Говорят кого бог хочет наказать лишает разума. Судный час украины

Когда Бог хочет наказать – Он лишает разума. Все, у кого этот разум был и потом вернулся, и сейчас ещё остался, в этом не один раз убедились.

Однако, лишение разума – это не всегда наказание. И даже чаще всего – не наказание. Потому что то, что мы считаем разумным, таковым не является.

И спустя какое-то время ты обнаруживаешь: то, что когда-то виделось тобой как наказание, потом стало для тебя благом. И ты благодаришь судьбу, а если уже как-то ощутил высшее – то благодаришь Высшее управление, Высший разум. Потому что благодарить свой, как правило, не за что.

А вот самое настоящее наказание – когда Бог открывает твой разум и направляет его острие на твои «залежи». Тогда то, что было для тебя драгоценным, предстаёт в виде весьма неприглядном. Твой разум, разведённый эгоизмом, вдруг начинает концентрироваться.

Ты ходил и гордился собой. Мнил себя особо значимым и чуть ли не праведником. А Он взял – и как фонариком высветил всю гниль под разукрашенной оболочкой. Потревоженные ярким светом, поползли оттуда мерзкие насекомые. Ты был важен для себя, для себя ты был всем - и вмиг стал никем.

Вознёсся – упал. Это стыд, мука стыда.

Но тот же разум говорит тебе: минуточку, а разве это я сам породил этих насекомых? Меня таким создали. Этих мерзких тварей сотворили одновременно со мной. Я их только подкармливал, ну и потом, может, прятал от чужих глаз, разукрашивал свой «фасад». Я, может, пытался их вывести, когда замечал! Но у меня ничего не получалось.

Значит, это не я виноват?! А кто виноват?

И я обвиняю... Обвиняю кого? Ну, понятно, что не родителей, они такие же заложники в этой жизни, как и я. Я выражаю претензию Тому, кто всё создал - Богу! Этим я отдаляюсь от Него, я негодую и... боюсь. Потому что проваливаюсь, теряю опору. Чую с гибельным восторгом – пропадаю!

К этому можно отнестись как к трагедии. Что дальше? Разодранная на груди рубаха. Нигилизм и депрессняк.

А можно расслабиться и прикинуть вот такую «тему»: всё это – игра. Если хочешь – «деловая игра». Сейчас это креативно – когда за твои деньги тебя учат тому, как «делать» деньги. При этом откуда берутся деньги, не объясняют.

И «всё – игра» - это то же самое, но – почти. «Коуч» здесь не берёт, а даёт. И всё объясняет – но не на словах. Ему нравится радоваться, когда ты выиграл. И Он с тобой огорчается проигрышам и даёт очередные задания. Это, скорее, не тренер, и не дрессировщик, который обожает возиться со зверями, а любящий родитель, ибо все мы – Его чада.

Принципиальная разница в цели игры, ибо для Него объект – это душа, а цель – её развитие вплоть до подобия Себе, потому что создана душа уже с таким замыслом, но без наполнения, а с вакуумом.

Трудно свыкнуться с тем, что твоя жизнь – игра. Это даёт ощущение собственной неполноценности. Получается, что ты – фишка, ты даже не видишь игральные кости, не говоря уже о том, чтобы их бросать. Для твоего эго и не менее капризного тела это катастрофа, мука и страдание.

Поэтому, если ты всё же намереваешься дальше духовно расти – твоему эго с телом не повезло. Но они не смирятся с этим, не будут это принимать. Они ещё тебе начнут мстить за невнимание и за ущерб своему благополучию! Тебе предстоит часто слышать и чувствовать нытьё и вопли о том, как им не хочется, это будет очень нудно и навязчиво – они тебя достанут!

Иисус Христос молился перед крестной смертью: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты».

Такого, да ещё добровольно, ты не потянешь, потому что до Иисуса тебе – как до... До чего? Ведь есть вера: уверовал и вместил, и сподобился! И тогда ты можешь к нему «обратиться за опытом». Не хочешь?! Ну вот – как всегда!

Хочешь, а как только придётся жертвовать своим драгоценным эго с телом, - сразу не хочешь. Даже ощущается это так, что сидящий в тебе праведник хочет, а ещё бОльший по массе грешник – ни в какую не хочет! И тщедушного праведника давит своей массой.

Можно долго разбираться, копаться, выяснять и предъявлять претензии то Богу, то дьяволу. А можно выше своего разума напрямую обратиться к Разуму высшему – к Богу-Творцу. Открыть душу. Вернее, выдрать из эгоизма точку, в которую Творец вложит импульс веры - как программы развития до достижения подобия Ему. Что-то подсказывает, что так будет быстрее и надёжнее.

Батюшка, правда ли что, если Господь желает наказать человека, то отнимает разум (человек становится умалишенным или душевнобольным). Моей матери врачи поставили диагноз-шизофрения. Как человеку жить с таким диагнозом? Что нам (родным) делать?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Приведенная в письме мысль относится к области эллинской языческой мудрости. Впервые она встречается в дошедшем до нас фрагменте трагедии неизвестного древнегреческого автора: «Когда Божество готовит человеку несчастье, то прежде всего отнимает у него ум, которым он рассуждает». Имеется латинский вариант: «Quos Deus perdere vult dementat prius» (Кого Бог хочет погубить, того он сначала лишает разума).

Правильно понять мысль, содержащуюся в этом афоризме, помогают слова неизвестного греческого поэта, которые приводит афинский оратор Ликург (390 - 324 гг. до Р.Х.) в речи против Леократа: «Когда гнев богов постигает человека, то прежде всего божество отнимает у него здравый смысл и дает превратное направление его мыслям, чтобы он не сознавал своих ошибок». Как видим, нет никаких оснований к любой душевной и умственной болезни применять данное изречение. Наказание заключается не в самом факте лишения разума, а том, что, лишившись разума, человек может сделать какой-нибудь неверный шаг, ведущий его к гибели.

Простое противопоставление людей на разумных и на лишенных разума, характерное для языческой философии, полностью преодолено в христианстве. Богооткровенная новозаветная религия мерилом всего ставит не разум, а святость, которая доступна всем: больным и здоровым, разумным и немудрым. Священное Писание ясно и определенно различает состояние отсутствие (или ослабление) разума как болезнь и безумие как слепое и безрассудное отрицание Бога. Текст 13-го и 52-го псалмов убеждает, что Слово Божие безумие отождествляется с безбожием: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс.52:1). Такое состояние, в котором живет большинство людей, является по-настоящему трагичным.

Душевная или умственная болезнь, постигшая человека, живущего с верой, - не трагедия, а крест. Особенно тяжел он для самых близких ему людей. Нужно отнестись к этому с полным доверием к Божественной воле, непоколебимо веря, что она ведет ко спасению, как самого больного, так и родных, которые проявляют деятельную христианскую любовь. От нас сокрыто в Премудрости Божией то, что ведомо только Господу. Родственники должны осознать, что болезнь близкого им человека является испытанием их христианских добродетелей и духовной школою, без которой трудно спастись.

Необходимо такого человека регулярно причащать, водить в храм, помогать ему в молитвенной жизни. Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово (2Фесс.3:5).

Может ли Бог наказывать? Может ли Бог мстить? Может ли Он помнить зло? Многие уверены, что может. Ведь в Библии есть много мест, где мы видим следы «гнева» Божьего: сожженные города, где торжествовал модный ныне в Европе грех, – Содом и Гоморра; поглощение разверстой землей самозваных конкурентов Моисея – Корея, Дафана и Авирона. Примеров несть числа – вплоть до бичевания Христом торговцев в храме.

С другой стороны, одна из ипостасей Бога – Дух, который есть Любовь. О ней сказал апостол Павел: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

И другой апостол написал: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине».

Как же можно это совместить? Единственным способом. Воспоминанием дней творения мира и пониманием свободы, данной человеку при сотворении мира.

Бог создал Адама подобным себе. Главный отпечаток Божьего перстня в воске нашей души – благость и свобода. Богу не нужны оловянные солдатики, которые бы Он – как игрок – передвигал по шахматной доске. Ему нужны живые и свободные личности.

Свобода имеет выбор – любить Бога или не любить, а иначе она не была бы свободой. Человек волен идти в селения райские или, наоборот, добровольно удалиться во тьму внешнюю.

Греша, человек приходит в область, населенную дьяволами. В некий Мордор, где все гремит, взрывается, приносит смрад и боль. И Бог не может, не повредив глубинной конструкции человека, насильно выдернуть его из ужаса, в который он сам себя затащил. Нельзя спасти того, кто прячет руки за спину. Кто хочет упасть, все равно упадет, как его не держи. И если удерживать, то еще будет злиться.

Таким образом, во вселенной существуют некоторые комнаты ужаса, куда человек приходит сам. Это не гнев Божий, а наша глупость казнит нас вдали от Бога. Это наша злость, а не жестокость Бога, бросает нас в объятия беспощадных разрушителей – духов злобы. И мы по своей слепоте и жестокости свои свойства зла приписываем Богу.

Человек сам несет ответственность за свой выбор, за то, что будет написано на страницах Страшного Суда в томе, посвященном его жизни. Страницы своей хартии мы пишем сами, сию секунду, под вежливым взором переживающего за нас Христа. Гнев – это вещь, совершенно не приложимая к Богу.

Когда не было Христа и апостола Павла, не было и слов о Любви, то люди справедливо решили, что Бог – это некто вроде Небесного Царя и Судьи. Этому Судье зачем-то потребовалось создать мир. В нем Он утвердил правила. Благо – следование Его Закону. Грех – преступление перед Законом, беззаконие. Преступление предполагает наказание. Все как у людей: Царь, суд, тюрьма или санаторий.

Но у Бога все не как у людей. Он благ. Он пребывает в абсолютном покое. То, что мы подразумеваем под Его «гневом», – наша извращенная проекция Его заботы. «Гнев Божий» – это Промысл, криво отраженный в нашей душе.

Безобразничает человек – Господь лишает его силы к греху. Безумствует и приносит горе – связывает, как больного в клинике. Не потому что строг и зол, а потому что желает спасения безумцу.

Читаем в Евангелии о больном:

И вот принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И Иисус, видя веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

Отметим три важных момента, которые не уловили фарисеи.

Во-первых, его принесли к Богу. Бывает, Бог Сам пытается привлечь к себе загулявшего сына. А тут Его работу сделали люди. Значит, любовь где-то теплилась рядом с больным, и он мог ей научиться. Это частично приклонило внимание Христа к этой компании среди моря народа.

Второе – «видя веру их». Мы тоже водим своих немощных родственников по больницам, имея на руках полис или деньги. А эти пришли и без страховки, и без денег. На что они надеялись? На чудо! Ничего себе. Так вот быть уверенным, что если подергать Бога за край ризы, то вот тебе Он и даст. Для того чтобы потребовать чуда, нужно иметь абсолютную уверенность в Его любви. Нужно знать Бога. А в этом и есть вера. Ведь не делами закона они пришли покупать здоровье товарищу.

Этим поступком друзья больного исповедали новое, сказать точнее, забытое качество Бога – благость и любовь. И свидетельство было публичным, что в данном случае тоже было важно.

И, в-третьих, Христос, зафиксировав первые два момента, учит больного: «Делай точно так же, как твои друзья: люби ближнего и знай, что Бог благ. Бог называет тебя чадом, уясни, что Он не царь, не судья, а Отец тебе!»

«Дерзай » – так говорят ребенку, делающему первые шаги.

«Прощаются тебе грехи » – в этом диалоге означает, что если заблудший сын меняет вектор движения от погибели к Богу, то он больше не грешен.

Не случайно в Слове Иоанна Златоуста, читаемом на Пасху, написано:

«… любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго, якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа. И последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует, и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит».

Потрясающие откровение святого: и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит.

То есть Богу не так важны дела, как цель, к которой стремится душа.

Именно разное понимание греха и породило конфликт фарисеев и Христа. Фарисеи были возмущены УДО – условно-досрочным освобождением больного. Ведь им казалось, Бог такой же, как они – судья, прокурор, охранник в одном лице. Мы часто приписываем Богу свои немощи.

Вот на преступника наложено наказание, внесен приговор, назначен срок. От народа Израиля такому преступнику позор и изоляция. Для фарисеев грех – статья Закона. Для Христа грех – вектор, движение от Бога. То есть грех – все, что сделано без Бога. А благо – все, что сделано во имя Бога. Очень просто, если положить в основу любовь. Для фарисеев основа закона – страх. Для Христа – любовь. В глазах фарисеев пришел некто, ломающий Закон и вводящий новые правила.

Покушение на Закон в их глазах было покушением на основы мироздания, на основы договоренностей Бога и человека. Бог ранее ничего им не говорил о любви по их жестокосердию. Но когда в Израиле накопилась критическая масса людей с чистым и милостивым сердцем, новый этап откровения стал возможен.

И самая главная тема конфликта – присвоение Христом Себе полномочий Бога: оставлять грехи. Для иудеев Бог был подобен какому-то грозному, великому, непостижимому существу. Его слава лишь отчасти была видима ими в светлом грозном облаке, блистающем молниями и водившем Израиль по пустыне.

Вот тут-то и проходит очень важная грань познания Бога в истории человечества. Поступок Христа был молнией личного откровения. Бог Сам приподнял завесу Своей таинственности. Сам, желая мира, постарался устранить отчуждение. Сам напомнил о Своей феноменальной близости. Он дал новую трактовку греха как нежелания человека любить Бога. Он показал, что не хочет общаться со своим творением посредством договора. Мы ведь не бизнес-партнеры, а родня.

Этим исцелением Христос напомнил забытые слова о том, что сказал Бог в день творения Адама:

Сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему.

Ясно, что не по внешнему подобию, а по внутреннему. А внутренняя печать и есть часть Бога, живущая в нас. Печать Бога в душе – это не мертвый штамп на бумаге. Душа – не бумага, а образ – не мертвый оттиск. Это отражение в живом зеркале живого Образа. Он не только внешний! Он и внутри человека. Он всеобъемлющий. Живая печать Бога вообще видна на всем, что есть в мире. Бог рядом.

Христос, по сути, не сказал ничего нового. Просто фарисеи забыли о главном, о божественных дарах, об отцовском перстне на руке: о свободе, родстве и любви. И это оказалось страшным в своих последствиях. Не потому был разрушен Иерусалим, что иудеи распяли Христа и кричали:

– Кровь Его на нас и на наших детях.

Христос жалел город и плакал, глядя на Иерусалим, готовящийся рухнуть в бездну. Христос не мстил. Это люди распявшие Христа, отведя руки Бога, сами прошли ворота Мордора и отдали себя во власть разрушения.

Что можно было сделать, если и слезы, и радость Христа не смогли их остановить: «Целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному».

Никто не желал смерти Иерусалиму, кроме него самого. Народ перестал соображать, что Закон и жизнь в Боге есть разные вещи. Грехом Иерусалима стало то, что вектор его движения стал направлен не в сторону Бога, а в сторону механического Закона, прочь от Замысла Бога, реализованного во дни творения.

Этот диалог с фарисеями был попыткой напоминания о существе отношений между Богом и человеком. Христос не гневался и укорял фарисеев довольно мягко. Вообще, они были единственными оппонентами, с кем он считал нужным говорить. Он призывал их посмотреть не на букву закона, а на свое сердце, которое должно были ликовать, находясь рядом с Господом. А оно не дрогнуло и осталось недвижимым. Христос тщетно пытался разбудить их сердца. Он остался верен Своему доброму, неожиданному для них отцовскому чувству:

Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

Он считал нужным говорить с ними. Он считает нужным говорить и с нами добрыми словами, ожидая, когда мы повернемся к Нему лицом.

Как хорошо об этом обращении сказано в восьмой молитве Иоанна Златоустого вечернего правила:

«Ей, Господи мой и Творче, не хотяй смерти грешнаго, но якоже обратитися и живу быти ему, даждь и мне обращение окаянному и недостойному; изми мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива» .

Драматургия тех дней и сегодня актуальна для каждого человека, живущего в мире. Мы можем сами выбирать, кто нам Бог: Судья или Друг, Отец или некто внешний. Сами устанавливаем с Ним отношения: договор или любовь. Сами решаем, что нам думать о Боге – зол Он или благ. Человек может даже решить, что Бог ему не нужен. Решение быть с Богом или без Него – главное решение в жизни. А следующее решение – кем мы хотим видеть Бога.

Ему хочется, чтобы мы были Ему чада. Ему хочется быть родным Отцом.

Главное – не ошибиться, как уже однажды ошиблись люди, спорящие со Христом. Им хотелось, чтобы он был Царем и Судьей, жить с ним по Закону, выключив сердце, вытолкнув Бога на небо. Им хотелось что-то отдать Богу, а что-то оставить себе. Зажать.

Бог оставил человеку некоторое пространство свободы внутри его личности. А человек, пользуясь свободой, решил его существенно расширить. Что, собственно, и было предметом первородного греха. Человеку захотелось иметь свое собственное пространство, в которое бы Бог не входил по договоренности, по Закону. Вот мир Бога и Церкви, а вот мой личный мир, в котором хозяин только Я. И законы в нем только мои.

Знакомая всем нам история.

Такая поврежденная душа похожа на разбитое зеркало, которое отражает осколки. Поэтому оно видит часть мира с Богом, а часть – без Него. Только в кривом и разбитом зеркале в Боге виден дух гнева.

А Он – Любовь. Это ж Господи зрячему видно, а для нас повтори:

Бог есть свет и в нём нет никакой тьмы.

В память о том, как друзья принесли больного ко Христу, и я прошу молитв о р.б. Сергии, которому кроме всего прочего, нужно чудо.

От редакции "Россия навсегда": На фото: Торжественное перезахоронение останков эсесовцев в селе Гологоры Львовской области, 2013 год ()

Когда Бог хочет наказать человека, то лишает его разума. Это самое страшное наказание постигло сейчас Украину. Если в начале ужасного бедствия хотелось кричать — "почему, за что?", то сейчас ответ однозначен — за грехи тяжкие, за ненависть и невинно пролитую кровь, за ложь и лицемерие киевской и днепропетровской хунты, за зверство бандеровского отродья. Это не человеческие дети стреляют в своих братьев-славян, а ведьмины. Это не жены, не матери молятся за своих мужей, сыновей — это ведьмы кричат: дайте нашим упырям танки, бронежилеты... Разве может мать желать смерти чужим детям, если она любит своих?! Воистину, Бог лишил разума целый народ. Люди перестали быть людьми, оглохли, ослепли, и сердца их окаменели.

Сучьи дети пропрыгали на майданах свою судьбу, свою страну. Текут реки крови, а прозрения и покаяния нет. Кто и за какие столетия, за сколько поколений отмолит эти преступления и очистит душу от страшного грехопадения?!

Русские люди, не верьте бандеровским обещаниям мира! Они иезуиты! Лучше посадить их в один поезд и оправить в так любимые ими Европу и Америку, чтобы духом их не смердело на Русской земле!!!

Не могу и не хочу называть украинцев-мазепинцев сестрами и братьями, потому что они забыли, что они — русские, славяне. Они предали самих себя, сделались манкуртами, каинами. Я обращаюсь к той немногочисленной части украинского народа, которая в страшных условиях бандеровской оккупации сохранила свою русскую душу, с просьбой молиться за народ Украины, просить Бога спасти молодое поколение от бандеровской фашистской идеологии.

Господи, спаси и помилуй чистые души!

Я проклинаю войну, тех, кто разжег этот страшный чёрный огонь, и всеми силами сердца атакую поле войны!

Пусть победит любовь, пусть будет мир на всей земле!

  • Ольга Шевченко
  • 5.09.2014

СУДНИЙ ЧАС УКРАЇНИ

Коли Бог хоче наказати людину, то відбирає у неї розум. Ця найстрашніша кара спіткала сьогодні Україну. Якщо на початку страшної біди хотілося кричати — "чому, за що?", то зараз відповідь однозначна — за гріхи тяжкі, за ненависть і невинно пролиту кров, за брехню і лицемірство київської і дніпропетровької хунти, за звірство бандерівських виродків. Це не людські діти стріляють в своїх братів-слов"ян, а відьомські. Це не жінки, не матері моляться за своїх чоловіків, синів — це відьмачки кричать: дайте нашим упирям танки, бронежилети… Чи може матір бажати смерті чужих дітей, коли вона любить своїх?! Воістину, Бог відібрав розум цілому народу. Люди перестали бути людьми, оглохли і осліпли, а серця їх закам’яніли.

Сучі діти проскакали на майданах свою долю, свою державу. Течуть ріки крові, а прозріння і каяття не видно. Хто і за які століття, за скільки поколінь відмолить ці злочини і очистить душу від страшного гріхопадіння?!

Руські люди, не вірте бандерівським обіцянкам про мир! Вони єзуїти! Краще посадити їх в один поїзд и відправити в їх любиму Європу і Америку, щоб духом їх не смерділо на Руській землі!!! Я не можу і не хочу називати українців-мазепинців сестрами і братами, бо вони забули, що вони — руські люди, слов’яни. Вони зрадили самих себе, стали манкуртами, каїнами. Я звертаюсь до тої невеликої частини українського народу, яка в страшних умовах бандерівської окупації зберегла свою руську душу, з проханням молитися за народ України, просити Бога врятувати молоде покоління від бандерівської фашистської ідеології.

Господи, спаси і помилуй чисті душі!

Я проклинаю війну, тих, хто розпалив цей страшний чорний вогонь, і всіма силами серця атакую поле війни!

Хай переможе любов, хай буде мир на всій землі!

  • Ольга Шевченко
  • 5.09.2014

Село Червоное Золочевского района Львовской области. Торжественное перезахоронение 13 украинских эсесовцев из дивизии "СС Галичина", разбитых в боях с Красной Армией в Бродовском котле ()

28 июля 2013 в с.Гологоры Золочевского района Львовской области. Торжественная церемония перезахоронения останков 16-х эсэсовцев из дивизии ваффен СС "Галичина", которая "прославилась" на Волыни. Оказалось, некоторые "солдаты", принимавшие участие в церемонии, были одеты даже не в форму национального подразделения СС, а в форму лейб-штандарта "Адольф Гитлер" этих карательных войск.

Бандеровский "памятник" на месте Бродовского котла ()

Протесты на Западной Украине против мобилизации . Фото: Василий Ваньков

    Ср. Тут уж меня никто не уговаривал: захочет кого Господь наказать разум отымет, слепоту на душу нашлет!... П.И. Мельников. Красильниковы. 2. Ср. Вот подлинно, если Бог хочет наказать, так отнимет прежде разум. Гоголь. Ревизор. 5, 8. Городничий.… …

    Ходил черт за облаками, да оборвался. Ср. Не возносися гордостью. Сатана на небесех сидел, а загордился, куда свалился? Мельников. В лесах. 2, 5. Ср. Hochmuth kommt vor dem Fall. Ср. Pride goes before and shame follows after. Ср. L orgueil… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    См. Кого хочет Бог наказать, у того отнимает разум … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. Кого хочет Бог наказать, у того отнимает разум … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. Кого хочет Бог наказать, у того отнимает разум … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Дьяволъ гордился, да съ неба свалился. Ходилъ чортъ за облаками, да оборвался. Ср. Не возносися гордостью. Сатана на небесѣхъ сидѣлъ, а загордился, куда свалился? Мельниковъ. Въ лѣсахъ. 2, 5. Ср. Hochmuth kommt vor dem Fall. Ср. Pride goes before … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    ИОАНН ДУНС СКОТ - [лат. Ioannes (Johannes) Duns Scotus] († 8.11.1308, Кёльн), средневек. философ и богослов, католич. священник, член монашеского ордена францисканцев; в католич. Церкви прославлен в лике блаженных (пам. зап. 8 нояб.). Жизнь. Иоанн Дунс Скот. 1473… … Православная энциклопедия