Изгнание адама и евы из рая. Изгнание из рая Чему учит рассказ о запретном плоде

Господь предложил Адаму и Еве остаться с Ним в раю, то есть месте, где первые люди могли общаться со своим Творцом непосредственно. Буквально, помните, как у Галича: Доброе утро, Бах – говорит Бог – Доброе утро, Бог! – говорит Бах. И вдруг такое странное предупреждение: ото всех деревьев значит можно вкушать, а от дерева познания добра и зла – ни в коем случае. Это то, что мы называем тут, на нашей земле – свобода выбора. Но зачем вообще это дерево там взялось, если вкушать от него так душевредно? Зачем Господь, который так любит людей, уж тем более – самых первых, чистых и прекрасных, посадил такое искушение в своем эдемском саду? Чтобы подразнить? Дескать, ну посмотрим, посмотрим, как вы Меня слушаться будете… Но разве мы можем себе представить, что любящий Отец на пути своего младенца положит какой-нибудь яд и будет с интересом наблюдать: ты еще ничего не понимаешь в жизни, малыш, и вот мне очень любопытно: скушаешь ли ты этот яд и «смертию ли умрешь»? Нет, это мягко говоря, непедагогично. Все эти вопросы, конечно, поддаются очень разному толкованию. Но вот такое мне лично очень близко – и оно имеет право на жизнь.

Свобода выбора человека была, есть и будет – в способе общения с Богом. У Адама и жены его был выбор – остаться с Богом рядышком, в одном саду, внимать все непосредственно от Бога. Или – вкусить от древа познания и найти альтернативный, как говорят, путь. Идти к Богу долгим, трудным путем. Наполненным трудом, потом, страданиями, земными, не небесными радостями и горестями. Вкусив, они выбрали этот путь. Они ушли из Божественного сада – но лишь для того, чтобы путем праведной и наполненной трудами и подвигами жизни – снова туда вернуться! Оба этих пути ведут к Богу – и это, мои дорогие, лично для меня было очень хорошей информацией! Митрополит Антоний назвал эти пути – тварным и нетварным. Нетварный путь – прямой, совсем прямой – к Богу. Тварный – через постижение созданного Им мира, его красоты, его трудностей, его искушений, побед и поражений.

Что касается нас – наших дорожек к Богу тоже всего две. Одна – прямая. Это молитвенная, целомудренная дорога, наверное, можно сказать, это дорога праведников. И вторая – очень в обход. С падениями и взлетами, с ошибками и покаянием, с творчеством и трудами – она на самом деле гораздо труднее и дольше – но главное, что она тоже приводит нас обратно к Творцу. Ну, так мне подсказал добрый пастырь митрополит Антоний. И я воспряла духом. Ведь я не праведник, я обычный челочек. А мне тоже ох как хочется – обратно к Богу. Как написал мой друг поэт Михаил Кукин: «Весь мир человеку дан, чтобы его пройти – и войти в сады.» И это тоже мне кажется – очень хорошая информация!

Босх Иероним. Воз сена, левая створка: Рай. Ок. 1500 г.

Бертрам из Миндена Мастер: Грабовский Алтарь, правая внутренняя створка, лицевая сторона. Изгнание из Рая. ок. 1379 г.

Мазаччо. Цикл фресок в капелле Бранкаччи в Санта Мария дель Кармине (Флоренция): Изгнание из рая. 1425-1428 гг.

Хуберт ван Эйк. Гентский алтарь: Адам; Ева. До 1426-1432 гг.

Анджеликo Фра. Благовещение Марии

Когда Адам и его спутница отведали плодов древа познания, они обнаружили, что они - люди. «И открылись глаза у них, и узнали они, что наги». Они осознали, что у них есть тело, и тем самым произошло разделение тела и сознания. Одновременно они увидели, что они - мужчина и женщина, и прикрыли свою наготу листьями смоковницы. Женский аспект Адама, андрогенного ангелоподобного существа, обособился в женщине. Это противоречие - мужчины и женщины, духа и тела - поставлено Библией в начале истории человечества.

Бог запретил человеку пробовать плоды от древа познания Добра и Зла: «Не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам нс умереть». Оказывается, плоды древа познания содер

жат в себе тот же яд, что и ящик Пандоры, который в греческой мифологии принес чересчур любопытным грекам все плохое, болезни и сознание смерти.

Фольклорная интерпретация этого мифологического мотива видит причину наказания людей в зависти бога. В сборнике еврейских рукописей Хатгада, которые были написаны примерно в то же время, что и Ветхий завет, представление о зависти бога к людям находит выражение в том, что бог Яхвс собственноручно закапывает Моисея так, чтобы никто не мог найти его могилу и чтобы народ почитал Яхвс, а не Моисея. Именно сходство человека с богом (его богоподобпость) вызывайте гнев богов, что мы видим также и в греческой мифологии.

Другое объяснение изгнания из рая находим, когда угрожающая человеку смерть понимается нс в физическом, а в духовном смысле. В этом случае умирает только Адам, поскольку, как человек бессознательный, он практически не отличается от животных и находится во всеохватывающем единстве с природой и богом. Его смерть - одновременно рождение человека. Как ребенок в акте рождения отделяется от матери, с которой он до того находятся в неразрывной связи, так отделяйся от природы гермафродитпый ангел Адам. Знание, которое он получает, а именно знание Добра и Зла, следует понимать не как приобретение определенных нравственных представлений, а скорее как осознание самого себя существом, которое, в отличие от животного, может делать свободный выбор и действовать как ему захочется, а не быть полностью детерминированным. В то же время знание своей особенности влечет за собой страдание и боль. Смерть ангела, равнозначная рождению человека, означает, что отныне человек должен в поте лица добывать хлеб свой и в болезни рождать детей своих.

Понятно желание изгнанного, оказавшегося чужим в чужом мире, вернуть утраченное единение, вернуться в рай. Христианский путь обретения утраченного единства, «соединения с богом», состоит в том, чтобы освободиться от всех соблазнительных пут, которые связывают человека с материальным миром. Бог запретил людям есть плоды древа жизни, которое тоже стояло в раю. Осознание самих «тбя, которое приходит с вкушением плодов дерева познания, приносит и осознание неизбежности собственной смерти. Люди приобрели знание, но одновременно стали смертными. В христианской мистике приобретение божественного бессмертия, преодоление смерти равнозначно преодолению плоти и освобождению духа.

Женский принцип в Книге Бытия - Ева, «матерь всех любящих». Это она, науськанная змеем, соблазнила Адама отведать запретных плодов. Хитрое животное из райского сада пообещало Еве: «Нет, не умрете. Но знает Бог, - что в день, когда вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и мо». Змея здесь - символ мудрости матерей, се яд может принести смерть, а может - излечение разных болезней. Змея - животное, не имеющее рук и ног и поэтому могущее только ползать по земле; это единственное животное, которое может укусить свой собственный хвост, и потому она - символ вечности. Змея сбрасывает свою кожу и становится совершенно беззащитной, но потом у нее отрастает новая кожа, и потому она - символ вечного обновления и возрождения.

И в Книге Бытия змея также вещает раздвоенным языком - ведь Адам и Ева, хотя и становятся богоподобными, начинают различать добро и зло, но с осознанием своей смерти они одновременно теряют божественное бессмертие.

Стихия змеи - земля, материя, которая в смысле христианского учения противостоит освобождению духа из подземелья противоречий, в которое он сам себя заточает. «Тело - темница души», - так учили орфики, секта, эмигрировавшая из Индии в Грецию. Распад тела, то есть смерть, должна соответственно означать освобождение духа, но не сексуальности,как увековечения физического существования. Чтобы спасти дух, нужно преодолеть праматерь Еву, саморождающуюся змею, обновляющую свою кожу. Возврат к единению с богом был бы равносилен состоянию, в котором реальность всех предметов, определяющих человеческое бытие, признается иллюзией.

Еще одно доказательство существования определенных, хотя и трудно постижимых, архетипических представлений человека заключается в том, что история изгнания из рая читается как аллюзия на тантристское миропонимание. Здесь мы тоже видим вначале неразличимое единство мужчины и женщины, тела и духа. Это единство распадается на два полярных пола, и женское начало продуцирует мир явлений - преходящую «майя», так же, как Ева, праматерь всего живого из Библии. Определенные варианты индийской традиции йоги учат преодолению противоречия между мужчиной и женщиной, духом и материей, которое понимается как восхождение по ступеням процесса творения, процесса развития мира в обратном направлении - к первоначальному единству в акте физической любви. Христианская мистика отвергает этот путь, как, впрочем, и дру

гие эзотерические учения. Согласно христианскому учению возврат к единству с богом - это путь аскезы, освобождения от оков земного чувственного мира, и каждый должен проделать этот путь в одиночку.

Изгнание Адама и Евы из рая. Адам и Ева ослушались Бога, и Он, убоявшись того, что они, вкусив плод с дерева жизни, растущего в саду Едемском, станут как боги, возложил на них определенное наказание и изгнал из рая. И Бог объявил, что из-за греха Евы все женщины в болезни будут рожать детей своих и подчиняться мужу. Поскольку Адам также согрешил, Господь сказал ему, что «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Адам и Ева добывают себе хлеб насущный на земле. Адам и Ева, несущие тяжкое бремя жизни на земле и добывающие хлеб свой насущный, как завещал Бог, «в поте лица своего», - сюжет весьма распространенный.

Изгнание из рая первых людей произошло после того как совершилось их грехопадение. Люди уже не могли оставаться в раю. Отпав от Бога, они сами изгнали из себя рай, блаженство, потеряли способность им наслаждаться. И Бог лишил людей рая потому, что он стал им не нужен. Потому, что состояние, в котором люди оказались, уже не соответствовало природе рая.

Но Бог изгнал из рая Адама и Еву не тотчас после грехопадения. Он вначале призвал их к покаянию. Такое выражение Божественного милосердия и сейчас утешительно для всех нас – потомков Адама.

Библейский рассказ возвещает нам о том, что падение не должно лишать человека надежды. Чудо покаяния делает бывшее не бывшим, изглаживает грех, может вернуть утраченную чистоту души.

– Адам, где Ты? – воззвал Бог к Адаму. – Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся, – ответил Адам.

– Кто сказал тебе, что ты наг? – спросил Бог. – Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

Если бы Адам признал свою вину и попросил у Бога прощения, быть может, иной была бы вся история человечества. Но в Адаме уже открылась его низменная сторона. Он стал оправдываться, перелагая вину на жену и Самого Бога.

– Жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод, и я его ел, – заявил он. Тогда Бог предоставляет возможность покаяния Еве.

Он спрашивает жену: Что это ты сделала? И жена ответила: Змей соблазнил меня, и я ела.

Прямой лжи не было в ответах Адама и Евы, но они представили дело так, как будто были вынуждены свершить грех. Тем самым они отказались признать свою свободу, богоподобие. В Божественном раю они больше оставаться не могли. И Бог сказал Еве: В болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (3.16).

Адаму же Он сказал: За твой грех земля не будет плодородна, как прежде. Терния и волчцы прорастит она тебе. В поте лица твоего будешь есть хлеб, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят (3. 17-19).

Так Бог возвестил Адаму, что вечная жизнь отнята от него, что отныне он смертен. Но и здесь Бог благодетельствует человеку. Смерть в пораженном грехом мире – это благодеяние для людей. Потому, что бесконечная жизнь во грехе вела бы к возрастанию в народах и в мире зла.

Диаволу же Бог изрек: За то, что сделал это проклят ты (3. 14). И Бог пообещал, что в начинающейся борьбе между диаволом и людьми люди окажутся победителями.

ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ

Всё, что мы видим, называется миром видимым. Но есть и другой мир, который мы не можем видеть, то есть мир невидимый. В нём живут Божьи Ангелы.

Кто же эти Ангелы?

Это бестелесные духи, они невидимы. Но иногда Бог открывает через них Свою волю и Ангелы принимают образ человека. Всех Ангелов Господь сотворил добрыми и послушными. Но один из них сделался гордым, перестал слушаться Бога и некоторых других ангелов научил тому же. За это Господь изгнал их от Себя и они стали называться злыми ангелами, или бесами, а первый ангел, который восстал против Бога, стал называться сатаной, или диаволом.

С тех пор добрые Ангелы отделились от злых. Злые ангелы везде сеют зло; они ссорят людей, заводят вражду и войну, стараются, чтобы люди не любили Господа и жили между собою, как враги. Добрые Ангелы, напротив, учат нас всему доброму и хорошему.

У каждого человека есть свой добрый Ангел-хранитель. Такие Ангелы-хранители оберегают людей от всякой беды и, в случае опасности, закрывают их своими крыльями. Добрые Ангелы грустят и плачут, если дети не слушаются папу и маму, так как дерзких и злых детей Господь не может взять на Небо. Ведь они помнят, как Господь удалил с неба дерзких и непослушных ангелов.

Когда Адам и Ева жили в раю, злые ангелы завидовали их счастью и захотели лишить их райской жизни. Для этого диавол превратился в змея, взобрался на дерево и сказал Еве:

– Правда ли, что Бог запретил вам есть плоды со всех деревьев?

– Нет, – отвечала Ева, – Господь запретил нам есть плоды только с одного деревца, которое растёт посреди сада, и сказал, что если мы их съедим, то умрём.

Тогда хитрый змей сказал:

– Не верьте Богу, вы не умрёте, а, напротив, сами сделаетесь, как боги, и будете всё знать.

Тут Ева посмотрела на запретные плоды, и ей очень захотелось их попробовать. И тогда она сорвала один плод и съела его, а другой дала Адаму, и он тоже съел его. Как только это случилось, они вдруг заметили свою наготу. И после этого им стало ужасно стыдно, как и всем, кто дурно поступает.

Прежде, когда Господь приходил в рай, Адам и Ева бежали к Нему навстречу и беседовали с Ним, как дети с родителями. Но теперь, когда Бог позвал их, им стыдно было показаться Ему, и они спрятались от Него. И сказал им Господь:

– Где ты, Адам?

– Я здесь, – ответил он, – но мне стыдно показаться Тебе, Господи, потому что у меня нет одежды!

Изгнание из рая

– Кто сказал, что тебе должно быть стыдно без одежды? Не ел ли ты плодов от дерева, с которого Я запретил тебе?

Адам ответил:

– Жена, которую Ты дал мне, она дала мне плодов, и я ел.

И сказал Бог жене:

– Что ты сделала?

Ева же отвечала:

– Змей обольстил меня, и я ела.

Адам и Ева не раскаялись и не попросили у Бога прощения, а стали обвинять друг друга, и за это Господь наказал их. Он сказал:

– Итак, вы не послушались Меня, съели запрещённый плод, идите же прочь из рая, трудитесь и в поте лица добывайте пропитание! До сих пор вы не знали ни болезней, ни смерти, теперь же вы будете болеть и умрёте!

Тут явился Ангел, слуга Господа, с огненным мечом и изгнал Адама и Еву из рая. Вот до чего доводит непослушание!

Однако, наказав людей, Господь, по своему милосердию, обещал прислать на землю Своего Сына Иисуса Христа, Который спасёт их, пострадает за людей и опять сделает их достойными жить в раю с Богом после смерти.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Изгнание из рая. Бытие 3:23-24 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву

Из книги Бон и тибетский буддизм автора Берзин Александр

Изгнание бонцев Около 760 года император Три Сонгдецен пригласил Гуру Ринпоче (Падмасамбхаву) из Индии. Они построили первый монастырь – Самье, положив начало монастырской традиции. В Самье было и переводческое бюро, где переводились тексты не только с языков Индии и

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

28:11-19 Изгнание из «рая» В этом плаче представлена картина возвышения и падения царя Тирского, а следовательно, и самого города–государства. Здесь просматривается явная параллель с повествованием об Эдемском саде в Книге Бытие, хотя и не совпадающая с ним во всех

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

ИЗГНАНИЕ И СПАСЕНИЕ Некий ученик спросил маггида из Злочова: «Бог сказал Моисею: «Теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном; по действию руки крепкой он отпустит их; по действию руки крепкой даже выгонит их из земли своей»*. Необходимо ли раба, который освобождается от

Из книги Вера после Катастрофы автора Беркович Элиэзе

Изгнание Изгнание - основное событие еврейской истории. Еврейский народ живет в диаспоре дольше, чем на родине. Тем не менее, иудаизм считает жизнь в галуте ненормальным состоянием и в политическом, и в социальном, и в духовном смысле. Как же евреи объясняют изгнание? Одни

Из книги Житие старца Паисия Святогорца автора Исаак Иеромонах

Изгнание беса Свидетельство Евангелоса К. из Салоник: «С двенадцати лет я мучился от вселившегося в меня беса. Моя жизнь была сплошным мучением. Надо мной читали заклинательные молитвы, но после них я чувствовал себя так, словно меня избили.В первую субботу Великого поста

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Предстоящее изгнание 17 Собирайте пожитки, чтобы покинуть страну,живущие в осаде.18 Ведь так говорит Господь:- На этот раз Я изгоняю тех,кто живет в стране;Я пошлю им несчастье,чтобы они были схвачены их врагами.19 Горе мне в моем сокрушении!Моя рана неизлечима!Но я сказал

Из книги Моя первая Священная История. Учение Христа, изложенное для детей автора Толстой Лев Николаевич

Изгнание из рая Всё, что мы видим, называется мир видимый. Но есть и другой мир, которого мы не можем видеть, то есть мир невидимый. В нём живут Божьи ангелы.Кто же это ангелы?Это такие живые существа, как и люди, только невидимые и очень добрые и умные. Всех ангелов Господь

Из книги История мировых религий автора Горелов Анатолий Алексеевич

Изгнание из рая (грехопадение) Библейский рассказ о рае и изгнании из него перекликается с имеющимся у многих народов представлением о золотом веке. В данном мифе присутствует идеал счастливой жизни и объясняется, почему он недоступен людям, а заодно и происхождение

Из книги Благая Весть от Иисуса Христа автора

Изгнание сатаны И был среди больных один, которого Сатана изводил более других. И тело его иссохло так, что остался один скелет, и кожа его была жёлтой, как осенний лист. Он был так слаб, что даже на руках не мог подползти к Иисусу и мог только прокричать ему издалека:-

Из книги Святитель Нектарий Эгинский. Жизнеописание автора Фонтрие Амвросий

Изгнание Другой указ, датированный 11 июля того же года, повелевал митрополиту Пентапольскому покинуть египетскую землю. Святитель Нектарий уехал из Египта, не пытаясь оправдываться или защищаться, а лишь повторяя за Иовом: Господь дал, Господь и взял (Иов. 1, 21) - и за

Из книги Библия в рассказах для детей автора Воздвиженский П. Н.

ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ Всё, что мы видим, называется миром видимым. Но есть и другой мир, который мы не можем видеть, то есть мир невидимый. В нём живут Божьи Ангелы.Кто же эти Ангелы?Это бестелесные духи, они невидимы. Но иногда Бог открывает через них Свою волю и Ангелы принимают

Из книги Библейские рассказы для детей с иллюстрациями. Ветхий Завет автора Воздвиженский П. Н.

Из книги Иллюстрированная Библия для детей автора Воздвиженский П. Н.

ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ Все, что мы видим, называется мир видимый. Но есть и другой мир, которого мы не можем видеть, то есть мир невидимый. В нем живут Божьи ангелы.Кто же эти ангелы?Это такие живые существа, как и люди, только невидимые и очень добрые и умные. Всех ангелов Господь

Из книги Библейские предания. Ветхий завет автора Яснов М. Д.

Изгнание из рая Адам и Ева жили в раю. Они были нагими, но не смущались этого, ведь они не знали, что такое стыд. Их благоденствие кончилось в тот день, когда Ева встретила в райском саду змея. Змей оказался самым хитрым из всех созданий Господа: выведав, что Бог запретил