Мусульманская символика и звезда давида на надгробиях. Прекрасные мечети – нежные цветы Ислама Голубая мечеть

Мечеть можно найти почти в каждом уголке земного шара. Большинство из этих невероятных мест поклонения бросают вызов типичным ожиданиям того, как должна выглядеть мечеть. Нетрадиционные минареты, новые архитектурные решения и строительные эксперименты добавляют разнообразия мечетям, также демонстрируют огромный потенциал творчества в дизайне мечетей.

"Красота окружает нас", – сказал персидский поэт и суфийский мистик Руми в XIII-м веке. Посмотрите на эти необычные святые места мусульман по всему миру и еще раз убедитесь в точности его слов. Предлагаем вашему вниманию серию самых удивительных мечетей мира.

1. Мечеть имени Машхура Жусупа (Казахстан)

Здание мечети построено в форме восьмиконечной звезды размером 48×48 метров, высота минаретов - 63 метра, высота купола с полумесяцом - 54 метра. Купол мечети - небесного цвета, выполнен в форме шанырака. Архитектурно мечеть похожа на распахнутое сердце, открытое для мира и добра.

2. Кристальная мечеть (Малайзия)

Официальное открытие состоялось 8 февраля 2008 года тринадцатым Янг ди-Пертуан Агонгом, султаном Тренгану Мизаном Зайналом Абидином. Молитвенное сооружение может вмещать до полутора тысяч человек одновременно. Здание выполнено из железобетона и покрыто зеркальным стеклом. Мечеть имеет меняющуюся подсветку из семи цветов.

3. Мечеть Фейсал (Пакистан)

Одна из самых больших мечетей в мире. Мечеть известна в исламском мире благодаря своим размерам, площадью 5 000 квадратных метров, она способна вместить 300 000 верующих.

4. Мечеть Шакирин (Турция)

Является самой современным мечетью в Турции.

5. Дженненская соборная мечеть (Мали)

Самое большое глинисто-наносное здание в мире, построенное в 1906 году. Мечеть расположена в городе Дженне, Мали в пойме реки Бани. В составе объекта «Старый город Дженне» мечеть в 1988 г. включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

6. Мечеть Кул Шариф (Россия)

Одной из главных достопримечательностей республики Татарстан является мечеть Кул Шариф - воссоздание легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства , центра религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия .

7. Мечеть Путра (Малайзия)

Мечеть Путра строилась с 1997 по 1999 год в в новом административном центре Малайзии, в городе Путраджая и располагается на берегу искусственного озера Путраява по соседству с резиденцией премьер-министра Малайзии.

8. Мечеть Убудийа (Малайзия)

Построенная в 1917 во время правления султана Идрис Шаха, мечеть расположена рядом с Мавзолеем на Букит Чандан. Ее строительство было заказано по приказу султана, который поклялся, что построит мечеть необычайной красоты, в знак оправления от болезни.

9. Мечеть Байтуннур (Канада)

Мечеть мусульманского Сообщества Ахмадийя в муниципалитете Калгари, Альберте, Канада. Самая большая мечеть Канады, одновременно может вместить в себе приблизительно 3 000 верующих.

10. Мечеть Султана Омара Али Сайфуддина (Бруней)

Королевская мечеть, расположенная в Бандар-Сери-Бегаване, в столице Султаната Бруней. Мечеть можно классифицировать как одну из самых захватывающих мечетей в Азиатско-Тихоокеанском регионе и главной достопримечательности Брунея.

Мусульмане во всём мире считают символом ислама полумесяц со звездой. Большинство людей самых разных религий ассоциируют его именно с исламом. Но мало кто знает, почему у мусульман именно полумесяц получил такое распространение.

На самом же деле символика полумесяца и звезды родилась не с появлением ислама, а за несколько тысяч лет до него. В истории есть множество доказательств в пользу того, что символ небесного тела использовался разными народами в разные эпохи. Прежде чем ответить на главный вопрос статьи - куда смотрит полумесяц у мусульман, отправимся к истокам.

История символики полумесяца

Считается, что впервые этот символ использовался при поклонении Луне и Солнцу, которое было
характерно для ряда народов. Есть и другие упоминая, которые свидетельствуют о том, что данный символ
обозначал в разное время двух Богинь: карфагенскую Танит и греческую Диану.

Так почему же у мусульман именно полумесяц был выбран в качестве символа? Ответ на этот вопрос стоит начать с рассказа о том, что на заре ислама никакие обозначения не использовались. Армии и общины вывешивали простые однотонные флаги, да и в Коране ничего про символы сказано не было.

Только в 15 веке, когда турки захватили Константинополь, они переняли у византийцев флаг с изображением полумесяца.

Существует легенда, согласно которой Осман (именно он основал империю) перед сражением увидел сон, в котором флаг простирался от края до края Земли. Это он посчитал добрым предзнаменованием и потому эмблема стала символом целой династии.

Османская империя расширяла свои границы и господствовала многие века над остальным мусульманским миром. Так распространилась и культура османов, а вместе с ней закрепилась у мусульман выбранная некогда основателем символика полумесяца.

За долгие века небесное светило стало ассоциироваться у мусульман и немусульман с исламом и его адептами. При этом он не перестал быть символом именно османской империи, а не религии.

В 21 веке полумесяц по прежнему считается многими мусульманами символом Ислама, хотя и не является таковым. Люди, исповедующие эту религию, носят цепочки с полумесяцев и звездой. Так они идентифицируют своё вероисповедание. Сравнивать символику полумесяца с крестиком у мусульман никак нельзя. Это абсолютно не верное сравнение.

Стоит отметить, что хоть символика и украшает флаги мусульманских государств и мечети, есть последователи Ислама, считающие полумесяц языческим знаком. Его непринятие правоверными мусульманами легко может объяснить Коран, который запрещает поклонение животным, людям, небесным светилам и др. Согласно священной книге ислам пришёл в наш мир, чтобы избавить людей от идолов и язычества.

Эти правила должны неукоснительно соблюдаться в некоторых областях вероубеждения. В других аспектах жизни человека символ полумесяца имеет право на жизнь. Мусульмане могут использовать любые символы и знаки, которые не противоречат законам Шариата.

Украденный символ

Несмотря на то, что впервые использовать символ мусульман полумесяц стали в Османской империи, этому народу он не принадлежал изначально. Существует множество археологических находок, которые рассказывают, что как символ полумесяц появился ещё до нашей эры.

Значение месяца и звезды в Исламе

Что означает полумесяц у мусульман? По одним преданиям выбор символики связан с переселением пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. По другим полумесяц говорит о приверженности правоверных мусульман лунному календарю, а звезда с пятью лучами является отражением 5-ти столпов ислама и 5-ти кратных молитв, совершаемых правоверными мусульманами (они называются «намаз»).

Есть и ещё одна версия того, что означает полумесяц у мусульман. По ней эта эмблема олицетворяет божественное покровительство и возрождение, а звезда символизирует рай.

Украшение мечетей

Если отправиться в далёкое прошлое, можно увидеть, что полумесяц со звездой стали впервые появляться именно на мечетях Османского государства в качестве знака отличия от церквей христиан.

Сами символы не имели сакрального смысла, они не вступали в противоречия с исламом, но и не олицетворяли собой нечто святое. Наверняка во время экскурсий по странам, исповедующим ислам, вы не раз замечали, что полумесяц на минаретах имеет разную форму. В некоторых случаях он принимает форму круга. Эти отличия можно легко объяснить. По некоторым данным установку полумесяца осуществляли на завершающем этапе строительства мечети. Форма знака соответствовала текущей фазе луны.

Куда должны смотреть рога месяца?

Многих верующих волнует вопрос - в какую сторону смотрит полумесяц у мусульман? Чаще всего он возникает в момент выбора мусульманского памятника на могилу. Хочется всё сделать в соответствии с канонами ислама, чтобы ничто не могло помешать усопшему попасть на Великий суд.

На самом же деле не стоит брать какой-то один вариант за истину. Звезда с полумесяцем не являются частью религии. Они лишь заимствованы турками. Ислам отрицает какие-либо изображение.

Вот как говорит об этом один исламский учёный:

"Полумесяц и звезда не являются символами ислама, но они использовались последней исламской династией - Османии. Османская империя считала нормальным использование звезды и полумесяца в качестве своих символов, а не символов ислама.

Итак, звезда и полумесяц - это не часть исламской религии, поскольку ислам очень строго настраивает на на понятии "нет Бога помимо Аллаха, и нет никаких изображений". Поэтому предложение о санкции ислама на подобные [изображения] является ошибочным. Кроме того, если ислам запрещает изображения (статуи) людей, животных и любых созданий Аллаха, так что же говорить об использовании символа для ислама?"

Но ведь есть же какие-то сложившиеся правила, поясняющие - куда должен смотреть полумесяц у мусульман? Правила существуют, но только для минаретов в некоторых исламских государствах. Считается, что нижний край полумесяца должен быть повёрнут в сторону Мекки. Хотя вместе с тем есть мечети, где рога полумесяца смотрят в небо. Это лишь подтверждает то, что никаких строгих регламентов не существует!

Давно хочу попросить помощи у уважаемых посетителей блога: что означает звезда Давида (гексограмма) в соседстве с мусульманским полумесяцем и несет ли это сочетание какую-либо особую смысловую нагрузку вообще?
На Заельцовском кладбище есть уголок, на котором расположены мусульманские захоронения 60-х годов. Однотипные памятники из бетона, на некоторых - частично осыпавшиеся и стершиеся надписи, несколько деревянных табличек с написанными краской именами. На надгробиях изображен перевернутый полумесяц и шестиконечная звезда - где-то точно соответствующая звезде Давида, где-то отсутствует рисунок внутри звезды -линии пересечений.

Вот, сам памятник обмотан скотчем, думаю, слабо предохраняющим бетонный обелиск от разрушения, внизу -табличка с именем, 1959 г. смерти.

Имена похожи на татарские. Надпись выполнена вязью, похожей на арабскую. У меня есть друзья-татары, и росла я в небольшом многонациональном северном городке. Кого могла -опросила, ответа никто не знает.

Найти же мне удалось вот такую информацию:

Гексаграмма - интернациональный символ весьма древнего происхождения. Исследователи обнаружили этот знак в Индии, где он использовался, судя по всему, еще задолго до того, как появился на Ближнем Востоке и в Европе. Изначально гексаграмма не являлась специфически еврейским символом и не имела ни малейшего отношения к иудаизму. На Среднем и Ближнем Востоке она была символом культа богини Астарты. А в Мекке главную мусульманскую святыню - черный камень Кааба - из века в век традиционно покрывают шелковым покрывалом, на котором изображены шестиугольные звезды. Начиная с «бронзового века» (конец четвертого - начало первого тысячелетия до н.э.), гексаграмма, как и пентаграмма, довольно широко использовалась в декоративных и магических целях у многих народов, столь отдаленных друг от друга территориально, как, например, семиты Месопотамии и кельты Британии. Стоит отметить, что при этом как магический символ пентаграмма использовалась значительно чаще, чем гексаграмма, но обе геометрические фигуры можно обнаружить среди иллюстраций на страницах многих средневековых книг, посвященных алхимии, магии и чародейству. (с)

Гексаграмма универсальный символ. И он не просто имеет отношение ко ВСЕМ
Традициям, но является ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЙ священной символикой.

Суфии используют этот символ в свои духовных практиках. Сура "Ясин",
называемая сердцем Корана, "несёт" в себе гексаграмму.

Во время намаза мусульманин выписывает телом эту фигуру. Пложение стоя с поясным наклоном,
составляет первый треугольник, а глубокий земной поклом вкупе с поверхностью
земли образует второй.

Если "разложить", то фигуру эту следует рассматривать в объёме,
тогда Вы увидите, что в основе её трехмерных крест. Этот крест
с шестью лучами и центром есть шесть дней творения и днём "отдыха".
Именно здесь одно из мест где стыкуются Христианство с Исламом.
Крест не только не чужду Исламу, но тоже является его символикой,
но в завуалированной форме. (с)
http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=10372.0

Если есть среди читателей люди, которые могут растолковать, у каких народов принято размещать на надгробиях такую символику -буду благодарна.

Мусульманские могилы на всех новосибирских кладбищах по оформлению ничем не отличаются от могил христиан и либо представляют собой стандартные памятники советской и постсоветской эпохи - трапециевидное или прямоугольное надгробие, на котором изображены полумесяц и пятиконечная звезда, которые зачастую соседствуют с красной советской звездой, изредка имеют более ярко выраженный восточный мотив, как, например, вот этот памятник 1950 г. на Клещихинском кладбище:

"Другу и дорогой матери от мужа и детей".

Заельцовское кладбище, могила девочки. Недорогой металлический памятник ежегодно заботливо красят в яркий цвет. Вот фото, сделанное в 2011 году:

фото, сделанное год спустя, в 2012м:

Мусульманская часть кладбища:

Обладатель очень колоритных усов:

А вот напоследок еще один загадочный памятник.

Мечеть Звезды или «Мечеть Тара» расположена в столице Бангладеш - Дакке, городе, относящемся в провинции Арманитола. Эта совершенно удивительной красоты мечеть стоит в старой исторической части города. Мусульманский храм оформляют многочисленные декоративные элементы, а еще его стены и панели украшены тысячами синих звезд, что и дало название этой мечети. Но это сооружение не раз перестаивалось и подвергалась реставрациям, прежде чем стать самым красивым мусульманским храмом города Дакки.

Первоначальный вариант храма в Дакке возник на этом же месте в начале восемнадцатого века, он был прямоугольной формы, с тремя арочными входами по восточному фасаду и дверными проемами в северной и южной стенах. Но, позднее его решили видоизменить. Новый проект был составлен архитектором Мирзой Голам Пиром, строительство было завершено к середине девятнадцатого столетия. Мечеть Тара стала единственной мечетью столицы Бангладеш, возведенной в архитектурном стиле династии Великих Моголов. Даже несмотря на дальнейшие переделки и дополнения она хранит свои первоначальные формы, являясь хранилищем самых изысканных и выдающих произведений искусства. Примечательно то, что в украшении внутреннего интерьера постоянно прослеживается «звездная тема»: звездами декорированы все стены, а также декоративные панели.

После переделки Мечеть Звезды была дополнена башнями в каждом углу, ее увенчали три купола, из них центральный – самый большой. Но ее опять дополнили через несколько десятков лет. В начале двадцатого века при финансовой помощи бизнесмена Али Бепари, храм снова был реконструирован и перепланирован: с востока здание мечети пополнила веранда. Кроме того, мастера обнаружили во время реставрационных работ фрагменты декоративных мозаик, созданных из осколков китайского фарфора, которые некогда создавали традиционные узоры - полумесяцы и звезды. Эти декоративные орнаменты обнаружились в основном молельном зале, а еще, под толстым слоем штукатурки, наложенной на внешние стены. Для внутреннего и внешнего оформления была приобретена английская и японская керамические плитки, а также синие осколки китайского фарфора, которыми выкладывались символичные звезды и полумесяцы в уникальной технике «Chinitikri». И с того момента, обычная мусульманская мечеть, не имевшая исторического значения, стала редким примером украшения в оригинальном стиле «Chinitikri». Мозаикой были оформлены три проема главного фасада Мечети Тара: эти разноцветные глазированные кусочки образовали великолепный растительный орнамент. С 1987 года, согласно указа Министерства по делам религии Бангладеш увеличили площадь молитвенного зала и добавили еще пару куполов.

Сегодня, Звездная мечеть Бангладеш имеет четыре минарета по углам и пять куполов, а снаружи она выкрашена в белый цвет и также декорирована звездами снаружи. Купола, как и наружные стены покрывает разноцветная звездчатая плитка. Верхнюю часть фасада здания с восточной стороны украшают серповидные узоры, а три михраба и дверные проемы – изумительный мозаичный цветочный узор. В оформлении Звездной мечети преобладают растительные мотивы, а также формы амфор, повторяющиеся по внутренней стороне стен веранды. Интересным и неожиданным декоративным элементом, украшающим стену между входами, является изображение горы Фудзиямы.

Со стороны, Мечеть Звезды в Дакке в Бангладеш – уникальная, с точки зрения художественной ценности, смотрится словно изящная резная шкатулка, что не может не привлекать сюда многочисленных туристов, и не только мусульман, а путешественников, интересующихся удивительной архитектурой Бангладеш.

Почти каждый турист, посетивший Малую мечеть Ханского дворца, с удивлением спешит задать вопрос: «А что в мусульманской мечети делает Звезда Давида?»
Шестиконечная звезда или гексаграмма – один из наиболее древних знаков, который встречается в различных культурах еще с бронзового века. Выполняя декоративные функции, звезда (два треугольника, наложенных друг на друга в противоположном направлении) встречается в резьбе по камню, дереву, в оформлении рукописей и пр. В индийской философии шестилепестковый цветок – это сакральная Свадхистана-чакра, в средневековой Европе – это весьма популярный магический символ, который изображался в книгах по оккультизму и магии. Шестиконечная звезда у славян называлась «Звездой Велеса» и изображалась на различных культовых и бытовых предметах.
Синяя гексаграмма сегодня отождествляется чаще всего с иудеями. По легенде, форма щитов армии царя Давида была в форме гексаграммы. Голубая Звезда Давида стала центральным символом на государственном флаге Израиля.
Но и в исламском мире шестиконечная звезда – один из самых ранних символов: это Печать Сулеймана, легендарного древнего правителя, который носил перстень, позволявший ему понимать язык зверей и птиц и управлять джиннами. Она также помещалась на полотнище флагов: к примеру, на флаге одной из древнетюркских анатолийских династий – Караманов, подчинивших себе в XIV в. Центральную и Южную Анатолию.
Вообще цифра 6, изображение шестилепесткового цветка либо шестиконечной звезды имеют особый смысл и множество трактовок в суфизме. Выполняя функцию мощного оберега против злых сил, такая звезда встречается во всех видах исламского искусства. В архитектуре Ханского дворца, в предметах этнографии крымских татар мы встречаем множество таких примеров. Гексаграмма здесь – в резьбе по камню на надгробиях ханского кладбища, в сложном геометрическом орнаменте деревянных наборных потолков, в оформлении рукописных книг и Коранов, в бронзовой и медной посуде, в ювелирных украшениях и вышивке. Но более всего привлекают внимание оконные витражи Малой дворцовой мечети (расположен над михрабом) и Большой дворцовой мечети (находится снаружи, со стороны Ханского кладбища).

Сафие Абдураманова, научный сотрудник
МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ

Каменное надгробие

Фрагмент потолка Ханской столовой

Фрагмент поясной пряжки. Латунь, гранат, диопсид. 19 в.