Что такое молебен и как его правильно заказать в церкви? Что это такое молебен и как его заказывать Просительный молебен как правильно заказать.


Во многих житейских ситуациях: в болезнях и недугах; при устройстве на работу и в начале всякого дела; в недоумении, как поступить и в решении важных вопросов; о сохранении семьи и при поиске своей половинки мы просим Господа, Богородицу и святых спасти, благословить, сохранить, защитить и помочь нам.

В Русской Православной Церкви существуют краткая служба, которая называется МОЛЕБЕН. Молебны проводятся во всех православных храмах.

Православную церковь можно сравнить с живым многосложным организмом. Каждый день в ней проводятся богослужения и обряды, читаются молитвы и псалмы. Между тем церковные правила и каноны вырабатывались на протяжении многих веков, а их язык бывает трудно понять людям, которые только начинают свое приобщение к таинствам Веры.

Вот, например, церковный молебен - что это такое? Тем, кто не силен в этом вопросе, предлагаю обязательно прочитать данную статью до конца для того, чтобы восполнить пробел в своих знаниях.

Краткая справка
Молебен - богослужение, содержание которого составляет сугубое моление ко Господу Богу, Пресвятой Богородице или святым. По своему составу молебен представляет собой сокращенную утреню. Основными частями молебна являются: тропари, канон, Евангелие, ектения, молитва.

Молебны бывают благодарственные и просительные. Последние совершаются по поводу событий и нужд общественно-церковной или частной жизни (путешествие, начало дела, болезнь, освящение воды, стихийные бедствия, нашествие иноплеменников, эпидемия, неурожай и проч.). Они могут совершаться в храме, дома, в общественных местах и на природе.

Чинопоследования содержатся в особой богослужебной книге, называемой «Книга молебных пений», а также в «Требнике».

Подавая записку, надо указать: вид молебна (благодарственный, о путешествующих и т.п.) и кому совершить моление (ко Господу Богу, Пресвятой Богородице). Если молебен заказывается святому (оному или нескольким), то надо указать его имя. Далее необходимо перечислить имена тех, за кого предстоит совершить молебен.

Когда и зачем читаются молебны в церкви
Каждое утро в православном храме начинается с совершения Божественной литургии, вслед за которой наступает время прошения Господа Иисуса Христа, пречистой девы Марии и Святых угодников о повседневных нуждах прихожан.
Такие просительные молитвенные песнопения могут совершаться по самым разным поводам.

Потребность помолиться «о малом» так, как учил преподобный Амвросий Оптинский - «коротенько, да горяченько», осуществляется нами на молебне.

  • Болеем ли мы? - Будем служить молебен о недужных.
  • Начинаем ли важное дело? - На молебне попросим помощи Божией.
  • Отправляемся ли в путь? - Выслушаем чин благословения в путешествие.
  • Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться своему святому? Закажем ему молебен.
  • Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? - Совершим чин благословения на начало учения отроков.
  • Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? - Будем служить благодарственный молебен…

Кроме таких "частных" прошений, в православных храмах принято возносить к Господу еще и общие, от лица всех прихожан, молебны-песнопения. Они бывают:

  • водосвятные и новогодние;
  • читающиеся во время какого-нибудь природного бедствия (сильная засуха, наводнение и т.д.) для избавления от оного;
  • о страдающих от пьянства и от нечистых духов;
  • торжественные чины в Рождество Христово и в первое воскресение Великого Поста и т.д.

Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, молитва единая, молитва Церкви. Церковная молитва - молебен - эта та молитва, о которой Господь сказал:
«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»
(Мф. 18, 19-20).

Молитвенные просьбы о здравии
Молебен о здравии читается в храмах ежедневно. Любой христианин может подать перед началом богослужения записочку, в которую будут вписаны имена людей, за здоровье которых он просит помолиться священников храма и всех присутствующих прихожан.

Церковные служащие подают записки священнику и сколько бы ни было в них имен, все они будут упомянуты в просительном молебне о здравии.

…еще молимся тебе, Господу Богу нашему, еже услышатися гласу моления нашего, и молитве и помиловати рабов Твоих (кто написан в записочках) благодатию и щедротами Твоими, и исполнити вся прошения их, и прости им вся согрешения вольная и невольная…и покрый их от враг видимых и невидимых, от всякия напасти, беды и скорби избавити, и подати здравие с долголетием…
из последования Молебна

Считается, что такая общая церковная молитва имеет огромную исцеляющую силу и человек через нее может получить реальную помощь со стороны небесных сил.
Причем молебен о здравии необязательно заказывается о больном человеке, обычно в записках упоминаются все близкие родственники и друзья, которым хочется пожелать здоровья и благополучия.

Молебны об упокоении
Часто спрашивают: "Заупокойный молебен - что это такое?" Существуют еще молебны о упокоении усопших. В отдельных записках, которые тоже передаются священнику, проводящему церковную службу, указываются имена умерших людей.
В этом случае церковь и все прихожане усердно молятся за упокоение душ и дарования им Царствия небесного.

Во время совершения молебнов о здравии и упокоении служащий священник при произнесении каждого имени вынимает из святой просфоры небольшую частичку и кладет ее на дискос.
По завершении молебнов все вынутые частички погружаются в специальный сосуд со "святыми дарами", из которого верующие будут причащаться "кровью и телом Христовым".

Сорокоуст
Особый молебен о здравии или упокоении, читающийся на протяжении 40 дней, называется Сорокоуст. Это усиленная молитва о здоровье тяжело больного человека или упокоении умершего чада церкви Христовой.
Считается, что если Сорокоуст читается в трех церквях одновременно, то действие молебна еще больше усиливается.

Иногда этот молебен называют "церковной магией". Православные верят, что такой вид молитвы лучше всего помогает справиться с разными напастями.
В том числе помогает Сорокоуст от сглаза и порчи. Если имеется какой-либо человек, желающий вам зла, то если заказать 40-дневный молебен о его здравии, то зло обязательно вернется обратно к нему, ничуть не навредив вам.
Только священники предупреждают, что обязательно нужно простить этого человека.

Молебен, обращенный к Божией Матери
Во всех скорбях и горестях можно обращаться к великой заступнице всех православных христиан - пречистой Богородице Деве Марии.
Молебен Богородице может совершаться перед разными иконами. В некоторых церквях совершаются специальные молебны перед иконой "Неупиваемая чаша", на которой изображена дева Мария с младенцем Иисусом.
Считается, что молитва перед этой иконой за человека, страдающего пороком пьянства, способна излечить его от этой беды.

Женщины, ожидающие появления на свет ребенка, могут молиться перед "Федоровской" иконой Божией Матери. Такая молитва, произнесенная с верой и надеждой, помогает выносить беременность и легко родить на свет здорового младенца.

Лучше всего заказывать водосвятные молебны, после совершения которых можно взять домой святую воду.

Водосвятный молебен
Каждый верующий человек всегда может прийти в любой православный храм и взять там для своих нужд какое-то количество святой воды.
Говорят, ее сила так велика, что если добавить только одну ее капельку в сосуд с простой водой, то та мгновенно приобретет целебные свойства.
Для того чтобы в церквях всегда было достаточно святой воды, священники регулярно проводят специальные малые водосвятные молебны.
Большой водосвятный молебен читается раз в год, в праздник Крещения.

В храмах обычно бывают вывешены расписания богослужений, так что можно заранее узнать, когда будет проводится очередной обряд малого водоосвящения и заранее подать записочку с именами. Батюшка во время молебна помолится за тех, кто указан в ней.

Возможно заказывать так называемые именные молебны (в честь вашего святого в день именин или ангела хранителя в день рождения) с водосвятием.

Молебен, обращенный к святому угоднику
Церковь учит, что в определенных жизненных обстоятельствах лучше всего молиться разным святым. Например, молебен святому пророку Захарии и Елизавете нужно заказывать в случае если в семье долго не появляется ребенок.
С такой же просьбой о даровании ребенка можно обращаться к святым праведным Иоакиму и Анне.

Святая блаженная Ксения Петербургская помогает во многих житейских бедах: от неприятностей на работе до устройства личной жизни и избавления от болезней и бедности.
Эта почитаемая на Руси святая помогает девушкам найти жениха, устроить жизнь своих детей и близких и т.д.

Молебен святому преподобному Александру Свирскому помогает зачать супругам наследника - ребенка мужского пола.
А вот к святому великомученику Никите - покровителю младенцев, рекомендуется заказывать молебен, если занемог маленький ребенок.
Святой Пантелеймон помогает исцелиться от самых тяжелый и затяжных болезней.

Особо почитаемый святой - это Николай Угодник. К его помощи прибегают те, кто отправляется в далекое путешествие, особенно по воде или люди, отчаявшиеся и потерявшие всякую надежду на любую другую помощь.

Святым принято заказывать водосвятные молебны, после которых домой приносится святая намоленная водица, ею можно окропить дом, добавить в пищу и давать пить понемногу всем своим домашним.

Молебны благодарственные
Благодарственный молебен всегда обращен к Господу Иисусу Христу. Церковь дает всем возможность поблагодарить Бога за оказанную им помощь от своего лица, а также от лица других людей, к примеру, своих детей и других родственников и близких.

В Евангелии рассказывается о том, как однажды Иисус Христов исцелил 10 прокаженных и из тех десяти лишь один вернулся для того, чтобы поблагодарить его. И только он и был оправдан перед Богом, а все остальные осуждены.
Вот для того, чтобы не уподобляться тем евангельским неблагодарным и дается людям возможность вознести слова благодарения к Господу.

Кроме личных благодарственных молебнов, в церкви ежегодно совершаются еще и большие общие благодарственные песнопения. Так, каждый год 9 мая совершается молебен за ниспослание России победы в Великой Отечественной войне.

Как заказать молебен
При каждом православном храме существует свечная лавка. Обычно заказы на молебны принимает свечница - женщина, служащая в этой лавке.
Если вы уже точно знаете, какой именно молебен хотите заказать, то можно написать записку заранее дома или же попросить готовый бланк в лавке.

Там же в свечной лавке можно получить подробную консультацию, как и что нужно делать, но не стоит задавать служащей такой обширный вопрос: "Молебен - что это такое?", это отвлечет ее от работы и создаст очередь.
Лучше попросите в той же лавке продать вам книгу или брошюру на эту тему.

Правила оформления заказного молебна обычно вывешиваются у свечного прилавка, туда же подаются записки, чтобы заказать молебен.

Нельзя вписывать в записки имена людей некрещеных, а также совершивших тяжелый грех самоубийства.
Также нельзя вписывать неправославные имена. К примеру, такое распространенное сейчас имя, как Алиса, не является православным, а при крещении ребенка с таким именем ему дается другое - православное, вот его и нужно указывать в подаваемой записке.

Записка начинается с указания святого, которому молебен возносится. Затем перечисляются имена людей, от лица которых он будет совершаться, а также своего имени, если это молебен благодарственный.
Имена пишутся в полной форме и ставятся в родительном падеже.

Заказать молебен может абсолютно любой человек, независимо от пола и возраста. Главное, чтобы он, при этом, сам был верующим. Однако совершать благодарственный ритуал можно отнюдь не всегда. Например, его нельзя совершать в подготовительные дни перед Великим постом, а также сразу после литургии, так как остается мало времени священнику на ознакомление с именами. Именно потому, лучше всего, записки подавать накануне или перед началом общей утренней службы.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвования на нужды храма, поэтому в данном контексте молебен- это ещё и выраженная поддержка церкви, либо помощь священнику (если это освящение дома, автомобиля). Суть не в том, что сумма за требы иной раз фиксирована, а в том, что другой системы субсидирования Церкви попросту не существует. Надо чётко осознавать, если не на пожертвование, то на какие средства существовать приходу...


Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога.

Как вести себя в церкви во время совершения молебна
Если человек заказал молебен, это вовсе не означает, что он может безучастно стоять во время церковной службы и ждать, когда священник выполнит возложенную на него миссию.
Необходимы его горячие молитвенные слова, произнесенные от всей души и с верой. Такая молитва всегда угодна Богу.

Не нужно опаздывать на службу, громко разговаривать, толкаться, мешать другим прихожанам. Вообще нужно вести себя в храме как можно более вежливо и смиренно.

Нужно креститься и кланяться вслед за священником, стараться вникнуть в молебен. Текст может быть непонятен и непривычен для слуха, но постепенно понимание придет.

Помните, что молебен это не волшебство. Каждый человек непременно должен и трудиться и молиться сам для спасения своей души и помощи ближним

По вере нашей Господь подает Свою помощь весьма скоро после молебна. Поэтому не надо злоупотреблять этим священнодейством, заказывая по одному поводу молебен несколько раз (исключение - молитва о болящих и служение молебнов по обету).!

«По вере Вашей да будет Вам»!

Молитва о здравии и успокоении: как правильно писать и подавать записки в храме? Что такое обедня, проскомидия, молебен? Обо всём этом — в нашей статье!

Молитва о здравии и о упокоении, как подавать записки

Ежедневная молитва о здравии

Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоя от века сущия, ихже ради и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя верующих, претерпети изволил еси; и воскрес из мертвых, вознеслся еси на небеса и седиши одесную Бога Отца, и призираеши на смиренныя мольбы всем сердцем призывающих Тя: приклони ухо Твое, и услыши cмиpeннoe моление мене, непотребнаго раба Твоего, в воню благоухания духовнаго, Тебе за вся люди Твоя приносящего. И в первых помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи, и разшири, умножи, умири, и непреобориму адовыми враты во веки сохрани; раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей востания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй Богохранимую страну нашу, власти и воинство ея, огради миром державу их, и покори под нозе православных всякаго врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердцах их о Церкви Твоей Святей, и о всех людех Твоих: да тихое и безмолвное житие поживем во правоверии и во всяком благочестии и чистоте. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй Великаго Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха Алексия, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо, и молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), и святыми его молитвами прости моя согрешения. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их), братию и сестры, и сродники моя по плоти, и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй по множеству щедрот Твоих вся священноиноки, иноки же и инокини, и вся в девстве же и благоговении и постничестве живущия в монастырех, в пустынях, в пещерах, горах, столпех, затворех, разселинах каменных, островех же морских, и на всяком месте владычествия Твоего правоверно живущия и благочестно служащия Ти, и молящияся Тебе: облегчи им тяготу, и утеши их скорбь, и к подвигу о Тебе силу и крепость им подаждь, и молитвами их даруй ми оставление грехов. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй старцы и юныя, нищия и сироты и вдовицы, и сущия в болезни и в печалех, бедах же и скорбех, обстояниих и пленениих, темницах же и заточениих, изряднее же в гонениих, Тебе ради и веры православныя, от язык безбожных, от отступник и от еретиков, сущия рабы Твоя, и помяни я, посети, укрепи, утеши, и вскоре силою Твоею ослабу, свободу и избаву им подаждь. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй благотворящий нам, милующия и питающия нас, давшия нам милостыни, и заповедавшия нам недостойным молитися о них, и упокоевающий нас, и сотвори милость Твою с ними, даруя им вся, яже ко спасению прошения, и вечных благ восприятие. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй посланныя в службу, путешествующия, отцы и братию нашу, и вся православныя христианы. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй ихже аз безумием моим соблазних, и от пути спасительнаго отвратих, к делом злым и неподобным приведох; Божественным Твоим Промыслом к пути спасения паки возврати. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мя, и творящия ми напасти, и не остави их погибнути мене ради, грешнаго. (Поклон )

Отступившия от православныя веры и погибельным ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти. (Поклон )

Что такое помянник и церковная записка «О здравии» и «О упокоении»

Церковная записка, подаваемая «О здравии» или «О упокоении», — это сравнительно недавнее явление.

В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги.

Помянник — это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон. Церковная записка, в сущности, — разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения.

Между тем, помянники и записки как по своему внешнему виду, так и по употреблению, могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом.

В чем преимущество молитв о наших родных и близких в храме

Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, совокупная, то есть молитва Церкви.

Церковная молитва — эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).

В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм — дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву. Еще в ветхозаветные времена молитвы сопровождались принесением в жертву животных во очищение от грехов и умилостивление Бога.

В Церкви же Нового Завета жертвоприношения животных не существует, ибо «Христос умер за грехи наши» (1 Кор. 15, 3). «Он и есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2,2).

Он принес в жертву за всех Свою Пречистую Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечери совершать, в воспоминание о Нём, принесение под видом бескровных даров — хлеба и вина, — Его Пречистой Плоти и Крови во оставление грехов, что и совершается в храмах на Божественной литургии.

Как в Ветхом Завете к молитвам присоединялись жертвы, так и теперь в храмах, кроме молитвы, возносится Святейшая Бескровная Жертва — святое Причастие. Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.

«Я вас избрал и поставил вас, — говорит Спаситель Своим Апостолам, — чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15, 16).

Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего… «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1 Тим. 2,1).

Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним» (Иак. 5, 14). Святой праведный Иоанн Кронштадтский вспоминал, как его, еще молодого священника, незнакомая женщина попросила помолиться об успехе одного ее дела.

— Я не умею молиться, — смиренно отвечал отец Иоанн.
— Помолитесь, — продолжала просить женщина. — Я верю, что по вашим молитвам Господь поможет мне.

Отец Иоанн, видя, что она возлагает такие большие надежды на его молитву, еще больше смутился, снова утверждая, что он не умеет молиться, но женщина сказала:
— Вы, батюшка, только помолитесь, я вас прошу, как умеете, а я верю, что Господь услышит.

Отец Иоанн стал поминать за литургией эту женщину. Через некоторое время батюшка снова встретил ее, и она сказала:
— Вот вы, батюшка, только помолились за меня, и Господь послал мне по вашим молитвам, что я просила.

Этот случай так повлиял на молодого священника, что он понял всю силу иерейской молитвы.

Кого нужно и можно поминать в записках

В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.

Первая записка, подаваемая нами, — «О здравии»

Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии — нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.

В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.
Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: «молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.
В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора, от «здравия» которого зависела судьба не только России, но и каждой семьи, каждого православного. Сейчас мы должны первым написать имя нашего Патриарха, а за ним — Архипастыря, Преосвященного Архиерея, поставленного от Бога духовного владыку, заботящегося и приносящего Господу молитвы и жертвы за врученную ему паству.
Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 1-4).
Затем пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: «Поминайте наставников ваших» (Евр. 13,7).

Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5,8).
За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу: «отдавайте всякому должное… Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13,7-8).
Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: (любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).

Молитва за врагов, за враждующих — великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

Вторая записка, подаваемая нами, — «О упокоении»

В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог.
Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших — и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.
Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).
Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.
Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее Одну Главу — Господа Иисуса Христа. «Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14, 8-9).

Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

Как совершается в Церкви поминовение живых и усопших на проскомидии

Как же совершается в храме возношение Жертвы по нашим запискам?
Приготовление к Ней начинается во время проскомидии.
Проскомидия — это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства.

В переводе с греческого это слово означает «принесение» — древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для литургии.

Проскомидия, символизирующая , совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, — так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.
Для проскомидии употребляется пять особых просфор.

Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба — этой части просфоры придано название Агнец. Эта просфора, «агничная», полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Агничная просфора и служит собственно для Причащения.

Из второй просфоры, «богородичной», священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дискосе по левую сторону от Агнца.

Из третьей просфоры, «девятичинной», вынимаются девять частиц — в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд.

После этого священнослужитель приступает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых — о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших — Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.

На дискос укладываются и эти вынутые частицы — сначала за живых, ниже — за усопших

Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими.
В это время и читаются поминания — записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию.
После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)».
Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.
Это — первое, невидимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.
Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор.

Это — великое, святое место! Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.

«На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная… Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос. — В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!»

Многие считают, что частицы, приносимые о живых и умерших, являются очистительной жертвой наших грехов.

Это — заблуждение. От греха можно очиститься только покаянием, исправлением жизни, милостью, добрыми делами.

Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий: при возношении Святого Агнца, во время возглашения «Святая Святым» эти частицы не поднимаются для таинственного воздвижения на крест с плотью Спасителя. Эти частицы не даются в приобщение Плоти Спасителя. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Божественной кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспносылает их тому, о имени которого воз носится. После того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, диакон влагает в потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых.

Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом воз- радовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.

Об этом говорят и слова, произносимые при этом священником: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».

Вот почему необходимо совершать поминовение живых и усопших именно в Церкви, на литургии — ведь именно здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов. Жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приноси- мая на святом Престоле, является полной и совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу — и только она, подобно огню, может попалить в чело- веке все его прегрешения.

Что такое заказная записка?

В некоторых храмах кроме обычных записок о здравии и о упокоении принимают заказные записки.
Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектений, а затем эти имена повторяет священник перед престолом.

Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке — после окончания литургии о них возносится молитва на молебне.

То же происходит и на заказной обедне о упокоении с панихидой — и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит на ектений их имена, затем имена повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания литургии.

Сорокоусты — это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры.
«Сорокоусты, — пишет св. Симеон Солунский, — совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, — и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу — ред.). Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом».
Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.
Молебен — это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией и после нее, а также после утрени и вечерни.
Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и т. д.

Другие молебны принадлежат к частному Богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Часто во время этих молебнов происходит малое освящение воды.
Записка на молебен начинается с указания, какому святому возносится молебен, пишется, о здравии он или о упокоении. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.

Когда будете подавать записку на молебен, скажите служителю, заказываете ли вы водосвятный молебен — в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим, — или же обычный, без водосвятия.
Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, на полугодие, на год.
В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение. Если вы подали заказную записку, то имена, написанные в записках, произносятся на молении вскоре после чтения Евангелия.
По окончании Евангелия начинается сугубая (то есть усиленная) ектения — общий вопль к Богу, троекратное «Господи, помилуй!»

Диакон призывает: «Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить) вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем!»
В двух прошениях мы усиленно просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: «Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и помилуй. — Помилуй нас, Боже…»
Все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужебном братстве (притче церковном) и о всей «во Христе братии нашей», о властях и воинстве… Церковь молится о милости (чтобы Господь умилостивился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого храма сего.
В последнем прошении сугубой ектений диакон усиленно призывает помолиться о плодоносящих и доброделающих во святом и всечестном храме сем, труждающихся (для храма), поющих и предстоящих людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости. Плодоносящие и доброделающие — это верующие, которые приносят в храм все необходимое для Богослужения (елей, ладан, просфоры и прочее), которые жертвуют деньгами и вещами на благолепие храма, на содержание труждающихся в нем.

В определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой мы молимся за всех усопших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который бы не согрешил в своей жизни, умоляем Господа даровать нашим усопшим Царствие Небесное, где все праведные упокоеваются.
Во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы.
Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя имена из записок.
Обычай чтения записок с именами во время сугубой ектений идет еще с древних, апостольских времен — «диакон поминает диптихи, сиречь помянник усопших». Диптихи — это две таблички, сделанные из бумаги или пергамента, сложенные как скрижали Моисея. На одной из них писались для чтения во время священнодействия имена живых, на другой — усопших.

Почему надо молиться об усопших?

Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. прерывает только видимое общение с ними. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную.
Наши молитвы о усопших — это продолжение наших отношений с ближними. Мы, верующие в то, что наши усопшие не умерли, веруем и в то, что Премилосердный Господь по молитве нашей простит души, умершие хотя и во грехах, но с верой и надеждой на спасение.
Церковь — это живой организм, по выражению апостола Павла, Тело, Главу которого составляет Сам Господь Иисус Христос.
К Церкви принадлежат не только верующие, живущие на земле, но и те, кто скончался в правой вере.
Между живыми и усопшими должно происходить живое, органическое единение, — ведь и в живом организме все члены связаны друг с другом, каждый исполняет что-либо для жизнедеятельности всего организма.

Наша обязанность — заботиться о тех членах Церкви, которые окончили свое земное существование, и нашей молитвой облегчить состояние усопших.
Многие перед смертью не успели сподобиться таинства покаяния и святого причащения, умерли неожиданной или насильственной смертью. Усопшие уже не могут сами покаяться, дать милостыню. Только принесение о них Бескровной Жертвы, молитвы Церкви, милостыня и благотворение за них могут облегчить их загробную участь.

Поминовение усопших прежде всего составляет молитва за них — домашняя, и особенно церковная, соединенная с принесением бескровной жертвы на божественной литургии.
«Когда весь народ и священный лик стоит с воздаянием рук, и когда предлежит страшная жертва, то как не умолим Бога, прося за умерших?» — пишет святитель Иоанн златоуст.
Но кроме молитвы о усопших мы должны всячески проявлять милость и совершать благотворения, потому что «милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех» (Тов. 12, 9).
Святитель Иоанн Златоуст советует: «Почти умершего милостынями и благотворениями: ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук».

Преподобная Афанасия, сказав, что «если грешны души усопших, то за благотворения живых в память их приемлют от Бога отпущение грехов», добавляет: «если праведны, то благотворительность за них служит к спасению самим благотворителям».

Поэтому необходимо, чтобы за наших усопших как можно чаще возносилась молитва и Бескровная Жертва.
Принесение за умерших Бескровной Жертвы облегчает их участь, хотя бы они были уже и в аду, ибо Бескровные Дары, приносимые к жертву, пресуществляются в Плоть и Кровь Христовы, так что Он Сам приносится в жертву ради спасения нашего.

Как правильно поминать усопших?

Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной. С особой ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления Апостольские. В них мы находим как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указание на дни, в которых особенно необходимо поминать усопших: третий, девятый, сороковой, годовой.

Таким образом, поминовение усопших — это апостольское установление, оно соблюдается во всей Церкви и литургия за усопших, принесение о спасении их Бескровной Жертвы есть самое сильное и действенное средство к испрашению усопшим милости Божией.
Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере. Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются. Тем более эти лица не могут быть поминаемы на литургии. Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении и особенно литургии.

Но кроме этого Святая Церковь творит в определенные времена особое поминовение всех от века преставившихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими. В субботу мясопустную, перед сырной неделей, накануне воспоминаний Страшного суда, мы молим Господа, чтобы Он явил Свою милость всем усопшим в день, когда наступит Страшный суд.

В эту субботу Православная Церковь молится о всех усопших в Православной вере, когда бы и где бы ни жили они на земле, кем бы ни были по своему социальному происхождению и положению в земной жизни.

Молитвы возносятся о людях «от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере».
Три субботы Великого Поста — субботы второй, третьей, четвертой недель Великого поста — установлены потому, что во время преждеосвященной литургии не бывает такого поминовения, какое совершается во всякое другое время года. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви, и установлены эти родительские субботы. Церковь во время Великого поста ходатайствует об усопших, чтобы и им Господь простил грехи и воскресил их в жизнь вечную.
В Радоницу — вторник второй седмицы по Пасхе — с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, в надежде воскресения и наших усопших. Сам Спаситель сошел во ад проповедать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».

Троицкая родительская суббота — в этот день Святая Церковь призывает нас совершать поминовение усопших, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи душ всех от века усопших праотцов, отцов и братий наших и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, молясь об искуплении живых, о возвращении пленения душ их, просит «упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущий во аде исповедания дерзнут принести Тебе: но мы, живые, благословим Тя и молим, и очистительный молитвы и жертвы приносим Тебе о душах наших».
Димитриевская родительская суббота — в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан.
Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), в праздник победы над фашистской Германией, а также 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин. Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни.
Правила подачи записок «О упокоении» такие же, как и записок «О здравии».

«На ектений же больше поминаются новопреставленные или значительные строители обители, и то не более одно или два имя. Но проскомидия самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в кровь Христову и очищаются грехи сею великою жертвою; а когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и помянуть на ектений», — писал в одном из писем преподобный Макарий Оптинский.

Как часто следует подавать записки для поминания?

Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас.
Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам. Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров, необходимо как можно чаще, и обязательно в те дни, которые имеют особое значение: в день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи.
Почитая память святого, чье имя мы носим, мы этим призываем своего покровителя на молитву и ходатайство пред Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16).
Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения вашего ребенка.
За этим должны тщательно следить матери, ибо забота о ребенке составляет их святой долг.
Влечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь — в таких случаях молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит самым верным средством к избавлению, укреплению и утешению.

Памятка желающему подать записку о живых и усопших

1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете — это уже молитва.
3. Записка должна содержать не более пяти-десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких — подайте несколько записок.
4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).
Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан — например, «о здравии» епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких.
То же относится и к запискам «о упокоении» — например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д.
6. Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли)
7. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
8. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец — младенца Иоанна.
9. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках — «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего».
10. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный». Допускается в записках «О упокоении» написание перед именем «убиенный», «воин», «приснопамятный» (день смерти, день именин усопшего).

Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.

Мы предлагаем вам ознакомиться с этой статьей для того, чтобы узнать: что такое молебен в церкви, какие виды молебен бывают, как правильно заказывать и к кому обращаться в разных случаях.

Что это такое молебен

Это краткая молитва, которая является частью божественного служения. В ходе этого богослужения священнослужитель зачитывает молитвы, соответствующие последовательности прошений. Перед тем как правильно заказать благодарственный молебен в церкви, подумайте о том, к кому вы хотите обратить свои просьбы. При этом обращении можно обращаться непосредственно к Господу, к Богоматери или к Святым.

Какие же бывают разновидности данного богослужения? Выделяют следующие виды:

  • просительный - данный вид заказывают с определенной целью (помолиться о здравии ближних, о поминовении усопшего, на начало учебного года и т.д);

  • благодарственный - этот вид может читать только священнослужитель. Он всегда обращен исключительно к Господу;

  • с водоосвящением;

  • с чтением акафиста - этот вид богослужения направлен на прославление иконы Богоматери, икона Божьего Угодника или великого православного праздника.

Самые распространенные молебны:

  • о здравии;

  • о болящих;

  • на начало учебного года;

  • благодарственный;

  • о даровании детей;

  • на другие житейские проблемы и нужды.

Текст благодарственного молебна к Господу Иисусу Христу:

«Господи Иисусе Христе Боже наш, Боже всякаго милосердия и щедрот, Егоже милость безмерна, и человеколюбия неизследимая пучина; ко Твоему величеству припадающе, со страхом и трепетом яко раби недостойнии благодарение Твоему благоутробию о Твоих благодеяниих на рабех Твоих (на рабе Твоем) бывших, ныне смиренно приносяще, яко Господа, Владыку и Благодетеля славим, хвалим, поем, и величаем, и припадающе паки благодарим, Твое безмерное и неизреченное милосердие смиренно моляще. Да якоже ныне моления рабов Твоих прияти, и милостивно исполнити сподобил еси, и во предняя в Твоей и искренняго любови и во всех добродетелех преспевающих, Твоя благодеяния всех верных Твоих получити, Церковь Твою Святую, и град сей (или весь сию, или обитель сию) от всякаго злаго обстояния избавляя, и мир, и безмятежие тем даруя, Тебе со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Единосущным Твоим Духом, во Единем Существе славимому Богу, всегда благодарение приносити, и преблагая глаголати и воспети сподобиши».

Книга “Сборник молитв на всякую потребу” и Сны Пресвятой Богородицы (все)

Как заказать молебен в церкви

В каждой церкви или храме есть специальный свечной ящик, в который сбрасываются все записки. На бумаге необходимо написать имена людей, за которых священник будет просить у Господа. На этом листочке также нужно указать от имени кого будет проводиться молитва. Стоит отметить, что в этих записках можно указывать и свое имя.

Но стоит всегда помнить, что любой молебен может быть обращен к кому угодно:

  • к Матроне Московской;

  • к Киприану и Устинье;

  • к Матери Божьей;

  • к Спиридону Тримифутскому;

  • к Иисусу Христу;

  • к Николаю Чудотворцу;

  • к Пантелеймону Целителю.

А благодарственный вид божественного служения обращен исключительно к Господу Богу.

Как обычно проходит этот вид богослужения? Сначала священник проводит Литургию, после которой перед Престолом провозглашает о начале молебна. Первой читается мирная ектенья. Потом зачитывается Евангелие и благодарственная молитва, обращенная к Господу. Далее, поется славословие.

Перед тем как заказать молебен, о путешествующих или о снятии родового проклятия, необходимо обратиться к определенному святому. Согласно православным обычаям и традициям каждый святой наиболее эффективен в конкретных случаях.

Приведем примеры:

  1. Если хотите заказать молебен о снятии родового проклятия, то лучше обратится Киприану и Устинье;

  2. Если нужно победить болезнь или укрепить здоровье, то обращайтесь к Пантелеймону-целителю;

  3. Легко справится с экзаменами или просто помочь в учении поможет Сергий Радонежский или святые Кирилл и Мефодий;

  4. Если хотите заказать молебен от пьянства или другой зависимости - закажите богослужение Божьей Матери «Неупиваемая чаша» или святому Вонифатию;

  5. С трудностями в финансовых и материальных вопросах поможет молебен Спиридону Тримифутскому.

Молебен о здравии

Многие часто задаются вопросом: кого можно или даже нужно упоминать в записках о здравии? Ответ на самом деле очень прост. В такой записке указывайте всех людей, кому вы желаете здоровья, благоденствия и божественного спасения. Помните также, что понятие «здравие» не обязательно включает в себя только здоровье человека.

Это понятие захватывает также физическое состояние, душевную гармонию и благополучие. О здравии лучше всего заказать молебен Пантелеймону-целителю.

Также стоит просить о здравии не только того, кто нам дорог или близок, но и тех, кого мы обидели или сделали плохо. Если вы так сделаете, это будет означать, что Бог перемерил его намерения, недоброжелатель уже кается, обращаясь к Всевышнему, и готов пребывать в мире со всеми окружающими его людьми. Помните, что такое молитвенное богослужение за враждующих или врагов способно прекращать целые войны.

“Все Сны Пресвятой Богородицы”

Сны Богородицы являются “народными” молитвами. По сути, это заговоры на разные нужды, в основном на защиту от врагов, неприятностей, воров, на благополучную и долгую жизнь. Их можно читать в сложных жизненных ситуациях, перед важными делами, перед уходом из дома.

Только сегодня Вы можете приобрести книгу “Все Сны Пресвятой Богородицы” по специальной цене здесь: http://elma.justclick.ru/order/sni/

Молебен за упокой

Записка об упокоении пишется на имена усопших родственников, благожелателей, наставников, знакомых и всех, кто мог быть дорог вашему сердцу. По канонам православной церкви следует утверждение, что смерть может прервать только видимое общение с умершим.

Поэтому наши отношение не прекращаются после смерти близких людей. В Царствии Христа никакой смерти нет. Она есть только в нашем мире, и играет роль своеобразного перехода между временной и вечной жизнью.

Помните, что молитвы и богослужения за усопших являются продолжением общения с ближними людьми, которые были когда-то рядом. Нужно всегда верить, что Бог по его милости и по нашей молитве простит их души. Особенно те, которые умерли во грехах, но с надеждой и верой во спасение.

Записка за упокой поможет упокоить души усопших, простить их прегрешения и даровать Небесное Царствие. Особенно это необходимо сделать, когда умерший перед смертью не успел сподобить покаяния и таинства причащения или умерли насильственной, неожиданной смертью. Молитвы Церкви могут облегчить их загробную жизнь и наделить благотворением их душу.

Молебен на начало учебного года

Для Православной церкви уже давно стало обычаем в преддверии или в начале учебного года совершать краткие молитвы об учащихся. Церковь в эти дни молится, чтобы Господь послал всем учащимся (школьникам, студентам и т.д.) дух разума и премудрости, чтобы дети могли понять все душеполезное учение и помнить о добром слове Бога.

В самом начале богослужения настоятели храма дают искреннее напутственное слово всем студентам и школьникам. Первым делом они говорят о том, что учеба является очень тяжелым и большим трудом. Поэтому необходимо проявлять настойчивость и усердие. Бог поможет каждому осваивать и совершенствовать свои знания.

Также наставники храмом дают напутственное слово учителям и родителям. Они говорят, что нельзя никогда оскорблять и унижать нерадивого ребенка. Их главная задача с самоотречением помогать детям в учебе. Ведь на сегодняшний день подрастающее поколение подстерегает очень много духовных опасностей и соблазнов, которые еще 50 лет назад даже не были никому известны.

Поток информации, который с постоянным течением наваливается на детей может принести не только хорошее, но и плохое. Ведь СМИ насаждают их стандарты западного потребительского общества. Именно так происходит забвение духовных ценностей человека, которые совсем недавно казались полностью нерушимыми.

Именно поэтому каждый ребенок нуждается в заботе. Ему нужно постепенно прививать желание к учебе и к познанию наших обычаев и традиций. Над этим должны трудиться все семьи, особенно православные. А заказать молебен последования на начало учебного года лучше у покровителей учащихся:

  • чудотворцев Косма и Дамиана;

  • Пресвятой Богородицы;

  • святых Азарии и Мисаила;

  • мученицы Татианы;

  • праведника Иоанна Кронштадского;

  • преподобного Сергия Радонежского.

Молебен Богородице «Неупиваемая чаша»

Такое богослужение нужно заказывать, когда у вас есть знакомый, родной или близкий человек, который страдает причастием к наркотикам, табакокурению или винопитию. Такой человек просто нуждается в благодатной помощи Божьей Матери.

Помните, что заказывая краткую молитву за таких людей, мы просим не только за них. Богородица после наших молитв станет на защиту наших домов и семей от разных напастей в будущем.

Этот чудотворный образ поможет излечить не только алкогольную или наркотическую зависимость, но и многие телесные и духовные недуги, которые могут проявится после злоупотребления или какой-то зависимости. Пресвятая Богородица помогает всем и во всем.

Нужно только идти в церковь с искренней верой и надеждой. В русского народа есть еще одна святая, которая поможет с любой просьбой - это Матрона Московская. Какая бы у вас не была проблема - обращайтесь с молитвами к Матроне Московской, и обязательно вам поможет.

Молебен Николаю Чудотворцу

Святой Николай Угодник считается очень почитаемым православным святым. Примечательно, что его почитают не только православные, но и католики, язычники и мусульмане.

Только Николаю на Руси возводили столько храмом, соборов, монастырей и церквей. А практически в каждом православном доме есть его чудотворный образ.

В древности на Руси верующие люди каждый шаг жизни освящали молитвой. По праздникам и воскресеньям вся семья была на церковной службе. Свадьбы, рождение детей, похороны - все сопровождалось молитвой в храме. Перед началом сельскохозяйственных работ, путешествием и даже рытьем колодца заказывали в церкви молебны. С Божиим благословением спорилась любая работа.

Сейчас добрые традиции забыты. Многие люди не знают, для чего нужен молебен, что это такое и как правильно молиться перед важными событиями жизни. Не следует ждать непреодолимых трудностей или тяжелой болезни, чтобы обратиться к Богу. Как заказать молебен и в каких случаях он должен совершаться, лучше узнать заранее.

Отличие молебна от домашней молитвы

Молебен - это короткое богослужение, включающее в себя молитвы и прошения конкретного человека или группы людей на определённое начинание. В церкви молебен иначе называют «треба», от слова «потребность», «необходимость». Молебны могут совершаться только за живых, крещенных в Православной вере людей. Молитва о усопших называется Панихида.

Молебен в церкви.

Важно! Заказать молебен можно только в те дни, когда Церковь допускает их совершение. Просительные требы не служатся в дни Великого Поста , исключая субботу и воскресенье.

Зачем совершать требы в храме, когда Бог в любом месте слышит искреннюю молитву?

Как писать записки

Для поминания на молебне необходимо подать в свечной ящик (киоск) записку с именами о здравии . На специальном бланке или аккуратном листе бумаги пишется заголовок «Молебен просительный (или благодарственный) о здравии», затем указывается, кому заказывается треба: Господу, Пресвятой Богородице, святому (имярек). Ниже в столбик, разборчивым почерком, перечисляются имена живых, крещенных христиан. Записка с пожертвованием передается в киоск или непосредственно на стол, где отправляется треба.

Записки для молебна

Дополнительные прошения на молебнах

Традиционно в церквях служат один водосвятный молебен для всех, с включением индивидуальных прошений, указанных в записках. Для разных случаев можно заказать следующие прошения:

  1. о здравии болящих
  2. об отправляющихся в путешествие (поездку, командировку)
  3. благодарение Богу
  4. о начале всякого доброго дела

Молебны, совершаемые вне храма

Священника можно пригласить домой для совершения следующих треб:

  1. освящение дома (служится во вновь построенном доме или в квартире при необходимости), служебного помещения, предприятия.
  2. освящение поля или огорода
  3. освящение автотранспорта
  4. закладка фундамента, колодца (водоносной скважины).

Особые молебны существуют на начало строительства церкви, установку креста, поднятие колоколов.

Заказной молебен

Ежегодные молебны

  • Новолетие - особое последование, совершающееся в церкви на гражданский Новый Год, на Новый Год по старому стилю.
  • Благодарственный молебен на Рождество Христово - служится в память победы в Отечественной войне 1812г
  • Великое освящение воды - праздник Крещения Господня . Главный из водосвятных молебнов.
  • Благодарственный в первое воскресенье Великого Поста (Торжество Православия) - в честь восстановления почитания икон в 9 веке. Этому событию христиане обязаны множеством чудотворных икон и возможностью молиться перед образами дома.
  • Освящение меда (Медовый Спас) - молебен, совершающийся 14 августа, в память «изнесения Древ Креста Господня». Во время свирепствующих летом эпидемий в 7-8 веках в Византии принято было обходить города со святыней - частицами Креста Господня, испрашивая у Господа избавления от болезни. Это событие не имеет отношения к меду, но поскольку к середине августа на Руси начинался сбор меда, то начатки урожая приносили для благословения и пожертвования в церковь. На водосвятном молебне, отправляющемся в этот день, читается молитва на освящение меда.
  • Освящение плодов (

В Евангелии повествуется о случае исцеления Иисусом десяти прокаженных, из которых только один вернулся, чтобы поблагодарить Его; за что был оправдан, а те – осуждены. Чтобы и нам не оказаться в числе укоряемых Богом, Церковь предлагает последовать примеру десятого прокаженного через участие в благодарственных молебнах. Это краткие службы, совершаемые от лица всего общества верующих или в частном порядке от каждого из них за любое Божие благодеяние.

Так, ежегодно 9 мая у нас служится благодарственный молебен за ниспослание победы в Великой Отечественной войне, а в Киеве традиционно в конце каждого года митрополитом совершается благодарственная служба у памятника Крестителю Руси – это примеры массовых молебнов. Но у каждого отдельного человека в жизни найдутся случаи персонально оказанной Божьей милости: только для него или для ограниченного круга близких лиц. Тогда для совершения благодарственного молебна следует подавать сугубое (особое) прошение в церкви.

Порядок подачи требы (требования) на благодарственный молебен общий для всех молебнов.

  1. Нужно прийти в храм и отдать свой заказ в виде записки свечнице (работнице, продающей в церковной лавке книги и служебные принадлежности), заплатив некоторую сумму-пожертвование. Хорошо еще будет при этом специально купить свечу, которую зажечь перед образом Спасителя непосредственно перед молебном.
  2. Записку вы можете написать заранее дома на обычной бумаге размером в четверть листа формата А4 или в половину тетрадного. А можете сделать это прямо в храме. Сейчас практически во всех из них в специально отведенном для этого месте имеются типографские чистые бланки на всякую потребу и целый арсенал авторучек (но на всякий случай имейте еще одну при себе). Если по какой-либо причине вы не можете написать записку самостоятельно, попросите сделать это за вас ту же свечницу или любого из прихожан.
  3. В заглавии напишите «Молебен благодарственный». Если на готовом бланке уже есть слово «молебен», просто подпишите под ним «благодарственный». В отличие от других молебнов он адресуется только Господу Иисусу Христу.
  4. Ниже перечислите в родительном падеже имена тех, от кого приносится благодарность: (от) Ольги, Ирины, Николая и т. д. (предлог писать не надо). Это могут быть как несколько, так и один человек, главное, чтобы благодарность каждого из них была осознанной. Имена указываются, данные при Крещении, например Светлану нужно писать как Фотинью, и пишутся столбцом: одна строчка – одно имя.
  5. Если в списке присутствуют духовные лица (монахи, священники), их принято писать первыми и с указанием сана, можно в сокращенном виде. Вместо «священник» пишется «иерей», например: иер. Алексия, диак. Евгения, архиеп. Амвросия, иером. Нектария и так далее.
  6. Допускается, но не является обязательным, добавление к именам мирских «статусов»: отр. (отрок), бол. (болящий), непразд. (непраздная, беременная), забл. (заблудший), воин (солдат). А вот популярная приписка р. Б. (раб Божий), что и так очевидно, является лишней, её писать вовсе не надо.
  7. Ни в коем случае нельзя указывать клички животных! К сожалению, встречается и такое.
За что можно заказывать благодарственный молебен?
За всё, непротиворечащее христианским заповедям. Но в записке причину благодарности подробно расписывать не надо.

Что самое главное в благодарственном молебне?

  1. Осознанность, добровольность и личное присутствие благодарящих на молебне. Вспомните: исцеленный прокаженный сам пришел и припал к ногам Спасителя, а не надеялся, что кого-то сделает это за него. Однако, например, прикованный к постели человек может попросить кого-либо заказать благодарственный молебен в церкви заочно от его имени или в крайнем случае пригласить священника на дом за отдельную плату.
  2. Не опаздывайте. Обычно благодарственные молебны совершаются после утренней службы (литургии). Но так как в разных храмах порядок служения может отличаться, то, подавая записку в лавке, уточните время проведения молебна.
  3. Не стойте на службе безучастными «подсвечниками» – это же ваше обращение к Богу! – вслушивайтесь в слова молитв, вникайте в смысл, мысленно проговаривайте их вместе со священником. Если церковно-славянский язык для вас совсем непривычен, потрудитесь предварительно ознакомиться с ходом и текстом молебна. Сейчас это сделать вполне возможно, обратившись за помощью хотя бы к Интернету.
Будьте готовы к тому, что благодарственные молитвы будут прочитаны вместе с остальными (просительными, водосвятными и так далее), так как в храмах обычно служится общий молебен, объединяющий в себе все, заказанные в этот день. Однако переживать не стоит: «качество» молитвы от этого не пострадает.

Кто может заказать благодарственный молебен?
Так что заказать благодарственный молебен (в отличие от Таинств), может любой человек, ощутивший в себе такую потребность.