Гуманизм в новое время европа. Возрождение и гуманизм в западной европе

высокое Возрождение. Высокое Возрождение считается переходной эпохой от Средневековья к Новому времени.

Отличительными чертами культуры Возрождения яв­лялись светский (нерелигиозный) характер культуры, гуманизм, обращение к античному культурному насле­дию.

Культура Высокого Возрождения возникла в то время, ког­да на первый план выдвинулась человеческая личность, во многом обязанная своими успехами и положением не знат­ности предков, а собственным знаниям и уму. Человека уже не устраивали многие сословно-феодальные порядки, цер-ковно-аскетическая мораль, традиции.

Центром мироздания был объявлен не Бог, а человек как часть природы, как наиболее совершенное ее творение. Пере­живания человека, его внутренний мир, его земная жизнь становятся главными темами литературы и искусства. Стал формироваться идеал гармоничной, свободной, всесторонне развитой творческой личности.

Выдающимся гуманистом раннего Но­вого времени явился Эразм Роттердамский, ученый, фи­лолог, богослов. Он создал стройную систему нового богосло­вия, которое называл «философией Христа». В этой системе главное внимание сосредоточивается на человеке в его отно­шении к Богу, на нравственных обязательствах человека перед Богом. Такие проблемы, как сотворение мира, троичность Бога, гуманист считал неразрешимыми и не имеющими жиз­ненно важного значения. Лучшее произведение Эразма Рот­тердамского - острая философско-политическая сатира «По­хвала глупости», которая звучит актуально и в наши дни.

К гуманистам относится французский писатель Франсуа Рабле, автор книги «Гаргантюа и Пантагрюэль», в которой отразился путь развития гуманистической мысли, ее надеж­ды, победы и поражения.

Еще одним величайшим писателем-гуманистом был Уиль­ям Шекспир, великий английский драматург. Главным принципом его произведений стала правда чувств.

Испанский писатель Мигель де Сервантес Сааведра - автор бессмертного произведения «Дон Кихот». Герой Сер-

вантеса живет в мире иллюзий и пытается воскресить золо­той век рыцарства. Однако мечты Дон Кихота разбиваются о действительность.

Томас Мор, английский мыслитель-гуманист, создал трак­тат об идеальном государстве «Утопия». На острове Утопия (в переводе - место, которого нет) автор «поселил» счастли­вых людей, отказавшихся от собственности, денег и войн. Мор обосновал целый ряд демократических требований к органи­зации государства. В частности, утопийцы могут свободно вы­брать ремесло или другое занятие, но все обязаны работать.



Согласно учению английского философа Джона Локка, человек является общественным существом. Локк говорит о «естественном состоянии» человека. Это состояние является не своеволием, а обязанностью сдерживать себя и не наносить ущерба другим людям. Человек имеет право на собственность. Однако право на землю и потребление продуктов труда часто порождает конфликты, поэтому оно является предметом спе­циального договора между людьми. Локк заложил основу идеи разделения гражданского общества и государства.

«Титаны Возрождения». Культура эпохи Возрождения от­личается чрезвычайным богатством и многообразием содер­жания. Творцы культуры - ученые, художники, писатели - были разносторонними людьми. Неслучайно их называют титанами, как древнегреческих божеств, олицетворявших могучие силы природы.

Итальянец Леонардо да Винчи в первую очередь просла­вился как живописец, автор величайших произведений. Пор­трет Моны Лизы (Джоконда) воплотил представление людей эпохи Ренессанса о высокой ценности человеческой лично­сти. В области механики Леонардо сделал первые попытки определить коэффициент трения и скольжения. Ему принад­лежат многочисленные проекты ткацких станков, печатных машин и т.д. Новаторскими были конструкции летательных аппаратов, проект парашюта. Он занимался астрономией, оптикой, биологией, ботаникой, анатомией.

Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буо-нарроти был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Период его творческой зрелости открывает статуя Давида, установленная во Флоренции. Вершиной творчества Микеланджело как живописца явилась роспись свода Сик­стинской капеллы в Ватикане, воплотившая его представ­ления о жизни и ее противоречиях. Микеланджело руково­дил строительством собора Святого Петра в Риме - главного собора католического мира.



Живописец и архитектор Рафаэль Сантпи прославил зем­ное счастье человека, гармонию его всесторонне развитых ду­ховных и физических свойств. В образах мадонн Рафаэля ма­стерски отражена серьезность мыслей и переживаний. Наи­более известной картиной художника является «Сикстинская Мадонна».

Испанский художник греческого происхождения Доми-нико Эль Греко воспринял традиции византийского искус­ства. Его картины выделяются глубокой психологической характеристикой персонажей. Другой испанский живописец, Диего Веласкес, в своих работах изображал правдивые сце­ны из народного быта, выдержанные в темном колорите и от­личающиеся жесткостью письма.

Крупнейшим представителем германского Возрождения является художник Альбрехт Дюрер. Он искал новые сред­ства выразительности, отвечающие требованиям гуманисти­ческого мировоззрения. Дюрер занимался также архитекту­рой, математикой и механикой.

Известный нидерландский живописец этой эпохи - Пи­тер Брейгель Старший. В его творчестве с наибольшей полнотой отразились жизнь и настроение народных масс. В своих гравюрах и рисунках сатирического и бытового ха­рактера, в жанровых и религиозных картинах художник вы­ступал против социальной несправедливости.

Позже в Нидерландах творил величайший художник Рем­брандт Харменс ван Рейн, автор многих портретов, кар­тин на библейские и мифологические темы. Высочайшее ма­стерство позволило ему создавать картины, на которых свет исходил как бы изнутри изображенных людей и предметов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем состоит суть мировоззрения, характерного для эпохи Воз­
рождения?

2. Кратко охарактеризуйте крупнейших мыслителей эпохи Воз­
рождения.

3. Имена каких деятелей культуры в первую очередь вспоминают
наши современники при упоминании об эпохе Возрождения?

4. Заполните таблицу «Деятели просвещения».

Жизнь Европы XVI-XVI вв. ознаменована огромным культурным движением, которое принято называть Возрождением или Ренессансом. Это была эпоха титанов и великих свершений во всех областях человеческого знания.

Золотой фонд мировой культуры составляют произведения Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) , Рафаэля Санти (1483-1520). Учения Николая Коперника (1473-1543), Джордано Бруно (1548-1600), Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), Галилео Галилея (1564-16420), Рене Декарта (1596-1650) знаменовали собой переворот в естествознании.

Среди замечательных философов и общественных деятелей того времени можно назвать Эразма Роттердамского (1467-1536), Никколо Макиавелли (1469-1527) и Томаса Мора (1478-1535). И это будет далеко не полный список имен.

Наиболее ярко Возрождение проявилось в Италии. Основная форма политического существования - небольшие города-государства с республиканской формой правления, феодалы слились с банкирами, богатыми купцами и промышленниками. Поэтому в Италии феодализм в его полных формах так и не сложился. Обстановка соперничества между городами, ставила на первое место не происхождение, а личные способности и богатство. Была потребность не только в энергичных и предприимчивых людях, но и в образованных. Поэтому появляется гуманистическое направление в образовании и мировоззрении.

Наивысшего расцвета Возрождение достигло на Апеннинском полуострове, его феномен распространился и на другие части Европы. Похожие процессы к северу от Альп получили название «Северного Возрождения». Похожие процессы происходили и во Франции, и в городах Германии. Средневековый человек, и люди нового времени свои идеалы искали в прошлом.

В эпоху средневековья люди считали, что они продолжают жить в Римской империи, продолжалась и, культурная традиция: латынь, изучение римской литературы, разница ощущалась только в религиозной сфере. Но в эпоху Возрождения изменился взгляд на античность, отличающийся от средневековья. Отсутствием власти церкви, духовною свободой, отношением к человеку как к центру мироздания.

Именно эти представления стали центральными в мировоззрении гуманистов. Идеалы породили стремление воскресить античность в полном объёме, и именно Италия с её огромным количеством римских древностей стала благодатной почвой для этого.

Возрождение проявлялось и вошло в историю как период необыкновенного взлёта искусства. Если раньше произведения искусства служили церковным интересам, то есть были культовыми предметами, то теперь создаются произведения, чтобы удовлетворить эстетические потребности.

Гуманисты считали, что жизнь должна приносить удовольствие и средневековый монашеский аскетизм ими отвергался.

Огромную роль в становлении идеологии гуманизма сыграли такие итальянские писатели и поэты, как Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374), Джованни Боккаччо (1313-1375). Они и явились основоположниками и ренессансной литературы, и самого гуманизма.

Свою эпоху гуманисты воспринимали как время расцвета, счастья и красоты. Но это не значит, что она была лишена противоречий. Главным из них было то, что она оставалась идеологией элиты, в народные массы новые идеи, не проникали. Да и у самих гуманистов было иногда пессимистическое настроение. Страх перед будущим, разочарование в человеческой природе, невозможность достижения идеала в общественном устройстве пронизывают настроения многих деятелей Возрождения. Пожалуй, наиболее показательным в этом смысле было напряжённое ожидание конца света в 1500 году.

Возрождение закладывало основы новоевропейской культуры, новоевропейского светского мировоззрения, новоевропейской независимой личности. Развитие культуры как материальной, так и духовной сложно заключить в какие-то точные хронологические рамки. Эпоха Возрождения охватывает период примерно от 40-х годов XIV в. до первых десятилетий XVII в.

В разных странах Возрождение зарождалось и достигало расцвета в разное время. Раньше всего оно началось в Италии - XIV в., а в XVI в. культура Ренессанса стала общеевропейским явлением: Германия, Нидерланды, Франция, Испания, Португалия, Англия - во всех этих странах происходил культурный переворот.

По своей сущности культура возрождения была культурой переходной эпохи от феодального строя к капиталистическому. В это время складываются национальные государства и абсолютные монархии; возвышается буржуазия в борьбе с феодальной реакцией; происходят глубокие социальные конфликты - Крестьянская война в Германии, религиозные войны во Франции, Нидерландская буржуазная революция.

Творцами культуры возрождения были выходцы из самых разных социальных слоев, а ее достижения в гуманитарных знаниях, искусстве, архитектуре стали достоянием всего общества.

К новой культуре проявили интерес и материально помогали ее развитию представители крупного купечества, феодальной знати, правители европейских государств и папский двор. Однако далеко не во всех случаях высшие слои привлекала идейная сторона Возрождения, большее значение имели для них высокий уровень образованности, художественные достоинства литературы и искусства, новые формы архитектуры, мода.

Идейной основой Ренессанса был гуманизм. Слово “humanitas” (человечность) итальянские гуманисты заимствовали у Цицерона, который в свое время хотел им подчеркнуть, что понятие “человечность”, как важнейший результат культуры, выработанной в древнегреческих полисах, привилось на римской почве. Следовательно, уже в понимании Цицерона гуманизм означал своего рода возрождение человека.

Античное наследие сыграло решающую роль в формировании ренессансной культуры. Итальянские гуманисты, а вслед за ними и гуманисты других стран нашли в классической древности самостоятельную, независимую от религии, философию и науку, замечательную светскую поэзию и искусство, достигшие художественной высоты и совершенства, общественные учреждения, построенные на демократических принципах. Вместе с тем, речь шла не только об усвоении, но и об оригинальной переработке античной традиции. Складывание новой культуры было подготовлено общественным сознанием.

Сильно возрастает роль умственного труда, что нашло свое выражение в большом росте числа лиц свободных профессий. Это связано с распадом корпоративно-цеховых связей в городах и усилением в них роли индивидуального начала.

Эти процессы закономерно сопровождались тем, что наиболее способные сыновья купцов, торговцев, преподавателей, нотариусов, представителей знати, реже, чем сыновья ремесленников и крестьян в соответствии со своими склонностями становились художниками, архитекторами, скульпторами, врачами, писателями.

Наиболее выдающиеся гуманисты становились учеными и философами. Ослабляются связи с церковью, так как многие гуманисты жили на доходы, получаемые от своей профессиональной деятельности, усиливается неприязнь к официальной учености, пропитанной церковным духом. Одновременно происходит упадок морально-политического авторитета папства, нередкими расколами католической церкви.

Тема: Возрождение и гуманизм в Европе.

Цель: 1) изучить философию гуманизма, 2) научиться определять мировоззренческие установки Раннего нового времени, работать с историческими источниками, анализировать, высказывать свою точку зрения; 3) воспитание гуманных качеств личности, целеустремленности.

Оборудование: карта, портреты, раздаточный материал (тесты, документы)

Понятия: Возрождение, гуманизм, утопия.

На доске:

1Возрождение, основные этапы.

2Гуманизм и гуманисты

3.Писатели гуманисты. Утопии.

Эразм Роттердамский()- голландский богослов и филолог. «Похвала Глупости»

Томас Мор ()- английский гуманист, мудрый политик и первый министр короля.«Золотая книга, столь же полезная, как и поучительная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»

Франсуа Рабле (– французский писатель-гуманист. «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Уильям Шекспир()- английский поэт, драматург.

Мигель Сервантес () – испанский писатель.

«Дон Кихот»

Ход урока

1. Повторение изученного материала.

1.Фронтальная беседа.

Назовите причины Великих географических открытий.

Значение ВГО.

Последствия ВГО?

2. Кроссворд

3. Работа с датами

2. Переход к изучению нового материала.

1Возрождение, основные этапы.

2Гуманизм и гуманисты

3.Писатели гуманисты. Утопии.

2. Изучение нового материала.

-Каким представляли себе мир люди средневековья? (по картинке) Что является центром земного мира?

Прочитайте средневековую притчу. Соотнесите сословия общества с животными, которым их уподоблял автор притчи.

3. Собаки.

-Какие выводы можно сделать на основе этого документа о положении человека в обществе? Кто определял судьбу человека? (в средневековье люди считали, что их судьба зависит от бога. Бог определяет их судьбу, человек должен покорно следовать этому принципу. Отказаться от земных удовольствий ради спасения души)

-Какие качества характера ценились в человеке в средневековье? (вера, смирение, доброта, щедрость, терпение)

Большое внимание в средние века уделялось человеческой душе. Она должна быть чистой, красивой. А в античности? 9красоте тела)

1) Возрождение, основные этапы.

В 14-16 веке европейцы перестали считать античную греко-римскую культуру порождением поганых язычников. Все больше образованных людей читают стихи и пьесы античных писателей, в которых воспевается не любовь к богу, а земная любовь мужчины и женщины. Художники и поэты пытались постигнуть приемы, используемые мастерами прошлого. При этом они оставались верующими людьми.

Возрождение -эпоха в развитии европейской культуры (14-16 века), для которой характерно возрождение интереса к человеку, обращение к наследию античности, философии гуманизма. Словарь в учебнике. Запись в словарях, тетрадях.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) делится на три периода:

1 Раннее Возрождение (14-15вв)

2 Высокое Возрождение (15-16вв)

3 Позднее Возрождение (17в)

Почему эпоха Возрождения начинается именно в Италии? (интенсивное развитие буржуазных отношений, богатые банки, обширные торговые связи способствовали формированию культуры Возрождении, на территории Италии находилось древнее государство Рим, именно здесь сохранились древние книги скульптуры и др. произведения искусства античности).

Данте писал: «Развалины стен Рима заслуживают почитания, и земля на которой стоит город, священнее, чем думают люди.»

2. Гуманизм и гуманисты .

Философов Возрождения называют гуманистами («гуманус» - человечный). Прочитайте их высказывания. (По цепочке)

От чего зависит судьба, счастье человека по мнению Ф. Гвиччарди? (от его желания преуспевать в делах, упорства)

Какого место человека в мире, по мнению Мирандолы? (в центре мира, способный сам формировать себя, свою судьбу)

Как вы думаете, благодаря чему человек станет всемогущим?


но узнанными быть обидно.

В чем состоит, с точки зрения гуманиста Бранта, цель жизни человека? (стать мудрым, жить честно)

Насколько важно для человека познавать мир?

Каковы главные цели в жизни человека по мнению гуманистов?

Гуманисты сторонники не божественного, а светского взгляда на мир. Они мечтали об обществе, в котором люди смогут освободиться от предрассудков Средневековья, в котором они будут стремиться к счастью, используя все свои силы и способности.

Запись в тетрадь Гуманизм - философское учение, направление в живописи и литературе, которое осуждает пороки средневекового общества, возрождает веру в человека и его разум, объявляет душу и тело одинаково прекрасными.

Итальянские гуманисты открывали мир классической древности, разыскивали в забытых книгохранилищах творения древних авторов и кровопролитным трудом очищали их от искажений, внесенных средневековыми монахами.

Какие строчки из высказываний вам кажутся актуальными? Что можно взять за правило сегодня?

Гуманизм и гуманный – родственные слова. Гуманный в переводе означает человечный. Какими качествами должен обладать гуманный человек?

3. Писатели гуманисты. Утопии .

Величие и свобода античных героев, полководцев, ученых писателей порождала у людей эпохи Возрождения желание быть похожими на них. Вместо средневековых сочинений подразумевавших ничтожность людей перед Богом, люди начинают читать новые сочинения, в которых больше не противопоставляли «чистую душу» и «грешное тело». Весь человек прекрасный и телом, и душой считался теперь лучшим божьим творением, способным мечтать и стремиться к счастью.

Задание: Прослушайте сообщения и ответьте на вопрос: Какие недостатки высмеивали в человеке гуманисты?

Сообщения:

Эразм Роттердамский()- голландский богослов и филолог. «Похвала Глупости»

Будучи выдающимся знатоком латыни, Эразм Роттердамский комментировал сочинения древних христианских писателей, показывая, как позднейшие невежественные толкования извратили их подлинный смысл; составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинно высокой античной культуры. Еще в юности зарабатывая на жизнь частными уроками, он составил что-то вроде наставления для своих учеников, в котором учил их красиво и изящно выражать свои мысли. Позднее сборник был опубликован под названием «Разговоры запросто». Однако самым знаменитым творение Э. Роттердамского стала книга, написанная им всего за несколько дней и посвященная другу и гуманисту Томасу мору. Эта книга имеет выразительное название «Похвала Глупости»: главная героиня госпожа глупость, одетая в мантию ученного, произносит хвалебную речь самой себе. Выступая перед многолюдным собранием, Глупость убеждает слушателей, что именно она способствует движению мира, ибо «божественная сила» Глупости простирается так широко, что в служении ей объединяется весь мир. Вполне серьезно она утверждает, что «в этой жизни лишь тот, кто одержим глупостью может именоваться человеком».

Какие недостатки высмеивает э. Роттердаский? (Глупость)

В эпоху Возрождения стала высоко цениться образованность. Состоятельные люди приглашали ученных, знающих греческий язык, чтобы дать образование своим детям. «Знания доставляют разуму столько приятного и утешительного, как ничто другое, а наука дает сознание того, что ты человек, а не животное».

Томас Мор ()- английский гуманист, мудрый политик и первый министр короля.«Золотая книга, столь же полезная, как и поучительная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»

Утопия –место которого нет.

Томас мор учился в Оксфордском университете, знал несколько языков, увлекался историей, философией, литературой. В начале 16 века он написал и опубликовал «золотую книгу, столь же полезную, как и приятную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове утопия».

Работа с историческим источником.

Что по мнению Т. Мора является не справедливым в обществе?

Мор предлагал изменить общество?

Во второй части книги повествуется о замечательно устроенной жизни людей на острове утопия. Установлена коллективная собственность - имущество и земля принадлежат всем. В обществе царит порядок, преступления крайне редки. Нет ни бедных, ни богатых, а все необходимое островитяне получают бесплатно из специальных хранилищ. Жители острова не завидуют друг другу и один раз в 10 лет они производят между собой обмен всего, чем владеют.

С тех пор утопиями называли произведения, описывающие справедливое, но несбыточное общество будущего.

3. Франсуа Рабле () – французский писатель-гуманист. «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Герои повествования – мудрые короли –великаны, которые встречаются в народных легендах и сказках. С юмором описывает Рабле их жизнь, веселые пиры, во время которых под шутки и смех поглощается немыслимое количество еды. Но герои живут в очень неспокойном мире, правители которого годны только на то, чтобы делать зло своим подданным и ради своего удовольствия возмущать мир войнами. Рядом с великанами появляются на страницах романа герои вполне обычного роста: брат Жан Сокрушитель, заступник притесняемых, и пройдоха Панург, воплощение здравого смысла простого народа. Роман возрождал старинные традиции народных представлений, во время которых шуты веселили народ и высмеивали тупость, уродство и ханжество власть имущих.

4. Уильям Шекспир()- английский поэт, драматург.

«Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король лир», «Ричард III» и др.

Шекспир был влюблен в театр, выступал как актер, сочинял пьесы. Окружающий мир воспринимал как сцену, а людей как актеров. Он свято верил в то, что театр должен стать для современников настоящей школой, которая научит их не сгибаться под ударами судьбы, презирать предательство и лицемерие, противостоять подлости. В произведениях Шекспира много прекрасных, мудрых и гордых людей. Герои любят и страдают, совершают ошибки, разочаровываются, борются за свое счастье и чаще всего в этой борьбе проигрывают.

Разыгрывается сцена 2 (Сад Капуллети) из «Ромео и Джульетты»

Ромео и Джульетта выросли и живут в обстановке вековой вражды их семейств. Монтеки и Капулетти уже забыли с чего началась между ними вражда, но они фанатично воюют друг с другом и вся жизнь города-государства Вероны проходит под знаком бесчеловечной розни. Главные принципы в общественной жизни по мнению Шекспира это прекращение феодальных раздоров, мир и порядок в государстве. В средние века было принято находить жениха или невесту своим детям из практического расчета. Джульетта пытается сопротивляться выбору отца. Утверждение любви как основы семейной жизни – такова нравственная идея, утверждаемая Шекспиром.

5. Мигель Сервантес () – испанский писатель.

«Дон Кихот»

Сервантес происходил из семьи обедневшего дворянина, получил университетское образование и поступил на военную службу. В морском сражении он теряет руку, а по дороге домой он попадает к разбойникам и 5 лет томится в плену в Алжире. За огромную сумму семье удается выкупить его и вернуть на родину. Здесь начинается самый важный период в его жизни: он становится писателем. «Дон Кихот был задуман автором как пародия на средневековый рыцарский роман. Высоченный, тощий рыцарь Печального образа, взгромоздившись на полуживую клячу, надев старые помятые доспехи и шлем с картонным забралом, отправляется странствовать. Всякая несправедливость вокруг: жадный хозяин, который не плати жалованье батраку, страдания каторжников, осужденных жестоким судом, - вызывает его благородное негодование. Как истинный рыцарь, дон Кихот защищает обиженных, потому что ради свободы.. как ради чести, можно и должно рисковать жизнью».

4 Закрепление

Какое направление культуры и искусства господствовало в Европе в XV – XVII вв.?

Кто такие гуманисты?

Какие недостатки средневековья высмеивали писатели-гуманисты?

Актуальны ли взгляды гуманистов сегодня?

Как вы думаете почему в эпоху гуманизма появляются первые утопии?(внимание к человеку заставляло задумать и возможность совершенствования «земного» политического и социального устройства.)

5 Домашнее задание

1.Напишите сочинение эссе от имени гуманиста 16-17 вв. на тему «Моя Утопия».

2. Сообщения:

Леонардо да Винчи

Микельанджело Буанарроти

Рафаэль Санти

3. Тетрадь на печатной основе с. 11-12.

Приложение

Прочитайте средневековую притчу. Соотнесите сословия общества с животными, которым их уподоблял автор притчи.

Предназначение овец – давать молоко и шерсть, быков – пахать землю, псов – защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих животных исполняет свой долг. Так же и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним… молиться за других, чтобы они исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу руном доброго примера. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и пашет землю.

3. Собаки.

-Какие выводы можно сделать на основе этого документа о положении человека в обществе

Прочитайте высказывания.

«Человек одарен от природы, и если он упорен и смел, то необычайно преуспевает в делах». (Франческо Гвиччарди).

-От чего зависит судьба, счастье человека по мнению Ф. Гвиччарди?

«Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе удобнее обозревать все, что есть в мире. Я сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь» (Пико дела Мирандола)

- Какого место человека в мире по мнению Мирандолы?

«Люди не только будут обладать знанием всех вещей, но и станут почти всемогущими» (Бернардино Толезио)

-Как вы думаете благодаря чему человек станет всемогущим ?

Себастьян Брант «Корабль дураков» (отрывок)

«Душеспасительные книжки Не тщись быть мудрым, знай одно:

Пекут у нас теперь в излишке, Признавший сам себя глупцом

Не уменьшилось в людях зло: А кто твердит, что он мудрец,

Писанья эти ничему Тот именно и есть глупец.

Теперь не учат! В ночь и в тьму Стремиться надо, как известно,

Мир погружен, отвергнут Богом, - Жить добродетельно и честно

Кишат глупцы по всем дорогам. И, чтобы быть всегда в чести,

Жить дураками им не стыдно, Благоразумие блюсти».

но узнанными быть обидно.

- В чем состоит, с точки зрения гуманиста Бранта, цель жизни человека? Насколько важно для человека познавать мир?

Изменила ли философия гуманизма взгляд европейцев на человека и его место в мире?

Каковы главные цели в жизни человека?

Урок истории «Возрождение и гуманизм в Европе» был проведен в 7 а классе. Урок является частью темы эпоха Возрождения. На уроке прослеживается четкость поставленной цели, задания соответствовали возрастным и психологическим особенностям учащихся. Была обеспечена комплексность образовательных, развивающих и воспитывающих задач. Выделена актуальность темы.

Тип урока: изучение нового материала. Небольшое повторение изученного материала являлось переходом к изучению новой темы. Работа с историческими источниками, проблемные задания, подготовка сообщений позволила учащимся активно включиться в работу и решить поставленные задачи. Самым ярким моментом являлось разыгрывание сцены из произведения У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Сочетание использования на уроке словесных, наглядных, практических методов и метода персонификации способствовало развитию самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению темы. Учащиеся обладают умением выделять главное, аргументировать, высказывать свою точку зрения, приводить примеры.

Широко использовались межпредметные связи (история и география, история и МХК, история и литература).

Выбранные формы и методы соответствовали содержанию отобранного материала. Все поставленные цели и задачи были достигнуты.

Предпосылки, сущность и характерные черты эпохи Возрождения

С середины XV в. в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы происходит ряд важных изменений, ознаменовавших начало новой эпо­хи, получившей название Возрождение (по-французски «Ренессанс»).

В узком смысле под термином «Возрождение» принято понимать возрожде­ние античной культуры, воскрешение античного идеала красоты, образа жизни, мышления и чувствования. Однако сводить эпоху Ренессанса только к воскреше­нию идеалов древности было бы неверно. Решающим признаком этой эпохи яв­лялся небывалый расцвет культуры, бурный творческий подъем, великие начина­ния, поиски и открытия.

Экономической основой Возрождения стал невиданный до того времени подъем производительных сил, материального производства, науки и техники, связанный с урбанизацией, развитием ремесел, зарождением мануфактуры, расширением товарно-денежного хозяйства и развитием торговых связей. Преобразования в эко­номике привели к изменению в социально-политической и духовной жизни Ев­ропы. Все больше укрепляется бюргерство, являющееся носителем идеи незави­симого и свободомыслящего человека, усиливается борьба городов за самостоя­тельность, что в конечном счете приводит к складыванию монархических абсолю­тистских государств; усиливаются светские тенденции в культуре, способствую­щие ослаблению церковно-католического миропонимания; основой мировоззре­ния становится гуманизм, признающий личность человека высшей ценностью.

Родиной Возрождения стала Италия – непосредственная наследница антич­ной римской культуры. Постепенно большинство стран Европы объединяются на почве идей общечеловеческого, гуманистического характера: Англия, Франция, Германия, Испания, Польша. Чехия. Расцвет культуры в этих странах в XVI–XVIIв. получил название «Северный Ренессанс».

В чём своеобразие эпохи Возрождения? Во-первых, Возрождение – это переходная эпоха, в рамках которой совершился «универ­сальный переворот» – социально-экономический, политический, культурный от Средневековья к Новому времени. Это эпоха перехода от деревенской культуры к городской, являющейся «уже не средневековой и ещё не буржуазной» 1 . Культу­ра Возрождения много заимствовала из эпохи Средневековья, которое ею конча­лось, но многое в ней предвосхищало грядущее Новое время. Так, само понятие Возрождение имело не просто средневековое, но и прямо библейское происхождение. В Новом завете постоянно говорилось о Возрождении, о Новом духовном развитии, о появлении Нового человека. Происходит модификация средневекового сознания.

Во-вторых, эпоха Ренессанса одновременно базировалась на Античности и на Средневековье. Сами античные идеи истолковывались именно на основе опыта Средневековья. Однако гуманисты эпохи Возрождения не только не видели этой связи со средневековьем, но и противо­поставляли свою эпоху эпохе христианского Средневековья. Именно они стали родоначальниками концепции, определяющей Средневековье как мрачное, фана­тически религиозное варварское время. «Всё ниспровергнуто, сожжено, разрушено» - так характеризует эпоху Средневековья Лоренцо Валло.

В-третьих, становление индивидуализма, основанного на абсолютном самоутверждении личности, присущее буржуазному обществу, неосоз­нанно происходит в эпоху Возрождения в городской среде, с ее свободными и независимыми мастерами. Молодая зарождающаяся буржуазия «без роду и племе­ни» могла уповать лишь на свои личные качества, на собственный ум, смелость, предприимчивость, которые стали цениться выше, чем благородное происхожде­ние и знатность рода. Утверждается новая система ценностей, где особое внима­ние придается образованию, нравственным достоинствам человека. Антропоцентризм становится характерной чертой новой эпохи. В центр мироздания ставится не бог, а сам человек, мыслитель и творец, способный изменить мир к лучшему. Появляются яркие, титанические личности. Человек начинает занимать центральное место в иерархии земных ценностей. Рождаются представления о человеке «как о земном боге».

В-четвёртых, для эпохи Возрождения был присущ светский дух религии, с тенденцией переоценки всей культуры: оставаясь религиозным, человек стал меньше придавать значение обрядовой и культовой стороне религиозной жизни, сосредоточив своё внимание на её внутренней духовной стороне.

В-пятых, произошла секуляризация культуры, сложился культ светской жизни с выраженным стремлением к чувственным удовольствиям и интересам к проблемам земного бытия.

В-шестых, происходит освобождение от власти авторитетов. Человек Возрождения мог смело критиковать признанных авторов и учения.

В-седьмых, появляется небывалый интерес к искусствам. Возрастает роль искусства в общественной жизни. Именно в искусстве достигается гармония, к которой стремится эпоха Ренессанса – гармония христианского и языческого, земного и божественного, материального и духовного.

В-восьмых, открытия в области науки (астрономии: Н. Коперник, Т. Браге, И. Кеплер, Д. Бруно, Г. Галилей; географии: Колумб, Магеллан) и техники (изобретение печатного станка, микроскопа, барометра и т. д.) стали своего рода революцией в естествознании и изменили картину мира. На смену геоцентрической модели мира приходит гелиоцентрическая.

Таким образом, эпоха Возрождения – это особый, переходный этап истории культуры, соединивший в себе элементы и античного, языческого и средневекового, христианского и раннебуржуазного отношения к миру.

Гуманизм – мировоззренческая основа ренессансной культуры

Идейной основной культуры Возрождения стал гуманизм (от латинского – человеческий, человечный). Гуманизм означает не только признание за челове­ком высшей ценности, но и то, что человек объявляется критерием всякой ценно­сти. Эта черта гуманизма была выражена в эпоху античности устами Протагора: «Человек есть мера всех вещей».

Возникновение и утверждение нового ренессансного мировоззрения нача­лось с вызова схоластике, основанной на формально-терминологическом методе. В противовес традиционному комплексу studia divinitatis – познанию божествен­ного – гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний – studia humanitatis – познание человеческого, включающий грамматику, филологию, риторику, историю, педагогику, этику (моральную философию). Гуманистами в эпоху Возрождения называли тех, кто посвящал себя изучению, преподаванию этих дисциплин. Сам термин имел не только профессиональное, но и мировоззренческое содержание: гумани­сты были носителями и творцами новой системы знаний, в центре которой стоял человек, его земное предназначение.

Первым гуманистом эпохи Ренессанса называют Франческо Петрарку (1304–1374). Он был «именно тем человеком, – писал Леонардо Бруни, – который воскресил к жизни преданные забвению studia humanitatis и открыл путь к обновлению нашей культуры... » 1 . Флавио Биондо видел в Петрарке основоположника нового литературного стиля. Столетия спустя Франческо Патрицы под­черкнул роль Петрарки, возродившего в итальянских республиках риторику, погребённую в эпоху тысячелетнего варварства.

Франческо Петрарка заложил основы новой гуманистической этике, главный принцип который – достижения нравственного идеала через самопознания, активную добродетель, образование. В трактате «О средствах против счастли­вой и несчастливой фортуны» он ставит под сомнение традиционное понимание благородства, отказываясь видеть основу знатности в происхождении и титулах. Только в активном проявлении добрых начал своей натуры человек может обрес­ти подлинное благородство. Петрарка сформулировал черты, присущие новому типу личности: индивидуализм, осознание собственной ценности, активность и вера в собственные силы, стремление к свободе. Тем не менее на всем его творчестве лежит печать двойственности. Воспитанный в христианской религии Франческо искал компромисс между ней и языческой философией, между верой и знанием, он был убежден, что путь к небесному блаженству не требует отказа от всего мирского.

Последователями Петрарки стали Колюччо Салютати (1331–1406), Леонардо Бруни (1370–1440), Маттео Пальмиери (1406–1475), Лоренцо Балла (1407–1457), Леон Батист Альберти (1404–1472) и другие выдающиеся гуманисты эпохи Возрождения. Все они внесли заметный вклад в разработку гуманистической эти­ки, в развитие идей гармонии человека и природы. Человек в их учениях вступает активной преобразующей силой. Путь к пробуждению и развитию природных способностей человека открывает знание. «Знание возвышает человека над собой и над другими...». Но цель человеческого бытия, счастья не только в том, чтобы открыть истину, но и в том, «чтобы сделать ее руководством к действию» 1 . Совершение добрых дел, доблестных и праведных – это путь к достижению земно­го счастья. «Только разум, добродетель и труд в их неразрывном единстве, создают основу для подлинно человеческой жизни 2 ». Богатству принадлежит последнее место в иерархии земных благ.

Идея гармонии, ставшая одним из определяющих принципов мировоззрения гумани­стов эпохи Ренессанса, предполагала стремление человека к совершенству. Важное место в достижении этой цели отводилось образованию, нравственному и физи­ческому воспитанию.

Глубокая образованность предполагала изучение комплекса гуманитарных дис­циплин, преподавание которых велось как в университетах, так и в частных гуманистических школах. Создавались различного рода сообщества академии, кружки, товарищества, объединяющие представителей различных социальных кругов и про­фессий на почве гуманистических идей. В них в атмосфере свободной дискуссии переводили и читали древних авторов, собственные сочинения. Так, широкую известность в Италии приобрела Платоновская академия во Флоренции, возглав­ляемая с 1462 г. выдающимся гуманистом – философом Марсилио Фичино (1433–1499). Членами ее были не только известные гуманисты, но и юристы, медики, художники, предприниматели, политические деятели. С этой академией связано новое направление гуманизма – неоплатонизм.

Эпоха Возрождения это не просто эпоха провозглашения гармоничной лич­ности, не просто стремление к идеалу, но и его реальное воплощение. Эта эпоха дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих всесторонней обра­зованностью, ярким талантом, целеустремленностью, работоспособностью, огром­ной энергией. Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело, Альбрехт Дюрер, Николо Макиавелли, Мартин Лютер – вот только несколько имен из числа титанов Возрождения. Тогда не было почти ни одного выдающегося человека, кото­рый не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества. Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером. «Он знал и умел все, что знало и умело его время, кроме этого он мог еще предугадывать многое, о чем еще и не помышляли» 1 . Так он обдумал конструкцию летательного аппарата и пришел к идее геликоптера. Кроме того, по свидетельству современников, он был прекрасен собой, пропорционально сложен, изящен и обворожителен в беседе 2 . Альбрехт Дюрер был живописцем, гравером, скульптором, архитектором и... изобрел систему фортификационных сооружений.

Подводя итог вышесказанному, можно сформулировать основные принципы ренессансного гуманизма. Это освобождение культуры от церковной опеки, отречение от схоластики, раскрепощения человека и утверждение его земного предназначения, разрушение сословно-корпоративных рамок, возвышение человеческой личности, стремление к идеалу и гармонии.

Представления о человеке как об истинном творце всего сущего нашли наи­более полное воплощение в искусстве. Сам художник становится подлинным homo universal. Ему доступно все многообразие мира. Он один может подобно Богу «создавать из ничего нечто». Эстетический идеал Ренессанса – образ земного, реально­го, деятельного человека, гармонически и всесторонне развитого.

Искусство итальянского Возрождения

Классическим выражением ренессансной культуры было искусство итальян­ских мастеров. Искусство итальянского Возрождения проходит в своем развитии несколько этапов:

I этап – Проторенессанс кон. XIII – нач. XIV – вв. связан с именами Данте Алигьери (1265–1–321) и Джотто де Бондоне (1266–1337). Данте по праву называют «последним поэтом средневековья и первым поэтом Нового времени». В своей «Божественной комедии», ставшей поэтической энциклопедией Средних веков и Возрождения, автор утверждает идею ренессансного мышления, призывает своих современников к возвышению мудрой, достойной жизни на земле, к истинной человечности.

Джотто – друг и соратник великого Данте – сумел в страдающем человеке увидеть и изобразить человека прекрасного и гордого («Распятие Христа», «Оплакивание Христа»). Художник в своих произведениях стремился к правдивому отображению движений человеческого тела, выраженных в них чувств («Поцелуй Иуды»). Джотто видел в искусстве то, что другим не доступно. Он принес естественное искусство, основанное на изображении окружающего нас мира таким, каким видит наш глаз, – так отзывался о живописце спустя сто лет прославленный флорентийский ваятель Гиберти 1 . Джотто настолько опередил свое время, что ещё долго после него флорентийские художники только подражали его манере письма.

I I Этап – Раннее Возрождение – XV в. Происходит новый взлет в искусстве в направлении утверждения реализма и преодолении средневековой традиции. Это было уже искусство новой эры – эпохи Возрождения. Всех знаменитых мастеров Раннего Возрождения трудно перечислить. «Отцами» нового искусства считают скульптора Донателло, архитектора и скульптора Брунеллески, художника Мазаччо. Идею красоты и гармонии стремились они воплотить в своих произведениях. В эпоху гуманизма мир представлялся человеку прекрасным, и он стремился видеть красоту во всем, что его окружало в этом мире. Зодчество становится «частью самой жизни». На смену грозных, мрачных феодальных замков приходят удобные, красивые и открытые для внешнего мира дома – дворцы (например, Палаццо Питти), удивительные по красоте здания общественного назначения (Воспитательный дом во Флоренции), восхитительные часовни (капелла Паццы во Флоренции).

Художник Мазаччо (1401–1428) не только стал последователем Великого Джотто, но и намного превзошел его в умении распределять свет и тени, в созда­нии четкой пространственной композиции, в силе, с которой он передает объем­ность. Мазаччо первый в живописи изображает обнаженное тело («Изгнание из рая») и придает человеку героические черты, прославляя его человеческое достоин­ство 2 .

В литературе ближайшими преемниками Данте стали Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо (1313–1375). В Петрарке его современники видели не только писателя Нового времени, но и новый тип человека, в котором воплощались жиз­ненные стремления и идеалы передовой части общества.

III Этап – Высокое Возрождение – конец XV–1 половина XVI вв., золотой век Ренессанса. Несмотря на крат­кость этого периода, именно в это время были созданы замечательнейшие творе­ния титанов Возрождения, людей поистине титанического духа, мысли, талантов: Леонардо да Винчи (1452–1519), Рафаэля Санти (14S3–1520), Микеланджело (1475–1564), Джорджоне (1476–1510), Тициана (1477–1576). Для этого периода характерны не только поиск, но и достижения гармонии: человека и мира, души и тела, чувства и разума в самом человеке, правды и красоты, реального и идеального. Наибольшая выразительность социально-нравственных идеалов эпохи была достигнута именно средствами изобретательного искусства. Мир чудесной гармонии был создан в произведениях Леонардо («Мадонна Бенуа», «Джоконда», «Мадонна Лита», «Дама с горностаем»), Рафаэля («Мадонна Коне-стабиле», «Мадонна в зелени», «Сикстинская мадонна»), Тициана («Любовь зем­ная и любовь небесная», «Венера Урбинская»).

Мир Микеланджело – противоречив, разнообразен, трагичен. В его творчест­ве соединены трагическое осознание несовершенства бытия и веры в гармонию мироздания, одиночества человека и радость его победы в борьбе со стихиями («Давид», «Моисей», «Фрески Сикстинской капеллы», «Изгнание из рая», «Страш­ный суд», «Всемирный потоп»). Микеланджело было суждено пережить начало заката большой культурной эпохи и крушение ренессансных идеалов.

Титаны Великой эпохи Возрождения далеко опередили свое время. Их искус­ством стало мерилом прекрасного и символом творческих дерзаний человечества, ориентиром для всех последующих поколений.

IV этап – Позднее Возрождение – II половина XVI в. В это время начинают проявляться первые признаки кризиса гар­моничного миросозерцания эпохи Возрождения. В искусстве все чаще и сильнее ощущается драматическая напряженность. Она присутствует, в частности, в про­изведениях позднего Тициана («Положение во гроб»).

Венеция, где во II половине XVI в. ещё сохранилась республиканская форма правления, оставалась в Италии последним очагом гуманизма, и ее искусство – это все ещё великое искусство золотого века. Позднее Возрождение представлено именами Паоло Веронезе (1528–1588) и Якопо Тинторетто (1518–1591) – послед­них из титанов великой эпохи. И если Веронезе, создатель красочных картин, еще и не знал трагического разлада идеалов и действительности, то в творчестве Тинто­ретто усиливавшийся кризис ренессансных идеалов остро дает о себе знать. Его искусство полно драматизма, эмоциональной силы («Битва на заре», «Распятие»).

Обратная сторона Возрождения

Великий расцвет в истории человечества сопровождался и великой трагедией. Человек, каким его мыслили гуманисты, нашел свое воплощение в основном в искусстве, но не смог прочно утвердиться в реальной жизни. Возрождение «про­славилось» своими бытовыми типами коварства, вероломства, убийствами из-за угла, невероятной мстительностью и жестокостью, разгулом страстей.

Эра вольных городских коммун была кратковременной: их сменили тирании. Разбогатевшие предприниматели – банкиры и купцы – превращаются в новую аристократию. На родине Возрождения в эпоху ее расцвета рождаются новые ди­настии, основателями которых часто становятся обыкновенные кондотьеры, т. е. предводители наемных отрядов, за деньги служившие тем или иным городам 1 .

В век гуманизма, в век расцвета науки, поэзии, искусства, яд и кинжал часто определяют судьбу властителей и их приближенных. Даже Лоренцо Медичи, ве­ликий покровитель искусств и наук, прибегал к подобным средствам в борьбе с противниками.

Парадокс эпохи заключался в том, что «абсолютные злодеи», славящиеся своими зверствами, убийствами, различного рода извращениями, такие как Цезарь Борджиа или Сигизмундо Малатеста, в то же время были большими любителями и знатоками наук, искусства, людьми всесторонне образованными, разумными политиками. Так, Макиавелли восхищался волей Цезаря и видел в нем образец идеального государя.

Разгул страстей коснулся и самих гуманистов. Скандалы, потасовки, интриги и даже убийства из-за взаимного ущемления тщеславия были обычными явления­ми и в среде видных деятелей Ренессанса. Известный художник Мазаччо, по сви­детельству очевидцев, был отравлен своими соперниками. Скульптор Пьеро Торриджини в молодости в пылу ссоры обезобразил лицо Микеланджело 1 . Сам Микеланджело обладал таким неукротимым нравом, что внушал страх окружаю­щим,

Противоречие эпохи заключалось в том, что возможности человека, возмож­ности культуры, обнаруженные гуманистами, не смогли реализовать в реальной жизни. Бесчисленные войны, эпидемии, «светские привычки» духовенства, рас­правы с неугодными – все это давало возможность усомниться в Божественной природе человека.

Да и сама инквизиция, ославленная на все века, стала детищем исключительно эпохи Возрождения. Теряя свое влияние в духовной жизни, церковь таким обра­зом пыталась упрочить своё положение. Официально инквизиция была учрежде­на в Испании в 1470 г., в Италии в 1542 г.

Можно сказать, что весь этот безграничный разгул страстей, пороков и пре­ступлений являлся следствием стихийного индивидуализма эпохи Ренессанса, когда критерием поведения была «сама же изолированно чувствовавшая себя личность» 2 .

Человек в эту эпоху, будь он гуманистом или таким же кровавым преступни­ком вроде Цезаря Борджия, мечтал быть освобожденным от всего объективно значащего и признавал только свои внутренние нужды и потребности. В этом заключаюсь обратная сторона титанизма.

Иными словами, можно усомниться в осмысленности культурного выбора, сделанного гуманистами Возрождения, ибо практически все их достижения и от­крытия были забыты – реальная жизнь показала невозможность их осуществления 1 . Процесс первоначального накопления был связан с обеднением широких народных масс: усиление государства вело к росту налогов, что способствовало обострению социальной и классовой борьбы, тем не менее эпоха Ренессанса спо­собствовала осознанию всей несправедливости существующей жизни и зарожде­нию мечты о лучшем социальном устройстве, достойных людях, счастливой жиз­ни.

Литература

    Брагина Л.М. Альберти – гуманист //Леон Баттист Альберти. М., 1997.

    Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. М., 1977.

    Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелем и

зодчих эпохи Возрождения. СПб., 1992.

    Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и

зодчих эпохи Возрождения. СПб., 1992.

    Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1990.

    Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

    Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. М., 1976.

    Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972.

Особенности эпохи Возрождения: Обмирщение сознания, т.е. постепенное освобождение от религиозного взгляда на мир. Распространение идей гуманизма, т.е. внимание к человеческой личности, веры в силы самого человека. Распространение научных знаний. Опора на достижения культуры Античности.


Главная цель жизни человека. Средние векаНовое время (Возрождение) Спасение души. Для этого необходимо, верить в Бога, соблюдать церковные обряды не грешить. Успех. Прославиться в искусстве, науке, торговле, предпринимательстве, путешествиях и т.д. Но обязательно приносить пользу людям!!!


Гуманизм Humanus (человек), гуманоид, гуманный, гуманитарный, гуманизм; Человек- подобен Богу, он прекрасен и гармоничен: образован, физически развит, увлекается искусством и философией; Основные добродетели: честность, доблесть, творчество, патриотизм!




Любимов «Искусство Западной Европы»: Итальянские гуманисты открывали мир классической древности, разыскивали в забытых книгохранилищах творения древних авторов и кропотливым трудом очищали их от искажений, внесенных средневековыми монахами. Поиски их были отмечены пламенным энтузиазмом. Когда перед Петраркой, которого принято считать первым гуманистом, вырисовывался в пути силуэт монастыря, он буквально дрожал от мысли, что там, может быть, находится какая-нибудь классическая рукопись. Другие откапывали обломки колонн, статуй, барельефы, монеты. Отвлеченная красота византийской иконы меркла перед теплой, живой красотой мраморной Венеры, на радость всей Флоренции или всего Рима извлеченной из земли, где она пролежала более тысячи лет. «Я воскрешаю мертвых»,- говорил один из итальянских гуманистов, посвятивший себя археологии Почему родиной Ренессанса стала Италия?


Данте Алигьери () Данте – предтеча итальянского Возрождения, в центре его главного произведения «Божественной комедии» судьбы людей, души которых он встречает во время своего воображаемого путешествия по Аду, чистилищу и Раю.


Петрарка Франческо () Лирика Петрарки представляет новый этап в развитии итальянской и европейской поэзии. Изображение любимой женщины стало у него конкретным и жизненным, а любовные переживания показаны во всей их противоречивости и изменчивости.




Какое высказывание лучше отражает взгляды гуманистов на природу человека? Сотворил Господь человека из праха земного, который ничтожнее прочих элементов, как подтверждено в Библии; Если считается столь замечательной и великой красота мира, то какой красотой и изяществом должен быть наделен человек, ради которого и был создан самый красивый и самый украшенный мир.




Эразм Роттердамский () Нидерландский учёный-гуманист, писатель, филолог, богослов, виднейший представитель северного Возрождения. Жил во Франции, Англии, Германии, Италии, Швейцарии, пользовался всеевропейским признанием. Писал на латыни. Из огромного наследия Э. Р. наиболее известны «Похвала Глупости» (1509) и «Разговоры запросто» (151930). Первое сочинение сатира философская, второе по преимуществу бытовая. Госпожа Глупость, поющая хвалу себе самой, легко оборачивается мудростью, самодовольная знатность тупой низостью, безграничная власть худшим рабством, поэтому драгоценнейшим правилом жизни становится призыв «ничего сверх меры!»


Томас Мор (). Английский гуманист, государственный деятель и писатель. Сын судейского чиновника. В 1504 Мор был выдвинут в парламент от лондонского купечества, в 1510 стал помощником лондонского шерифа, в 1518 вошёл в Королевский совет, в канцлер герцогства Ланкастерского, в канцлер Англии. Мор отказался дать присягу королю как «верховному главе» английской церкви, после чего был заключён в Тауэр (1534), обвинён в государственной измене и казнён.


«Утопия». Наибольшую известность принёс Мору его диалог «Утопия» (1516), содержащий описание идеального строя фантастического острова Утопия (греческий, буквально «Нигдения», место, которого нет; это придуманное М. слово стало впоследствии нарицательным). Здесь Мор впервые в истории человечества изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращён до 6 часов; наиболее тяжёлые работы выполняют преступники. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства.


Литература Франсуа Рабле (). Писатель. Наиболее известное произведение – роман




Уильям Шекспир Уж если ты разлюбишь, так теперь, Теперь, когда весь мир со мной в раздоре. Будь самой горькой из моих потерь, Но только не последней каплей горя! И если скорбь дано мне превозмочь, Не наноси удара из засады. Пусть бурная не разрешится ночь Дождливым утром утром без отрады. Оставь меня, но не в последний миг, Когда от мелких бед я ослабею, Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг, Что это горе всех невзгод больнее. Что нет невзгод, а есть одна беда Твоей любви лишиться навсегда.




Проверим таблицу Область культуры Деятель культуры Произведения, идеи ФилософияЭразм Роттердамский () «Разговоры запросто» «Похвала глупости» Идеи: гуманизм, высмеивание пороков и заблуждений Средневековья Томас Мор () «Золотая книга, столь же полезная, как и приятная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Идеи: прославление физической красоты и духовного совершенства человека. ЛитератураФрансуа Рабле () «Гаргантюа и Пантагрюэль» Герои-мудрые короли-великаны. Роман возраждал старинные традиции народных представлений. Уильям Шекспир () «Ромео и Джульетта» Идеи: выразить высокие и светлые чувства человека.


Леонардо да Винчи () Самым знаменитым ученым, художником, поэтом эпохи Возрождения считается Леонардо да Винчи. Его можно смело назвать воплощенным идеалом личности нового времени.