расположены высокие стрельчатые окна с цветными витражами XIX века (первоначальные витражи XIII века утрачены):

5. Капеллы

Стоит также упомянуть многочисленные боковые (северные и южные) капеллы собора Нотр-Дам-де-Пари . Они посвящены различным святым, украшены великолепными статуями и витражами, в них расположены надгробия, мавзолеи и надгробные монументы типа жизан (gisant ) известных религиозных деятелей и других выдающихся людей.

В кольцевом обходе, окружающем хоры (эту галерею называют деамбулаторием - déambulatoire ) также расположены прекрасные капеллы. Пять из них окружают непосредственно алтарный выступ - апсиду и как бы лучами расходятся от нее (такие капеллы так и называются: апсидные или радиальные - chapelles absidiales или chapelles rayonnantes ). Это так называемый венец капелл .

Расположение венца капелл на плане собора:

У восточной стены первой апсидной капеллы - капеллы Святого Гийома (Вильгельма) - расположен мавзолей графа Анри Клода д"Аркура (Henri-Claude d"Harcourt ) (1704-1769), генерал-лейтенанта королевской армии. Надгробие из белого мрамора было выполнено в 1776 году Жаном-Батистом Пигалем (Jean-Baptiste Pigalle ) (1714-1785). В 1771 году Пигалем и супругой графа (скончавшейся в 1780 году и похороненной в этой же капелле) был подписан контракт, устанавливающий скульптурные детали и символику композиции, названной «Воссоединение супругов».

Композиция изображает почившего графа, который, завидев свою супругу, приподнимается из могилы, освобождается от савана, простирает руки навстречу жене, и вот снова горит факел Гименея. За спиной почившего графа стоит Смерть с песочными часами, показывающая графине, что настал ее час. Сама графиня изображена в коленопреклоненной позе у подножия саркофага и всем своим видом выражает нетерпеливое желание поскорее воссоединиться с дражайшим супругом. И тогда ангел-хранитель вновь потушит факел.

Расположение капеллы Святого Гийома на плане Нотр-Дама:

А вот, например, убранство красивейшей капеллы Святого Причастия (chapelle du Saint-Sacrement ) (1296), расположенной в конце нефа по центру этих пяти капелл (так называемая осевая капелла ):

Витражи, статуи, полихромные узорчатые своды со звездами...

Эта капелла предназначена для тихой уединенной молитвы (насколько это возможно при таком скоплении народа). Ее также иногда называют Капеллой Девы Марии или Богоматери Семи Скорбей (Chapelle de la Vierge или Chapelle de Notre-Dame-des-Sept-Douleurs ).

Один из витражей капеллы Святого Причастия изображает бегство в Египет:

Еще витражи этой капеллы:

Расположение капеллы на плане Нотр-Дама:

Вот еще один прекрасный витраж - витраж одной из боковых капелл южной стороны (шестая с правой стороны от входа), капеллы Святой Анны (Chapelle Sainte-Anne ):

В этой же капелле находится картина французского художника XVII века Лорана де ла Ира (Laurent de La Hyre ) «Обращение Савла (апостола Павла)».

Расположение капеллы Св. Анны на плане Нотр-Дама:

А еще в одной из капелл мы обнаружили исторический макет, изображающий ход строительства собора Парижской Богоматери:

После экскурсии по собору Нотр-Дам мы вернулись в квартал Маре: пошли отдохнуть на площадь возле парижской Ратуши (Отель-де-Виль ).

Культовое сооружение Франции - собор Парижской Богоматери - является не только храмом и памятником архитектуры, но и культурным наследием страны. Наряду с Эйфелевой башней посещение собора в Париже не пропускает практически ни один турист. С чего начинается история сооружения, и как обстоят дела в наши дни?

История собора Парижской Богоматери

Храм Нотр-Дам де Пари расположен на месте, где ранее находились романские, христианские, меровингские святыни. Возведение величественного здания началось в 1163 году при короле Людовике VII, который всю жизнь посвятил церкви. Папа Александр III удостоился чести заложить камень в основание собора. Строительство заняло почти два века, окончившись лишь в 1345 году.

Возведением руководили множество архитекторов, но это не помешало им соорудить один из самых величественных храмов на планете. Собор выдержан в готическом стиле, разбавленном романским обликом. Некрасивые выходы труб закрывали статуями и горгульями. За все время существования собор видел тысячи битв и сражений, а однажды памятник архитектуры едва не разрушили якобинцы во время Французской революции.

Драгоценную утварь храма разграбили, а скульптуры разрушили и обезглавили. Из святыни здание превратилось в Храм Разума, а позже в продовольственный склад. Сооружение нуждалось в срочной реставрации. Памятку спас роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», который стал центром действий между героями - Квазимодо и цыганкой Эсмеральдой. Произведение не только прославило автора, но и заставило народ понять ценность храма.

В скором времени Нотр-Дам подлежал реставрации под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка. Всего на восстановительные работы ушло 23 года. Были восстановлены галереи горгулий и другие скульптуры, установлены химеры. Также не забыл архитектор о шпиле собора, который был уничтожен революционными действиями.

Ценность собора и его след в культуре

Ценность величественного строения не только в невероятной архитектуре, готическом стиле и мифических скульптурах. Под сводами собора образовывались новые королевские династии, получали благословение рыцари, хранили ценности богатые люди Парижа.

В Нотр-Дам де Пари Наполеон стал королем Французской Империи. Кроме того, служители собора помогали нищим. Также в храме проходил легендарный суд на Жанной Д’Арк, но уже после смерти девушки. Суд полностью оправдал француженку.

К Нотр-Даму примыкает пристройка - сокровищница. Здесь хранятся христианские реликвии: Терновый Венец, фрагмент креста и церковные произведения искусства.

Архитектурное строение оставило глубокий след в культуре не только Франции, но всего мира. Вот основные произведения, где фигурирует собор:

  • роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»;
  • роман Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери»;
  • произведение Осипа Мандельштама Notre Dame.

В 1956 году по роману Виктора Гюго сняли одноименную картину. Фильм режиссера Жана Деланнуа стал популярным во всем мире, а воплощение Эсмеральды актрисой Джиной Лоллобриджидой считается самым удачным.

Также изображение парижского собора в манускрипте запечатлел художник Жан Фуке. Интересно, что по приказу архитектора Виолле-ле-Дюка здания перед храмом были снесены и построена площадь. Здесь много архитектурных памятников и даже расположена звезда «Нулевой километр».

Собор важен и для современного поколения французов. Здесь бывают не только великие и знаменитые, но и обычные люди, которые просят у Бога исцеления и земных благ. Здание активно привлекает романистов и кинематографистов со всего мира.

Пожар в соборе Парижской Богоматери: как это было, последствия

К сожалению, 15 апреля 2019 года стало известно, что в соборе случился пожар. Огонь уничтожил значительные участки здания, но благодаря пожарной службе пламя удалось потушить утром 16 апреля. Деревянные конструкции быстро перегорали, в результате обвалилась крыша и шпиль Нотр-Дама.

Эксперты оценивают ущерб, который нанесен ценным витражам. Также выясняют силу повреждения органов, скульптур и колокола. Борьба с огнем затянулась, поскольку пламя нельзя было тушить с вертолетов - это грозило обвалом.

Точная причина возгорания пока не установлена. Есть предположение, что это случилось из-за реставрационных работ. Прокуратура Парижа работает над выяснением обстоятельств. Пожар нанес огромный урон старинному зданию, но все же несущие конструкции удалось спасти. Во время тушения к храму выехал президент Франции Эмманюэль Макрон и пообещал восстановить сооружение. Уже во вторник будут объявлены сборы средств.

Сотрудники экстренных служб заявляют, что в Нотр-Даме обрушился шпиль, обвалилось две трети крыши. Основная часть реликвий была спасена, в том числе Терновый Венец и туника святого Людовика. Судьба произведений искусства, которые находились в общем зале, пока не известна.

На реконструкцию собора Парижской Богоматери обещал выделить средства один из богатейших людей Франции. Владелец футбольного клуба «Ренна» Франсуа Пино пожертвует сумму в размере 100 млн евро. О намерениях отца заявил его сын Франсуа-Анри. Он сообщил, что семья готова дать деньги из фондов на полное восстановление здания.

Перед вами история зарождения, расцвета и трагедии великого произведения архитектуры. Надеемся, реконструкция не растянется на десятилетия, а туристы вскоре снова смогут насладиться видами Нотр-Дам де Пари.

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари): подробная информация о соборе Парижской Богоматери, архитектура и история Нотр-Дам-де-Пари, расположение на карте.

Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris)

Собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам - старейший и самый известный собор Парижа , расположенный в древнейшей его части - острове Сите. Это великолепный шедевр готики, увековеченный гениальным Виктором Гюго и превратившийся в культовое место столицы Франции наряду с Эйфелевой башней и Лувром .

Кроме великолепного здания собора и его интерьера есть возможность оценить красоту Парижа с высоты башен. Чтобы на них подняться нужно преодолеть более 350 ступенек. Также можно посмотреть археологический склеп, который "расскажет" историю города с галло-римских времён до 19 века.

История Нотр-Дам-де-Пари

Уже в 3 веке в древнем Париже появились первые христиане. Сюда был послан св. Дионисий, казненный на холме Монмартр, и ставший впоследствии покровителем города (пригород Парижа Сен-Дени также назван в его честь). После утверждения Константином христианства, как официальной религии в Римской Империи, в 4 веке на месте языческого храма был построен первый христианский собор на острове Сите - собор св. Стефана. Точно не известно, как он выглядел и его точные размеры, но считается, что это была большая пятинефная базилика, перестроенная в 6-7 веке.

Каменный собор св. Стефана был в состоянии выдержать испытание временем, но в 12 веке Людовик VII и епископ де Сюлли приняли решение построить новый, более величественный собор. В 1163 году был заложен первый камень будущего Нотр-Дам. Строительство продолжалось до 1250 года.

На протяжении своей истории, до Великой Французской революции, Собор Парижской Богоматери несколько раз перестраивался и ремонтировался. Революция нанесла собору страшный ущерб - были разрушены статуи королей на фасаде, уничтожены все большие скульптуры, повреждены витражи и порталы. Нотр-Дам пришел в настолько плачевное состояние, что всерьез обсуждалась возможность его сноса. К счастью, во многом благодаря Виктору Гюго и его легендарному роману "Собор Парижской Богоматери", собор решено было отреставрировать. В середине 19 века Нотр-Дам был снова открыт.


Архитектура

Архитектурный стиль собора - готика. Западный фасад разделен на три части по вертикали и горизонтали.

Нижний ярус - это три портала (входа): портал св. Анны, портал Девы Марии, портал Страшного Суда. Каждый портал украшен барельефами. Над порталами расположена аркада королей - 28 скульптур иудейских царей, поврежденных во время Революции.

Выше располагается западная роза - фигура беспредельности и бесконечности, заключённая в квадрат. Построена в начале 13 века и является одной из трёх роз собора и самой старой из них.

В архитектуре собора выделяются две башни-колокольни - Северная и Южная. При этом Южная башня (ближняя к реке) выглядит менее массивной.

С южной стороны фасад собора также украшает роза и шпиль, вокруг которого расположены 12 фигур апостолов.

Крыша собора - свинцовая. Выполнена из тонких свинцовых пластинок, положенных внахлёст. Вес крыши около 210 тонн. Также в верхней части фасад Собора Парижской Богоматери украшен фигурками гаргулий и химер. Интересно, что в Средневековье химер не было. Их установили в 19 веке во время реставрации, как и новую свинцовую крышу.


Интерьер

Интерьер Нотр-Дам не может похвастаться причудливой настенной живописью. Но такова специфика суровой готики. Единственным источником света и цвета являются красивейшие витражи. Оригинальные витражи 13 века сохранились только на соборных розах. Остальные 110 витражных окон были восстановлены.

В центре нефа расположены скульптурные композиции из Евангелия. В правой часовне собора расположены картины и скульптуры, принесенные в дар. Соборная люстра выполнена из посеребрённой бронзы.

В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из величайших христианских реликвий - Терновый венец.


Режим работы и вход

Собор Парижской Богоматери работает ежедневно с 8.00 до 18.45. В выходные до 19.45. Вход - свободный и бесплатный.

Чтобы подняться на башни и полюбоваться панорамой Парижа с высоты гаргулий нужно заплатить 10 евро. Также платный вход в склеп.

Правила поведения

  1. Собор Парижской Богоматери - действующий собор, поэтому здесь нужно вести себя спокойно, тихо и почтительно.
  2. Запрещено проносить багаж.
  3. Запрещено фотографировать со вспышкой.
  4. Могут не пустить в коротких юбках и шортах.

Как добраться?

–Линия 4, Cité ou Saint-Michel
–Линия 1, 11, Hôtel de Ville
–Линия 10, Maubert-Mutualité ou Cluny – La Sorbonne
–Линия 7, 11, 14 Châtelet

–Линия B, Saint-Michel – Notre-Dame
–Линия, C, Saint-Michel – Notre-Dame

–Маршруты 21, 38, 47, 85, 96, Arrêt Cité – Palais de Justice
–Маршрут 47, Balabus Arrêt Cité – Parvis de Notre-Dame
–Маршруты 24, 47 Arrêt Notre-Dame – Quai de Montebello
–Маршруты 24, 47 Arrêt Petit Pont
–Маршруты 24, 27, Balabus Arrêt Pont Saint-Michel – Quai des Orfèvres
–Маршруты 24, 27, 96, Balabus Arrêt Saint-Michel
–Маршруты 21, 27, 38, 85, 96 Arrêt Saint-michel – Saint-Germain

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари)— географическое и духовное “сердце” Парижа, построен в западной части острова Сите, на месте, где в I веке нашей эры находился древнеримский алтарь, посвященный Юпитеру. Среди готических храмов Франции собор Парижской Богоматери выделяется строгим величием своего облика. По красоте, пропорциям, по степени воплощения идеи готического искусства этот собор представляет собой уникальное явление. Сегодня, глядя на его целостный и гармоничный ансамбль, невозможно поверить, что собор строился почти двести лет, что он многократно переделывался и капитально реставрировался.
Время посещения собора: понедельник-суббота с 8.00 до 19.00, а также в воскресенье, 8.00-12.30, 14.00-17.00; метро St-Michel/Cite.

Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора — епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка.
Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора — Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265год и Пьер де Монтрей (создатель Святой Капеллы.

В строительстве собора принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор — в 1345 году.
Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали — на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала: портал Страшного суда (посередине), портал Богородицы (слева) и портал св. Анны. Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.

Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. В 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты — первый парламент Франции
Здесь отслужил благодарственный молебен Карл VII, коронованный в Реймсе. А через полтора века состоялась свадьба Генриха IV, который был королем Наварры, и сестры французского короля Маргариты деВалуа.

Здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.В 1831 году Виктор Гюго опубликовал роман «Собор Парижской Богоматери » Нотр-Дам де Пари, написав в предисловии: «Одна из главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре. В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств её не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243—1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

Каждый год к собору приходят около 14 000 000 человек. Такая его популярность объясняется не только уникальной архитектурой и поистине роскошным внутренним убранством. Собор Нотр-Дам де Пари - это еще и место, куда совершают паломничество миллионы католиков. Дело все в том, что в храме высотой в 35 метров и шириной в 130 метров находятся одни из главных христианских святынь. К слову, колокольни храма гораздо выше его самого, их высота составляет 69 метров. В Нотр-Дам де Пари хранится гвоздь, которым был прибит к кресту Спаситель всего человечества, и часть самого креста. Кроме этого, в Соборе Парижской Богоматери все верующие могут увидеть и поклониться терновому венцу, в котором Иисус Христос восходил на место своей казни. К слову, терновый венец был приобретен за огромную сумму королем Франции у римского императора еще в 1238-м году. Как становится понятно из истории собора, описанной выше, одна из главных святынь попала во Францию еще до окончания строительства «сердца» Парижа.

За всю историю своего существования сокровищница собора постоянно пополнялась различными дарами, среди которых можно встретить уникальные экспонаты, датируемые началом нашей эры, и которые попросту невозможно оценить в денежном эквиваленте. Многие из этих даров имеют не только историческую ценность, они являются святынями, которым и поклоняются миллионы паломников.

Многие туристы, впервые попавшие в Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари), удивляются тому, что на стенах всех трех ярусов храма нет ни единой настенной росписи. Правда, стены от этого не кажутся мрачными: солнечный свет, проникающий через огромные окна, украшенные прекрасными витражами, выполненными великими мастерами, на которых изображены библейские сцены, делает помещение светлым и, даже, можно сказать, фантастическим. Некоторые витражи Нотр-Дам де Пари в диаметре достигают тринадцати метров, на них полностью умещается «рассказ» в картинах о рождении, жизни и казни Иисуса Христа.

Отдельного внимания заслуживают и колокола собора. Кстати, каждый колокол Собора Парижской Богоматери имеет свое имя. Самый огромный колокол католического храма носит имя Эммануэль, его вес достигает 13 (!) тонн, а язык весит чуть более полутоны. Самый старый из всех колоколов называют Белль (да-да, как и персонажа из всем хорошо известного романа), он был отлит еще в 1631 году. В колокол Эммануэль звонят только в самые значимые католические праздники, а вот остальные колокола оглашают Париж в 8 утра и в 7 вечера. Все эти колокола также чудесным образом избежали переплавки во время бесчинств толпы во время французской революции.

Если посетитель собора решится зайти в него через центральный вход (всего их три), то ему предстоит увидеть реалистичное изображение Страшного суда. Два ангела с трубами разбудили на всей нашей планете мертвецов: из могил встал король, символизирующий власть, папа римский, символизирующий духовенство, и воины с женщиной, которые показывают, что во время Страшного суда от вечного сна проснется все человечество.

В наши дни Собор Нотр-Дам де Пари является действующим католическим храмом, входящим в парижское архиепископство. В нем постоянно проходят богослужения, но чтобы попасть на них следует прийти к храму как можно раньше: его вместимость не превышает 9 000 человек. Кстати, богослужения в Нотр-Дам де Пари проходят с применением ультрасовременных технологий: при помощи специальных эффектов на огромный экран проецируются молитвы на двух языках: английском и, конечно же, французском. Вознести свои молитвы к Богу верующие могут под звуки самого огромного во всей Франции органа. Более того, орган Собора Французской Богоматери содержит наибольшее число регистров в мире: в наши дни их насчитывается 111!

К началу нового тысячелетия фасад собора качественно отмыли, удалив с него глубоко въевшуюся грязь, после чего стала отчетливо видна изумительная по своей красоте резьба на порталах собора.Пожалуй, прежде всего, взгляд останавливается на центральном портале, представляющем «Судный день». Нижний фриз - это сплошное движение усопших, восстающих из своих могил, тогда как в верхней части восседает Христос, который и вершит Страшный суд. Людей, находящихся по его правую руку, он отправляет в рай, тогда как грешники, находящиеся по левую руку обречены на страшные муки в аду. В этих сценах используются визуальные средства и символика, помогающие понять их не как отдельные эпизоды, а как нечто единое целое. Любопытно, что среди изображённых грешников присутствуют люди, похожие на епископов и монархов, из чего следует, что средневековые мастера имели возможность критиковать сильных мира сего.

В соборе Нотр-Дам де Пари проводятся бесплатные экскурсии; сбор при входе у экскурсионного стола. Можно также объединить осмотр интерьера с органными концертами (вход свободный), которые проходят каждое воскресенье в 16.00 или 17.00. Орган собора считается одним из лучших во всей Франции. Он был создан великим мастером XIX столетии, Аристидом Кавалье-Колем и насчитывает более шести тысяч труб.

Прежде чем покинуть Нотр-Дам-де-Пари, посетите садик у восточной части собора, чтобы посмотреть на арочные контрфорсы, поддерживающие клирос, а затем прогуляйтесь вдоль реки под южным трансептом. Здесь вы можете немного посидеть весной под опадающими белыми лепестками цветущих вишен.