Греческая богиня охоты. Артемида эфесская в древней греции - мифы и легенды

В греческой мифологии Артемида является олимпийской богиней охоты и дикой природы. Она также известна как защитник молодых девушек и их целомудрия. Считалось, что она, владеющая тайной магией, может приносить женщинам болезни или исцелять их, но, только когда захочет. Артемида была мстительной и импульсивной по своей природе, но при этом очень независимой и уверенной, что сделало ее жестоким воином.

Она часто не поддавалась контролю со стороны других богов и богинь. Ее гнев разрушал все вокруг, все понимали и чувствовали силу ее недовольства. Артемида, в отличие от своего брата Аполлона, представляла ночное время дня, проводя большую часть своего времени в лесах и равнинах.

Артемида, будучи девственной богиней целомудрия, живой природы и плодородия, присутствует как в мифических сказках, так и в религиозных обрядах древних греков. Несмотря на это, ее происхождение имеет слегка иностранный оттенок, о чем свидетельствует тот факт, что для ее имени не существует убедительной греческой этимологии.

Характер Артемиды изящно обобщен и отражен в Гомерском гимне Афродиты, в котором говорится:

" Не может Афродита своими сладкими речами и мелодичным смехом приручить юную Артемиду, охотницу с золотыми волосами; ибо она любит стрельбу из лука, погоню за дикими зверями в горах, лирические песни и хороводы, тёмные леса и шум природы, жестокую расправу над бесчестными людьми".

Артемида была известна под разными названиями во всем эллинистическом мире, вероятно, потому, что ее культ был синкретическим, который смешивал различные божества и обряды в единую форму.

Некоторые из этих эпитетов включают:

  • Агротера - богиня охотников;
  • Амаринтия - от фестиваля в ее честь, первоначально состоявшегося в Амаринтусе в Эвбее;
  • Синтия - еще одна географическая ссылка, на этот раз ее место рождения на горе Синт на Делосе;
  • Куротрофос - медсестра молодежи;
  • Лочия - богиня рожениц и акушерок;
  • Парфения - "дева";
  • Фиби - женственная форма от эпитета ее брата Аполлона (Феба);
  • Потнян Терон - покровительница диких животных.

Рождение богини

Артемида была дочерью Зевса и богини Лето и имела брата-близнеца по имени Аполлон. Зевс без памяти полюбил красавицу Лето, и после одного из его многих внебрачных похождений, Лето забеременела своим божественным потомством. К несчастью для нее, известие об этом затруднительном положении дошло до Геры (справедливо ревнивая жена Зевса), которая мстительно заявила, что любовнице ее мужа запрещено рожать на суше.

Гера приказала одной из своих служанок проследить, чтобы Лето не смела ослушаться этого жестокого указа. Гонимая отовсюду Лето уже отчаялась, но ей посчастливилось наткнуться на небольшой скалистый остров Делос, который не был привязан к материку. Этот клочок земли оказался ее сестрой Астерией, которая превратилась в остров, чтобы избежать объятий Зевса. Лето поклялась острову, что если он не прогонит её, она прославит его самым величественным храмом. Так родились божественные дети Лето. Первой на свет появилась Артемида, следом родился Аполлон, и Артемида содействовала благополучному родоразрешению матери. Именно после этого Артемида стала известной, как покровительница рожающих женщин.

Детство

В отличие от своего близнеца, чьи юношеские подвиги изображены во многих источниках, детство Артемиды относительно недопредставлено (особенно в старых классических материалах). Однако один рассказ, изображающий этот период, сохранился в стихотворении Каллимаха (около 305 г. до н. Э. - 40 г. до н. Э.), который причудливо описывает беседу между богиней (тогда еще совсем маленькой девочкой) и Зевсом, ее доброжелательным отцом. Она произнесла ему следующие слова:

«Позвольте мне сохранить мою девственность Отец, навсегда: и дайте мне много имен, чтобы Феб (брат Аполлон) не мог соперничать со мной. Дайте мне стрелы и лук, позвольте носить тунику до колен подпоясав ее широкой лентой, чтобы я могла убивать диких зверей. Наделите обязанностью приносить свет, и дайте мне шестьдесят дочерей Океана для моей свиты, а ещё двадцать невинных нимф, которые будут приглядывать за моими охотничьими собаками и кормить их, если я не буду охотиться. Подари мне Отец горы всего мира и город, какой хочешь, чтобы меня знали в нем и почитали, как ни кого другого из всех богов».

Учитывая этиологический характер такого каталога желаний, нет ничего удивительного в том, что в этом списке отражены различные элементы мифов богини (от ее сексуального воздержания и ее ассоциации с девственными служанками, ее статусом божества природы (или охотника) и ее роль помощника в родах).


Внешний вид в произведениях искусства

Самые старые изображения Артемиды в греческом архаическом искусстве изображают ее как Потния Терон («Королева зверей»). Артемида часто представлена как молодая красивая охотница, держащая лук обеими руками, нацеливаясь на свою цель. В некоторых художественных произведениях она изображена как крылатая богиня, держащая оленя, леопарда или льва. Также другие произведения искусства связывают ее с луной, изображая ее сидящую на луне или показывают ее охоту под лунным светом.

Гнев и месть Артемиды

Во многих мифических рассказах Артемида характеризуется как совершенно неумолимое и мстительное существо, посылая смерть любому смертному, который оскорбляет ее. Однако следует отметить, что многие из этих, казалось бы, бессердечных казней следуют хорошо сложившимся образцам в общей моральной структуре, представленной греческими песнопениями и текстами.

В общем мифе с ее братом-близнецом Аполлоном она убивает семь дочерей Ниобе, которые издевались над Лето, что у нее было всего двое детей, в то время как у самой Ниобе было семь сыновей и семь дочерей. Это обидело Лето, и она послала Аполлона и Артемиду убить всех четырнадцать детей Ниобе. Артемида хладнокровно убила дочерей за считанные секунды своим луком и стрелами, как и ее брат-близнец расправился с сыновьями.

Артемида также участвовала в убийстве великих братьев Алоадай. Узнав об их злых намерениях свергнуть богов, и что они похитили Ареса и удерживали его в заключении более года, она обманула гигантов посадив между ними оленя. Стремясь убить животное, они поразили друг друга своими копьями.

В мифе, где охотник Актаион случайно увидел ее обнаженной во время купания, она мгновенно превратила его в оленя, и охотник был съеден своими собственными собаками.

В другом мифе, где Ойнеус, царь Калидона, забыл отдать первые плоды в день ежегодного жертвоприношения, Артемида послала свирепого дикого кабана огромных размеров, чтобы уничтожить стада и город. Жители города начали отбиваться. С помощью богини Аталанты и лучших охотников из других стран, они смогли победить зверя и убить его. Артемида тщательно и целенаправленно спланировала раздор между лагерями, которые помогали охотиться на кабана. Они не могли договориться о доле гигантского зверя, и вскоре между ними вспыхнула ярость, которая привела к многочисленным жертвам.

Артемида также гневалась на Агамемнона, который убил ее священного оленя и хвалился лучшим охотником, нежели сама богиня. Поэтому Артемида остановила ветер, и войска возглавляемые Агамемноном застряли в Беотийской гавани. Агамемнон позже, по совету провидца Кальхаса, отдал Артемиде свою дочь Ифигению в качестве жертвы, тем самым восполнив свою глупость.


Артемида «Богиня Света»

Греческая богиня Артемида часто ассоциировалась с Луной, особенно с полумесяцем или «новой» луной. Фиби - было одним из многих имен, которыми она называлась. Имя Фиби означает «светлый» или «яркий».

Артемида «Богиня Света» имела божественную обязанность освещать тьму. Артемида часто изображалась в виде свечи или факела, освещала дорогу другим, вела их через незнакомые места.

В греческой мифологии Артемида, несмотря на ее «дикость» (ее отказ соответствовать традициям) и ее ожесточенную независимость, была изображена как одна из сострадательных богов-целителей. Из всех греческих богинь она была самой самодостаточной, живущей жизнью на собственных условиях, удобной как в одиночестве, так и в удержании бразды правления. Она была одной из самых почитаемых и древних греческих божеств на пантеоне Олимпийских игр. Храм Артемиды в Эфесе (расположенный в западной части Турции) был одним из семи чудес древнего мира.

Магия

В магии Артемиду вызывают для помощи в супружестве, рождении детей. Она Божество луны и плодородия, дарует счастье женщинам.

  • День: понедельник
  • Цвет: серебряный, синий, белый, коричневый.
  • Атрибуты: лук и стрелы, полынь, змея, медведица.
  • Камни: жемчуг, лабрадор, гранат, лунный камень.

Артемида, лань и Ифигения


Но не только для охоты использовала свои атрибуты жестокая богиня. Не задумываясь, пускала она в ход смертоносное оружие, когда считала себя обиженной.

Агамемнон и Ифигения

Микенский царь Агамемнон. Богиня потребовала принести в жертву его дочь Ифигению.

Ифигения (она же Ифимеда, спасена Артемидой) — дочь Агамемнона и Клитемнестры (по Стесихору и другим — их приемная дочь и родная дочь Тесея и Елены). Родилась в год, когда Агамемнон обещал Артемиде прекраснейший дар из родившихся.

Когда греки отправлялись под Трою и уже были готовы пуститься в путь из беотийской гавани Авлиды, Агамемнон (или Менелай) оскорбил Артемиду, убив на охоте посвященную ей лань. Артемида гневалась на Агамемнона за это, а также за то, что Атрей не принес ей в жертву золотого ягненка. Богиня наслала безветрие и флот греков не мог двинуться в путь. Прорицатель Калхант объявил, что богиня может быть умилостивлена только принесением ей в жертву Ифигении, самой красивой из дочерей Агамемнона. Агамемнон, по настоянию Менелая и войска, должен был согласиться на это. Одиссей и Диомед поехали к Клитемнестре за Ифигенией, и Одиссей солгал, что её отдают в жены Ахиллу.

Приносить её в жертву должен был прорицатель Калхант.

Но во время жертвоприношения Артемида накрыла Ифигению облаком и унесла в Тавриду, а на месте ее очутилась лань. В Тавриде Ифигения сделалась жрицей Артемиды и спасла брата своего Ореста.


Тициан. Адонис и Венера
На картине иображено, как Афродита-Венера пытается отговорить Адониса от похода на охоту


Адонис

Адонис - сын Феникса и Алфесибеи (варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или кипрского царя Киниры и его дочери Мирры).

Адонис славился своей красотой: в него влюбляется богиня любви Афродита. Его также называют возлюбленным Диониса. Был пастухом и охотником на зайцев. Похвала муз охоте вдохновила его стать охотником.

Богиня Афродита (Венера), рассердившись на не почитавшую её царскую дочь (будущую мать Адониса), внушает той страсть к родному отцу, который поддаётся соблазну, не подозревая: что вступает в связь с собственной дочерью, и после этого проклинает её (Овидий, Метаморфозы, X 300-478). Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребёнок удивительной красоты - Адонис. Афродита передаёт младенца в ларце на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с Адонисом. Спор богинь разрешает Зевс, предназначив Адонису часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой (в финикийском варианте Астартой), спутником и возлюбленным которой он становится. По одной из версий, разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит (Аполлодор, III 14, 4; Овидий, Метаморфозы, X 708-716).


Актеон

Актеон — сын Аристея и Автонои, внук Аполлона и Кирены. Его воспитывал кентавр Хирон, учивший его охоте. Участник индийского похода Диониса.

Согласно мифу, однажды Актеон во время охоты случайно подошёл к месту, где Артемида купалась со своими нимфами в реке. Вместо того чтобы в священном страхе удалиться, он, зачарованный, стал наблюдать за игрой, не предназначенной для людских глаз. Заметив охотника, разгневанная богиня превратила его в оленя, который попытался убежать, но был настигнут и разорван 50 охотничьими собаками самого Актеона. Это было на склоне горы Киферон.

Либо он заявил, что превосходит Артемиду в искусстве охоты, либо захотел вступить с ней в брак. По другому рассказу, он хвастался перед друзьями, что застал богиню во время купания.

Согласно Стесихору, Артемида «накинула на Актеона шкуру оленя», то есть превратила его в оленя, чтобы он не взял себе в жены Семелу. В другом мифе (версия Акусилая) о гибели Актеона сообщается, что Актеон был превращён в оленя Зевсом за сватовство к возлюбленной Зевса Семеле.

Одно из наиболее известных изложений мифа об Актеоне и Артемиде содержится в «Метаморфозах» Овидия. Согласно Овидию, Актеон увидел купающуюся Артемиду в Гаргафийской долине, у источника Парфений, и захотел ей овладеть. Овидий перечисляет по именам 35 собак Актеона, но не всех.

Позже Хирон изваял статую Актеона, и это утешило собак. Утверждали также, что собаки Актеона, разорвавшие хозяина, были помещены на небесный свод в виде созвездия — или Большой, или Малый Пёс.

Актеоново ложе показывали по дороге из Мегар в Платеи. Позже по оракулу из Дельф его кости разыскали и зарыли в Орхомене, когда страну опустошало привидение. Изображен с матерью в Аиде на картине Полигнота в Дельфах. Культ Актеона существовал в Платеях. По истолкованию, он был из Аркадии, потратил все деньги на псовую охоту и разорился.

Алоады

Алоады — братья От и Эфиальт, сыновья Алоэя и Ифимедии, которые славились нечеловеческой силой и буйным нравом. По Гесиоду, сыновья Посейдона, по Эратосфену, рождены Геей. В «Илиаде» упомянуто, что они сковали Ареса (V 386).

Они грозились перевернуть Олимп и взять себе в жёны Афину и Артемиду. От "сватался" к Артемиде, Эфиальт - к Афине. В возрасте девяти лет они взгромоздили Пелион на Оссу. И даже однажды пленили Ареса, заковав его в цепи и держали так 13 месяцев, пока его не вызволил Гермес. Они заточили Ареса в бочку, которая позже стала созвездием Чаши.

После чего братья за их гордыню были убиты Аполлоном и Артемидой. На острове Наксосе Артемида приняла облик оленя и встала между ними. Алоады метнули дротики и поразили друг друга. Либо Аполлон пустил лань.

В подземном царстве они привязаны змеями к столбу в противоположную сторону друг от друга, между ними сова.


Алфей

Бог одноимённой реки в Пелопоннесе, сын титанов Океана и Тефиды. Его представляют в человеческом облике. Алтарь его в Олимпии.

Был охотником, который влюбился в Артемиду и преследовал её по всей Греции. Он явился в Летрины на ночной праздник, который справляли Артемида и нимфы, но Артемида вымазала у всех лицо грязью и илом, и Алфей не узнал её. Поэтому установлены обряды Артемиды Алфееи.

Не сумев добиться любви Артемиды, влюбился в нимфу Аретусу, которая, однако, не платила взаимностью; Артемида же, спасая Аретусу от преследований Алфея, превратила её в ручей. Алфей, однако, нашёл свою возлюбленную на острове Ортигия (либо на Делосе, либо близ Сиракуз на Сицилии) — там слились воды Алфея и Аретусы. Его течение продолжается в море, что подтвердил и Дельфийский оракул.


Ниоба старается укрыть от стрел богини Артемиды свою младшую дочь. (Скульптурная группа. V в. до н. э.). Копия


Амфион, его жена Ниоба и их дети

Амфион — царь Фив, сын Зевса и Антиопы, брат-близнец Зета, муж Ниобы, отец семи сыновей и семи дочерей.

Погиб от стрел Аполлона и Артемиды либо покончил с собой после гибели сыновей. Когда хотел разорить святилище Аполлона, был убит его стрелами. Его дом был сожжен.

Ниоба — дочь Тантала и Дионы (либо Эврианассы), либо дочь Тайгеты, сестра Пелопа.

Жена фиванского царя Амфиона, возгордилась своими детьми — Ниобидами и вздумала сравниться с Лето, у которой были лишь двое детей: Аполлон и Артемида. Близкая подруга Лето. Стала говорить, что она плодовитее богини Лето, и та разгневалась. Либо стала говорить, что её дети были прекраснейшими из людей. Сведения о числе детей Ниобы расходятся. Наиболее популярной стала версия о 7 сыновьях и 7 дочерях (по Гесиоду, 10 сыновей и 10 дочерей либо 9 и 10; по Гомеру — 6 сыновей и 6 дочерей, то же у Ферекида; по Гелланику — 4 сына и 3 дочери (схолиаст к Еврипиду), по Геродору — 2 сына и 3 дочери (Аполлодор); по Ласу — 7 и 7, по Алкману всего 10, по Сапфо 9 сыновей и 9 дочерей, по Мимнерму и Пиндару — 20). По Вакхилиду, 10 сыновей и 10 дочерей. Ещё о них писали Гелланик и Ксанф. Овидий называет имена 7 сыновей Ниобы, но не имена дочерей.

Раздражённая высокомерием Ниобы, Лето обратилась к своим детям, которые своими стрелами уничтожили всех детей обидчицы. Артемида умертвила всех дочерей Ниобы в её собственном доме, а сыновей, охотившихся на склонах Киферона, убил Аполлон. По некоторым авторам, ещё 1 сын и 1 дочь спаслись. По трагедии, сыновья были убиты, охотясь на Сипиле, а дочери — во дворце, кроме Хлориды.

«Эта, пытаясь спастись, вдруг падает; та умирает,
Пав на сестру; та бежит, а эта стоит и трепещет».

Овидий, «Метаморфозы» VI,295-296

Девять дней лежали они непогребённые; наконец на десятый были преданы земле богами, ибо Зевс обратил сердца людей в камень. Ниоба от горя обратилась в камень и в вечной тоске проливала слёзы о погибшем потомстве. После смерти детей Ниоба пришла в Сипил к своему отцу Танталу и там, взмолившись богам, превратилась в камень, который струит слезы днем и ночью Упомянута в «Илиаде», превращена в камень на Сипиле, по Гомеру, в камень были превращены и другие люди, так что некому было похоронить детей Ниобы.

Такова версия этого мифа у Гомера. Многие поэты после него пользовались этим сюжетом, воспевая вошедшие в поговорку «Νιόβης πάθη», то есть, «страдания Ниобы». Особенно драматически сказание о Ниобе выражено у Овидия. По версии мифа, принятой Овидием, Ниоба после обращения в камень была унесена вихрем на родной Сипил, где каменное изваяние её срослось с вершиной Фригийской горы. Ещё в древности объясняли этот миф тем, что действительно вершина горы Сипила имеет формы человеческого тела в согнутом положении (Павзаний, I, 25, 5).

Греческий ученый Павсаний (II в. н. э.) вспоминал: "Эту Ниобу я и сам видел, поднявшись на гору Сипил; вблизи — это крутая скала, и стоящему перед ней она не показывает никакого облика женщины … если же встать дальше, то покажется, что ты совершенно ясно видишь плачущую женщину."

Могильные памятники детей Амфиона показывали в Фивах, отдельно сыновей, отдельно дочерей; а также золу от их погребального костра. По истолкованию, Ниоба поставила на могиле детей свое каменное изображение.


Покинутая спящая Ариадна


Ариадна

Ариадна — дочь критского царя Миноса и Пасифаи. Упомянута уже в «Илиаде» (XVIII 592), ее историю рассказывал Нестор в «Киприях».

Когда Тесей решился убить Минотавра, которому афиняне по требованию отца Ариадны посылали ежегодно позорную дань из семи юношей и семи девушек, и таким образом избавляли отечество от чудовища, он получил от любившей его Ариадны клубок ниток, выведший его из лабиринта, где обитал Минотавр (применять нить научил её Дедал).

Совершив подвиг, Тесей бежал с Ариадной на остров Наксос (Дия), где, по одному сказанию, Ариадна была убита стрелами Артемиды, наученной Дионисом, ибо вступила в брак с Тесеем в священной роще, по другому — покинута Тесеем и найдена Дионисом, который на ней женился.


Гвидо Рени. Состязание с Гиппоменом. Около 1612. Прадо. Мадрид


Аталанта и Гиппомен

Гиппомен был сыном Мегарея и Меропы.

Аталанта беотийская — дочь Схенея, знаменитая красотою и быстротою в беге. Каждому из искателей своей руки она предлагала состязаться в беге, причём он, безоружный, должен был бежать впереди, она же с копьём следовала за ним; если она его не настигала, то признавала своим женихом, в противном случае его ожидала неминуемая смерть. Много юношей пало от её руки, пока Гиппомен, сын Мегара или Арея, перехитрил её с помощью Афродиты. Богиня дала ему золотые яблоки, которые он во время бега ронял поодиночке. Поднимая их, Аталанта отстала, и Гиппомен первым достиг цели.

Но он забыл поблагодарить Афродиту; желая ему отомстить, она возбудила в нём такую сильную страсть, что они возлегли в храме Зевса на Парнасе. Стали львами по воле Артемиды. По другому рассказу, они возлегли в храме Кибелы, и разгневанная Кибела превратила их во львов, которых запрягла в свою колесницу. По рационалистическому истолкованию, Аталанту и Гиппомена съели львы.

После смерти её душа выбрала следующую жизнь мужчины-атлета.

Бротей

Бротей упоминается уже у Гесиода. Сын фригийского царя Тантала и нимфы Эврианассы. Он был скульптором и поклонялся богине Кибеле-Рее, чье изваяние воздвиг на горе Сипил. Бротей также был удачливым охотником. По словам Аполлодора он отказывался воздавать почести Артемиде, за что богиня поразила его безумием. Уверовав, что ему не страшно никакое пламя, Бротей сам бросился в погребальный костер и погиб в огне.

Рассказ о другом охотнике, погубленном Артемидой, приводит Диодор.

Гиппа

Вышла замуж за Эола и научила его созерцанию природы, родила дочь Меланиппу. Была пророчицей, разглашала людям замыслы богов, превращена в кобылицу. Вероятно, действующее лицо трагедии Еврипида «Меланиппа мудрая».

Согласно Еврипиду, дочь Хирона Меланиппу (либо Гиппу, также звавшуюся Фетидой) соблазнил Эол, сын Эллина. Она скрылась в горах. В день родов ее нашел отец, и она стала молить богов и превратилась в кобылицу. Артемида сделала ее созвездием Коня. По Каллимаху, она перестала охотиться и почитать Артемиду, и та превратила ее в кобылицу. Стала созвездием Коня.

Согласно Овидию, её имя Окиронея (Окирроя), она дочь Хирона и Харикло, Пророчица, предрекает божественность Асклепию. Превращена в кобылицу, получив имя Гиппа (лошадь).

Гратион

Гратион — один из ста пятидесяти змееногих гигантов. Рождён богиней земли Геей от капель крови бога неба Урана, брат гекатонхейров, циклопов и титанов.

Принимал участие в гигантомахии. Был сражен стрелой Артемиды.

Каллисто

Каллисто — аркадянка, дочь Ликаона (согласно Евмелу и другим). Именуется паррасийкой (Овидий). Либо одна из нимф (по Гесиоду), либо дочь Никтея (по Асию), либо дочь Кетея (по Ферекиду).

Находилась в числе спутниц Артемиды-охотницы.

По одной версии, Артемида застрелила её за то, что она не сохранила девственность, и Зевс послал Гермеса спасти ребёнка, которого Каллисто носила во чреве.

По другому рассказу, Зевс превратил её в медведицу, но Гера убедила Артемиду застрелить её из лука, как дикого зверя (либо стала медведицей из-за гнева Геры).

Коронида

Коронида — царевна, мать Асклепия (отец — Аполлон). Дочь Флегия из Эпидавра и Клеофемы, обитала около города Амир, на Дотийской равнине. Либо происходила из Ларисы в Фессалии, либо из города Лакрея у потоков Амира. Согласно пеану Исилла, первоначально звалась Эглой. Именуется «Азановой дочерью».

Была возлюбленной Аполлона, сопровождала отца в Пелопоннес и родила мальчика на горе Миртион (позднее Титтион) в области Эпидавра. Эта версия должна была согласовать традиции о почитании Асклепия как в Фессалии, так и в Эпидавре.

У Аполлона был ворон с блестящими, как серебро, перьями (по легенде, все вороны в то время имели такое оперение). Но ворон Аполлона отличался от других воронов: он летал быстро, как стрела, и мог разговаривать. Ворон должен был присматривать за Коронидой.

Позднее она предпочла Аполлону Исхия, брата Кенея. Аполлон убил ее (так в изложении у Овидия). По другой версии, когда она вышла замуж за Исхия, ее убила Артемида тучей стрел в качестве наказания за измену Аполлону.

В отсутствие Аполлона она пригласила Исихия разделить с ней ложе, хотя к тому времени уже зачала от Аполлона. Не успела возмущенная ворона отправиться в Дельфы, чтобы сообщить Аполлону обо всем, как тот уже узнал, что Коронида неверна. Он проклял ворону за то, что она не выклевала глаза Исхию, когда тот приблизился к Корониде. От этого проклятия ворона почернела и потомки ее с тех пор рождаются черными. Затем Аполлон пожаловался своей сестре Артемиде, и та в отместку выпустила в Корониду целый колчан стрел. Жалость охватила Аполлона при виде мертвой Корониды, но оживить ее он уже не мог: душа ее отлетела в царство Аида, а тело лежало на вершине погребального костра, по поленьям которого бежало пламя. Тогда Аполлон обратился к Гермесу, и тот изъял из чрева Корониды еще живое дитя. Это был мальчик, которого Аполлон назвал Асклепием и отдал на воспитание мудрому кентавру Хирону.


Гермес достает ребенка (Асклепия) из утробы Корониды


Ворон Аполлона стал созвездием Ворона. По одному из вариантов мифа, Корониду боги поместили на небо, где она стала созвездием Девы


Меланипп и Комефо

Меланипп из Арои (Ахайя). Влюбился в Комефо, жрицу Артемиды Трикларии и насладился с ней любовью в храме. За это их принесли в жертву Артемиде, река у храма стала называться Амелиха (Немилостивая).

Мелеагр

Мелеагр — этолийский герой, сын калидонского царя Ойнея и его жены Алфеи (либо сын Алфеи от Ареса). Упомянут в «Илиаде».

По мифу, после рождения Мелеагра Алфее было предсказано, что ее сын умрет, как только догорит полено в очаге; Алфея немедленно выхватила полено и спрятала в сундук.

Участник похода аргонавтов.

Центральный персонаж Калидонской охоты. Источником славы Мелеагра послужил недосмотр его отца. Однажды, когда Ойней участвовал в празднике урожая, он принёс благодарственные жертвы всем богам, но забыл про богиню охоты Артемиду. Оскорблённая Артемида в отместку наслала на Калидон чудовищного вепря, который губил урожай, выворачивал с корнем деревья, убивал скот и людей.

Мелеагр решил разделаться с этим чудовищем и пригласил себе в помощь прославленных героев, вместе с которыми он участвовал в походе аргонавтов: Кастора и Полидевка, Тесея, Ясона, Иолая, Пирифоя, Пелея, Теламона и других. При этом, у Мелеагра завязался роман с Аталантой. После тяжелой облавы, в ходе которой вепрь смертельно ранил Анкея, Аталанте удалось поразить его стрелой, а затем обессиленного вепря добил своим копьём Мелеагр. Копье, которым убил вепря, он посвятил в храм Аполлона в Сикионе.

В ходе возникшего спора из-за шкуры зверя, которую должен был получить наиболее отличившийся, Мелеагр присудил трофей Аталанте, но у девушки отнял его Плексипп, дядя Мелеагра по матери. Взбешенный Мелеагр убил Плексиппа и двух его братьев. Согласно другому описанию, производя раздел добычи, он взял себе голову и шкуру, но Артемида посеяла раздор среди героев, и куреты и сыновья Фестия потребовали себе половину, и Мелеагр убил сыновей Фестия.

В свою очередь Алфея, разгневавшись из-за гибели братьев, бросила полено в огонь и умертвила сына; но затем, в раскаянии, повесилась, а сестры Мелеагра, оплакивавшие брата, были превращены Артемидой в цесарок.

Мэра

Мэра (Майра) — по одной родословной, дочь Прета (внука Сисифа). Согласно поэме «Возвращения», умерла девушкой. По другой версии, дочь аргосского царя Прета, охотившаяся вместе с Артемидой, которая застрелила её, потому что Мэра родила от Зевса сына Локра и не сохранила девственность.

Одиссей встречает её в Аиде. Изображена в Аиде на скале на картине Полигнота в Дельфах.


Ойней в мантии и со скипетром. Аттический лекиф, ок. 500 года до н. э. Государственное античное собрание, Мюнхен, Германия


Ойней

Ойней — царь Калидона, сын и преемник царя Порфаона и Евриты. По некоторым, внук Ареса. Имя производно от слова «вино» (микен. wo-no).

Первым получил от Диониса в дар виноградную лозу (по рассказу, за то, что Дионис провел ночь с его женой Алфеей).

В мифы попал благодаря своим потомкам, а также благодаря одной из своей оплошности: однажды, принося богам благодарственные жертвы за урожай, он забыл про богиню Артемиду, а та в отместку наслала на Калидон чудовищного вепря.


Paysage avec Orion aveugle cherchant le soleil (lit: "Landscape with blind Orion seeking the sun")Пейзаж с Орионом или слепой Орион


Орион

Орион — знаменитый охотник, отличавшийся необычайной красотой и таким ростом, что его иногда называли великаном. Сюжеты об Орионе крайне запутаны. Местом его смерти называется Беотия, Делос, Хиос, Крит, Евбея.

Несколько версий связывают его с Артемидой. Был сотоварищем Артемиды по охоте, по некоторым вариантам-либо был возлюбленным богини, либо она его отвергала. Он был поражён стрелой Артемиды за победу над ней на охоте, или за посягательство на её девственность, или из ревности по подстрекательству Аполлона, брата богини, опасавшегося за её честь. По одной локализации, погиб от скорпиона в Беотии, домогаясь Артемиды.

По делосской версии, Эос влюбилась в Ориона и доставила на Делос. Возлюбленный Эос, убит Артемидой. На Делосе был застрелен Артемидой из лука, когда пытался изнасиловать деву Опиду, по другой версии, погиб, когда приглашал Артемиду состязаться с ним в метании диска, либо пытался обольстить Артемиду и был ею убит. По ещё одной версии, был возлюбленным Артемиды, чем был недоволен Аполлон, предложив ей выстрелить до чёрной точки, видневшейся в море. Она выстрелила, и оказалось, что она попала в голову Ориону, Артемида оплакала его и поместила среди созвездий.

Ещё один вариант: он охотился вместе с Артемидой на Крите и пообещал истребить всех зверей, за что Гея наслала на него скорпиона.

По хиосской версии, он полюбил Артемиду, но по воле Артемиды скорпион явился из горы Колоны на Хиосе и ужалил его. Он похвалялся перед Артемидой и Лето, что может истребить всё живое (либо потому, что был влюблён в Энопиона и похвалялся перед ним как охотник), а Гея наслала скорпиона, чтобы тот укусил Артемиду, но Орион сам был укушен, и Артемида вознесла его к звёздам.


Титий

Титий — великан. Либо сын Геи, либо рождён Зевсом и Эларой, дочерью Орхомена или Миния, и вскормлен Геей. Титий — хтонического происхождения: рожден в недрах Геи-земли, куда Зевс скрыл от гнева ревнивой жены Геры свою возлюбленную.

На Евбее его посещал Радаманф на корабле феаков. Отец Европы, возлюбленной Посейдона.

Позднее мстительная Гера внушила Титию страсть к любимой Зевсом Лето, великан попытался ею овладеть в чаще Панопея, но та позвала на помощь детей, и Аполлон и Артемида пронзили Тития из лука (или убит одной Артемидой). Согласно Гомеру, он погиб на Панопейском лугу, в Аиде коршуны рвали его печень.

По другому варианту, за попытку Тития обесчестить Лето Зевс поразил его молнией и низверг в Аид. Там два коршуна терзают печень (или сердце) распростёртого Тития.

Либо Зевс поразил его молнией, а в подземном царстве к нему приставлен змей, поедающий печень, отрастающую вместе с ростом луны.

Его изображение было на троне в Амиклах. Его могильный памятник был около Панопея (Фокида), по истолкованию Гомера Павсанием, место, где он лежал, называлось Эннеаплетра (Девять десятин). Скульптурная группа: Лето, Аполлон и Артемида, пускающие стрелы в Тития, была в Дельфах. Изображен в Аиде на картине Полигнота в Дельфах: не подвергается наказанию, но весь истаял.

По истолкованию Эфора, это человек, творивший насилия и беззакония, убит Аполлоном. На острове Евбея показывали храм Тития и пещеру Эларий.

Фалек

Фалек - тиран Амбракии, от которого Аполлон освободил город. Либо его убила львица, посланная Артемидой. Убил львенка и растерзан львицей.

Фоант

Фоант (Фоон) из Посидонии. На него во время отдыха упала голова кабана, которого он посвятил себе, а не Артемиде, и голова погубила его.

Хиона

Хиона — дочь Дедалиона. Мать Автолика (от Гермеса) и Филаммона (от Аполлона).

Ее также называют Филонида. По Ферекиду, она — дочь Деиона. Либо дочь Эосфора и Клеобои, жила в Форике в Аттике. По всем версиям имена сыновей совпадают.

Жертвой стала Хиона, дочь царя Дедалиона, ставшая возлюбленной одновременно двух богов - Гермеса и Аполлона, от которых она родила двух сыновей.
То, что Хиона - любовница брата, не остановило Диану, когда ей донесли, что осчастливленная двумя богами женщина вслух предположила, что наличие таких любовников свидетельствует о том, что она красивее девственной охотницы.
Оскорбленная подобным предположением, Диана выстрелила Хионе в рот, что послужило причиной смерти возгордившейся красавицы.


Художник Никола Пуссен. В рисунке из Лувра изображает максимально достоверно, показывая нам рухнувшую навзничь Хиону с вонзившейся в рот стрелой, горюющего отца и недоуменно глядящих на труп матери малышей.
Сама же Диана, не сбавляя шага, с довольным видом проходит мимо, глядя на убитую ее рукой женщину.


«…лук напрягла, стрелу наложила
На тетиву и, стрельнув, пронизала язык виноватый…
…Хочет сказать, но уж с кровью и жизнь ее покидает».

Так повествует в своих «Метаморфозах» Овидий.

Николай Кун

Вечно юная, прекрасная богиня родилась на Делосе в одно время с братом своим, златокудрым Аполлоном . Они близнецы. Самая искренняя любовь, самая тесная дружба соединяют брата и сестру. Глубоко любят они и мать свою Латону.

Всем дает жизнь Артемида . Она заботится обо всем, что живет на земле и растет в лесу и в поле Заботится она о диких зверях, о стадах домашнего скота и о людях. Она вызывает рост трав, цветов и деревьев, она благословляет рождение, свадьбу и брак. Богатые жертвы приносят греческие женщины славной дочери Зевса Артемиде, благославляющей и дающей счастье в браке, исцеляющей и насылающей болезни.

Вечно юная, прекрасная, как ясный день, богиня Артемида, с луком и колчаном за плечами, с копьем охотника в руках, весело охотится в тенистых лесах и залитых солнцем полях. Шумная толпа нимф сопровождает ее, а она, величественная, в короткой одежде охотницы, доходящей лишь до колен, быстро несется по лесистым склонам гор. Не спастись от ее не знающих промаха стрел ни пугливому оленю, ни робкой лани, ни разъяренному кабану, скрывающемуся в зарослях камыша. За Артемидой спешат ее спутницы-нимфы. Веселый смех, крики, лай своры собак далеко раздаются в горах, и отвечает им громко горное эхо. Когда же утомится богиня на охоте, то спешит она с нимфами в священные Дельфы, к любимому брату, стреловержцу Аполлону. Там отдыхает она. Под божественные звуки золотой кифары Аполлона водит она хороводы с музами и нимфами. Впереди всех идет в хороводе Артемида, стройная, прекрасная; она прекраснее всех нимф и муз и выше их на целую голову. Любит отдыхать Артемида и в дышащих прохладой, увитых зеленью гротах, вдали от взоров смертных. Горе тому, кто нарушает покой ее. Так погиб и юный Актеон, сын Автонои, дочери фиванского царя Кадма .

Актеон

Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"

Однажды охотился Актеон со своими товарищами в лесах Киферона. Настал жаркий полдень. Утомленные охотники расположились на отдых в тени густого леса, а юный Актеон, отделившись от них, пошел искать прохлады в долинах Киферона. Вышел он на зеленую, цветущую долину Гаргафию , посвященную богине Артемиде. Пышно разрослись в долине платаны, мирты и пихты; как темные стрелы высились на ней стройные кипарисы, а зеленая трава пестрела цветами. Прозрачный ручей журчал в долине. Всюду царила тишина, покой и прохлада. В крутом склоне горы увидел Актеон прелестный грот, весь обвитый зеленью. Он пошел к этому гроту, не зная, что грот часто служит местом отдыха дочери Зевса, Артемиде.

Когда Актеон подошел к гроту, туда только что вошла Артемида. Она отдала лук и стрелы одной из нимф и готовилась к купанью. Нимфы сняли с богини сандалии, волосы завязали узлом, и уже хотели идти к ручью зачерпнуть студеной воды, как у входа в грот показался Актеон. Громко вскрикнули нимфы, увидав входящего Актеона. Они окружили Артемиду, они хотят скрыть ее от взора смертного. Подобно тому как пурпурным огнем зажигает облака восходящее солнце, так зарделось краской гнева лицо богини, гневом сверкнули ее очи, и еще прекраснее стала она. Разгневалась на то Артемида, что Актеон нарушил ее покой, в гневе Артемида превратила несчастного Актеона в стройного оленя.

Ветвистые рога выросли на голове Актеона. Ноги и руки обратились в ноги оленя. Вытянулась его шея, заострились уши, пятнистая шерсть покрыла все тело. Пугливый олень обратился в поспешное бегство. Увидел Актеон свое отражение в ручье. Он хочет воскликнуть: "О, горе!" - но нет у него дара речи. Слезы покатились у него из глаз - но из глаз оленя. Лишь разум человека сохранился у него. Что делать ему? Куда бежать?

Собаки Актеона почуяли след оленя; они не узнали своего хозяина и с яростным лаем бросились за ним.

Через долины по ущельям Киферона, по стремнинам гор, через леса и поля, как ветер, несся прекрасный олень, закинув на спину ветвистые рога, а за ним мчались собаки. Все ближе и ближе собаки, вот они настигли его, и их острые зубы впились в тело несчастного Актеона-оленя. Хочет крикнуть Актеон: "О, пощадите! Ведь это я, Актеон, ваш хозяин!" - но только стон вырывается из груди оленя, и слышится в этом стоне звук голоса человека. Упал на колени олень-Актеон. Скорбь, ужас и мольба видны в его глазах. Неизбежна гибель, - рвут его тело на части рассвирепевшие псы.

Подоспевшие товарищи Актеона жалели, что нет его с ними при таком счастливом лове. Дивного оленя затравили собаки. Не знали товарищи Актеона, кто этот олень. Так погиб Актеон, нарушивший покой богини Артемиды, единственный из смертных, видевший небесную красоту дочери громовержца Зевса и Латоны.

Артемида (миф древней Греции)

Больше всего на свете любит Аполлон свою милую мать и сестру, вечно юную богиню Артемиду. Не раз разъяренный Аполлон бросался на могучих противников, защищая честь своей прекрасной сестры, стоило кому-нибудь даже имя ее ненароком упомянуть в нескромной речи. Так однажды случилось с гордыми и высокомерными сыновьями Алоэя, Отом и Эфиальтом. Они еще в раннем возрасте славились своим громадным ростом и необыкновенной силой. Да и храбрости им было не занимать. Силой они и на самом деле обладали неимоверной. Вот только гордились и заносились они сверх меры. Никого не боялись бесстрашные братья, не было у них почтения ни к кому на свете. Сумели они однажды даже кровожадного бога войны Ареса захватить и целых 30 месяцев держали его в медной темнице, пока Зевс не послал за ним быстроногого Гермеса. Гермес не стал вступать в поединок с бесстрашными братьями. Знал он, что все равно ему с ними не справиться. Он просто похитил у них Ареса и приволок его, обессиленного, на Олимп.

Чем больше взрослели и мужали От и Эфиальт, тем сильнее становились. А от этого и гордость их возрастала непомерно. Стали они похваляться перед богами-олимпийцами и даже угрожать им:
– Вот погодите, дайте нам еще возмужать, поставим мы одна на другую все горы: и Пелион, и Оссу, и Олимп, – говорили они хвастливо, – тогда поднимемся по ним, как по ступенькам, и похитим у вас, олимпийцы, Геру и Артемиду.
Услышал Аполлон эти дерзкие речи, и не мог он стерпеть таких угроз. Быстрее ветра помчался грозный бог в Фессалию, где жили От и Эфиальт. Натянул он свой далеко разящий лук, и упали, пронзенные его стрелами, гордые братья. Так и не исполнили они своих великих замыслов.
У богини Артемиды тоже есть свои заботы на земле. И немалые. Заботится она о том, чтобы все хорошо росло в поле и в лесу, цвело и давало богатый урожай. И о том тоже, чтобы все хорошо жили в своих семьях, были счастливы и не болели. Люди славили Артемиду и благодарили ее за заботу. Но больше всего любит прекрасная богиня охоту. Поэтому и называли ее богиней-охотницей. С луком и колчаном за плечами, с копьем в руках, вечно юная веселая и прекрасная богиня носилась по тенистым лесам и по залитым солнцем полянам. Не спастись от ее не знающих промаха стрел ни быстроногому оленю, ни робкой лани, ни разъяренному кабану. Веселой гурьбой спешат следом за Артемидой ее вечные спутницы – лесные нимфы. Вот раздается в лесу звонкий смех, яростный лай собак, громкие крики – это, значит, опять вышла поохотиться неутомимая богиня Артемида. Когда же надоедает ей это занятие, она спешит вместе со своими подругами-нимфами в Дельфы к любимому брату Аполлону. Выходит он навстречу своей нежно любимой сестре, и под звуки его золотой кифары они водят веселые хороводы.
А еще любит отдыхать прекрасная богиня Артемида в прохладных, тенистых гротах, там где никто не может нарушить ее покой. А после отдыха опять в трудах, ведь ее заботами растут травы и деревья, цветут цветы, а люди вступают в брак, который она благословляет. Если же кто разозлит или расстроит ее, на тех она насылает страшные болезни.