Иеромонах диомид кузьмин. Епископ Клинцовский и Трубчевский Владимир принял участие в торжественном богослужении по случаю общецерковного прославления преподобного Василия (Кишкина) в Площанской пустыни

17 июня 2018 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, в Богородицкой Площанской мужской пустыни состоялись торжества по случаю общецерковного прославления преподобного Василия (Кишкина) Площанского.

На площади восстанавливаемого Казанского собора Божественную литургию совершили Митрополит Брянский и Севский Александр, Епископ Великолукский и Невельский Сергий (Псковская митрополия), Епископ Клинцовский и Трубчевский Владимир в сослужении духовенства Брянской митрополии.

В центре соборной площади была установлена украшенная цветами рака со святыми мощами преподобного Василия Площанского.

Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Брянского Свято-Троицкого Кафедрального Собора (регент А.А. Бирюков).

На торжестве присутствовали советник Губернатора Брянской области по делам религий Л.И. Колинко, глава администрации Брасовского района С. Н. Лавокин. Сотни паломников из Брянска, Курска, Железногорска и других городов с раннего утра стекались в обитель, чтобы соборно прославить нового молитвенника российской земли.

На малом входе глава Брянской митрополии прочитал Деяние о канонизации преподобного старца Василия (Кишкина) Площанского. Под пение тропаря святому Владыка Александр благословил его иконой молящихся.

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Диомид (Кузьмин), благочинный Свенского Успенского мужского монастыря, автор жизнеописания о старце Василии.

По окончании Литургии был совершен молебен преподобному Василию Площанскому. В завершение, приветствуя светских лиц, своих духовных собратьев, духовенство и паломников, во множестве собравшихся в древнюю святую обитель, Митрополит Александр сказал:
- Я всех вас сердечно приветствую с днем прославления преподобного Василия Площанского. Еще Владыка Сергий, будучи игуменом этой обители, прилагал немало усилий к прославлению его святой памяти. И если вы внимательно читали житие старца Василия, то заметили, что даже люди святой жизни, высокой, духовной, на своем земном пути подвергаются многим притеснениям, насмешкам. Иногда их выгоняют из монастырей, но как сказано в молитве, они кротостью и смирением побеждают врага рода человеческого, который настраивает людей против святых. И в нашей жизни тоже присутствует немало всяких скорбей, бед, напастей, и каждый из нас по-разному принимает волю Божию. Одни - сопротивляются, ропщут, обижаются на Бога. Другие с благодарностью воспринимают посещение Божие, будь то болезнь или какие-то трудности. Они понимают так, что это духовное лекарство от Бога, которое нам, если мы правильно его принимаем, со смирением, без ропота, конечно, приносит определенную духовную пользу. Господь ведь не желает смерти грешному человеку, а мы люди все грешные, и, как известно, ничто нечистое не войдет в Царство Небесное, поэтому Господь и очищает нас во временной земной жизни от всякой скверны. Но вот иногда дело своего спасения мы откладываем на последние годы. А преподобный Василий нам являет другой пример - он с семи лет отроду, маленьким мальчиком уже был послушником в монастыре, и отец его, понимая значение этого служения Богу, благословил сына на тесный и скорбный жизненный путь.
Дорогие братья и сестры! Когда мы с вами прославляем память святых угодников Божиих, то не должны только удивляться и восторгаться величию их подвига, но должны по мере сил, насколько позволяет нам наша вера, стараться подражать их жизни, брать с них пример. По святым молитвам преподобного Василия всем вам желаю спасения души.

В благодарность за труды, понесенные в деле прославления Площанского старца, Владыка Александр вручил епархиальные награды - медаль преподобного и благоверного князя Олега Брянского I степени:
- иеромонаху Диомиду (Кузьмину), благочинному Свенского монастыря;
- директору издательства «Наследие православного Востока» Андрею Петровичу Власюку;
- родственнику преподобного Василия - Николаю Викторовичу Кишкину (г. Курск).
В ответном слове настоятель Богородицкой Площанской пустыни игумен Леонид (Лушкин) поблагодарил архипастырей за посещение обители: «Сердце сегодня наполняется радостью об этом событии - старец Василий Площанский прославлен в лике святых, и теперь вся полнота Русской Православной Церкви будет молиться, просить помощи, вразумления у этого великого подвижника Божия. И Брянская земля также получила своего предстателя, того, кто будет всегда молить Бога и пребывать с нами».
На молитвенную память о столь значимом дне, который войдет в историю Площанской обители, игумен Леонид преподнес Владыкам иконы преподобного Василия (Кишкина).
Всем участникам богослужения также были розданы иконки святого. Для паломников организована общая трапеза.

***
Новое издание жизнеописания и писем старца
В преддверии празднества издательством «Наследие Православного Востока» (г. Серпухов) в 2018 году была издана книга «Великий Василий. Жизнеописание и письма инокиням прп. Василия Площанского». Автор жизнеописания - иеромонах Диомид (Кузьмин) на протяжении десяти лет работал над его составлением, изучая документы в архивах. И в 2010 году была издана первая книга «Жизнеописание преподобного Василия, старца Площанского». В 2015-м в оригинале опубликованы «Письма о подвижничестве инокинь» преподобного Василия (Кишкина). Это духовное наследие старца, хранившееся в виде двух рукописных тетрадей в фонде Голубинских, профессоров Московской духовной академии, в Российской государственной библиотеке, представляет собой учение об аскезе. Публикация такого уникального памятника русской патристики первой трети XIX века осуществлена впервые. В новом издании 2018 года письма даны в современной редакции.

***
История канонизации преподобного Василия (Кишкина)
Старец Василий преставился в 1831 году в Богородицкой Площанской мужской пустыни в возрасте 86 лет. После революционного 1917-го почитание старца не прекратилось, ежедневно к его могиле приходили многочисленные паломники. Мощи отца Василия были обретены весной 2002 года у алтаря разрушенного Казанского собора. В те годы обителью управлял архимандрит Сергий (Булатников), сейчас епископ Великолукский и Невельский. Подготовленные документы для канонизации старца были отправлены в Синодальную московскую комиссию. В 2008 году состоялось прославление отца Василия в соборе Глинских святых Украинской Православной Церковью. Спустя девять лет, 30 ноября 2017 года, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви иеросхимонах Василий (Кишкин) был причислен к лику общецерковных святых. 25 мая 2018 года включен в Собор Брянских Святых. Мощи преподобного Василия пребывают в Богородицкой Площанской мужской пустыни в Покровском храме.

Директор Московского научно-практического центра наркологии и заместитель главного психиатра Москвы Евгений Брюн считает, что религиозное образование и воспитание вполне может стать одной из главных профилактических мер по предотвращению распространения наркомании в среде российской молодежи. «Душа не терпит пустоты. Если душа пуста, в ней поселяется дьявол», — заявил Е. Брюн в интервью газете «Аргументы и факты».

У верующего человека, по его мнению, «душа наполнена», поэтому души детей надо «наполнять» верой в Бога так же, как новыми знаниями и событиями. «Я вообще считаю, что мы должны наполнять наших детей новыми знаниями, событиями, открывать им новые места, страны. Нужно помочь им увлечься чем-то. Страстно увлеченный чем-то человек редко пробует наркотики», — отметил Е. Брюн.

В свою очередь, руководитель Центра реабилитации наркозависимых при Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни в Брянской области иеромонах Диомид (Кузьмин) заявил в интервью «Русской линии», что проблема наркомании имеет, прежде всего, духовную природу.

«Нельзя не согласиться с мнением столь уважаемого специалиста, как Евгений Брюн, что России, как никакой другой стране, необходимы меры по профилактике наркозависимости, — отметил отец Диомид. — Думаю, что работа в этом вопросе должна идти, в первую очередь, в духовно-нравственной плоскости. И здесь надо вести речь о введении в школах курса "Основы православной культуры", который позволит минимизировать риски распространения наркомании среди школьников».

По словам отца Диомида, отрадно, что в последнее время «все больше специалистов прибегают в этом вопросе к помощи Русской Православной Церкви».

«Вера в Бога всегда возвышала человека, наполняла его жизнь важным смыслом, связывала его с прошлым и будущим, давала ему стимул и силы к существованию, — заявил насельник Площанской пустыни. — Следует обратить внимание на то, что Е. Брюн не впервые говорит о том, что наркомания — это не только физическое, но и духовное заболевание. Я знаю его как талантливого врача-нарколога и верующего человека».

В то же время, по мнению отца Диомида, не совсем правильно говорить о вере как о страстном увлечении. «Думаю, Е. Брюн просто оговорился. В целом же московские специалисты и чиновники прекрасно понимают, что без привлечения к этой проблеме широкого круга специалистов, без духовного совета в этом вопросе священноначалия Русской Православной Церкви, эту проблему вряд ли удастся решить. Не случайно руководство мэрии Москвы, одним из первых в России, выделило Церкви земельный участок для строительства в районе Люблино православного реабилитационного центра».

17 июня 2018 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, в Богородицкой Площанской мужской пустыни Брянской епархии митрополит Брянский и Севский Александр возглавил торжества по случаю общецерковного прославления преподобного Василия (Кишкина).

В этот день на площади перед восстанавливаемым Казанским собором обители была совершена Божественная литургия при многочисленном стечении паломников из Брянска, Курска, Железногорска и других городов Брянской и соседних областей.

Богослужение совершили митрополит Брянский и Севский Александр, епископ Великолукский и Невельский Сергий, епископ Клинцовский и Трубчевский Владимир в сослужении духовенства Брянской митрополии.

В центре соборной площади была установлена украшенная цветами рака со святыми мощами новопрославленного преподобного.

Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Свято-Троицкого кафедрального собора г. Брянска (регент – А.А. Бирюков).

На торжествах присутствовали советник губернатора Брянской области по делам религий Л.И. Колинко, глава Администрации Брасовского района С.Н. Лавокин.

На малом входе глава Брянской митрополии огласил деяние Архиерейского Собора об общецерковном прославлении преподобного старца Василия. Под пение тропаря святому владыка Александр благословил молящихся иконой святого.

Проповедь перед Причастием произнес иеромонах Диомид (Кузьмин), благочинный Успенского Свенского мужского монастыря, автор жизнеописания старца Василия.

По окончании Литургии был отслужен молебен преподобному Василию Площанскому.

Приветствуя собравшихся, митрополит Александр, в частности, сказал:

«Когда мы с вами прославляем память святых угодников Божиих, то не должны только удивляться и восторгаться величию их подвига, но должны по мере сил, насколько позволяет нам наша вера, стараться подражать их жизни, брать с них пример».

В благодарность за труды, понесенные в деле прославления Площанского старца, владыка Александр вручил епархиальную награду – медаль святого благоверного князя Олега Брянского I степени – благочинному Свенского монастыря иеромонаху Диомиду (Кузьмину), директору издательства «Наследие православного Востока» А.П. Власюку и Н.В. Кишкину, родственнику преподобного Василия, проживающему в Курске.

В ответном слове настоятель Богородицкой Площанской пустыни игумен Леонид (Лушкин) поблагодарил архипастырей за посещение обители:

«Сердце сегодня наполняется радостью об этом событии: старец Василий Площанский прославлен в лике святых, и теперь вся полнота Русской Православной Церкви будет молиться, просить помощи, вразумления у этого великого подвижника Божия. И Брянская земля также получила своего предстателя, того, кто будет всегда молить Бога и пребывать с нами».

На молитвенную память игумен Леонид преподнес Владыкам иконы преподобного Василия Площанского. Всем участникам богослужения также были розданы иконки святого. Для паломников была организована общая трапеза.

Краткая справка

Старец Василий преставился в 1831 году в Богородицкой Площанской мужской пустыни в возрасте 86 лет. После революции почитание старца не прекратилось ежедневно к его могиле приходили многочисленные паломники. Мощи старца Василия были обретены весной 2002 года у алтаря разрушенного Казанского собора. В те годы обителью управлял архимандрит Сергий (Булатников) (ныне епископ Великолукский и Невельский). Подготовленные документы для канонизации старца были отправлены в Синодальную комиссию в Москву. В 2008 году состоялось прославление старца Василия в лике местночтимых святых в Соборе Глинских святых Украинской Православной Церкви. 30 ноября 2017 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви имя иеросхимонаха Василия (Кишкина) было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания, 25 мая с.г. в Собор Брянских святых. Мощи преподобного Василия пребывают в Богородицкой Площанской мужской пустыни в Покровском храме.

В преддверии празднества издательством «Наследие православного Востока» (г. Серпухов) в 2018 году была издана книга «Великий Василий. Жизнеописание и письма инокиням прп. Василия Площанского». Автор жизнеописания иеромонах Диомид (Кузьмин) на протяжении десяти лет работал над составлением книги, изучая документы в архивах, и в 2010 году была издана первая книга «Жизнеописание преподобного Василия, старца Площанского». В 2015 году в оригинале опубликованы «Письма о подвижничестве инокинь» преподобного Василия (Кишкина). Это духовное наследие старца, хранившееся в виде двух рукописных тетрадей в фонде Голубинских, профессоров Московской духовной академии, в Российской государственной библиотеке, представляет собой учение об аскезе. Публикация подобного уникального памятника русской патристики первой трети XIX века осуществлена впервые. В новом издании 2018 года письма даны в современной редакции.

2650 06.10.2005

В целом же, в среде людей воцерковленных отрицательное отношение, отвержение ЛЖВС не столь широко распространено, как среди людей неверующих. Скорее следует говорить о стереотипе, сложившемся в сознании неверующих людей относительно Церкви: Церковь дескать отрицательно относится в ВИЧ-инфицированным, брезгует ими. Этот стереотип вреден, он зачастую мешает людям, живущим с ВИЧ-СПИДом, которые хотели бы получить духовную поддержку, прийти в Церковь

В ней приняли участие насельник Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни и сотрудница Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Маргарита Борисовна Нелюбова.

12:14 Зинаида Нелюбова, Тура, Эвенкия
Мы живем в Туре — это Эвенкия, нас пока Бог милует, но сердце всегда болит за тех, кто волей или неволей становится больным этой страшной болезнью. Как практически помочь таким людям? Да и ждут ли они помощи? Самое главное — молитва, от всего сердца. Бог Вам в помощь! С уважением, Ваша однофамилица, а может и больше. Зинаида Нелюбова.
Маргарита Нелюбова
: Безусловно, очень важной действенной помощью для людей живущих с ВИЧ-СПИДом является молитва. Еще одна возможность оказать им поддержку — это организовать в православном приходе группу взаимопомощи для людей, живущих с ВИЧ-СПИДом (ЛЖВС) либо службу психологической поддержки и психологического консультирования. Очень важно интегрировать этих людей в литургическую жизнь прихода, церковно-социальную деятельность, помочь им найти свое место в Церкви.
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Наверное, нужно, самое первое, это провести молебен о здравии больных ВИЧ-СПИДом и их близких и врачей, которые их лечат. На это откликнутся многие. Можно и повесить объявление в местном СПИД-центре, в наркодиспансере и, конечно же, в храме. Это поможет тем людям, которые хотели бы получить поддержку сделать первый шаг на пути к Богу, а вы таким образом получили бы возможность им помочь.

12:18 Владимир, г.Саратов
День добрый отец Диомид! Скажите, пожалуйста, как к Вам попасть в Ваш реабилитационный центр и что для этого нужно кроме желания?
Иеромонах Диомид (Кузьмин)
: Наш реабилитационный центр небольшой. К сожалению, мы не можем принять всех желающих. Но процедура такова. Первое, мы должны побеседовать с желающим либо письменно, либо по телефону, а иногда и лично. Только после этого мы принимаем решение. Но самое главное, чтобы у человека было желание лечиться. А лекарство у нас, конечно, духовное.

12:26 Ольга, Талдом
Проблема СПИД, на мой взгляд, проблема духовная (особенно, если вспомнить с кого это все пошло). Но глас Церкви слишком тихий в нашем огалтелом мире, Вам не кажется?
Иеромонах Диомид (Кузьмин)
: Все равно дело Церкви не бояться говорить об этом и предложить свое видение этой проблемы.
Маргарита Нелюбова : Безусловно, Церковь считает, что в основе этой проблемы лежит духовно-нравственная деградация, широко захватившая наше общество. Задача Церкви в этих условиях — прежде всего, предложить свое видение решения этой проблемы. Под этим мы понимаем, в первую очередь, духовно-нравственное воспитание в духе традиционных христианских ценностей. Церковь со своей стороны должна предложить активные действия для решения этой проблемы: программы воспитания молодежи, помощь ВИЧ-инфицированным и их близким, их духовно-психологическая поддержка и т.п. Такая работа уже ведется во многих регионах. Хотелось бы, чтобы она осуществлялась шире. Голос Церкви кажется тихим, потому что проблема СПИДа и особенно церковного участия в ее решении недостаточно освещается в СМИ.

12:29 Лена Р., Москва
Могут ли ВИЧ-инфицированные причащаться в церкви вместе с другими людьми. Можно ли ВИЧ-инфицированным венчаться в церкви?
Иеромонах Диомид (Кузьмин)
: Ответ на этот вопрос содержится в Концепции участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом: «Тем, кто уверовал во Христа и очищен Таинством Покаяния, не может быть возбранен вход в Царство; в том числе и ВИЧ-инфицированный не может быть отлучаем от участия в Таинстве Евхаристии… Это же касается и других Таинств… Люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, которые во дни своей болезни открывают свое сердце вере во Христа и, если не крещены, искренне желают принять Таинство Крещения, должны быть с любовью принимаемы в церковное общение, равно как и те, кто, будучи крещены, не жили прежде церковной жизнью, но желают, принеся покаяние Богу, воссоединиться с Церковью… Также нет препятствий для совершения над такими больными Таинств Миропомазания и Елеосвящения. То же самое справедливо относительно причащения ВИЧ-инфицированных, а также целования ими икон и иных святынь».

12:30 Михаил Д-ов, Подольск
Проблемами, связанными с ВИЧ/СПИДом, занимаются всякие общественные фонды, правозащитные организации, зачем святые отцы в это лезут, неужели могут предложить что-то новенькое?
Иеромонах Диомид (Кузьмин)
: Могут. В отличие от светских организаций – общественных фондов, государственных структур – Церковь видит свою задачу, прежде всего, в духовной поддержке людей, затронутых этим заболеванием: ВИЧ-инфицированных и их близких. Многие из них нуждаются не только в социальной и психологической помощи, которую в состоянии предоставить светские организации, но и в духовной поддержке. Еще одна важная задача Церкви – профилактика ВИЧ среди детей и молодежи, основанная на воспитании в духе традиционных нравственных ценностей — тех христианских и общечеловеческих гуманных ценностей, которые помогут больше ценить свою собственную семью, укрепить отношения с родителями и соответственно преодолеть те внутрисемейные конфликты, которые очень часто толкают молодежь на улицу и делают их жертвами наркотиков; помогут воздерживаться от добрачных сексуальных отношений – еще одного пути распространения ВИЧ-инфекции.

12:31 Алексей Логинов, Москва
Сотрудничает ли Церковь со СПИД-центрами, другими нецерковными организациями по СПИДу?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Церковь считает сотрудничество со светскими – государственными и общественными – организациями не только возможным, но и важным для эффективной борьбы с распространением ВИЧ/СПИДа. Оно должно основываться на ясном понимании особенностей и различий в подходах сотрудничающих сторон. Совместные инициативы церковных и светских организаций должны быть согласованными и приемлемыми как для Церкви, так и для общественных и государственных организаций, чтобы, объединяя усилия, мы взаимно укрепляли бы друг друга. О важности такого сотрудничества упоминается и в Концепции РПЦ по СПИДу.

12:34 Александра К., Москва
Существуют ли православные реабилитационные центры для больных СПИД?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Существуют православные реабилитационные центры для наркозависимых, куда принимают и ВИЧ-положительных. Поскольку эти два заболевания подчас сопутствуют друг другу. Информацию об этих центрах можно найти на сайте .

12:37 Маргарита, Калуга
Есть ли какая-то литература по тематике: Православная Церковь и проблема СПИДа?
Иеромонах Диомид (Кузьмин)
: Информацию на эту тему можно найти на сайтах www.rondtb.msk.ru , mospat.ru , .

12:39 Андрей, Москва
Излечим ли СПИД с точки зрения Православия?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Да, как любая другая болезнь. Нет ничего невозможного для Бога.

12:46 Лидия, Можайск
СПИД — это просто болезнь или же кара Божия с точки зрения Церкви?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : С медицинской точки зрения — это просто болезнь, с духовной точки зрения, как считает Церковь, любое страдание, любая болезнь является следствием греховной поврежденности человеческой природы. Вместе с тем Церковь не считает возможным установить однозначную связь болезни с тем или иным личным грехом человека и не рассматривает болезнь, как непременную плату за наши грехи. Это не просто болезнь, это призыв Божий, осознать себя, пытаться измениться.

12:51 Вера, Зеленоград
Может быть стоит для СПИД-больных устроить отдельные приходы, назначить специальных священников? Там они себя будут чувствовать комфортнее, не нужно будет бояться кого-то заразить или скрывать свой диагноз?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Представляется, что важной задачей Церкви является интеграция людей, живущих с ВИЧ-СПИДом (ЛЖВС) в жизнь церковной общины, а не создание для них специальных приходов – своеобразных религиозных резерваций. Для полного включения этих людей в приходскую жизнь необходимо вести разъяснительную работу среди прихожан относительно ВИЧ и ЛЖВС; готовить приходских священнослужителей к пастырскому окормлению этой категории верующих; всемерно содействовать их включению как в литургическую жизнь, так и церковно-социальную деятельность. На приходах можно было бы создавать православные группы взаимопощи для ВИЧ-положительных прихожан, где бы они обсуждали специальные волнующие их вопросы. Сейчас мы стараемся создать такую группу в Брянске. С медицинской точки зрения, никаких препятствий для интеграции ЛЖВС в православную общину нет. С точки зрения православного вероучения, ВИЧ-положительные члены общины – такие же члены тела Христова, как и другие прихожане; их выделение в особую «касту» противоречило бы учению Церкви.

12:54 Ирина
Как известно, большинство больных СПИДом – гомосексуалисты. Они заразились из-за своего образа жизни и сами виноваты в том, что с ними произошло. Зачем же Церковь им помогает?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : По статистическим данным, приводимым Федеральным Центром СПИД, менее 1% всех ВИЧ-инфицированных в России заразились гомосексуальным путем. Наибольшее количество заражений приходится на внутривенный путь – при потреблении наркотиков, а также гетеросексуальный. Безусловно, Церковь считает гомосексуальные отношения неприемлемыми и греховными. Вместе с тем, как сказано в Концепции РПЦ по ВИЧ/СПИДу: «Образ Божий в человеке неуничтожим даже в состоянии греха и отпадения от Бога». И если, узнав о своем положительном ВИЧ-статусе, человек обращается к Богу, готов покаяться и изменить свою жизнь, то священнослужители должны быть готовы сделать все возможное, чтобы ему помочь на пути воцерковления.

12:55 К.Захаров, Кострома
Почему у Церкви негативное отношение к СПИДу?
Маргарита Нелюбова

13:02 Дмитрий, Москва
Часто человек, узнав о своем заболевании, думает о суициде. Что бы Вы сказали ему, отводя от греха?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Я ему скажу: «Нужно жить, даже если тебе кажется, что жить дальше невозможно. Приезжай ко мне в храм и мы с тобой поговорим. Я постараюсь тебе помочь».

13:04 Ольга, Тула
А хотят ли ВИЧ-инфицированные, чтобы ими занималась Церковь? Нужна ли Церковь ВИЧ-инфицированным?
Маргарита Нелюбова : Безусловно, Церковь может «заниматься» только теми людьми, которые сами пришли в Церковь или хотят прийти. Опыт осуществления церковной анти-СПИД программы свидетельствует о том, что люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, нуждаются в духовной поддержке. Часто, получив диагноз ВИЧ-инфекция, человек переосмысливает свою жизнь и обращается к Богу, приходит в Церковь. Опыт совершения молебнов о здравии ЛЖВС – а они проводятся в последние выходные каждого месяца в нескольких десятков храмов в разных епархиях – показывает, что количество приходящих на них людей неуклонно растет. Это наглядно свидетельствует о том, что Церковь нужна ВИЧ-инфицированным.

13:06 Егор Н.
Известны ли случаи исцеления от СПИДа?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Статистики на сей счет не ведется, хотя есть свидетельства священнослужителей о таких случаях. Есть множество свидетельств о том, что у людей, которые искренне приняли Бога, принесли покаяние, живут церковной жизнью, значительно улучшается здоровье: повышается иммунный статус, падает вирусная нагрузка. Христиане верят в то, что для Бога нет ничего невозможного. В истории Церкви есть множество примеров чудесного исцеления от физических недугов. Однако исцеление духовное не менее важно, чем телесное. Известны случаи, когда ВИЧ-инфицированные воспринимают свое заболевание как лекарство, данное им для духовного выздоровления. Вот слова одной девушки, которая, узнав о своем ВИЧ-статусе, обратилась к Богу, изменила свою жизнь: «Я благодарна Богу, что у меня ВИЧ. Это помогло мне полностью переосмыслить и изменить мою жизнь. Если бы не ВИЧ, неизвестно где бы я сейчас была. Я считаю свою болезнь не наказанием, а испытанием».

13:18 Мария
Как Церковь относится к противозачаточным средствам для больных СПИДом? Зачем нужны инфицированные дети?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Если речь идет о браке православных людей, один из которых либо оба ВИЧ-инфицированы, то вопрос о возможности использования неабортивных контрацептивов (презервативов) для того, чтобы не заразить супруга, целиком находится в компетенции священника, к которому они обратились. Зачем нужны инфицированные дети? Во-первых, если будущая мать следит за своим здоровьем, то возможность рождения инфицированного ребенка у ВИЧ-положительной женщины крайне низка. Во-вторых, даже если ребенок родился ВИЧ-инфицированным, он от этого не становится менее желанным для своих родителей. А с православной точки зрения он также несет в себе образ и подобие Божие, как и все остальные люди.

13:20 Паша, Москва
Где можно пообщаться лично со священником?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Со священником можно побеседовать в любом храме. Для тех, кто не решается обратиться к священнику, боится быть непонятым, можно порекомендовать прийти на молебен о здравии людей, живущих с ВИЧ/СПИДом: такие богослужения совершаются в некоторых храмах в последние выходные месяца. Адреса храмов, а также точное время совершения молебна можно узнать на сайте www.rondtb.msk.ru . После молебна желающие могут побеседовать со священником, а при желании и исповедоваться.

13:22 Егор
Проводится ли в церкви разъяснительная работа с батюшками, есть ли установка, как они должны себя вести с позитивными, что говорить на исповеди?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Для священнослужителей в ряде епархий проводятся специальные семинары, посвященные проблемам ВИЧ/СПИДа. На них батюшки получают информацию о самом заболевании, путях его распространения, психологических особенностях людей, переживающих известие о положительном диагнозе. Однако какой-то специальной установки относительно того, что говорить на исповеди, не существует. Исповедь каждого человека сугубо индивидуальна, она не поддается жесткой регламентации. Большинство наших батюшек вполне опытные духовники.

13:24 Александра, Москва
Скажите, пожалуйста, как много вич-инфицированных людей, на ваш взгляд, «приходят» к Богу? Эта цифра велика или это единицы? Спасибо
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Насколько я знаю, эта цифра велика.

13:28 Ольга, Крюков
Отец Анатолий Берестов рассказывал о том, что наблюдал полное излечение от наркозависимости у тех больных, кто обретал веру. Наблюдали ли вы подобное? Можете ли привести примеры?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Таких случаев много. Могу рассказать об Андрее, который был на реабилитации в нашем монастыре. С тех пор прошло много лет, он женился. Сейчас учится в институте заочно, работает и помогает другим людям освободиться от наркозависимости. Сам он после реабилитации к наркотикам никогда не возвращался и даже не курит.

13:30 Света, Подрезково
Есть ли различия в лечении и реабилитации больных наркоманией и СПИДом? Или же их врачуют по одной схеме?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Верно, их врачуют по одной схеме. Для человека, страдающего тяжелым недугом, важно осознать причины своей болезни и постараться измениться. Это ключ к духовному выздоровлению.

13:34 Елена, Москва
Почему из всех направлений благотворительности вы выбрали помощь именно ВИЧ-инфицированным?
Маргарита Нелюбова : Мы занимаемся и другими направлениями церковной благотворительной деятельности. Что же касается работы по профилактике ВИЧ-СПИДа, то действительно, существует немало заболеваний, представляющих серьезную угрозу для здоровья многих россиян. Есть заболевания, распространенные шире, чем СПИД. Есть болезни, передающиеся такими же путями, как ВИЧ. Немало заболеваний медицина сегодня, как и ВИЧ-инфекцию, не в состоянии вылечить. Однако именно ВИЧ-инфекция, а точнее – ее носители подвергаются наибольшей стигматизации: к психологическим, душевным страданиям заболевших добавляется отчуждение и презрение со стороны окружающих, которые порой переходят в открытую дискриминацию. Известно немало случаев, когда от ВИЧ-инфицированных отворачивались родственники и друзья, они лишались работы и места учебы, им отказывали даже в первой медицинской помощи, когда становилось известно об их диагнозе. Именно презрительное отношение к ВИЧ-инфицированным, выделяющее это заболевание из ряда прочих недугов, и побудило Церковь отнестись к нему с особым вниманием. Православная Церковь всегда осуществляла служение милосердия по отношению к страждущим, больным людям, включая тех, кто оказался отверженным, кого общественная мораль считает недостойными сострадания. Церковь безусловно обличает безнравственность и грех, распространенные в нашем обществе и являющиеся истинной глубинной причиной эпидемии ВИЧ. Вместе с тем, она следует принципу «ненавидь грех, но люби грешника» и обличает греховный навык осуждения заболевших. Осуждение, отвержение больных – это тоже свидетельство нравственного нездоровья общества, которое Церковь обличает и считает тяжким грехом.

13:38 Алекс В., Москва
Известно, что один из наиболее эффективных способов профилактики заражения ВИЧ-инфекции при половых контактах (не считая, конечно, полного воздержания) — это презервативы. Католическая церковь, тем не менее, относится к этим средствам защиты крайне негативно. Какова позиция православной церкви по этому вопросу?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Если отвечать одним словом — сдержанная. А если требуется более подробный ответ, то за недостатком времени вынуждены отослать Вас к Концепции РЦП по СПИДу и к Основам социальной концепции РПЦ 2000 года. Там уделено этому вопросу достаточно внимания.

13:39 К.Захаров, Кострома
Почему в Церкви негативное отношение к СПИДу?
Маргарита Нелюбова : Вероятно, Вы имеете в виду отношение к больным СПИДом. В нашем обществе в целом, включая тех людей, которые являются членами Церкви, распространены негативные стереотипы о ВИЧ-инфицированных людях. Во многом они подпитываются отсутствием корректной информации, порождая страхи и мифы. В целом же, в среде людей воцерковленных отрицательное отношение, отвержение ЛЖВС не столь широко распространено, как среди людей неверующих. Скорее следует говорить о стереотипе, сложившемся в сознании неверующих людей относительно Церкви: Церковь дескать отрицательно относится в ВИЧ-инфицированным, брезгует ими. Этот стереотип вреден, он зачастую мешает ЛЖВС, которые хотели бы получить духовную поддержку, прийти в Церковь.

13:42 Сергей, Москва
Почему церковь не участвует в программах «снижения вреда», т.е. раздаче презервативов, обмене шприцов?
Маргарита Нелюбова : Программы «снижения вреда», в частности раздача презервативов и обмен шприцов, ставят своей задачей лишь снижение ущерба, наносимого поведением наркозависимого или человека, имеющего множественные половые связи, прежде всего, обществу. Церковь же призывает к полному отказу от наркотиков и множественных, добрачных и внебрачных половых контактов. Она проповедует не снижение, а искоренение вреда, а точнее его причин: греховной страсти к употреблению наркотиков, безответственного сексуального поведения. Считая, что зависимость от наркотиков – это греховная страсть и призывая полностью отказаться от греха, Церковь считает для себя неприемлемой саму постановку вопроса: можешь не бросать наркотики, но постарайся не заразиться, например, ВИЧ и не заразить других, т.е. не вреди окружающим. Это означает замену одного греха на другой, пусть с точки зрения общественной морали менее тяжелый, но грех. Т.е. Церковь не может рекомендовать: вот так грешить нельзя, а вот эдак – можно, советовать, как лучше грешить. Совершенно ясно, что такая позиция для Церкви невозможна. Пожалуй, стоит еще добавить, что Церковь руководствуется не преимущественно соображениями общественной пользы (как вышеупомянутая концепция «снижения вреда»), а идеей ценности каждого отдельного человека как образа и подобия Божия, ценности, которая не может быть утрачена ни в болезненном состоянии, ни даже в состоянии греха и отпадения от Бога.

13:45 Алексей Реутский («Нескучный сад «), Москва
Уважаемая Маргарита. Насколько часто священникам приходится сталкиваться с вич-инфицированными среди прихожан? Можно ли говорить о какой-то устойчивом или растущем проценте?
Маргарита Нелюбова : В последнее время все больше и больше ВИЧ-позитивных людей, узнав о своем диагнозе, ищут поддержки в Церкви: обращаются к священнослужителям, приходят на молебны, звонят на православные телефоны доверия и т.д. На мой взгляд, можно говорить о тенденции к росту числа ЛЖВС, обращающихся к Богу.

13:53 Ольга, Подрезково
Маргарита Борисовна, расскажите, в чем суть программы участия РПЦ в профилактике СПИД?
Маргарита Нелюбова : Программа имеет два направления: оказание духовной и психологической поддержки ЛЖВС и их близким и профилактика среди детей и молодежи, направленная на воспитание в духе христианских ценностей, нравственной чистоты и целомудрия, супружеской верности и ответственности. Первое направление предполагает оказание духовной поддержки ВИЧ-инфицированным на приходах: пастырское окормление со стороны священнослужителей, создание православных служб психологического консультирования, телефонов доверия, реабилитационных центров для ВИЧ-инфицированных наркопотребителей, организация ухода за больными СПИДом, пастырская работа с ВИЧ-инфицированными в местах лишения свободы. По второму направлению организуются различные образовательно-воспитательные мероприятия для детей, которые проводятся силами преподавателей Закона Божиего, церковных социальных работников, православных педагогов, священнослужителей. Они проводятся в рамках организации досуговой деятельности детей (вне школьной программы) — в воскресных школах, в детских летних лагерях, молодежных клубах и пр.

13:57 Мария, Москва
Как Церковь относится к ВИЧ-инфицированным заключенным, ведь не секрет, что большая часть ВИЧ-положительных находятся в местах лишения свободы?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Сейчас в каждом заведении системы УИН имеется православная молельная комната или храм, куда могут прийти также и ВИЧ-инфицированные заключенные. В настоящее время проводиться определенная работа по подготовке тюремного духовенства для работы с такими людьми.

13:58 Елена, Москва
Может ли к Вам за помощью обратиться некрещенный человек?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Может. Никаких препятствий нет. Любой человек может обратиться за помощью в Церковь.

14:10 Шестов Павел, Подмосковье
Что перевоначально пытается сделать Церковь, когда к ней обращается больной СПИДом человек: изгнать из его души грех или облегчить физические страдания?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Церковь рассматривает человека как единое целое, не противопоставляя физическое здоровье духовному. Врачи, сотрудничающие с нашим реабилитационным центром, оказывают необходимую медицинскую помощь, а священнослужители — духовную и молитвенную.

Заключительное слово:
Иеромонах Диомид (Кузьмин)
: Благодарю за вопросы, неотвеченные возьму с собой. Мне важно личное обращение каждого человека. Спаси Господи!

Маргарита Нелюбова : Благодарны всем, приславшим вопросы, за интерес к достаточно сложной теме. Это свидетельствует о том, что тема актуальная и нам всем нужно много трудиться для того, чтобы помочь людям, затронутым этим заболеванием.

На Брянщину из Петербурга меня призвал в 1996 году игумен Сергий (Булатников), назначенный на­стоятелем Площанской мужской пустыни, в ту пору лежавшей в руинах. Мы давно с ним были знакомы. В Петербурге, в качестве вольнослушателя Санкт-Петербургской консерватории я учился расшифровке древних церковных песнопений, записанных крюковым письмом. Чрезвычайно увлекательная была работа, пригодилась нам затем на клиросе в монастыре. После северной столицы немного поразили меня своей дикостью нравы обитателей поселка Коммуна Пчела, который соседствовал с разрушенной пустынью. Вос­становление монастыря в итоге стало не только хозяйственной, но и трудной работой по преображению обычаев здешних мест.

В пустыни сейчас 30 монахов и двадцать трудников. (Прим.: в начале двадцатого века было более 120 монахов). На постоянном жаловании тогда, при открытии, находился только один человек - каменщик. Он учил нас печи класть и стены возводить. Все мы делали своими силами и своими руками. Стабильного финансирования не было, на что денег соберем, то и строим. Восстановили почти все каменные здания в мо­настыре, за исключением тех, которые по разным причинам невозможно вернуть. Хотя главная святыня - Казанский собор - пока еще не возведен, очень уж большая работа. Но проект восстановления уже готов.

Монастырь - это не храмы и стены, это христианская община, духовная семья. Тут не могу не сказать теплые слова благодарности настоятелю монастыря отцу Сергию (Булатникову). Его трудами и заботами обитель стала настоящим домом не только для братии, прихожан, но и для многочисленных паломников. Площанская мужская пустынь еще в середине XIX века обрела во всей России известность своими духонос- ными старцами. Со всех концов тогда ехали к ним за советом и благословением.

Пятнадцать лет я был в Площанской пустыни, а с недавнего времени Владыка благословил занимать­ся духовным образованием в епархии. Благодаря губернатору в прошлом году нам было передано здание ремесленного училища на Покровской горе. А сейчас уже подготовлено жилое помещение для студентов, вовсю идет ремонт и в учебных классах училища. К Пасхе надеемся там начать занятия.

В начале двадцатого века на территории Брянщины, по подсчетам краеведов, было около семисот хра­мов. Мы их все зафиксировали в епархии на специальной карте. Сегодня же действует более двухсот, при­чем многие восстановлены и открыты в последнее десятилетие.

Богом было суждено нашей стране пережить в XX веке страшное время. Но началось-то все раньше, еще в семидесятые годы XIX века, когда начали разрушаться крестьянские общины, люди из деревни рину­лись за работой в города, на заводы и фабрики, где оказались одни, без духовной поддержки.

Удивительная черта русской религиозности - она обостряется в самые тяжелые времена, в годы лише­ний и войн. Так у нас и было весь XX век. В страданиях и болезнях Бог всегда ближе.

Вера - это знание после знания, которое не требует никакого доказательства. Почему на Руси Пасху от­мечают шире Рождества Христова? Потому что это воскресение Христа. Это очень сильное переживание: Он воскрес, а значит, воскреснем и мы! Это непреложная истина - все воскреснут. Это как есть правда, которую нельзя купить, ведь правда - это Сам Бог.

Я люблю много читать. Желающим познакомиться с христианством посоветовал бы прочитать книгу «Православие» митрополита Илариона (Алфеева) в двух томах. Превосходная книга! Ну, и очень люблю русскую классическую литературу - Пушкина, Гоголя, Достоевского, Тютчева. Сейчас многие привычно осуждают Интернет, забывая, что это всего лишь удобная информационная система, а что вы возьмете с ее помощью, это зависит только от вас.

Горести, скорби никого не минуют, это постоянные спутники человека. Вопрос, что ты вынесешь после скорбей. Я всегда, во всех случаях поддерживаю себя надеждой, что мы непременно воскреснем и увидимся с Богом.

Человеку до последнего дыхания оставлена возможность измениться и обратиться вновь к Богу. И если он изменится внутренне, то, значит, не зря жизнь прожил. К нам в пустынь потрудиться самые разные люди приходят. О прошлой жизни иных расспросишь - сплошное было злодейство. Но в любом самом зако­ренелом преступнике есть его живая добрая часть, к которой можно обратиться. И это очень серьезный момент, это не игра. И вот видишь, как со временем в душе человека происходит постепенный переворот. Он становится иным. Он начинает понимать, что такое поступать по-христиански, пытается жить по Божьему закону. Таких примеров я видел очень много. Это и есть самое удивительное чудо, когда человек меняется и становится лучше, добрее. Это, пожалуй, главный урок нашей христианской жизни.