Сура «Аль-Кадр» («Ночь предопределения»). Толкование суры «Аль-Кадр Ниспослание Благородного Корана

Спускаются [в пределы планеты Земля] ангелы в эту ночь и ар-рух [ангел Джабраил (Гавриил)] по разрешению Господа их, в каждом деле. Мир (в каждом деле в эту ночь [устанавливается] мир, спокойствие) . Она [эта ночь, длится] до рассвета.

В месяце поста есть одна величественная ночь - Ляйлятуль-кадр, когда поклонение Господу, как и любые благие деяния, даже самые приземленные, бытовые, более значимы по Божественному воздаянию, чем те, что совершались на протяжении тысячи месяцев.

То, что последнее Писание - Священный Коран - был низведен из Хранимой Скрижали на первый небесный уровень из семи существующих именно в эту ночь, говорит о ее неописуемой величественности и особости пред Всевышним Творцом .

Повторение «Ляйлятуль-кадр» трижды неслучайно. Такой прием в арабском языке указывает на уважение и значимость.

«Ляйлятуль-кадр» означает «Ночь могущества». Ученые высказывали различные предположения, почему этот временной отрезок назван именно так. Вот некоторые из них:

- «могущественность и величественность ее в том, что Священный Коран был низведен именно в эту ночь»;

- «по той причине, что невероятно огромное количество ангелов спускается в эту ночь на землю»;

- «проявление благодати, милости и прощения Господом миров в эту ночь несравнимо с таковым в другие ночи по своей значимости»;

- «верующий, проводящий эту ночь в молитвах, приобретает, по милости Всевышнего, необычно большое количество сил и жизненной энергии».

Слово «аль-кадр» может быть переведено и как «теснота». Учитывая данное значение, теологи говорили: «В эту ночь на землю спускается столь огромное количество ангелов, что им становится просто «тесно».

Другой перевод - «ограниченность». Толкование отсюда следующее: осведомленность и знание о том, какая из ночей очередного месяца Рамадан будет именно Ляйлятуль-кадр, ограничены Всевышним. В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) даны только примерные ориентиры.

Порой «Ляйлятуль-кадр» истолковывают как «Ночь предопределения». Это в том случае, если слово «кадр» читать как «кадар». С учетом такого истолкования исламские ученые предположительно поясняли: «То, как данная ночь будет проведена молящимся и с какими молитвами (сердечным настроем) он будет обращаться к Богу, может значительно повлиять на последующий год жизни данного человека, идя в параллели и единстве с изначальной всеосведомленностью Творца» .

«Ляйлятуль-кадр лучше, чем тысяча месяцев!» - когда в этих месяцах и среди многих тысяч дней в них нет самой этой ночи, нет Ляйлятуль-кадр.

Аят прямым текстом дает понять, что совершение любого благого дела в эту благословенную ночь, более вознаграждаемо пред Богом, чем совершение этого же благого поступка или действия, даже произнесение доброго слова, на протяжении тысячи месяцев. В этом - проявление величайшей милости Творца к людям, часто забывающим о Нем, забывающим о вечности и о самих себе.

«Спускаются ангелы в эту ночь» - как спускаются с небес на землю, так и становятся ближе к верующим.

«…И ар-рух [ангел Джабраил (Гавриил)]» . Всевышний, сначала сказав обо всех ангелах, а затем выделив отдельным упоминанием из этого огромного числа одного, указал на особое положение ангела Джабраила (архангела Гавриила) пред Собою .

«В каждом деле» - то есть ангелы спускаются как для низведения и выполнения велений Всевышнего, так и для того, чтобы установились, утвердились все те дела, что должны произойти в последующем году .

«Она [эта ночь, длится] до рассвета» - Ляйлятуль-кадр начинается сразу после захода солнца и заканчивается с рассветом, то есть с началом времени утренней молитвы Фаджр .

Милостью Всевышнего тафсир девяносто седьмой главы Священного Корана подошел к концу.

Мекканская сура, состоит из 5 аятов.

(1) بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ إِنَّا أَنْزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ (2) وَمَا أَدْرَاكَ مَا لَيْلَةُ الْقَدْرِ (3) لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِنْ أَلْفِ شَهْرٍ (4) تَنَزَّلُ الْمَلَائِكَةُ وَالرُّوحُ فِيهَا بِإِذْنِ رَبِّهِمْ مِنْ كُلِّ أَمْرٍ (5) سَلَامٌ هِيَ حَتَّىٰ مَطْلَعِ الْفَجْرِ

Перевод смысла: (1) Поистине, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения. (2) И что позволило тебе узнать, что такое Ночь Предопределения? (3) Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев.(4) Ангелы и дух (ангел Джибриль) нисходят во время нее с дозволения Господа для всяких повелений. (5) Она - мир до восхода зари.

Комментарий

Обстоятельства ниспослания

Ибн Хатим передает от Муджахида (как хадис мурсаль), что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, рассказал о муджахиде (воине на пути религии) из числа детей Исраиля (бану Исраил), который носил свое вооружение на плечах в течение тысячи месяцев, во время которых он ни разу не складывал свое оружие. Сподвижники были поражены, когда услышали это. В связи с этим событием и была ниспослана данная сура, где сказано, что поклонение в Ночь Предопределения, дарованное этой умме, превышает тысячу месяцев джихада, в котором участвовал этот воин. Согласно другому повествованию от Муджахида, приведенному у Ибн Джабира, поклоняющийся среди бану Исраил имел обыкновение совершать поклонение каждую ночь, а как только наступал рассвет, он вооружался и сражался целый день. Это продолжалось на протяжении тысячи месяцев. Таким образом была ниспослана эта сура. Она показывает превосходство общины Пророка Мухаммада да благословит его Аллах и да приветствует, и что Ночь Предопределения является особым качеством (достоинством) этой уммы (Мазхари).

Значение Ночи Предопределения

Одно из значений слова «кадр» — это величие, почет или достоинство. Зухри и другие ученые отнесли это значение к данной ночи. Эта ночь названа Ночью Предопределения, потому что это ночь величия, почета и достоинства.

Абу Бакр Варрак утверждал, что эта ночь названа таким образом, потому что человек может приобрести данные качества (стать человеком чести и достоинства) вследствие раскаяния, обращаясь за прощением и совершая праведные действия в эту ночь, поскольку до этого ему, возможно, не хватало чести и достоинства и он вел неправедную жизнь.

Другое значение слова «кадр» — это предопределение. Согласно этой точке зрения, эта ночь была названа так, поскольку судьба каждого человека и целых народов, которая была предписана им в вечности, осуществляется через особых ангелов, ответственных за вселенское планирование. Срок жизни каждого человека, его смерть, его пропитание, дожди и другие вещи отмеряются этим ангелам, чтобы осуществиться в течение года, от одного месяца Рамадан до другого. Если человеку предопределено совершить хадж в предстоящем году, он будет ему предписан. Согласно Ибн Аббасу, есть четыре ангела, ответственных за подобные вещи: Исрафиль, Микаиль, Израиль и Джибриль, мир ему.

«Мы ниспослали его в благословенную ночь, поскольку Мы увещеваем людей. В эту ночь каждая мудрая вещь решается (разделяется) через Наше повеление. Мы являемся посылающими (пророков и посланников)» (44:3-5).

Название «Ляйлятун Мубарака», или «благословенная», относится, согласно большинству ученых по Корану, к Ночи Предопределения. Ангелы записывают и спускаются с тем, что Аллах предопределил и повелел на предстоящий год. Некоторые ученые полагали, что слова «благословенная ночь» в аяте 44:3 относятся к 15-й ночи месяца Ша`бан, так называемой «Ляйлятуль-Бараа», или «Ночи неприкосновенности (защиты)». Эта точка зрения может быть согласована с предыдущей, так что начальное божественное предопределение решается в Ночь Бараа, а подробности записываются и передаются соответствующим ангелам в Ночь Предопределения. Это подтверждается повествованием от Ибн Аббаса, которое приводит Багави от Абуд-Духа, который утверждал, что в Ночь Бараа Аллах устанавливает Своим повелением все вселенские предписания, но они передаются соответствующим ангелам только в Ночь Кадр (Мазхари).

Дата Ночи Предопределения

В Коране ясно говорится, что эта ночь приходится на благословенный или благоприятный месяц Рамадан, но ее точная дата не сообщается. Вследствие этого ее дата была предметом для дискуссий среди ученых. Известно примерно сорок мнений на этот счет. Мазхари утверждает, что самое сильное мнение - это то, что Ночь Кадр приходится на последние десять ночей месяца Рамадан, но точная дата ее не установлена. Это может быть любая из десяти нечетных ночей, которые могут меняться из года в год. Согласно достоверной традиции (Сунне), это может быть одна из следующих ночей - 21, 23, 25, 27 и 29. Таким образом, все явно противоречивые предания, связанные с нечетными ночами, согласованы. Все хадисы (предания), связанные с датой этой ночи, подлинные, поэтому нет никакой необходимости в сложной интерпретации. Большинство выдающихся правоведов, таких как Аба Киляба, Имам Малик, Имам Ахмад ибн Ханбаль, Суфьян Саури, Исхак ибн Рахваи, Абу Саур, Музани, Ибн Хузайма и другие согласны, что эта ночь приходится на последние десять нечетных ночей попеременно. Имам Шафии имел два мнения. С одной стороны, он соглашался с большинством, с другой - считал, что дата этой ночи фиксированная и не меняется (Ибн Касир).

Есть передача от Аиши, да будет доволен ею Аллах, записанное в «Сахихе» Бухари, согласно которому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Ищите Ночь Предопределения в последние десять ночей Рамадана» (Мазхари).

Ценность и важность этой Ночи и особые дуа этой Ночи

Самое большое достоинство этой Ночи упоминается в самой суре, то есть поклонение, совершенное этой ночью, лучше, чем поклонение в течение тысячи месяцев, что составляет восемьдесят три года и четыре месяца. В данном случае этот оборот, как и везде в Коране, не подразумевает точного числа, но обозначает какое-то большое число. Один Аллах знает, насколько (она) больше или лучше.

Передается у Бухари и Муслима от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Тому, кто проводит Ночь Кадр в поклонении Аллаху, будут прощены все прошлые грехи».

Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Все ангелы, находящиеся у Лотоса Крайнего предела, спускаются под предводительством Джибриля, мир ему, и приветствуют каждого верующего, мужчину или женщину, кроме тех, кто пьет вино и ест свинину».

В другом хадисе сообщается, что, кто лишится благ Ночи Кадр, лишился всего хорошего. В Ночь Предопределения некоторые люди чувствуют особый свет и свидетельствуют об этом.

Однако, нужно отметить, что подобные переживания или свидетельства от одного или нескольких не являются частью благословений или вознаграждений этой ночи. Поэтому люди не должны беспокоиться об этом.

Аиша, да будет доволен ею Аллах, однажды спросила Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, какие дуа ей следует читать, если она застанет эту ночь. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, посоветовал ей произносить следующее дуа:

Аллахумма иннака `афуввун тухиббуль-`афва фа`фу `анни

«О Аллах, поистине, Ты Прощающий, Ты любишь прощать, так прости же меня» (Куртуби).

Ниспослание Благородного Корана

Смысл первого аята:

(1) “Поистине, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения” .

Из этого аята ясно, что Благородный Коран был ниспослан в Ночь Кадр. Он (этот аят) может иметь два значения:

Весь Коран был ниспослан этой Ночью из Хранимой Скрижали. Затем Джибриль, мир ему, передавал его Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, по частям по мере необходимости в разные моменты времени в течение двадцати трех лет;

первое откровение, заключающее в себе начальные аяты 96-й суры, произошло в месяце Рамадан, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал поклонение в пещере Хира.

Остальная часть Корана была ниспослана постепенно, по необходимости в различных обстоятельствах.

Все небесные книги были ниспосланы во время Рамадана

Абу Зарр Гифари, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Свитки пророка Ибрахима (мир ему) были ниспосланы 3-го Рамадана, Тора была ниспослана 6-го Рамадана, Инджиль был ниспослан 13-го Рамадана, Забур был ниспослан 18-го Рамадана, и Коран был ниспослан 24-го Рамадана» (Мазхари).

Нисхождение ангелов и духа с решениями Аллаха

Смысл четвертого аята:

«Ангелы и дух (ангел Джибриль) нисходят во время нее с дозволения Господа для всяких повелений» .

Анас, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Когда наступает Ночь Предопределения, Джибриль спускается на землю с огромным множеством ангелов, и все они молятся за каждого раба Аллаха, мужчину или женщину, занятых молитвой или поминанием Аллаха, чтобы получить благословение Аллаха» (Мазхари).

Во фразе «мин кулли амрин» предлог «мин» используется в значении предлога «с» так же, как в аяте 13:11.

Поэтому аят, согласно комментариям, будет иметь смысл, что ангелы спускаются в течение всей ночи с повелениями относительно того, что должно произойти в наступающем году. Некоторые комментаторы, такие как Муджахид и другие, говорят, что фраза «мин кулли амрин» синтаксически связана с «салям» и слово «амр» означает «все». Таким образом, они понимают эту фразу так: «Эта Ночь безопасна от всякого зла и вреда» (Ибн Касир).

Смысл пятого аята:

«Она - мир до наступления рассвета» .

Слово «салям» (мир) дополняет полный смысл предложения «вся эта ночь - мир, спокойствие и полная благость, лишенная всякого зла» (Куртуби).

Некоторые ученые рассматривают слово салям как определяющее предложение «мин кулли амрин» — «ангелы спускаются с каждой вещью, которая является мирной и благостной» (Мазхари).

Заключительная часть аята означает, что благословения этой Ночи не ограничены никакой отдельной ее частью. Она начинают ниспосылаться в начале ночи и продолжаются до рассвета.

Особые примечания

В аяте сказано: «Ночь Предопределения лучше, чем тысяча месяцев». Каждая тысяча месяцев равняется восьмидесяти трем годам и четырем месяцам. Очевидно, каждый год включает в себя Ляйлятуль Кадр, которая лучше тысячи месяцев.

В результате, Ночь Предопределения возвратится к бесконечности, то есть будет повторяться без конца. По этой причине некоторые комментаторы говорят, что выражение «больше, чем тысяча месяцев» не включает в себя Ночи Предопределения. Таким образом, это не представляет собой проблему (Ибн Касир со ссылкой на Муджахида).

Вследствие географического положения разных стран, время этой ночи меняется в различных местах. В результате Ночь Предопределения не происходит везде одновременно. Это не является проблемой, поскольку люди в каждой местности должны вычислить эту ночь, и провести ее в поклонении, и получить ее благословения согласно своему географическому положению.

Аллах, Пречистый и Великий, знает лучше.

Правило

Если человек исполнит ночной и утренний намазы в джамаате, он получит благословения и награду Ночи Кадр. Чем больше поклонения он совершит ночью, тем больше получит благодати этой ночи. В «Сахихе» Муслима говорится, что наш господин Усман, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если человек совершит ночной (иша) намаз в джамаате, он получит столько благословений, будто провел половину этой ночи в поклонении. И, если он совершит утренний (фаджр) намаз в джамаате, он получит благословения [будто] за целую ночь, проведенную в поклонении».

АльхамдулиЛлях

Великого ученого мазхаба Имама Аш-Шафи и Джалалуддина Ас-Суйути спросили:

ﻫﻞ ﻭﺭﺩ ﺣﺪﻳﺚ ﻓﻲ ﻗﺮاءﺓ ﺳﻮﺭﺓ اﻟﻘﺪﺭ ﺑﻌﺪ اﻟﻮﺿﻮء؟ ﻭﻣﺎ ﺣﺎﻟﻪ؟

«Дошло ли до нас от Пророка, (мир ему и благословение Всевышнего), что-либо насчёт желательности чтения суры "Аль-Кадр" после омовения? И какова степень достоверности этого хадиса?»

Он ответил:

اﻟﺠﻮاﺏ: ﺭﻭﻯ اﻟﺪﻳﻠﻤﻲ ﻓﻲ ﻣﺴﻨﺪ اﻟﻔﺮﺩﻭﺱ ﻣﻦ ﻃﺮﻳﻖ ﺃﺑﻲ ﻋﺒﻴﺪﺓ، ﻋﻦ اﻟﺤﺴﻦ، ﻋﻦ ﺃﻧﺲ ﺑﻦ ﻣﺎﻟﻚ ﻗﺎﻝ: ﻗﺎﻝ ﺭﺳﻮﻝ اﻟﻠﻪ ﺻﻠﻰ اﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ: «ﻣﻦ ﻗﺮﺃ ﻓﻲ ﺃﺛﺮ ﻭﺿﻮﺋﻪ: (ﺇﻧﺎ ﺃﻧﺰﻟﻨﺎﻩ ﻓﻲ ﻟﻴﻠﺔ اﻟﻘﺪﺭ) ﻣﺮﺓ ﻭاﺣﺪﺓ ﻛﺎﻥ ﻣﻦ اﻟﺼﺪﻳﻘﻴﻦ، ﻭﻣﻦ ﻗﺮﺃﻫﺎ ﻣﺮﺗﻴﻦ ﻛﺘﺐ ﻓﻲ ﺩﻳﻮاﻥ اﻟﺸﻬﺪاء، ﻭﻣﻦ ﻗﺮﺃﻫﺎ ﺛﻼﺛﺎ ﺣﺸﺮﻩ اﻟﻠﻪ ﻣﺤﺸﺮ اﻷﻧﺒﻴﺎء» . ﻭﺃﺑﻮ ﻋﺒﻴﺪﺓ ﻣﺠﻬﻮﻝ .

الحاوي للفتاوى للسيوطي ج1 ص403

«Дайлями в своем сборнике «Муснад аль-фирдаус» по цепи передачи от Абу Абайды через Хасана, Анаса ибн Малика, да будет доволен ими Всевышний, привел хадис, в котором Пророк, (мир ему и благословение Всевышнего), говорит: "Кто прочитает после омовения суру "Аль-Кадр" один раз, тот достигнет степени праведных. А кто прочитает два раза, имя того напишут среди мучеников. А кто прочитает три раза, того Аллах соберет в День Суда вместе с пророками ".

Однако в цепи передатчиков этого хадиса есть некий Абу Убайда, а он неизвестен».

См. «Аль-Хави лиль фатава» том 1,стр. 403

قال الأجهوري في حاشيته على شرح الزرقاني على المنظومة البيقونية

Аль-Уджхури в своем субкомментарии к книге «Шарх Аз-Заркани» сказал:

المجهول من أفراد الضعيف اه

‎ «Хадис, в цепи передачи которого есть неизвестный человек, относится к слабым хадисам ».

قال الامام النووي في كتابه الاذكار

Имам Навави в своей книге "Аль-азкар" сказал:

اعلم أنه ينبغي لمن بلغه شيء في فضائل الأعمال أن يعمل به ولو مرة واحدة ليكون من أهله ولاينبغي أن يتركه مطلقا بل يأتي بما تيسر منه لقول النبي صلى الله عليه وسلم في الحديث المتفق على صحته: "اذا أمرتكم بشىء فأتوا منه ما استطعتم "

‎"Знай же, что человеку, до которого дошло что-либо из преданий о достоинствах превосходных деяний «фазаил аль-а’маль» желательно следовать этому хадису хотя бы один раз, чтобы быть из числа тех, кто последовал за этим хадисом. Такие хадисы не следует полностью игнорировать, а наоборот, необходимо стремиться следовать им по мере своих возможностей, так как Пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, в единогласно достоверном хадисе говорит: "Когда я вам что-то повелеваю, то исполняйте из него то, что вы в состоянии исполнить".

ﻗﺎﻝ اﻟﻌﻠﻤﺎء ﻣﻦ اﻟﻤﺤﺪﺛﻴﻦ ﻭاﻟﻔﻘﻬﺎء ﻭﻏﻴﺮﻫﻢ: ﻳﺠﻮﺯ ﻭﻳﺴﺘﺤﺐ اﻟﻌﻤﻞ ﻓﻲ اﻟﻔﻀﺎﺋﻞ ﻭاﻟﺘﺮﻏﻴﺐ ﻭاﻟﺘﺮﻫﻴﺐ ﺑﺎﻟﺤﺪﻳﺚ اﻟﻀﻌﻴﻒ ﻣﺎ ﻟﻢ ﻳﻜﻦ ﻣﻮﺿﻮﻋﺎ اه. ص36

«Учёные из числа хадисоведов, факихов и другие ученые сказали: «Можно и желательно следовать слабым хадисам в вопросах, касающихся «фазаил аль-а’маль», также в вопросах о побуждении к благому и предостережении от плохого, если только этот хадис не вымышленный ».

См. «Аль-азкар» стр. 36

Известный ученый мазхаба Имама Шафии Ахмад ибн Абдульазиз Аль-Малибари в своей книге «Фатх аль-Муин », перечисляя суннаты омовения сказал:

«Желательно совершившему омовение…затем (по чтении дуа после омовения) благословить и поприветствовать нашего господина Мухаммада и его семью и прочитать суру «Аль-Кадр» трижды, не поднимая рук ».

См. «Фатх Аль-Муин», стр. 57

Отдел Фетв Муфтията РД

"Фазаиль аль-а"маль"- деяния, превосходство и достоинства которых обоснованы аятами Корана и достоверными хадисами и совершать которые побуждает Шариат. Например: чтение Корана, зикра, дуа и т.д.

1. Йа. Син.
2. Клянусь мудрым Кораном!
3. Воистину, ты – один из посланников
4. на прямом пути.
5. Он ниспослан Могущественным, Милосердным,
6. чтобы ты предостерег людей, отцов которых никто не предостерег, из-за чего они оставались беспечными невеждами.
7. Относительно большинства из них сбылось Слово, и они не уверуют.
8. Воистину, Мы наложили на их шеи оковы до самого подбородка, и их головы задраны.
9. Мы установили преграду перед ними и преграду позади них и накрыли их покрывалом, и они не видят.
10. Им все равно, предостерег ты их или не предостерег. Они не веруют.
11. Ты можешь предостеречь только того, кто последовал за Напоминанием и устрашился Милостивого, не видя Его воочию. Обрадуй его вестью о прощении и щедрой награде.
12. Воистину, Мы оживляем мертвых и записываем то, что они совершили, и то, что они оставили после себя. Всякую вещь Мы подсчитали в ясном руководстве (Хранимой скрижали).
13. В качестве притчи приведи им жителей селения, к которым явились посланники.
14. Когда Мы отправили к ним двух посланников, они сочли их лжецами, и тогда Мы подкрепили их третьим. Они сказали: «Воистину, мы посланы к вам».
15. Они сказали: «Вы – такие же люди, как и мы. Милостивый ничего не ниспосылал, а вы всего лишь лжете».
16. Они сказали: «Наш Господь знает, что мы действительно посланы к вам.
17. На нас возложена только ясная передача откровения».
18. Они сказали: «Воистину, мы увидели в вас дурное предзнаменование. Если вы не прекратите, то мы непременно побьем вас камнями и вас коснутся мучительные страдания от нас».
19. Они сказали: «Ваше дурное предзнаменование обратится против вас самих. Неужели, если вас предостерегают, вы считаете это дурным предзнаменованием? О нет! Вы – люди, преступившие границы дозволенного!»
20. С окраины города второпях пришел мужчина и сказал: «О мой народ! Последуйте за посланниками.
21. Последуйте за теми, кто не просит у вас награды и следует прямым путем.
22. И почему бы мне не поклоняться Тому, Кто сотворил меня и к Кому вы будете возвращены?
23. Неужели я стану поклоняться другим богам помимо Него? Ведь если Милостивый пожелает причинить мне зло, то их заступничество ничем не поможет мне, и они не спасут меня.
24. Вот тогда я окажусь в очевидном заблуждении.
25. Воистину, я уверовал в вашего Господа. Послушайте же меня».
26. Ему было сказано: «Войди в Рай!» Он сказал: «О, если бы мой народ знал,
27. за что мой Господь простил меня (или что мой Господь простил меня) и что Он сделал меня одним из почитаемых!»
28. После него Мы не ниспослали на его народ никакого войска с неба и не собирались ниспослать.
29. Был всего лишь один глас, и они затухли.
30. О горе рабам! Не приходил к ним ни один посланник, над которым бы они не издевались.
31. Неужели они не видят, сколько поколений Мы погубили до них и что они не вернутся к ним?
32. Воистину, все они будут собраны у Нас.
33. Знамением для них является мертвая земля, которую Мы оживили и извлекли из нее зерно, которым они питаются.
34. Мы создали на ней сады из пальм и винограда и заставили биться в них источники,
35. чтобы они вкушали их плоды и то, что создали своими руками (или чтобы они вкушали плоды, которые они не создали своими руками). Неужели они не будут благодарны?
36. Пречист Тот, Кто сотворил парами то, что растит земля, их самих и то, чего они не знают.
37. Знамением для них является ночь, которую Мы отделяем ото дня, и вот они погружаются во мрак.
38. Солнце плывет к своему местопребыванию. Таково предустановление Могущественного, Знающего.
39. Мы предопределили для луны положения, пока она вновь не становится подобна старой пальмовой ветви.
40. Солнцу не надлежит догонять луну, и ночь не опережает день. Каждый плывет по орбите.
41. Знамением для них является то, что Мы перенесли их потомство в переполненном ковчеге.
42. Мы создали для них по его подобию то, на что они садятся.
43. Если Мы пожелаем, то потопим их, и тогда никто не спасет их, и сами они не спасутся,
44. если только Мы не окажем им милость и не позволим им пользоваться благами до определенного времени.
45. Когда им говорят: «Бойтесь того, что перед вами, и того, что после вас, чтобы вы были помилованы», – они не отвечают.
46. Какое бы знамение из знамений их Господа не явилось к ним, они непременно отворачиваются от него.
47. Когда им говорят: «Расходуйте из того, чем вас наделил Аллах», – неверующие говорят верующим: «Неужели мы будем кормить того, кого накормил бы Аллах, если бы пожелал? Воистину, вы лишь находитесь в очевидном заблуждении».
48. Они говорят: «Когда сбудется это обещание, если вы говорите правду?»
49. Им нечего ожидать, кроме одного только гласа, который поразит их тогда, когда они будут препираться.
50. Они не смогут ни оставить завещание, ни вернуться к своим семьям.
51. Протрубят в Рог, и вот они устремляются к своему Господу из могил.
52. Они скажут: «О горе нам! Кто поднял нас с места, где мы спали?» Это – то, что обещал Милостивый, и посланники говорили правду».
53. Будет один только глас, и все они будут собраны у Нас.
54. Сегодня ни одной душе не будет причинено никакой несправедливости, и вам воздастся только за то, что вы совершали.
55. Воистину, обитатели Рая сегодня будут заняты наслаждением.
56. Они и их супруги будут лежать в тенях на ложах, прислонившись.
57. Там для них есть фрукты и все, что они потребуют.
58. Милосердный Господь приветствует их словом: «Мир!»
59. Отделитесь сегодня, о грешники!
60. Разве Я не завещал вам, о сыны Адама, не поклоняться сатане, который является вашим явным врагом,
61. и поклоняться Мне? Это – прямой путь.
62. Он уже ввел в заблуждение многих из вас. Неужели вы не разумеете?
63. Вот Геенна, которая была вам обещана.
64. Горите в ней сегодня за то, что вы не веровали».
65. Сегодня Мы запечатаем их уста. Их руки будут говорить с Нами, а их ноги будут свидетельствовать о том, что они приобретали.
66. Если Мы пожелаем, то лишим их зрения, и тогда они бросятся к Пути. Но как они будут видеть?
67. Если Мы пожелаем, то обезобразим их на их местах, и тогда они не смогут ни двинуться вперед, ни вернуться.
68. Тому, кому Мы даруем долгую жизнь, Мы придаем противоположный облик. Неужели они не разумеют?
69. Мы не учили его (Мухаммада) поэзии, и не подобает ему это. Это – не что иное, как Напоминание и ясный Коран,
70. чтобы он предостерегал тех, кто жив, и чтобы сбылось Слово относительно неверующих.
71. Неужели они не видят, что из того, что совершили Наши руки (Мы Сами), Мы создали для них скот, и что они им владеют?
72. Мы сделали его подвластным им. На одних из них они ездят верхом, а другими питаются.
73. Они приносят им пользу и питье. Неужели они не будут благодарны?
74. Но они поклоняются вместо Аллаха другим богам в надежде на то, что им окажут помощь.
75. Они не могут помочь им, хотя они являются для них готовым войском (язычники готовы сражаться за своих идолов, или идолы будут в Последней жизни готовым войском против язычников).
76. Пусть их речи не печалят тебя. Мы знаем то, что они скрывают, и то, что они обнаруживают.
77. Неужели человек не видит, что Мы сотворили его из капли? И вот он открыто препирается!
78. Он привел Нам притчу и забыл о своем сотворении. Он сказал: «Кто оживит кости, которые истлели?»
79. Скажи: «Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз. Он ведает о всяком творении».
80. Он создал для вас огонь из зеленого дерева, и теперь вы разжигаете огонь от него.
81. Неужели Тот, Кто сотворил небеса и землю, не способен создать подобных им? Конечно, ведь Он – Творец, Знающий.
82. Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается.
83. Пречист Тот, в Чьей Руке власть над всякой вещью! К Нему вы будете возвращены.

Мекканская сура, состоит из 5 аятов.

بِّسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ

إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ ﴿١﴾ وَمَا أَدْرَاكَ مَا لَيْلَةُ الْقَدْرِ ﴿٢﴾ لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِّنْ أَلْفِ شَهْرٍ ﴿٣﴾

تَنَزَّلُ الْمَلَائِكَةُ وَالرُّوحُ فِيهَا بِإِذْنِ رَبِّهِم مِّن كُلِّ أَمْرٍ ﴿٤﴾ سَلَامٌ هِيَ حَتَّىٰ مَطْلَعِ الْفَجْرِ ﴿٥﴾

Перевод смысла:

(1) Поистине, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения.

(2) И что позволило тебе узнать, что такое Ночь Предопределения?

(3) Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев.

(4) Ангелы и дух (ангел Джибриль) нисходят во время нее с дозволения Господа для всяких повелений.

(5) Она – мир до восхода зари.

Комментарий

Обстоятельства ниспослания

Ибн Хатим передает от Муджахида (как хадис мурсаль), что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, рассказал о муджахиде (воине на пути религии) из числа детей Исраиля (бану Исраил), который носил свое вооружение на плечах в течение тысячи месяцев, во время которых он ни разу не складывал свое оружие. Сподвижники были поражены, когда услышали это. В связи с этим событием и была ниспослана данная сура, где сказано, что поклонение в Ночь Предопределения, дарованное этой умме, превышает тысячу месяцев джихада, в котором участвовал этот воин. Согласно другому повествованию от Муджахида, приведенному у Ибн Джабира, поклоняющийся среди бану Исраил имел обыкновение совершать поклонение каждую ночь, а как только наступал рассвет, он вооружался и сражался целый день. Это продолжалось на протяжении тысячи месяцев. Таким образом была ниспослана эта сура. Она показывает превосходство общины Пророка Мухаммада да благословит его Аллах и да приветствует, и что Ночь Предопределения является особым качеством (достоинством) этой уммы (Мазхари).

Значение Ночи Предопределения

Одно из значений слова «кадр» - это величие, почет или достоинство. Зухри и другие ученые отнесли это значение к данной ночи. Эта ночь названа Ночью Предопределения, потому что это ночь величия, почета и достоинства.

Абу Бакр Варрак утверждал, что эта ночь названа таким образом, потому что человек может приобрести данные качества (стать человеком чести и достоинства) вследствие раскаяния, обращаясь за прощением и совершая праведные действия в эту ночь, поскольку до этого ему, возможно, не хватало чести и достоинства и он вел неправедную жизнь.

Другое значение слова «кадр» - это предопределение. Согласно этой точке зрения, эта ночь была названа так, поскольку судьба каждого человека и целых народов, которая была предписана им в вечности, осуществляется через особых ангелов, ответственных за вселенское планирование. Срок жизни каждого человека, его смерть, его пропитание, дожди и другие вещи отмеряются этим ангелам, чтобы осуществиться в течение года, от одного месяца Рамадан до другого. Если человеку предопределено совершить хадж в предстоящем году, он будет ему предписан. Согласно Ибн Аббасу, есть четыре ангела, ответственных за подобные вещи: Исрафиль, Микаиль, Израиль и Джибриль, мир ему.

Это ясно показано в следующих аятах (смысл):

«Мы ниспослали его в благословенную ночь, поскольку Мы увещеваем людей. В эту ночь каждая мудрая вещь решается (разделяется) через Наше повеление. Мы являемся посылающими (пророков и посланников)» (44:3-5).

Название «Ляйлятун Мубарака», или «благословенная», относится, согласно большинству ученых по Корану, к Ночи Предопределения. Ангелы записывают и спускаются с тем, что Аллах предопределил и повелел на предстоящий год. Некоторые ученые полагали, что слова «благословенная ночь» в аяте 44:3 относятся к 15-й ночи месяца Ша`бан, так называемой «Ляйлятуль-Бараа», или «Ночи неприкосновенности (защиты)». Эта точка зрения может быть согласована с предыдущей, так что начальное божественное предопределение решается в Ночь Бараа, а подробности записываются и передаются соответствующим ангелам в Ночь Предопределения. Это подтверждается повествованием от Ибн Аббаса, которое приводит Багави от Абуд-Духа, который утверждал, что в Ночь Бараа Аллах устанавливает Своим повелением все вселенские предписания, но они передаются соответствующим ангелам только в Ночь Кадр (Мазхари).

Дата Ночи Предопределения

В Коране ясно говорится, что эта ночь приходится на благословенный или благоприятный месяц Рамадан, но ее точная дата не сообщается. Вследствие этого ее дата была предметом для дискуссий среди ученых. Известно примерно сорок мнений на этот счет. Мазхари утверждает, что самое сильное мнение – это то, что Ночь Кадр приходится на последние десять ночей месяца Рамадан, но точная дата ее не установлена. Это может быть любая из десяти нечетных ночей, которые могут меняться из года в год. Согласно достоверной традиции (Сунне), это может быть одна из следующих ночей – 21, 23, 25, 27 и 29. Таким образом, все явно противоречивые предания, связанные с нечетными ночами, согласованы. Все хадисы (предания), связанные с датой этой ночи, подлинные, поэтому нет никакой необходимости в сложной интерпретации. Большинство выдающихся правоведов, таких как Аба Киляба, Имам Малик, Имам Ахмад ибн Ханбаль, Суфьян Саури, Исхак ибн Рахваи, Абу Саур, Музани, Ибн Хузайма и другие согласны, что эта ночь приходится на последние десять нечетных ночей попеременно. Имам Шафии имел два мнения. С одной стороны, он соглашался с большинством, с другой – считал, что дата этой ночи фиксированная и не меняется (Ибн Касир).

Есть передача от Аиши, да будет доволен ею Аллах, записанное в «Сахихе» Бухари, согласно которому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Ищите Ночь Предопределения в последние десять ночей Рамадана» (Мазхари).

Ценность и важность этой Ночи и особые дуа этой Ночи

Самое большое достоинство этой Ночи упоминается в самой суре, то есть поклонение, совершенное этой ночью, лучше, чем поклонение в течение тысячи месяцев, что составляет восемьдесят три года и четыре месяца. В данном случае этот оборот, как и везде в Коране, не подразумевает точного числа, но обозначает какое-то большое число. Один Аллах знает, насколько (она) больше или лучше.

Передается у Бухари и Муслима от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Тому, кто проводит Ночь Кадр в поклонении Аллаху, будут прощены все прошлые грехи». Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Все ангелы, находящиеся у Лотоса Крайнего предела, спускаются под предводительством Джибриля, мир ему, и приветствуют каждого верующего, мужчину или женщину, кроме тех, кто пьет вино и ест свинину». В другом хадисе сообщается, что, кто лишится благ Ночи Кадр, лишился всего хорошего. В Ночь Предопределения некоторые люди чувствуют особый свет и свидетельствуют об этом.

Однако, нужно отметить, что подобные переживания или свидетельства от одного или нескольких не являются частью благословений или вознаграждений этой ночи. Поэтому люди не должны беспокоиться об этом.

Аиша, да будет доволен ею Аллах, однажды спросила Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, какие дуа ей следует читать, если она застанет эту ночь. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, посоветовал ей произносить следующее дуа:

(Аллахумма иннака `афуввун тухиббуль-`афва фа`фу `анни)

«О Аллах, поистине, Ты Прощающий, Ты любишь прощать, так прости же меня» (Куртуби).

Ниспослание Благородного Корана

Смысл первого аята:

(1) “Поистине, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения”.

Из этого аята ясно, что Благородный Коран был ниспослан в Ночь Кадр. Он (этот аят) может иметь два значения: 1) весь Коран был ниспослан этой Ночью из Хранимой Скрижали. Затем Джибриль, мир ему, передавал его Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, по частям по мере необходимости в разные моменты времени в течение двадцати трех лет; 2) первое откровение, заключающее в себе начальные аяты 96-й суры, произошло в месяце Рамадан, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал поклонение в пещере Хира. Остальная часть Корана была ниспослана постепенно, по необходимости в различных обстоятельствах.

Все небесные книги были ниспосланы во время Рамадана

Абу Зарр Гифари, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Свитки пророка Ибрахима (мир ему) были ниспосланы 3-го Рамадана, Тора была ниспослана 6-го Рамадана, Инджиль был ниспослан 13-го Рамадана, Забур был ниспослан 18-го Рамадана, и Коран был ниспослан 24-го Рамадана» (Мазхари).

Нисхождение ангелов и духа с решениями Аллаха

Смысл четвертого аята:

«Ангелы и дух (ангел Джибриль) нисходят во время нее с дозволения Господа для всяких повелений».

Анас, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда наступает Ночь Предопределения, Джибриль спускается на землю с огромным множеством ангелов, и все они молятся за каждого раба Аллаха, мужчину или женщину, занятых молитвой или поминанием Аллаха, чтобы получить благословение Аллаха» (Мазхари).

Во фразе «мин кулли амрин» предлог «мин» используется в значении предлога «с» так же, как в аяте 13:11.

Поэтому аят, согласно комментариям, будет иметь смысл, что ангелы спускаются в течение всей ночи с повелениями относительно того, что должно произойти в наступающем году. Некоторые комментаторы, такие как Муджахид и другие, говорят, что фраза «мин кулли амрин» синтаксически связана с «салям» и слово «амр» означает «все». Таким образом, они понимают эту фразу так: «Эта Ночь безопасна от всякого зла и вреда» (Ибн Касир).

Смысл пятого аята:

«Она – мир до наступления рассвета».

Слово «салям» (мир) дополняет полный смысл предложения «вся эта ночь – мир, спокойствие и полная благость, лишенная всякого зла» (Куртуби).

Некоторые ученые рассматривают слово салям как определяющее предложение «мин кулли амрин» - «ангелы спускаются с каждой вещью, которая является мирной и благостной» (Мазхари).

Заключительная часть аята означает, что благословения этой Ночи не ограничены никакой отдельной ее частью. Она начинают ниспосылаться в начале ночи и продолжаются до рассвета.

Особые примечания

В аяте сказано: «Ночь Предопределения лучше, чем тысяча месяцев». Каждая тысяча месяцев равняется восьмидесяти трем годам и четырем месяцам. Очевидно, каждый год включает в себя Ляйлятуль Кадр, которая лучше тысячи месяцев.

В результате, Ночь Предопределения возвратится к бесконечности, то есть будет повторяться без конца. По этой причине некоторые комментаторы говорят, что выражение «больше, чем тысяча месяцев» не включает в себя Ночи Предопределения. Таким образом, это не представляет собой проблему (Ибн Касир со ссылкой на Муджахида).

Вследствие географического положения разных стран, время этой ночи меняется в различных местах. В результате Ночь Предопределения не происходит везде одновременно. Это не является проблемой, поскольку люди в каждой местности должны вычислить эту ночь, и провести ее в поклонении, и получить ее благословения согласно своему географическому положению.

Аллах, Пречистый и Великий, знает лучше.

Если человек исполнит ночной и утренний намазы в джамаате, он получит благословения и награду Ночи Кадр. Чем больше поклонения он совершит ночью, тем больше получит благодати этой ночи. В «Сахихе» Муслима говорится, что наш господин Усман, д будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если человек совершит ночной (иша) намаз в джамаате, он получит столько благословений, будто провел половину этой ночи в поклонении. И, если он совершит утренний (фаджр) намаз в джамаате, он получит благословения [будто] за целую ночь, проведенную в поклонении».

АльхамдулиЛлях

Окончание комментария к суре «Аль-Кадр»

Муфтий Мухаммад Шафи Усмани

Дарульфикр.ру