Скачать презентацию святая софия символ древней руси. Святая София - символ Древней Руси

Слайд 1

История Древней Руси
Часть 22
София
Новгородская

Слайд 2

Значение Софийского собора для Новгорода Софийская библиотека Не выше Софии
Культура Великого Новгорода Летописные сведения София Константинопольская Первый деревянный собор Софии в Новгороде София Новгородская
План

Слайд 3

Культура Великого Новгорода
Новгородская земля - богатейшая сокровищница древней культуры Северной Руси. Нетронутая монгольским разорением, она донесла до нас множество памятников старины.

Слайд 4

Древнейший памятник русской письменности - Остромирово Евангелие - было написано по заказу новгородского посадника Остромира.
Остромирово Евангелие 1056-57 гг.

Слайд 5

Богатые новгородские купцы не скупились на постройку и украшение церквей. В новгородских летописях мы читаем о почти ежегодном возведении церквей в разных областях Новгородской земли.
Встроенные презентации с иллюстрациями открываются щелчком по картинке

Слайд 6

Некоторые памятники новгородской архитектуры погибли во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Встроенная презентация с иллюстрациями открывается щелчком по картинке

Слайд 7

Но много замечательных храмов и сохранилось в Новгородской земле, например, церковь XII века Спасо-Преображения на Нередице или церковь XIV века Феодора Стратилата на Ручью.

Слайд 8

Без сомнения, самый знаменитый из новгородских храмов - Софийский собор.
Холуев В.Ф. Дорога к храму. София Новгородская. 1981.

Слайд 9

Славились Новгородские земли и своими монастырями.
Встроенная презентация с иллюстрациями открывается щелчком по картинке

Слайд 10

В Новгороде было много мастерских, где по заказу новгородцев писали иконы. Некоторые из этих икон сохранились до нашего времени. Это замечательные образцы новгородской иконописной школы.
Встроенная презентация с иллюстрациями открывается щелчком по картинке

Слайд 11

В Новгороде работал великий иконописец Феофан Грек. Фрески, сделанные им, существуют и поныне в церкви Спасо-Преображения на Ильине-улице.
Встроенная презентация с иллюстрациями открывается щелчком по картинке

Слайд 12

Летописные сведения
Новгородские летописи хранят много интересных сведений из древней истории Великого Новгорода. Но особенно тщательно новгородские летописцы записывали сведения о том, когда производилась закладка того или иного храма, когда был построен и освящен храм, когда произведена роспись храма.

Слайд 13

Например, «Новгородская третья летопись» даже названа «Книгою, глаголемою Летописец Новгородский вкратце церквам Божиим, в которое лето церковь во кого имя строена и при котором епископе или архиепископе, или митрополите». Или на современном языке - это краткая новгородская летопись о храмах Божиих - в каком году, во имя какого святого храм построен и при каком архиерее.

Слайд 14

София Константинопольская
Древняя Русь, восприняв христианство в Византии, оттуда же заимствовала и храмовое зодчество.

Слайд 15

Послы князя Владимира, как свидетельствует «Повесть временных лет», красоту православия ощутили в Софийском соборе в Константинополе - главном храме Византии.

Слайд 16

И один из первых храмов новокрещеной Руси - это Софийский собор Новгорода.

Слайд 17

Первый деревянный собор Софии в Новгороде
София Новгородская была воздвигнута в 989 году по благословению первого епископа новгородского Иоакима Корсунянина. Летопись об этом событии гласит: «Постави Владыка епископ Иоаким первую церковь древянную дубовую Святая Софии». Это был величественный деревянный храм «о тринадцати верхах», то есть имел 13 глав-куполов. Освящен он был, как и главный храм в Константинополе, во имя Софии Премудрости Божией.

Слайд 18

Впоследствии Софийские храмы строились во многих русских городах - от Киева до Тобольска. Они свидетельствовали о духовном родстве и церковном преемстве Руси с православной Византией и возвещали, что высшая Божественная Премудрость состоит в спасении всего мира.
Увеличить изображение щелчком по картинке
София Киевская

Слайд 19

София Новгородская
Стоял первозданный Новгородский Софийский собор над рекой Волховом у древнего Волховского моста и был главным украшением города. Но во время пожара, случившегося в марте 1045 года, Софийский собор сгорел.
Великий мост и Св. София Новгородская. Реконструкция Д.П. Сухова

Слайд 20

Годом раньше князь Ярослав Мудрый повелел строить в Новгороде каменный кремль-детинец, ставший укрепленным ядром города.

Слайд 21

Самым главным строением Новгородского кремля-детинца стал воздвигнутый вместо сгоревшего новый, уже каменный Софийский собор.

Слайд 22

До сего времени украшает Новгород этот величественный храм, построенный еще в 1052 году при святом князе Владимире Ярославиче по благословению епископа Новгородского Луки.

Слайд 23

Строили и украшали Софийский собор русские мастера и иконописцы вместе с греческими мастерами, специально приглашенными из Константинополя. «Церковь эту построили весьма прекрасную и превеликую», - говорит летопись. Золотой купол собора впоследствии был увенчан крестом с голубем - символом Святого Духа.
Встроенная презентация с иллюстрациями открывается щелчком по картинке

Слайд 24

Значение Софийского собора для Новгорода
«Где Святая София - тут и Новгород!» - говорили древние новгородцы.
Новгород. XIV в. Реконструкция Е.Д. Шеко

Слайд 25

Но не только на церковные службы собирались жители Новгорода к Софии. Под звон колоколов Софийского собора здесь устраивались встречи и проводы новгородских воинов. Готовясь к ратному подвигу, защитники земли Новгородской восклицали: «Умрем честно за Святую Софию!».
Князь Александр Невский приводит пленных немецких рыцарей в Новгород
Увеличить изображение щелчком по картинке

Слайд 26

На площади перед Софийским собором собиралось новгородское вече. В Софии объявлялись указы, производились назначения на высшие должности.
Увеличить изображение щелчком по картинке

Слайд 27

Кроме того, при соборе размещались богатая новгородская казна, библиотека и архив Новгорода. Здесь же хранились образцы мер и весов. Вспомним, что Новгород был крупнейшим торговым центром Древней Руси.
А. Васнецов. Новгородский торг
Увеличить изображение щелчком по картинке

Слайд 29

Недалеко от Софии новгородские епископы вершили «владычний суд», то есть вели судопроизводство. Судебное разбирательство совершалось перед фреской, на которой был изображен Христос с раскрытым Евангелием. На страницах Евангелия было начертано слово к судьям: «Каким судом будете судить, таким же судом и вас будет судить Бог».
Увеличить изображение щелчком по картинке
Владычная (грановитая) палата. 1433г

Слайд 30

К Софии новгородцы прибегали не только во время военных невзгод, но и во время стихийных бедствий и страшных эпидемий. Например, в 1390 году от морового поветрия в Новгороде умерло великое множество народа. По совету епископа приунывшие новгородцы, чтобы утолить гнев Божий, дали обет и по обету построили за один день церковь в честь Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.

Слайд 31

После этого, как повествует летописец, «Божиею милостью и Святой Софии стоянием, и владычным благословением и молитвою мор прекратился».
Молящиеся новгородцы. Деталь иконы. 1467 год

Слайд 32

Келья переписчика книг
Софийская библиотека
Софийская библиотека Новгорода являлась одним из крупнейших книжных собраний Древней Руси. Рукописные книги из библиотеки Святой Софии сохранили имена 94 писцов, трудившихся над составлением и переписыванием книг. Книги из Софийской библиотеки распределялись или передавались во временное пользование различным монастырям и церквам по всему русскому Северу, вплоть до Соловецкого монастыря.

Слайд 33

Не выше Софии
Особое почтение новгородцев к величайшей своей святыне - Софийскому собору - выражалось, в частности, в том, что на протяжении девятисот лет ни одно здание в Новгороде не строилось выше Софии, хотя за пределами города были здания и выше, и больше.

Слайд 34

В годы Великой Отечественной войны Софийский собор сильно пострадал: своды и стены получили пробоины от снарядов, с куполов были содраны позолоченные листы. Многие древние фрески безвозвратно погибли.
Увеличить изображение щелчком по картинке
Кукрыниксы. Бегство фашистов из Новгорода

Слайд 35

За девять с половиной столетий Софийский собор в Новгороде неоднократно реставрировался и обновлялся. Последняя реставрация была произведена в 1983–1990 годах. Реставраторы укрепили древнюю живопись в храме, сохранившуюся с 12 столетия.
Восстановление фрески

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей» №24 Древние храмы Руси Софийский собор Автор работы: учитель русского языка и литературы Ключникова Ирина Владимировна Г.Гуково, Ростовская область 2014 год "Судьба храма – судьба России – судьба человека" Воды тихой речки отражают Окруженный деревцами Храм. Годы и столетья пролетают – Каждый день молитвы слышны там. Свечи здесь пылают и лампады, Блики их на образах горят, Девы Пресвятой святые взгляды Прямо в душу ласково глядят. Так отрадно плакать и молиться, И так близко Небо там к земле, Что потом печально возвратиться В грешный мир, лежащий весь во зле. Но душа опять будет вновь стремиться В чудный мир, обратно, к тишине, В мир святой, где может возродиться Та любовь, что спит еще во мне. Новгородский Кремль, или Детинец , как его называли в Новгороде в древности, заложенный князем Ярославом, - древнейший из сохранившихся в России кремлей (впервые упоминается в летописи 1044г.). Кремль был административным, общественным и религиозным центром Новгорода. Здесь проходило вече, выборы посадника, отсюда выступили на битву со шведами дружины Александра Невского, его стены защищали главный - Софийский собор и резиденцию Новгородского владыки. Именно в Кремле велось летописание, собирали и переписывали книги.

Фото 1900 года.

История новгородского кремля неразрывно связана с историей самого Новгорода. Еще в год крещения новгородцев в X (десятом) веке, здесь был построен первый христианский храм. Это была деревянная дубовая церковь «о 13 верхах», храм Святой Софии. Когда церковь сгорела в 1045 году, князь Ярослав Мудрый и старший сын его Владимир, посаженный на княженье в Новгород, повелели заложить каменный храм Софии Премудрости Божьей. Он стал первым из каменных построек Русского Севера. В настоящее время София Новгородская - древнейший храм России. Строительство Софийского собора продолжалось 5 лет с 1045 по 1050 год. Расположенная на высоком холме, окруженная мощными стенами кремля, многоглавая величественная София была видна издалека. Ее четкие и ясные пропорции, замечательная внутренняя роспись, мозаика, иконы, драгоценная утварь, великолепные светильники свидетельствовали о величии и богатстве Новгорода. Храм отличается лаконизмом, сдержанностью и простотой архитектурного решения.

Первоначально храм не имел штукатурки и побелки, выразительность кладки, живописность камня придавали собору необыкновенно величавый и торжественный облик. Западный фасад с древнейших времен украшен росписью. Эта роспись обновлялась в XIX в. Древняя живопись XVI в. сохранилась лишь на средней части композиции.

В Софийский собор ведут три входа: южный, западный и северный. Главный - западный вход с XII в. украшают бронзовые двери. Двери открывают в особо торжественных случаях.

Врата были изготовлены в Магдебурге западно-европейскими мастерами в середине XII в., возможно, заказчиком врат был плоцкий епископ Александр (его изображение есть на одной из пластин). На сорока восьми бронзовых пластинах проиллюстрированы библейские и евангельские сюжеты. Это сцены сотворения мира, Рождества Христова, Распятия, Вознесения.

Интересны ручки в виде львиных голов. В их раскрытые пасти вставлены стержни, к которым прикреплены рукоятки в виде змей - все это символизирует ад. В пастях львов видны человеческие головы - это грешники, которых ад сей поглощает.

Первоначально главы собора имели шлемовидную форму, а центральный купол был покрыт золотом в начале XV в. Об этом упоминает летописец: «А в 1408 году архиепископ Иоанн святую Софию свинцом и маковицу большую златоверхую устроил». На центральном кресте Софии - маленький голубь. Красивая легенда рассказывает, как витал он над храмом 400 лет назад, когда лютовали в Новгороде войска Ивана Грозного. Ужаснувшись увиденному, голубь сел на крест оплакивать жертвы и окаменел от горя. Легенда имеет продолжение: пока сидит на кресте Софии сей голубь - стоять Великому Новгороду, а голубь слетит, тут и городу конец. В 1922 году, в ходе изъятия церковных ценностей, собор был ограблен. В 1929 году он был закрыт, и в нём открылся антирелигиозный музей. В музее были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример «баснословных богатств церкви» . Фото собора времён войны, большая часть которых сделана в период нацистской немецко-испанской оккупации города, продолжавшейся с 15 августа 1941 по 20 января 1944 года.

Немцы позируют на фоне памятника Тысячелетию России. Над памятником немцы надругались. Разбили его и разбросали фигуры по земле. Бросили не землю колокола звонницы

Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен. После войны - полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005-2007 произведена реставрация куполов собора. Сегодня Кремль - это культурный и туристский центр. Здесь находятся главные экспозиции Новгородского музея-заповедника, реставрационные мастерские, работают библиотека, филармония, училище искусств, художественная и музыкальная школа. Храм Святой Софии - главное сооружение города, как бы олицетворял и сам Новгород. Не случайно древние новгородцы, идя на бой с врагом, клялись "постоять и умереть за святую Софию". Собор в представлении жителей олицетворял независимость Новгорода.

    Слайд 2

    В XI веке собор был 13-ти купольным, но позднее подвергся серьёзной перестройке, и число куполов уменьшилось. Тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Четыре главы, ближайшие к центральной, напоминали о евангелистах: Матфее, Марке, Луке, Иоанне. Христос Вседержитель расположен в куполе горного Неба, а в алтаре, на стене центральной апсиды – строгая фигура Богоматери. Её руки вознесены вверх в непрестанном молении. Вишнёвый цвет её одеяния символизирует страдания.

    Слайд 3

    Мозаика (узор из цветного стекла - смальты) украшала главные части храма: купол как символ Церкви Небесной и алтарь – символ Церкви земной. Здесь, в алтаре, совершается великое таинство: к Христу идут апостолы. Их шаг размерен. Коренастые фигуры исполнены внутренней энергии. Руки застыли в жесте прощения. Глаза обращены к Христу. Апостолы ждут причастия.

    Слайд 4

    Собор Святой Софии в Новгороде

    Собор построен из плинфы (плоского кирпича) и камня. Он в полтора раза выше Софии Киевской. Пять куполов храма высоко подняты над монолитным кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от него.

    Внешний облик новгородской Софии гораздо строже Софии киевской, стены массивнее, лишены выступов, изредка прорезаются узкими окнами.

    Слайд 5

    Собор изнутри был расписан фресками, от которых до нашего времени дошли немногочисленные фрагменты: изображение святых Константина и Елены, пророков.

    Во время Великой Отечественной войны храм пострадал от обстрела и был разграблен оккупантами.

    В настоящее время собор восстановлен, но многие фрески погибли безвозвратно.

    Слайд 6

    Церковь Покрова на Нерли

    Церковь Покрова на Нерли была построена в 1165 году по приказу Андрея Боголюбского в том месте, где Нерль впадает в Клязьму, в память о его сыне, юном Изяславе, павшем в бою с волжскими булгарами.

    Церковь уединённо стоит на бескрайних просторах владимирских равнин, выглядит покинутой и печальной, но имеет мировую славу.

    Слайд 7

    Храм Покрова на Нерли

    Красив резной убор церкви. В центре каждого фасада (кроме восточного), наверху, находится рельефная фигура библейского царя Давида. Царь играет на лире, а его слушают львы, птицы и грифоны. Птица – древний символ человеческой души, а лев – символ Христа. Лев будто спит с открытыми глазами, подобно тому, как Бог не дремлет, храня человечество. Лев – царь зверей, а Христос – царь небесный. Последнее толкование связывало льва с идеей княжеской власти: ведь земные правители считались наместниками Бога на земле.

    Слайд 8

    Изображения Девы Марии в резьбе храма нет, но весь облик церкви, такой стройный и изысканный, напоминает ее образ, запечатленный церковным писателем Епифанием, особо отличив тонкость ее рук и перстов.

    Вобще говоря, любую церковь можно уподобить Богоматери, поскольку Мария в церковной традиции символизирует Церковь земную. В храме Покрова на Нерли это умозрительное положение стало наглядным.

    Слайд 9

    Золотые Ворота

    Золотые Ворота являются единственным монументом военно-инженерной архитектуры Древней Руси. Золотые Ворота были построены по приказу Андрея Боголюбского в 1158-1164 гг.

    Вход в Золотые ворота был закрыт дубовыми воротами, покрытыми арабской позолоченной медью.

    Ворота служили не только средством фортификации, но и триумфальным въездом в столицу княжества иностранных послов, знатных особ, княжеских войск.

    Слайд 10

    Золотые ворота

    Золотые Ворота Владимира – это уникальные из существующих, только единственные Золотые Ворота, которые «остались в живых» (хотя с некоторыми переделками) из существовавших в Средние века в Иерусалиме, Константинополе, Киеве.

    В настоящее время в Золотых Воротах размещена экспозиция военной истории.

    Слайд 11

    Успенский собор

    Владимирский Успенский собор был построен на высоком берегу Клязьмы в 1158-1160 гг. при князе Андрее Боголюбском.

    В сентябре 1164 года в собор была принесена самая почитаемая икона – икона Богоматери. С тех пор этот образ называется Владимирской иконой Божьей Матери.

    Во времена правления Всеволода III, после пожара 1185 года, собор был перестроен и стал пятиглавым.

    До 1432 года Московские правители получали титул Великого князя в Успенском соборе.

    Слайд 12

    Успенский собор сохранил несколько фрагментов фресок неизвестных художников XII века и творения Андрея Рублёва, блестящего живописца, расписавшего храм в 1408 году.

    Фреска - «Страшный суд», по замыслу художника, должна не устрашать, а ободрять верующих, вселяя в них уверенность в совершении справедливого суда. Поэтому лики апостолов полны мягкой доброты и милосердия, а ангелы со склоненными головами тихо печалятся о преходящей судьбе мира.

    Слайд 13

    В некрополе Успенского собора лежат святые мощи князей Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо и их родственников, епископов и настоятелей собора.

    Владимирский Успенский собор стал моделью для Успенского собора Московского Кремля, построенного итальянским архитектором Аристотелем Фиорованти в 1475-1479 гг.

    Слайд 14

    Дмитриевский собор

    Дмитриевский собор был построен в 1194-1197 гг. по приказу Всеволода III Большое Гнездо в честь Св. Дмитрия.

    Собор использовался как одно из зданий княжеского двора.

    Дмитриевский собор ясно воплощает идею могущества Всеволода Большое Гнездо, политическую власть и независимость Владимиро-Суздальского княжества.

    Слайд 15

    Наиболее выдающаяся черта собора – белокаменная резьба. Из 566 резных камней лишь 46 изображений связаны с христианской символикой. Много орлов, барсов, крокодилов, сказочных животных.

    Вся резьба передает главную идею восхваления красоты и совершенства мира, созданного Богом.

    Слайд 16

    Дмитриевский собор является синтезом традиций искусства и культуры.

    В настоящее время богослужения в соборе не проводятся.

    Дмитриевский собор - памятник федерального значения, включённый в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Посмотреть все слайды

Святая София - всемирно известный памятник истории, архитектуры, монументальной живописи, возведенный в первой половине 11 века при княжении Ярослава Мудрого в период расцвета Киевской Руси. Существуют также версии, согласно которым строительство храма Святой Софии началось еще во времена Владимира Великого , предшественника Ярослава. Название собора происходит от греческого слова «София» - «Мудрость».

Построенный как главный храм митрополита Руси, в те времена Софийский собор был общественно-политическим и культурным центром государства. В соборе происходили церемонии «посажения» послов, около него собиралось киевское вече, здесь велось летописание и находилась созданная Ярославом Мудрым первая в древней Руси библиотека .

Это было одно из самых больших зданий Киева домонгольского периода, которое вершилось тринадцатью куполами, покрытыми листовым свинцом. В те времена фасады храма не штукатурились; их украшали декоративные ниши, орнамент, живопись.

В 1240 году во время нашествия на Киев орд Батыя собор был разграблен, но уцелел; в 16 веке им владели греко-католики; в 30-40 годах 17 века здесь был основан мужской монастырь.

На рубеже 17-18 веков собор был перестроен в формах барокко. Изменения в его облике происходили и в 18-19 веках.

В 30-е годы 20 века храм прекращает богослужения, здесь создается историко-архитектурный заповедник , работающий по сей день. Лишь изредка, в дни больших церковных и государственных праздников, в Софийском соборе проходят торжественные службы. Все остальное время Святая София принимает гостей. Сюда приходят тысячи людей отовсюду, чтобы полюбоваться древнекиевской монументальной живописью , увидеть сохранившиеся внутри архитектурные формы 11 века, резной иконостас 18 века, комплекс барочных сооружений вокруг главного храма.

Особую ценность представляют настенные росписи Софии Киевской 11 века - 260 м² мозаик и около 3 тысяч м² фресок . К сожалению, это лишь третья часть всей живописи, украшавшей здание в старину. Остальное - живопись 17 и 18 столетий, представляющая менее значительный интерес. Открыты на стенах храма и древнерусские надписи - граффити , процарапанные острым предметом по фресковой штукатурке. Особенно важны те, что содержат сведения об исторических событиях и культуре Киевской Руси, в т.ч. древняя славянская азбука , которая проливает свет на историческое происхождение кириллицы.

В соборе находится огромный мраморный саргофаг, в котором некогда покоились останки великого князя Ярослава Мудрого, макет Древнего Киева, постоянно работающие выставки.

В 1990 году весь комплекс Софийского собора, учитывая его уникальность, внесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО , а в 1987 году Международное жюри Гамбургского фонда присудило заповеднику Европейскую медаль за сохранение исторического наследия.

Несмотря на музейный характер древнего комплекса, он и сегодня исполняет роль символа государства и единства Украины.

Знакомство с Софийским собором - неотъемлемая часть некоторых экскурсионных маршрутов столицы. Во время туристы чаще всего останавливаются на Софийской площади перед собором, чтобы полюбоваться древним храмом, величественной колокольней, а также сфотографировать знаменитый киевский символ.

Пешеходная позволяет узнать больше о далеком прошлом Софийского собора, о его судьбе в княжеские времена, а также о мастерах, создавших эту святыню.

Также встреча с Софией Киевской возможна в ходе экскурсии по предпочтению туристов.

Cлайд 1

Собор Святой Софии в Киеве Это – самый величественный и знаменитый из всех храмов Древней Руси. Это - самый грандиозный из всех известных в наше время соборов византийской художественной традиции.

Cлайд 2

Собор Святой Софии в Киеве В XI веке собор был 13-ти купольным, но позднее подвергся серьёзной перестройке, и число куполов уменьшилось. Тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Четыре главы, ближайшие к центральной, напоминали о евангелистах: Матфее, Марке, Луке, Иоанне. Христос Вседержитель расположен в куполе горного Неба, а в алтаре, на стене центральной апсиды – строгая фигура Богоматери. Её руки вознесены вверх в непрестанном молении. Вишнёвый цвет её одеяния символизирует страдания.

Cлайд 3

Собор Святой Софии в Киеве Мозаика (узор из цветного стекла - смальты) украшала главные части храма: купол как символ Церкви Небесной и алтарь – символ Церкви земной. Здесь, в алтаре, совершается великое таинство: к Христу идут апостолы. Их шаг размерен. Коренастые фигуры исполнены внутренней энергии. Руки застыли в жесте прощения. Глаза обращены к Христу. Апостолы ждут причастия.

Cлайд 4

Собор Святой Софии в Новгороде Собор построен из плинфы (плоского кирпича) и камня. Он в полтора раза выше Софии Киевской. Пять куполов храма высоко подняты над монолитным кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от него. Внешний облик новгородской Софии гораздо строже Софии киевской, стены массивнее, лишены выступов, изредка прорезаются узкими окнами.

Cлайд 5

Собор Святой Софии в Новгороде Собор изнутри был расписан фресками, от которых до нашего времени дошли немногочисленные фрагменты: изображение святых Константина и Елены, пророков. Во время Великой Отечественной войны храм пострадал от обстрела и был разграблен оккупантами. В настоящее время собор восстановлен, но многие фрески погибли безвозвратно.

Cлайд 6

Церковь Покрова на Нерли Церковь Покрова на Нерли была построена в 1165 году по приказу Андрея Боголюбского в том месте, где Нерль впадает в Клязьму, в память о его сыне, юном Изяславе, павшем в бою с волжскими булгарами. Церковь уединённо стоит на бескрайних просторах владимирских равнин, выглядит покинутой и печальной, но имеет мировую славу.

Cлайд 7

Храм Покрова на Нерли Красив резной убор церкви. В центре каждого фасада (кроме восточного), наверху, находится рельефная фигура библейского царя Давида. Царь играет на лире, а его слушают львы, птицы и грифоны. Птица – древний символ человеческой души, а лев – символ Христа. Лев будто спит с открытыми глазами, подобно тому, как Бог не дремлет, храня человечество. Лев – царь зверей, а Христос – царь небесный. Последнее толкование связывало льва с идеей княжеской власти: ведь земные правители считались наместниками Бога на земле.

Cлайд 8

Храм Покрова на Нерли Изображения Девы Марии в резьбе храма нет, но весь облик церкви, такой стройный и изысканный, напоминает ее образ, запечатленный церковным писателем Епифанием, особо отличив тонкость ее рук и перстов. Вобще говоря, любую церковь можно уподобить Богоматери, поскольку Мария в церковной традиции символизирует Церковь земную. В храме Покрова на Нерли это умозрительное положение стало наглядным.

Cлайд 9

Золотые Ворота Золотые Ворота являются единственным монументом военно-инженерной архитектуры Древней Руси. Золотые Ворота были построены по приказу Андрея Боголюбского в 1158-1164 гг. Вход в Золотые ворота был закрыт дубовыми воротами, покрытыми арабской позолоченной медью. Ворота служили не только средством фортификации, но и триумфальным въездом в столицу княжества иностранных послов, знатных особ, княжеских войск.

Cлайд 10

Золотые ворота Золотые Ворота Владимира – это уникальные из существующих, только единственные Золотые Ворота, которые «остались в живых» (хотя с некоторыми переделками) из существовавших в Средние века в Иерусалиме, Константинополе, Киеве. В настоящее время в Золотых Воротах размещена экспозиция военной истории.

Cлайд 11

Успенский собор Владимирский Успенский собор был построен на высоком берегу Клязьмы в 1158-1160 гг. при князе Андрее Боголюбском. В сентябре 1164 года в собор была принесена самая почитаемая икона – икона Богоматери. С тех пор этот образ называется Владимирской иконой Божьей Матери. Во времена правления Всеволода III, после пожара 1185 года, собор был перестроен и стал пятиглавым. До 1432 года Московские правители получали титул Великого князя в Успенском соборе.

Cлайд 12

Успенский собор Успенский собор сохранил несколько фрагментов фресок неизвестных художников XII века и творения Андрея Рублёва, блестящего живописца, расписавшего храм в 1408 году. Фреска - «Страшный суд», по замыслу художника, должна не устрашать, а ободрять верующих, вселяя в них уверенность в совершении справедливого суда. Поэтому лики апостолов полны мягкой доброты и милосердия, а ангелы со склоненными головами тихо печалятся о преходящей судьбе мира.