Презентация православные иконы для начальной школы. Что такое икона

Слово «икона» греческого происхождения и означает – «образ», «портрет».

  • В период формирования христианского искусства в Византии этим словом обозначалось всякое изображение Спасителя, Богоматери, святого, ангела или события в Священной Истории, независимо от того, было ли это изображение скульптурным, монументальной живописью или станковой, и независимо от того, какой техникой оно было исполнено.
Теперь слово «икона» применяется по преимуществу к моленной иконе, писанной красками, резаной, мозаической и т.п.
  • Теперь слово «икона» применяется по преимуществу к моленной иконе, писанной красками, резаной, мозаической и т.п.
Православная Церковь постоянно уточняла свое искусство как в содержании так и в форме. При помощи красок, форм и линий нам раскрывается духовный мир человека. Красота здесь – красота внутренняя, духовная.
  • Православная Церковь постоянно уточняла свое искусство как в содержании так и в форме. При помощи красок, форм и линий нам раскрывается духовный мир человека. Красота здесь – красота внутренняя, духовная.
Не все изображения изображение Спасителя, Богоматери, святого, ангела или события в Священной Истории можно назвать иконой.
  • Не все изображения изображение Спасителя, Богоматери, святого, ангела или события в Священной Истории можно назвать иконой.
  • Протоирей Сергий Булгаков так описал свое впечатление о "Сикстинской Мадонне Рафаэля: "Здесь - красота, лишь дивная человеческая красота, с ее религиозной двусмысленностью, но... безблагодатность. Молиться перед этим изображением: - это хула и невозможность! Красота Ренессанса не есть святость, но то двусмысленное, демоническое начало, которое прикрывает пустоту, и улыбка его играет на устах леонардовских героев".
Икона – сама молитва. Она наглядно и непосредственно открывает нам ту бесстрастность (свободу от страстей), учит нас «поститься глазами». И действительно, «поститься глазами» невозможно ни перед каким другим образом, будь он беспредметным (абстрактым) или обычным
  • Икона – сама молитва. Она наглядно и непосредственно открывает нам ту бесстрастность (свободу от страстей), учит нас «поститься глазами». И действительно, «поститься глазами» невозможно ни перед каким другим образом, будь он беспредметным (абстрактым) или обычным
Цель иконы – не в том, чтобы возбудить или усилить в нас то или иное естественное человеческое чувство. Икона не «трогательна», не чувствительна. Цель её – направить наши чувства, ум и всю нашу человеческую природу на путь преображения, очищения нас от всякой экзальтации.
  • Цель иконы – не в том, чтобы возбудить или усилить в нас то или иное естественное человеческое чувство. Икона не «трогательна», не чувствительна. Цель её – направить наши чувства, ум и всю нашу человеческую природу на путь преображения, очищения нас от всякой экзальтации.
  • Основные образа, занимающие центральное положение в богослужении: образ Спасителя Бога и образ Пресвятой Богородицы. Поэтому и первые иконы, появившиеся одновременно с христианством, суть иконы Христа и Богоматери.
Первые иконы Спасителя и Божией Матери
  • Церковное Предание утверждает существование иконы Спасителя еще при Его жизни – это образ, который мы знаем под названием Нерукотворный Спас. История этого образа сводится к следующему: Эдесский царь Авгарь. Больной проказой, послал ко Христу своего архивария-художника, прося Христа прийти в Эдессу и исцелить его. Христос, видя, что архиварий хочет написать Его портрет, умылся, вытер свой лик платком, и на этом платке отпечатался Его образ. Получив плат, Авгарь исцелился. Это сильно подействовало на распространение христианства среди жителей Эдессы.
  • Плат долго хранился в Эдессе как драгоценное сокровище города. В 944 году византийские императоры выкупили Нерукотворный Образ у Эдессы. После разгрома Константинополя крестоносцами в 1204г. следы плата теряются.
Первые иконы Спасителя и Божией Матери
  • Первые иконы Божией Матери церковное Предание приписывает святому Евангелисту Луке, который после Пятидесятницы написал их три
Первые иконы Спасителя и Божией Матери
  • По церковному преданию, икону написал евангелист Лука на доске стола, за которым трапезничал Христос с Марией и Иосифом. Это тип иконы называется «Елеуса» («Умиление»). Здесь подчеркивается естественное человеческое чувство, материнская любовь и нежность. Это образ матери, глубоко скорбящей о предстоящих страданиях сына и в молчании переживающей их неизбежность.
  • Владимирская икона Божией Матери
Первые иконы Спасителя и и Божией Матери
  • Другой образ относится к типу «Одигрия» («Путеводительница»).
  • Икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Иисуса.
Авторство святого Евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее списками со списков) с икон, писанных когда-то Евангелистом
  • Авторство святого Евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее списками со списков) с икон, писанных когда-то Евангелистом
  • Тихвинская икона Божией Матери
  • Казанская икона Божией Матери
  • Троеручица (Трихейруса)
Первые иконы Спасителя и Божией Матери
  • И, наконец, третья икона, по-видимому, изображала Богоматерь без Младенца. Четких данных об этой иконе нет. Вероятнее всего, это была икона типа "Оранта" ("Молящаяся"). Изображение Богородицы в полный рост, с молитвенно воздетыми вверх руками. Богородица молится за весь род человеческий, и воздетые руки Оранты стали символом этой вечной, неостановимой, несущей миру надежду и защиту молитвы. На Руси такие изображения получили имя "Нерушимая стена".
Посредством иконной живописи (преп. Иоанн Дамаскин)
  • Посредством иконной живописи «…мы созерцаем изображение телесного Его вида и чудес, и страданий Его, освящаемся и вполне удовлетворяемся, и радуемся, и считаем себя счастливыми (…)». (преп. Иоанн Дамаскин)
  • КОНЕЦ

Трифонова Людмила Петровна, учитель ИЗО, МХК, Религии России, МБОУ Арефинская СОШ, Нижегородской области. Составлена на основании УМК В.К.Романовский «Религии России» 8-9класс.
Православная икона

Что такое икона?
Икона –принятое Церковью и освященное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых и разных событий из священной и церковной истории. Иконы пишутся красками по строго определенным правилам на деревянной доске, покрытой левкасом.

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ
По церковному преданию первой иконой был Нерукотворный образ Спасителя, в создании которого не участвовали человеческие руки. Правитель г.Эдессы князь Авгарь хотел написать образ Христа, но у художника ничего не получилось. Тогда Иисус Христос умылся и утёр лицо платом, на котором отпечатлелся Божественный Его лик.

Владимирская икона Божьей Матери
По преданию, эта икона была написана апостолом и евангелистом Лукой. Когда апостол показал Богоматери этот образ, она сказала: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сею иконой да будет».
Празднование этой иконы совершается 3 июня, 6 июля, 8 сентября.

Казанская икона Божьей Матери
Эта икона особо почитается на Руси. Явилась в городе Казани в 1579 году. Казанской иконой благословляют к венцу, перед ней молятся о семейном благополучии, об исцелении глаз. Казанская икона пребывала во 2 ополчении Минина и Пожарского, помогла освободить Москву от поляков. Празднование Казанской иконе Пресвятой Богородицы совершается 21 июля и 4 ноября.

Смоленская икона Божьей Матери
Одна из самых первых икон, современных Самой Богородице. Она первой из византийских чудотворных икон прибыла на Русь в 1046г. вместе с принцессой Анной, будущей женой князя Всеволода Ярославича. Другое её название «Одигидрия». В 1238г. татары подступили к Смоленску, жители города взмолились к этой иконе, и татары отступили. Празднование – 10 августа.

Тихвинская икона Божьей Матери
По преданию, эта икона написана евангелистом Лукой. Долгое время она находилась в Константинополе. В 1383г. икона явилась над водами Ладожского озера и затем остановилась при р.Тихвинке. На этом месте теперь Тихвинский мужской монастырь. Празднование - 9 июля.

Курская икона Божьей матери «Знамение»
Курская икона была обретена в 1295 году на берегу реки Турскары, недалеко от г.Курска. Теперь на этом месте монастырь-Коренная Пустынь. В годы Гражданской войны была вывезена за границу. Празднование этой иконе совершается 10 декабря, 21 марта, 21 сентября.

Федоровская икона Божьей Матери
Первое прославление иконы относится к 12 веку, святой облик находился в часовне близ Городца, затем на этом месте был построен Федоровский монастырь. Икона часто пребывала в огне, но всегда выходила целой, неповрежденной огнем. Эта икона почиталась всей династией Романовых. Празднование иконе – 27 марта и 29 августа.

Иверская икона Божьей Матери
Величайшая святыня Афона. В 9 веке находилась у вдовы, жившей близ г.Никеи. Один иконоборец ударил икону копьем, тотчас из пораженного места потекла кровь. Спустя много лет икона явилась на море близ Иверской обители, что на Афоне. В этом монастыре она находится до сих пор. Празднование – 25 февраля. 26 октября.

Икона Божьей Матери «Троеручица»
Чудотворная икона, связанная с жизнью святого Иоанна Дамаскина. Халиф Дамаска велел отрубить Иоанну руку, которая потом чудесным образом приросла. В память об этом Иоанн прикрепил серебряную руку к иконе. Празднование–11 и 25 июля.

Донская икона Божьей Матери
Донская икона много раз помогала русским воинам. Впервые- на Куликовом поле в 1380 году. В другой раз перед ней молился Иван Грозный перед походом на Казань. Её заступничеством была спасена Москва в 1591году от хана Казыгирея. Празднование Донской иконы совершается 1 сентября.

Икона Божьей Матери «Нечаянная радость»
Это чудотворная икона Божьей Матери, на котором изображено чудо, описанное святым Димитрием Ростовским: один грешник молился Богородице и вдруг увидел на руках и ногах у Богомладенца кровь, как на кресте у Спасителя. Богоматерь ему сказала, что это сделали такие же грешники, как он. Человек после этого раскаялся и стал жить праведно. Празднование иконе 14 мая и 22 декабря.

Икона Божьей Матери «Всех скорбящих радость»
Эта чудотворная икона впервые прославилась в Москве 1688году, в Преображенской церкви на Ордынке, исцелением Евфимии. Празднование 6 ноября.

Царскосельская икона Божьей Матери «Знамение»
Икона «Знамение» относится в равной степени к жизни Христа и Девы Марии. Эту икону преподнесли царю Алексею Михайловичу. Затем она перешла к Петру 1, а потом как символ благословения перешла к императрице Елизавете Петровне. Икону почитали все члены императорской семьи.

Икона Божьей Матери «Державная»
Явилась русскому народу 15 марта 1917 г. в день отречения царя Николая2 от престола в церкви с. Коломенское. Её нашли в подвале среди рухляди, отмыли. По всей России быстро распространилась весть, что сама Богородица взяла на себя верховную власть над народом. Празднование совершается 15 марта.

Икона Божьей Матери «Неупиваемая Чаша»
Икона Неупиваемая Чаша» предвещает всем причастившимся и уверовавшим вечную духовную жизнь. Это один из самых древних иконописных сюжетов. Эта икона дарует исцеление от многих бед, бедствий и грехов.

Икона Святого праведного Иоанна Кронштадтского
Духовная жизнь России конца19-нач.20 века украшена подвижническою деятельностью Иоанна Кронштадтского- блистательного проповедника, целителя, благотворителя. Мощи и икона праведного находятся в основанном им Иоанновском ставропигиальном женском монастыре на реке Карповка.

Если есть икона дома – В доме мирно и светло. Дарит каждому икона Благодатное тепло. По молитвам и по вере Чрез святой иконостас, Как в распахнутые двери, Милость Божья входит в нас.

ИСТОЧНИКИ:
Учебник: Религии России. Часть 2: учебное пособие для учащихся 9 классов общеобразовательных школ/ авт. –сост. В.К.Романовский, Л.А.Гончар. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013.

Ико́на в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания у православных и католиков, закреплённого постановлением Седьмого Вселенского собора 787 года. Икона- окно, помогающее человеку заглянуть во время молитвы в другой, высший мир. При помощи «обратной перспективы» икона помогает молящемуся войти в свой особый мир.


«Троица» (также «Гостеприимство Авраама») икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое из его произведений и одна из двух приписываемых его кисти работ (включая фрески во Владимире), чьё авторство, как считают учёные, достоверно принадлежит ему. Является одной из самых прославленных русских икон.


Лиддская икона Божией Матери (Римская икона Пресвятой Богородицы) почитаемая в Православной церкви икона Богородицы.Икона относится к иконописному типу Одигитрия. Отличительной особенностью является то, что десницы Богородицы и Иисуса соприкасаются так, что Дева Мария прикрывает кистью руку своего Сына. Икона имеет легендарное происхождение. Согласно преданию, первообраз иконы является нерукотворным и появился в городе Лидда, где апостолами Петром и Иоанном была основана христианская община. Основание общины было благословлено Девой Марией, и однажды верующие в храме во время молитвы увидели на столбе изображение Богородицы с Младенцем на левой руке. В период правления императора Юлиана Отсупника образ пытались уничтожить, но, согласно церковному преданию, каменотёсы не смогли повредить его. После этого Лидда стала местом христианского паломничества.




Влахернская икона Божией Матери почитаемая в Православной церкви икона Богородицы. Привезена в Россию из Константинополя в 1653 году в качестве дара царю Алексею Михайловичу. Выполнена в редкой технике воскомастики и относится к иконописному типу Одигитрия.


Чудотворный образ является одним из самых распространенных и почитаемых в Православном мире, хотя христиане и других конфессий приходят поклониться этой удивительной святыне. Иверская икона Божьей Матери помогает в первую очередь раскаявшимся грешникам найти в себе силы и путь к покаянию, о них же молятся перед ней их близкие. Как и перед каждой чудотворной иконой, перед нею молятся об исцелении недугов душевных и телесных.


Святитель Николай святой в исторических церквях, архиепископ Мир Ликийских (Византия). В христианстве почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей. В древних жизнеописаниях Николая Мирликийского обычно путали с Николаем Пинарским (Синайским) из-за схожих подробностей жизнеописаний святых: оба родом из Ликии, архиепископы, почитаемые святители и чудотворцы. Эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему многие века, что в истории церкви был только один Святитель Николай Чудотворец.


Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и назван Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой. Она хотела воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий великомученик был еще юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану (), который захотел видеть его при своем дворе.


Святой мученик Вонифатий пострадал за Христа в 290 году, в царствование римских императоров Диоклетиана и Максимиана (284305). Он был рабом знатной римлянки Аглаиды. Она поручила ему управление ее домом и обширными имениями. Вонифатий состоял с Аглаидой в беззаконном сожительстве («в нечистоте валяшася и пияница бяше»). Вместе с тем он был милостив к нищим и охотно принимал странников. Сознавая себя рабом греха, Вонифатий молил Бога, чтобы он избавил его от сетей дьявольских и сделал бы его победителем над своими вожделениями и страстями. Господь услышал Своего раба, но устроил так, чтобы он мог греховные дела омыть кровью и увенчать душу свою венцом мученическим.






Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его были из простых и отдали сына в учение сапожному ремеслу. Во время учения Блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его - не обыкновенный человек. Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: "Сошьем тебе такие, что и не износишь их". На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.


Святая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской во время правления императора Максимина (). Живя в столице - центре эллинской учености, Екатерина, обладавшая редкой красотой и умом, получила блестящее образование, изучив произведения лучших античных философов и ученых. Юноши из самых именитых семейств империи искали руки прекрасной Екатерины, но ни один из них не стал ее избранником. Она объявила родителям, что согласна выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок 15 Икона

Слово «икона» в переводе с греческого языка означает «образ». Библия говорит, что каждый человек – это образ Божий.

Икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы показать сокровенный мир души святого человека.

В Евангелии Свет – одно из имен Бога и одно из Его проявлений. Поэтому свет главное в иконе. Ни один предмет на иконе не отбрасывает тени.

Если иконописец хочет дать понять, что действие происходит внутри помещения, он все равно рисует это здание снаружи. Но поверх него или между зданиями набрасывает как бы занавес – велум (по латыни «парус»).

Золотой фон иконы иконописцы называют светом. Это символ бесконечного божественного Света.

Голову святого окружает золотой круг – нимб – знак Божьей благодати, которая пронизывает жизнь и мысли святого.

Нимб часто выходит за края иконного пространства. Это означает, что свет иконы струится в наш мир.

На иконе нет беспорядка. Даже складки одежды переданы прямыми и гармоничными линиями. Иконописец внутреннюю гармонию передает через гармонию внешнюю.

На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Икона, как яркий источник света, светит в мир, и в этом свете всякая земная даль становится невидимой.

Самое поразительное, что есть в иконе это лица (лики) и глаза. В ликах проступает мудрость и любовь. Глаза выражают радостопечалие.