Вокруг озера кинерет - тверия, табха, капернаум, голанские высоты. Капернаум – город, излюбленный Христом Мифы и факты

Ни один город не производил на меня такого глубокого впечатления, как этот евангельский город с названием Капернаум. Собственно все впечатление от города состоит в том, что его – нет!
Древний город на берегу Галилейского озера был основан за полтысячелетия до пришествия Христа в весьма живописном и выгодном месте – на пересечения торговых путей. Через Капернаум пролегали торговые пути с побережья Средиземного моря в Сирию, в Дамаск, и далее в Малую Азию. Не случайно, Ирод имел в нем дворец, а римляне держали военный постой - отряд легионеров - и таможню. Ко времени Христа город в цветущем состоянии.
Цвести бы и дальше этому городку, не зная забот и печали… Однако ныне на его месте можно увидеть только развалины, остатки стен, пустые улицы. Все это старательно раскопано археологами в прошлом веке. И теперь перед тобой только тень исчезнувшего города. Все пусто! Все это лишь археологический национальный заповедник.
Что же случилось с Капернаумом? Ведь начиналось все так хорошо. Именно сюда из Назарета переселился Христос (см.об этом в посте «Гора Свержения»). Затем здесь прошли три года земной жизни Господа, причем самых важных. Сколько поучений, проповедей, притч произнес Господь на улицах и площадях, сколько совершил чудес в Капернауме и его окрестностях. Здесь Иисус призвал своих апостолов - Петра, Андрея, братьев Зеведеевых - Иоанна Богослова и Иакова и Левия Матфея. Это единственный город в Святой Земле, который в Евангелии назван «Его городом»: “Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город” (Мф.9:1).
Однако город остался глух и нем к слову Спасителя. А что делают с древом не приносящим плода? Господь сказал: «Посекают и бросают в огонь».
Капернаум не уверовал, и тогда Христос произнес над ним грозное слово: "И ты Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься" (Мф.11:23) Слово Христа в точности исполнилось. Ад (иврит.- шеол) – это небытие. Город пребывает именно в этом состоянии. Самое интересное, что здесь после его разрушения персами почему-то ни за что не селились ни мусульмане, ни иудеи. К слову сказать, сейчас в Израиле активно проводиться политика новых поселений – строительства множества населенных пунктов для расселения тысяч и тысяч миллионов прибывающих репатриантов (только из России уже больше миллиона). Еврейское присутствие обозначается на всей карте Израиля. Параллельно с арабскими городами Вифлеемом и Назаретом возникли еврейские города с тем же названием. Вокруг озера Кинерет (так официально называется Галилейское озеро) возникло свое «золотое кольцо» еврейских городков (возрождены древняя Магдала, Гадар и т.д.) А тут такое привлекательное местечко, прямо на берегу озера, да еще и никаких арабов по соседству нет, - и ни одной новостройки. Есть о чем задуматься…
Достаточно увидеть нынешний Капернаум, чтобы поверить в истину и силу слов Спасителя. Если эти слова так точно исполнились, то стоит вчитаться и в другие.

Но встает вопрос: но почему же этот «свой» город Господь не пожалел? Кому много дано, с того много и спроситься. Тот кого Господь избирает, с того много и спрашивает. Пример тому не только Капернаум, но и сам Израиль, который после отвержения Христа получил две тысячи лет для размышлений, как говорят, у нас в местах не столь отдаленных. Но я здесь вспомнил нашу матушку Россию, и весь наш русский народ, который Достоевский называл богоносцем. Нам ведь тоже много Господь дал: и веру Правую, и Церковь Православную, и Царя Самодержавного, страну без конца и без краю… Но много и спросил с нас ХХ веке и спрашивает еще до сего дня. И есть ли у нас гарантийный талон, что история Капернаума не про нас?!
В Капернауме сохранилось место дома апостола Петра. Естественно, оно принадлежит католикам. Тут прямо-таки закономерность какая-то. Все, что связано с именем Петра, принадлежит католикам. Они приобретали Петровские места в первую очередь у бедуинов, за ценой не стояли. (У нас получилось как-то больше с Марией Магдалиной).
Нам, петербуржцам, все, что связано с Петром также интересно в первую очередь, все-таки мы из града св.Петра. На месте Петрова дома построена необычная церковь. Чтобы сохранить древние фундаменты дома, храм построили на сваях на весу. Он в прямом смысле слова висит над домом. В результате получился визуальный эффект летающей тарелки. Этот образ подсказал наш путевод. Заходить не стали, пропели тропарь апостолу под «тарелкой».

Более интересна сохранившаяся древняя т.н.Белая синагога. Хотя она и перестраивалась, однако в целом она соответствует синагоге времен Спасителя. В ней Господь бывал по субботам «на сонмищах» и произносил поучения. Здесь приближаешься к Евангелию так близко, будто сам становишься участником тех событий.

Посетив с утра подряд три католических храма, мы наконец «с радостию велией» дошли до нашего – православного греческого монастыря Иерусалимского патриархата.

Если быть точным, в Капернауме никто не живет, кроме насельников двух монастырей: католического и православного. А в православном, если быть точным, живет всего один монах – брат Иринарх.
Монастырь посвящен Двенадцати апостолам, большинство из которых были призваны в Капернауме или близ него. Сопрестольный нашему Иоанновскому в Санкт-Петербурге на Карповке, основанному Иоанном Кронштадтским, – отметил я тут же про себя.

Именно православный монастырь приоткрыл нам, каким же был Капернаум на самом деле в период расцвета при Христе. Здесь также, как и в древности, все цветет, растет и зеленеет. Роскошные клумбы диковинных цветов, большой сад цитрусовых с висящими несобранными апельсинами, по дорожкам грациозно бродят павлины, покачивая разноцветными перьями паломникам. Было такое чувство, что мы попали в райский сад. Не верилось, что все это большое хозяйство ведет всего один человек. Храм в новогреческом стиле был построен в 1930-е годы. Внутри играла запись монашеского пения. Вначале решил даже, что идет служба. Мы долго не могли никого увидеть, казалось, монастырь вообще безлюдный. Единственного насельника мы нашли в свечной лавке, он приветливо благословлял нас, одновременно успевая продавать нам иконки и сувениры, а мне так еще и надписать книгу о Святой Земле.

- (селение Наума, или село утешения) (Мат.4:13 , Мат.11:23 , Мар.2:1 , Лук.7:1 , Иоан.4:46 и др.). Капернаум упоминается только в Нов. Завете и о нем часто говорится, как о главном и любимом местопребывании Господа Иисуса, во время Его земной… …

Капернаум - Кфар Нахум Капернаум, город в Галилее на западном берегу Тивериадского озера (Мат. 4:13; Иоан. 6:24). В этом городе была синагога, где Иисус часто учил (Иоан. 6:59, Лук. 4:33, Map 1:21), она была построена сотником римского отряда, который, по… … Словарь библейских имен

Капернаум - город, который часто упоминается в книгах Нового Завета как главное и любимое место пребывания Иисуса Христа. Капернаум был центром Его деяний в Галилее. Этот город расположен на берегу Геннисаретского озера, здесь Господь поселился после того … Православная энциклопедия

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

- (иноск.) о беспорядочном сборище, бестолковом обществе, (собств.) страна тьмы и невежества Ср. C est un Capharnaüm. Ср. (Иисус) пришел и поселился в Капернауме... народ, сидящий во тьме, увидел свет. Матф. 4; 13, 16. Ср. Исайя. 9, 1 2. Ср. И ты,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Капернаумъ (иноск.) о безпорядочномъ сборищѣ безтолковомъ обществѣ, (собств.) страна тьмы и невѣжества. Ср. C’est un Capharnaüm. Ср. (Іисусъ) пришелъ и поселился въ Капернаумѣ... народъ, сидящій во тьмѣ, увидѣлъ свѣтъ. Матѳ. 4; 13, 16. Ср. Исаія … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

КАПЕРНАУМ - XIX в. 1. Трактир Лондон на углу Литовского проспекта и Курской улицы. 2. Трактир на Владимирском проспекте, 7. Ср.: ДАВЫДКА. < Согласно Библии, Капернаум место, где совершается чудо … Словарь Петербуржца

Капернаум - Каперна’ум (село Наума или утешения) (Мат.4:13 ; Мат.8:5 ; Мат.11:23 ; Мат.17:24 ; Мар.1:21 ; Лук.4:23 ; Лук.7:1 ; Лук.10:15 ; Иоан.2:12 ; Иоан.4:46 ; Иоан.6:17 ,24,59) город в Галилее, который был расположен на северо западном берегу… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Капернаум - А. Служение Иисуса в Капернауме центр служения Иисуса в Галилее: Мф 4:13–17; Ин 2:12 Иисус учил там: Мк 1:21,22; Лк 4:31,32 Иисус говорил о хлебе жизни там: Ин 6:24 59 Б. Чудеса, совершенные Иисусом в Капернауме изгнание бесов: Мк 1:21–27; Лк… … Библия: Тематический словарь

- (с евр. селение Наума) один из городов, лежавших по берегам Галилейского, или Тивериадского, оз. В Ветхом Завете о нем не упоминается; отсюда ясно, что он сравнительно позднейшего происхождения и вырос в город из рыбачьей деревни, благодаря… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Вконтакте

Капернаум - древний город, располагавшийся на северо-западном побережье в 5 км к северо-западу от Табхи.

Упоминается в Новом Завете как родной город апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова.

NicFer , GNU 1.2

В Капернауме в синагоге проповедовал Иисус Христос и совершил в этом городе много чудес. Население 500 человек.


jawcey , CC BY 2.0

В Капернауме расположены археологический памятник и два монастыря, православный и .

Происхождение наименования

История

Библейский период

Город был основан около 2500 лет назад. К I в. город процветал благодаря своему местоположению на границе государства . Через Капернаум пролегали торговые пути с побережья Средиземного моря до Сирии и Малой Азии. После завоевания римлянами в городе стоял отряд легионеров.


David Shankbone , GNU 1.2

В Капернауме, согласно Евангелиям проходила основная проповедническая деятельность Иисуса Христа. В Капернауме Иисус обрёл своих апостолов - Петра, Андрея, братьев Зеведеевых, Иоанна Богослова и Иакова и Левия Матфея.

Во II в. Капернауме образовалась община , перешедших в христианство. В следующем столетии в городе была построена церковь и он стал оплотом христианства в районе.

Упадок

К V в. в городе проживало около 1500 человек, но в VII в. после нашествия персов и арабов город покинули христиане и евреи.

Современное состояние

В настоящее время Капернаум относится к системе израильских национальных парков. В 1838 году были обнаружены развалины Белой синагоги, но археологические исследования начались лишь в начале XX века. Синагога была построена в III–IV веках. Здание стоит на развалинах более древнего сооружения, возможно синагоги, в которой проповедовал Иисус Христос. Территория вокруг синагоги принадлежит ордену.


Abraham , GNU 1.2

Греческая церковь Собора Двенадцати Апостолов. Построена в 1930-х годах на части территории евангельского Капернаума. Выполнена в традиции церквей островной Греции, состоящий из кубов и куполов в виде полусфер. Однако, в отличие от собственно Греции, где купола обычно красят в синий цвет, здесь они оказались красными. Это превратило небольшую церковь в яркую цветовую доминанту панорамы.

Территория монастыря интересна не археологическими раскопками, а царящей здесь атмосферой патриархального поместья с полузапущенным, но по-южному богатым садом с павлинами. Убранство церкви непривычно яркое и радостное. Все это обширное хозяйство содержит единственный монах, брат Иринарх из Македонии.

Иисус Христос в Капернауме

В Капернауме, согласно Евангелиям проходила основная проповедническая деятельность Иисуса Христа. В Капернауме Иисус обрёл своих апостолов - Петра, Андрея, братьев Зеведеевых Иоанна Богослова и Иакова и Левия Матфея. Здесь Иисус исцелил тёщу апостола Петра, воскресил дочь Яира и сотворил много других чудес. Поэтому Капернаум получил у христиан почетное название «Его город».

«И оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исайю, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и теми смертной воссиял свет (Мф 4, 13-16)».


Berthold Werner , Public Domain

У Луки и Иоанна, в греческом оригинале, сказано географически определенней и нагляднее: не «пришел», а «сошел», «спустился» - с гор, из Назарета, в низину, на берег - в Капернаум. Пришел всей семьей, «малой церковью»: «Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его».(Ин 2,12).


random exposure , CC BY 2.0

Переселение объяснялось религиозным конфликтом: при первых же словах Иисуса в назаретской синагоге: «Дух Господень на Мне», - жители в фанатическом ослеплении пытались сбросить Сына Божия со скалы. Здесь в синагоге он произнес проповедь, начинающуюся словами: «Покайтесь и веруйте в Евангелие». Однако и отсюда его изгоняют, и он горестно восклицает: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься...» Как и все Его пророчества, сбывается и это...

Фотогалерея










Капернаум - древняя рыбацкая деревня на северном берегу Галилейского моря в Израиле, где находится знаменитая синагога византийской эпохи, на месте которой Иисус совершил много чудес.

Мифы и факты

В Библии Капернаум упоминается как "родной город" Иисуса, вероятно, потому что он был домом его первых апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова. В Капернаумской синагоге Иисус начал свои проповеди. Люди были поражены его учению, поскольку он учил их как власть имеющий, а не как книжники...

Селение в Капернауме существовало с I века до н.э. по XIII век. Это была бедная еврейская деревня, в которой находилась таможня на торговом пути из Кесарии в Дамаск. Меж жилых домиков из черного базальта стояла белая известняковая синагога. Согласно Евангелиям, здесь проходила основная проповедническая деятельность Иисуса Христа.

Во II веке в Капернауме образовалась община евреев, перешедших в христианство. В следующем столетии в городе была построена церковь, ставшая оплотом христианства. Храм был разрушен до исламского завоевания в 638 году.

В период крестоносцев Капернаум был почти заброшен: «когда-то известный город… ныне только семь домов бедных рыбаков».

В конце XIX века францисканский орден выкупил эти земли. Францисканцы поставили ограждения для защиты остатков строений, посадили пальмы и эвкалипты, чтобы создать оазис для паломников, и построили небольшую гавань. В начале XX века они провели ряд раскопок и реставраций, открыли дом Святого Петра в 1968 году, а в 1990 году на его месте построили современную церковь. Необычный по внешнему виду храм, напоминающий космический корабль, возведен на столбах и имеет стеклянный пол, так что посетители все еще могут увидеть оригинальную церковь ниже.

На холме поодаль восстановлена старая синагога, основанная предположительно в II-V вв - это храм Двенадцати апостолов. Белые известняковые стены под красными куполами резко контрастируют с остальными строениями деревни из черного базальта, что придает особый статус храму.

В настоящее время Капернаум является израильским национальным парком, открытым для посещения общественности.

Что посмотреть

Восстановленные синагога и церковь (описанные выше) стоят довольно близко друг к другу у берега, с руинами строений I-VI века между ними. Кроме того, на территории комплекса вы найдете много резных камней с древними надписями и новый греческий православный храм неподалеку.