Урок распространение реформации в европе. Презентация на тему "реформация и контрреформация в европе"

§12. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.

Воронков Д. П.

МБОУ гимназия № 7.


Жан Кальвин

  • 10 июля 1509 – 27 мая 1564;
  • С 1632 года – протестант;
  • За протестантские проповеди и распространение протестантской литературы подвергается преследованию и в 1535 году покидает Францию;
  • Труды: «Сон душ», «Наставление в христианской вере», «Катехизис»;
  • С 1536 года – в Женеве: проповедует, постепенно становится самым авторитетным человеком в городе.

Идеи Жана Кальвина

  • Каждая церковная община должна пользоваться самоуправлением в делах веры;
  • Из Церкви нужно убрать все, что в Библии не требуется;
  • Богу принадлежит верховная власть во всем;
  • Одни люди изначально определены Богом к спасению, а другие – к погибели. Это предопределение не зависит от человека и его образа жизни;
  • Непогрешимо только Священное Писание, а все человеческие труды (даже самого Папы Римского) – не священны;
  • Бог создал мужчин и женщин для создания семьи и рождения детей, поэтому монашество не угодно Богу.

Реформы Жана Кальвина

  • В Женеве устанавливалась Кальвинистская церковь;
  • Кальвин постепенно сосредоточил в своих руках всю власть в городе;
  • Устав церкви предусматривал избрание 12 старейшин, которые должны были надзирать за жизнью верующих;
  • Широко применялась смертная казнь;
  • В Женеве исчезли зеркала, театры, праздники. Любые развлечение осуждались новой церковью.

Контрреформация – это церковная политика борьбы с распространением протестантизма

Методы борьбы с протестантизмом:

  • Вероучение;
  • Духовная и структурная перестройка Церкви;
  • Монашеские ордена;
  • Политическая деятельность.

Папа Пий IV

  • « Индекс запрещенных книг »: преследованию подвергался не только автор, но и продавец, издатель и читатель;
  • Создан орден иезуитов для борьбы с протестантизмом;
  • Вселенский собор католической церкви в Триденте (1545 - 1563): отвержение протестантизма, утверждение непререкаемой власти Папы Римского.

Орден Иезуитов

  • «Общество Иисуса» - мужской монашеский орден;
  • Кроме трех основных обетов (бедность, послушание и целомудрие) дают четвертый – «послушание папе римскому в вопросах миссий»

Основатель – св. Игнатий Лойола,

План-конспект урока на тему:

«Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

Цели урока:

    Образовательные цели:

1) Провести сравнительный анализ методов католической контрреформации, выявить ее причины, цели, влияние на дальнейшую судьбу европейских стран .

2) В ходе работы продолжить формирование научного мировоззрения с помощью научных понятий «контрреформация», Игнатий Лойола, орден иезуитов.

    Воспитательные цели:

1) Предоставить учащимся возможность оценить цели и средства руководителей Реформации и Контрреформации.

    Развивающие цели:

1) Продолжить развитие у учащихся умений выделять главное в тексте учебника и исторических источниках (выделить методы католической Контрреформации).

2) Продолжить формирование у учащихся исторического мышления (определять причины и следствия Реформации и Контрреформации).

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карта «Европа в XVI -первой половине XVII в.», учебник «Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800», 7 класс, А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, П. А. Баранов, схема на доске, тесты.

Ход урока:

Организационный момент.

Сообщение темы и целей.

Актуализация опорных знаний учащихся по данной теме.

Учитель обращается к ученикам:

    Сегодня мы продолжим разговор о Реформации в Европе.

    Ребята, что такое Реформация?

    Каковы были причины Реформации в Германии?

    Каких целей в движении за реформу церкви добивались князья, феодалы, горожане и крестьяне?

    Каковы были основные идеи учения Мартина Лютера?

    Объясните высказывание: «Эразм снёс яйцо, а Лютер его высидел».

    Что получили от Реформации различные слои населения?

Изучение новой темы.

План изучения новой темы:

    Жан Кальвин - богослов, церкви, основатель .

    Кальвинистская церковь.

    Контрреформация.

    Орден иезуитов.

    Жан Кальвин - богослов, церкви, основатель .

Рассказ учителя:

Зародившись в Германии, Реформация начинает распространяться по всей Европе, и в первую очередь она проникает в близ лежавшие к Германии государства Францию, Англию и Швейцарию. Самое большое распространение движение протестантов получает в Швейцарии и это связано с именем Жана Кальвина.

Жан Кальвин (1509-1564) родился во Франции, получил прекрасное образование, в совершенстве овладел латынью, древнееврейским и древнегреческим языками, что дало ему возможность читать Библию в оригинале. Познакомившись с учением Лютера, он в 1533 г. объявляет себя протестантом. За участие в распространении протестантских воззваний Кальвин подвергается преследованиям и бежит в Швейцарию, где пишет книгу, в которой излагает основные положения своего учения. Так оформляется ещё одно протестантское вероучение – кальвинизм .

Вслед за Мартином Лютером Жан Кальвин попытался дать ответ на вопрос волновавший верующих более 1000 лет: «Свободен ли человек в выборе жизненного пути или его судьба предопределена?»

Кальвин утверждал, что…

    Судьбы людей предопределены Богом.

    Никто из верующих не знает собственного предопределения.

    Но человек не должен слепо ожидать свершение своей судьбы, он должен двигаться навстречу судьбе через труд.

    Именно труд был знаком спасения души.

Таким образом, кальвинизм провозглашал новые моральные ценности: бережливость, скупость, расчет, неустанный труд.

    Кальвинистская церковь.

    Распространение кальвинизма по Европе.

    Контрреформация.

Самостоятельная работа учащихся с учебными материалами:

Учитель предлагает учащимся изучить 3 главных вопроса новой темы в группах. Затем в яркой, интересной форме каждая группа сообщает о том, что она узнала классу. Группы должны быть сформированы заранее, для экономии времени на уроке.

Задание группам :

Группа 1: Расскажите об устройстве кальвинистской церкви. Информация на стр. 103 учебника.

Группа 2: Докажите, что кальвинизм способствовал развитию предпринимательской деятельности в странах Европы. Информация на стр. 104 учебника.

Группа 3: Расскажите о борьбе католического духовенства с протестантизмом. Информация на стр. 104 учебника.

Выступление групп с отчетом об изученном материале.

Учитель предваряет выступление:

В 40-х годах XVI века Швейцария стала одним из центров Реформации. В Женеве Жан Кальвин создает учение о предопределении человека, изменившее религиозную жизнь людей и их поведение.

После выступления задаются вопросы всему классу:

Какие слои населения горячо поддержали кальвинизм, почему?

Прав ли был Вольтер, сказавший, что «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир»?

Физкультминутка

    Орден иезуитов.

Рассказ учителя:

Идеи Жана Кальвина впоследствии распространились не только в Швейцарии, но и в Голландии, Франции, Шотландии, Англии. Поэтому для того чтобы остановить победное шествие Реформации, католическая церковь приняла экстренные меры, создав монашеский орден иезуитов, целью которого была защита церкви от ереси.

1540 г. - Образование ордена иезуитов.

Контрреформация – борьба католической церкви с реформационным движением.

Основателен ордена иезуитов был Игнатий Лойола.

Сейчас давайте попытаемся выяснить, какие меры использовали иезуиты для защиты католической церкви?

миссионерство, благотворительность, развивали образование, читали проповеди на национальных языках, занимались воспитанием детей из разных семей.

убивали соперников, всегда наготове были яд и кинжал, иезуиты были послушным орудием террора в руках папы Римского

Для того чтобы ответить на этот вопрос мы заполним таблицу «Методы борьбы иезуитов с протестантами», читая пункт «Орден иезуитов» на стр. 104.

    Попытки реформ и Тридентский собор.

Рассказ учителя:

Потеря власти над рядом европейских стран привела Рим в замешательство, но ненадолго. Уже в 40-х гг. XVI в. Папы пытаются вернуть утерянные позиции, а главное – источник своих богатств – десятину. Проводятся первые попытки реформирования церкви – во второй половине XVI в. Католические богословы создали переводы Библии на национальные языки.

Но попытки реформ встречали сопротивление большей части католического духовенства. Спорные вопросы должен был разрешить Тридентский собор, открывшийся в 1545 г. и заседавший почти 18 лет.

Тридентский собор:

    Строгое соблюдение духовенством всех предписаний и указаний папы.

    Исключительное право церкви толкования Священного писания.

    Укрепление инквизиции.

    Запрет на продажу индульгенций.

    Открытие семинарий для католических священников.

    В устройстве католической церкви и в отношении к протестантизму ничего не изменилось.

Таким образом, победу в решении основных вопросов одержала реакционная часть духовенства.

Итоги урока:

Закрепление:

Вопросы – стр. 107 учебника.

Домашнее задание:

Параграф 12, вопросы к параграфу, записи в тетради.

Оценки за урок.













Включить эффекты

1 из 13

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация "Распространение Реформации в Европе. Контрреформация" описывает события в религиозной жизни Европы в период Реформации (XVI в.): раскол католической церкви, новые течения в религии, борьба с еретиками, попытки изменить ситуацию. В конспекте к презентации приведены вопросы для проведения тестирование по данной теме.

  • Жан Кальвин;
  • Католическая церковь;
  • Орден иезуитов;

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Антоненкова А.В.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Слайд 2

Тема урока:

«Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

Слайд 3

Сегодня на уроке

  • Продолжим знакомство с Реформацией;
  • Познакомимся с новым вероучением, выясним его отличие от лютеранской;
  • Познакомимся с новыми понятиями.
  • Слайд 4

    План

    1. Жан Кальвин;
    2. Католическая церковь;
    3. Борьба католической церкви с еретиками;
    4. Орден иезуитов;
    5. Попытки реформ и Тридентский собор.
  • Слайд 5

    Жан Кальвин (1509-1564 гг.)

    Жан Кальвин родился 10 июля 1509 года в городе Нуайон во французской провинции Пикардия. В возрасте 14 лет был послан отцом в Парижский университет для изучения гуманитарных наук и права.
    В Париже изучал диалектику. Владел церковным приходом, в котором в возрасте 18 лет выступал с проповедями. По совету отца вернулся в Париж и начал учиться на юриста.

    Слайд 6

    Кальвинистская (пресвитерианская) церковь

    Его церковь признавала только два обряда: крещение и причастие.
    Церковная община пользовалась правом самоуправления.
    Она избирала и контролировала своих руководителей – пресвитеров (т.е. старейшин).
    Пасторы вмешивались в частную жизнь прихожан.
    Для обсуждения дел они собирались всей общиной и принимали нужные решения.

    Слайд 7

    Но: пасторы вмешивались в частную жизнь прихожан, следили за их поведением, жестоко наказывали за отступление от веры.

    Слайд 8

    Борьба церкви с еретиками

    • доносы,
    • цензура печати,
    • проводили суды,
    • сжигали на костре,
    • расширение деятельности инквизиции,
    • создание ордена иезуитов.
  • Слайд 9

    «Орден Иисуса»

    Игнатий Лойола (1491 -1556) - основатель ордена иезуитов («Общество Иисуса»).

    Слайд 10

    Тридентский собор

    1. Верховенство папы перед Собором.
    2. Строгое соблюдение всех церковных предписаний и указаний папы.
    3. Исключить право церкви толковать Священное Писание.
    4. Укрепить инквизицию и запретить продажу Индульгенций.
  • Слайд 11

    Подведём итог урока

    Вопросы на стр. 107.

    Слайд 12

    Домашнее задание

    П.12, вопросы стр.107, записи.

  • Слайд 13

    В работе использованы

    • http://сайт/
  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Урок по Новой истории в 7-м классе по теме: "Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»" (сл. 2)

    Цель урока: (сл. 3)

    • Доказать, что кальвинистская церковь отвечала интересам самой решительной части буржуазии того времени
    • Выяснить, какие средства применяла католическая церковь в борьбе с Реформацией.
    • познакомиться с новыми понятиями;

    Оборудование: карта "Европа в 16-1пол.17в", тесты, презентация, компьютер

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Проверка домашнего задания:

    Тестирование.

    1. В каком веке происходит явление, связанное с появлением новых вероучений?
    А) в 15 веке
    Б) в 16 веке
    В) в 17 веке

    2. Реформация – это…
    А) борьба за захват новых территорий
    Б) борьба за проведение реформ
    В) борьба за переустройство церкви

    3. К причинам возникновения Реформации не относится:
    А) кризис католической церкви;
    Б) процесс обмирщания сознания
    В) отход населения от религии

    4. Самым большим желанием верующих было:
    А) получить индульгенцию
    Б) получить благословение папы римского
    В) преподнести папе подарок

    5. Индульгенция – это…
    А) разрешение на право собирать налог
    Б) грамота на отпускание грехов
    В) документ, свидетельствующий о принятии таинства крещения

    6. Родиной Реформации является:
    А) Германия
    Б) Франция
    В) Норвегия

    7. Когда начался процесс Реформации в Европе?
    А) в 1521 г.
    Б) в 1519 г.
    В) в 1517 г.

    8. В каком городе состоялся суд над Мартином Лютером?
    А) в Риме
    Б) в Ворсе
    В) в Бонне

    9. Каков итог церковного суда над Лютером?
    А) казнили
    Б) отрёкся от своего учения
    В) друзья помогли ему бежать

    10. Каково название учения М. Лютера?
    А) « Правое дело»
    Б) « Спасение верой»
    В) « Изгнание нечестивых»

    11. Какого положения не содержалось в учении Лютера?
    А) спасение верой
    Б) авторитет в делах веры только Священное Писание
    В) подавайте милостыню нуждающимся

    12. На каком языке, по мнению Лютера, должно вестись богослужение?
    А) на англиканском
    Б) на латыни
    В) на родном языке

    13. Какое название получила церковь Лютера?
    А) англиканская
    Б) лютеранская
    В) кальвинистская

    14. Человек, выступающий против господствующего вероучения, называется:
    А) протестант
    Б) иезуит
    В) еретик

    15. В каком году между князьями был подписан мирный договор?
    А) в 1550 г.
    Б) в 1555 г.
    В) в 1560 г.

    16. В каком городе был подписан этот мирный договор?
    А) в Аугсбурге
    Б) Кёльне
    В) в Дрездене

    17. Протестантские проповедники назывались:
    А) курфюстами
    Б) пасторами
    В) бюргерами

    18. Итогом подписания мирного договора между князьями и императором можно считать:
    А) создание единого государства
    Б) укрепление католического учения
    В) закрепление политической раздробленности

    Ответы: (сл.1)

    Критерии:

    Менее 9 – «2»
    От 9 до 12 - «3»
    От 13 до 17 - «4»
    19 - «5»

    3. Сообщение темы и целей.

    • Сегодня мы продолжим разговор о Реформации в Европе. Давайте вспомним, что такое "Реформация"?
    • В каком из европейских государств Реформация началась раньше всего и почему?
    • Какие группы населения приняли участие в Реформации? Каковы их цели?
    • Как относился к такому явлению император?

    План: (сл. 4)

    1. Жан Кальвин.
    2. Католическая церковь.
    3. Борьба католической церкви с еретиками.
    4. Орден иезуитов.
    5. Попытки реформ и Тридентский собор.

    4.Изучение нового материала.

    1) рассказ учителя:

    • В середине 16 века Реформация распространялась по всей Европе: Англия, Нидерланды, Швейцария, Дания. Норвегия.
    • Одним из крупнейших центров Реформации была Швейцария, где создаётся новое христианское вероучение – кальвинизм, основателем которого являлся Жан Кальвин.
    • Давайте узнаём о нём получше. (сл. 5)

    Жан Кальвин родился 10 июля 1509 года в городе Нуайон во французской провинции Пикардия. В возрасте 14 лет был послан отцом, адвокатом Жераром Ковеном, в Парижский университет для изучения гуманитарных наук и права.
    В Париже изучал диалектику. Владел церковным приходом, в котором в возрасте 18 лет выступал с проповедями. По совету отца вернулся в Париж и начал учиться на юриста. Из Парижа Жан переезжает в Орлеан, где работает под руководством известного юриста Пьера Стеллы, а затем переезжает в Бурж, где миланский юрист Альциати читал лекции в Буржском университете. Под руководством Альциати изучал римское право. После смерти отца бросает занятия юриспруденцией. Вольмар посоветовал Кальвину изучать теологию.
    Кальвин изучает Библию, труды реформаторов, включая Мартина Лютера. Кальвин не выходит из католической церкви, проповедует идеи очищения церкви. Окончил курс наук со степенью лиценциата. Летом 1531 года уезжает в Париж, где продолжает самостоятельное образование. Получал незначительные доходы от двух церковных приходов. Весной 1532 года публикует за собственные средства свой первый научный труд - комментарии к трактату Сенеки «О кротости». В 1532 году получил в Орлеане докторскую степень.

    2) работа по учебнику: Стр. 101-103

    3) рассказ учителя:

    Кальвинистская церковь. (сл.6)

    Давайте рассмотрим в чём заключалось отличие каливинистской церкви от лютеранской.
    Кальвинистская церковь признавала только два обряда: крещение и причастие.
    Церковная община не подчинялась городским светским властям и пользовались самоуправлением. Она избирала и контролировала своих проповедников и старшин (пресвитеров – старейшин),поэтому и получила название пресвитерианской.
    В церкви не существовало возведённых в ранг священников, вместо них были пасторы, которых избирали из числа наиболее грамотных прихожан. Для обсуждения общих дел община собиралась вместе и принимала нужные решения. На первый взгляд такая церковь кажется демократичной, но (сл. 7)

    1. пасторы вмешивались в частную жизнь прихожан
    2. следили за их поведением
    3. жестоко наказывали за отступление от веры.

    4) работа по иллюстрации:

    В учебнике на стр.102- карикатура.

    • Что на ней изображено? (столкновение глав католической и протестантской церквей) Какие методы использовала католическая церковь в борьбе с протестантами?
    • А как вы думаете, какие слои населения поддерживали эту веру?
    • Давайте узнаем об этом из учебника на стр. 104 (п. Рим кальвинизма)

    Используя самые жестокие методы борьбы, папе удалось в ряде стран подавить реформационное движение. Эти страны (Польша, Италия, Юг Германии) остались католическими и в них надолго были сохранены феодальные порядки. Там, где Реформация победила (Англия, северная и северо - восточная Германия, Голландия, Швейцария) там возникли национальные церкви, укрепилась светская власть королей и князей, создались благоприятные предпосылки для развития новых буржуазных отношений.

    • Как относилась католическая церковь с протестантами?
    • Все протестанты были объявлены папой римским еретиками и использовали для борьбы с ними все возможные средства: (сл. 8)
    1. доносы
    2. цензура печати
    3. проводили суды
    4. сжигали на костре

    Мощным орудием в борьбе против Реформации стал учреждённый папой в 1540 г. новый монашеский орден « Орден Иисуса». Давайте о неё прочитаем. (сл. 10)

    5) работа по учебнику:

    • стр. 104 – 106,
    • стр. 107-109 – дополнительный материал

    6) самостоятельная работа:

    Стр. 106-107 – Тридентский собор (сл.11)

    1. Почему был созван этот собор?
    2. Где и когда он состоялся?
    3. Какие решения были приняты на нём?

    6. Подведение итога урока. Вопросы на стр. 107

    7. Домашнее задание. п.12, вопросы стр.107.

    Урок по Новой истории в 7-м классе


    План урока: Жан Кальвин и его учение о предопределении, Жан Кальвин и его учение о предопределении, Кальвинистская церковь, Кальвинистская церковь, Орден иезуитов, Орден иезуитов, Борьба пап и католических королей против Реформации, Борьба пап и католических королей против Реформации, Закрепление. Закрепление.






    Жан Кальвин и его учение о предопределении Родился в 1509 г. Получил хорошее образование, в совершенстве овладел латынью. В 1533 г. Объявил себя протестантом. Бежал в Швейцарию. Родился в 1509 г. Получил хорошее образование, в совершенстве овладел латынью. В 1533 г. Объявил себя протестантом. Бежал в Швейцарию.


    Учение Жана Кальвина 1. Судьба человека предопределена Богом 2. Успех в делах – знак избранности Богом 3. Человек должен упорно работать и добиваться успеха, чтобы получить подтверждение того, что он избран Богом 4. Обогащение, накопительство, предпринимательство – Богоугодное дело


    Кальвинистская церковь Церковь признавала два обряда – крещение и причастие; Церковь признавала два обряда – крещение и причастие; Церковная община не подчинялась городским властям и пользовалась правом самоуправления; Церковная община не подчинялась городским властям и пользовалась правом самоуправления; За отступление от учения Кальвина верующих жестоко наказывали. За отступление от учения Кальвина верующих жестоко наказывали.