Небесные покровители вооруженных сил и силовых ведомств. Святой покровитель

28 июля - память покровителя Внутренних Войск МВД России равноапостольного князя Владимира

Князь Владимир был сыном Святослава от древлянской княжны Малуши. Родился он в 963 году. Воспитывал Владимира брат его матери язычник Добрыня. В 972 году князь Владимир стал править Новгородом. В 980 г. в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. Он завоевал Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. У него было пять жен и многочисленные наложницы. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою веру. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, - говорили они потом Владимиру, - на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга - мудрейшая из людей».

Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константино-поль к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.

В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»

Возвратившись в Киев в сопровожден корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них идол Перун был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской проповедью. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия крешения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: «Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не приняли».

В назначенный день жители Киева собрались на берег Днепра. Сюда явился сам Владимир с христианскими священниками. Все киевляне вошли в реку, кто по шею, кто по грудь; взрослые держали на руках младенцев; священники на берегу читали молитвы, а святой Владимир, объятый восторгом, молился Богу и поручал Ему себя и свой народ.

После Киева и его окрестностей святая вера была насаждена в Новгороде. Первый киевский митрополит Михаил в 990 г. прибыл сюда с шестью епископами в сопровождении Добрыни, дяди святого Владимира. Сначала ниспровергли идола Перуна, как и в Киеве влачили по земле и ввергли в реку Волхов; после этого оглашали и крестили народ. Из Новгорода митрополит Михаил в сопровождении четырех епископов и Добрыни прибыл в Ростов и здесь крестил многих, рукоположил пресвитеров и воздвиг храм. Впрочем, язычество долго держалось в Ростове, так что первые два епископа Ростовские, святые Феодор и Иларион, после многих усилий в борьбе с язычеством вынуждены были оставить свою кафедру. Для искоренения язычества и утверждения святой веры много здесь потрудились святые епископы Леонтий и Исаия и преподобный Амвросий, архимандрит основанной им Ростовской обители.

В 992 году святая вера была насаждена в Суздальском крае. Сюда прибыл святой князь Владимир с двумя епископами. Суздальцы охотно крестились.

Дети святого Владимира, которым он раздал уделы, заботились о распространении и утверждении христианства в подвластных ему областях. Так в Х веке, кроме Киева, Новгорода, Ростова и Суздаля, святая вера была насаждена в городах Муроме, Полоцке, Владимире Волынском, Смоленске, Пскове, Луцке, Тмутаракани и в земле древлянской. Впоследствии в пределах страны вятичей (в дальнейшем Курская, Орловская, Тульская и Калужская губернии) много потрудился для евангельской проповеди преподобный Кукша, инок Печерской обители, который принял от язычников мученическую смерть.

Вообще христианская вера в первое время распространялась преимущественно около Киева и по великому водному пути от Киева до Новгорода. От Новгорода она распространилась по волжскому пути. Под влиянием Православной веры славянские племена стали объединяться в единое государство.

Успешному распространению веры Христовой среди русского народа содействовало в особенности то, что она распространялась большей частью мирными средствами - проповедью, убеждением (а не огнем и мечом, как это нередко делалось римо-католиками) и, притом, благодаря трудам святых Кирилла и Мефодия, на родном славянском языке.

От русских православная вера Христова проникла в среду инородцев, живших по соседству и на окраинах Руси. Так, в X - XIII веках начали принимать крещение некоторые из финских племен (ижора и корела), чудь, черемисы и вотяки, инородцы вологодского края и др. В начале XIII века воздвигнут был на берегах Волги и Оки Нижний Новгород как крепкий оплот Православия среди инородцев Поволжья и средней полосы России.

На западе России распространение православной веры встретилось с другим сильным влиянием, которое шло от Римо-католической церкви. В Финляндии проповедовали латинские миссионеры из Швеции. На юг от Финского залива сначала утвердилось Православие, но впоследствии сюда проникли латинские миссионеры из Дании. В конце ХII века в Ливонии основался латинский орден меченосцев, который противо-действовал и русскому влиянию, и успехам Православия. В Литве Православная вера стала распространяться еще в XII веке из соседних русских поселений. В XIII веке, когда литовские князья овладели русскими городами Новогрудком, Слонимом, Брестом), некоторые из них приняли крещение.

Успехам святой веры в особенности способствовала в XIV веке мученическая кончина за нее трех придворных вельмож литовского князя Ольгерда (сына Гедимина, основателя литовского княжества), а именно святых Антония, Иоанна и Евстафия. Но в конце того же века Литва и подчиненная ей православная западная Русь соединились с католической Польшей. После этого большие усилия Римских пап направляются к тому, чтобы, во-первых, отделить юго-западные епархии от единой Российской церкви, а во-вторых, ввести здесь так называемую литовскую унию.

Внутренние войска МВД России через тысячелетие продолжают дело, начатое святым равноапостольным великим князем Владимиром. Они - надёжный щит и острый меч государства в разрешении межнациональных конфликтов, в непримиримой борьбе с сепаратистскими, националистическими и религиозными агрессивными попытками разрушить целостность Российской Федерации.

Воины внутренних войск, ежечасно рискуя собственной жизнью, стоят на страже справедливости и закона. Русская Православная Церковь непрестанно возносит свои молитвы к Господу Вседержителю о доблестных сынах Отечества, являющих преданность ему и готовность жертвенно служить делу защиты Родины и мирной жизни сограждан. Внутренние войска МВД России и Русскую Православную Церковь связывает крепкое содружество. В региональных командованиях согласованы и подписаны договоры с руководителями епархий на местах о совместной деятельности в духовном просвещении и воспитании личного состава. Это позволяет активно использовать высокий моральный авторитет и многовековой опыт Русской Православной Церкви в нравственном и патриотическом воспитании военнослужащих, помогает в решении стоящих перед войсками служебно-боевых задач.

В 2002 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил начинание по обретению внутренними войсками МВД России святыни - особо почитаемой иконы и святых покровителей воинских коллективов.

Главная икона внутренних войск МВД России - образ святого равноапостольного великого князя Владимира. Киот изготовлен в мастерской Кафедрального соборного храма Христа Спасителя и выдержан в древних воинских и христианских традициях. Он выполнен из дерева по старинным технологиям резьбы по дереву, покрыт натуральными минеральными красителями. Общий вес иконы в киоте около 100 кг. Образ написали московские иконописцы супруги Васильевы.

В верхней части киота помещён крест с распятием, над которым позолоченная лента с воинским девизом: "С нами Бог, никто же на нас" .

Все время икона находится в здании Главного командования внутренних войск и лишь один раз в год - в день памяти Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира - перемещается в Храм Христа Спасителя для поклонения ей верующих.

С момента появления первого регулярного войска в нашей стране возникла и добрая традиция иметь православным воинам своих небесных покровителей. В дореволюционной России все, кто носил военную форму, конечно, считали своим покровителем архангела Михаила. Но воздушный флот, к примеру, еще особо чтил Илью Пророка. Покровителями конницы считались святые Флор и Лавр. А святой Георгий Победоносец покровительствовал казачеству. Во всех воинских частях строили храмы во имя любимых святых. В сегодняшней Российской армии об этой светлой традиции тоже не забыли. Почти у каждого рода или вида войск есть свой небесный защитник. Вот некоторые из них.

Главный покровитель Вооруженных сил Российской Федерации и Сухопутных войск — святой великомученик Георгий Победоносец

Он родился в середине 270-х годов в Каппадокии (область в Малой Азии), в очень богатой и знатной семье, исповедующей христианство. Его отца убили, когда Георгий был еще младенцем. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину, где и воспитала его. Когда мальчик подрос, он поступил на службу в римское войско. Юноша превосходил всех умом, мужеством, физической силой и быстро стал самым заметным воином в своей когорте (подразделение легиона, около 1000 человек). Уже в 24 года его назначили командиром элитной когорты инвикторов (в переводе с латыни — непобедимые). В войне с Персией 296–297 годов Георгий не раз проявлял отвагу и был включен в число комитов — приближенных императора. По нынешним временам это член военного совета рода войск, представитель верховной ставки.

В 303 году император Дилектиан начал гонения на христиан, и первый его удар был направлен на армию, где их было большое количество. Он думал, что будет легко сломить остальных, если одолеет сопротивление военных. Его план сработал не в полную силу. Многие воины решили уйти со службы и стать простыми гражданами, лишь бы не отрекаться от веры в Христа. Но были и такие, кто открыто возразил. Георгий раздал имущество бедным и во всеуслышание перед императором объявил себя христианином. Его арестовали и стали пытать.

В течение восьми дней Георгия подвергали самым изощренным пыткам. Но все было тщетно. Каждое утро от ран не оставалось и следа. В недоумении и ужасе охранники всматривались в него и убеждались в том, что действительно происходило чудо.
Георгий перенес все мучения и не отрекся от Христа. В ночь перед смертной казнью к нему во сне явился Спаситель и сказал, что его ожидает рай. Наутро спокойно и мужественно бывший воин преклонил свою голову под меч. Это было 23 апреля 303 года.

Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30 лет.

У многих может возникнуть вопрос, почему в иконографии святой Георгий изображен на коне, убивающим змея? Это одно из самых известных посмертных чудес, совершенных святым. Как гласит предание, в озере, на берегу которого стоял город, появилось чудовище — не то змий, не то дракон. Попытки победить его с оружием в руках ни к чему не привели. Тогда жители, будучи язычниками, решили принести в жертву зверю царскую дочь. В момент, когда девушка должна была быть съедена, с небес на землю явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.
Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна —церковь, змей — язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием».

Покровитель Воздушно-десантных войск — пророк Илия

2 августа отмечается день рождения российских Воздушно-десантных войск. Этот же день является днем пророка Илии, в его честь проводятся литургии и устраивается крестный ход.

Святой пророк Илия — один из величайших пророков Ветхого Завета — родился в Фесвии Галаадской в 900 году до нашей эры. Данное младенцу имя Илия (крепость Господня) определило всю его жизнь.

С малых лет он посвятил себя Богу. Жил в пустыне, соблюдая строгий пост и молитвы. В то время израильский народ поклонялся языческим идолам, что привело к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахаву в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к вере в одного Бога. Царь не послушал его. Тогда пророк Илия объявил ему, что в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве. И действительно, наступила засуха и голод по всей земле.

По прошествии трех лет пророк Илия велел собрать на гору Кармил всех жителей Израиля. Когда народ собрался, он предложил соорудить два жертвенника: один — от жрецов, другой — от пророка Илии для служения истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, — сказал пророк Илия, — и все должны будут поклониться Ему.

По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду, а затем небо отверзлось, и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю. Увидев произошедшее, миллионы людей сделали для себя выводы.

Позже за свою пламенную ревность о славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице, так его изображает и иконописная традиция. По преданию, пророк Илия будет предтечею страшного второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Святитель Николай Чудотворец — покровитель Военно-морского флота

Святой Николай Угодник родился в городе Патаре Ликийской области (ныне Турция). Совсем молодым он был возведен в сан священника. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно трудясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, священник Николай проявлял великое милосердие, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим.

Чудотворный дар Николая открылся, когда он плыл на корабле паломником в Святую землю. Он предупредил команду о надвигающейся буре и оживил матроса, упавшего с мачты.

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, по дороге Николай предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого дьявола, вошедшего на корабль.

Много других чудес совершил он. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай в 345 году мирно умер.

Он особо почитается в России как скорый помощник в самых, казалось бы, безнадежных и неразрешимых проблемах — и духовных, и житейских. Трудно представить корабль под российским флагом, на котором не было бы иконы святого Николая Чудотворца.

Покровительница Ракетных войск стратегического назначения — святая великомученица Варвара

Память великомученицы Варвары — святой, которая приняла смерть за Христа в IV веке, — празднуется 17 декабря. В этот день в 1995 году Президент России подписал указ об установлении Дня ракетных войск стратегического назначения. В том же году, побывав в Главном штабе РВСН во Власихе, Святейший Патриарх передал ракетчикам икону св. великомученицы Варвары. Ее изображение теперь есть на каждом командном пункте всех ракетных дивизий России.

Святая великомученица Варвара жила с отцом в городе Илиополе Финикийском, в царствование императора Максимилиана. Она рано лишилась матери. Овдовев, отец сосредоточил все свое внимание на воспитании единственной дочери. Всячески оберегая ее от общения с неугодными людьми, он поселил ее в башне. К ней имели доступ только учителя и служанки.

Однажды, когда отца не было дома, Варвара покинула башню и познакомилась с девушками-христианками, которые рассказали ей об Иисусе Христе и его учении. В сердце девушки загорелось желание быть христианкой. Она приняла крещение.

Вернувшись и узнав о поступке дочери, отец жестоко избил ее, а после предал в руки властей, гонителей христиан. Над ней долго издевались, заставляя отречься от веры, но она не поддалась. По преданию, ночью в темнице осиял несказанный свет, и сам господь явился к страждущей великомученице, исцелил ее раны и утешил надеждою блаженства в Небесном царстве.

На следующий день казнь над Варварой совершил ее отец. Это произошло около 306 года. В предсмертной молитве святая великомученица Варвара просила Господа, чтобы он избавлял всех, прибегающих к ее помощи; от нечаянных бед, от внезапной смерти без покаяния и изливал бы на них свою благодать. В ответ она услышала голос с неба, обещавший исполнить просимое. Сразу после погребения у ее мощей начались чудесные исцеления.

Покровитель внутренних войск МВД России — равноапостольный князь Владимир

Князь Владимир родился в 963 году. В 972 году он стал править Новгородом. В 980 году, победив в войне брата Ярополка, завоевал Киев. Позже покорил Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. У него было пять жен и многочисленные наложницы. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти заставили Владимира сомневаться в истинности языческой веры.

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою. Но самое сильное впечатление произвел на него православный византийский проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину страшного суда.

Владимир крестился сам, а позже предложил это сделать своим двенадцати сыновьям. Они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними последовали многие бояре, чуть позже и все жители.

После Киева и его окрестностей православная вера была насаждена в Новгороде, Суздале, Ростове и далее везде. Под ее влиянием славянские племена стали объединяться в единое государство.

Эпоха святого Владимира была ключевым периодом для государственного становления православной Руси. Объединение славянских земель и оформление государственных границ державы Рюриковичей происходили в напряженной духовной и политической борьбе с соседними племенами и государствами. Крещение Руси от православной Византии было важнейшим шагом ее государственного самоопределения.

Князь Владимир твердой рукой сдерживал на рубежах врагов, строил города, крепости. Им построена первая в русской истории «засечная черта» — линия оборонительных пунктов против кочевников.
Умер князь Владимир, которого народ назвал Красным Солнышком,15 июля 1015 года. Он правил Русским государством тридцать семь лет.

Покровитель пограничной службы ФСБ России — преподобный Илия Муромец

Достоверных сведений о житии преподобного Илии Муромца Печерского сохранилось до нашего времени крайне мало.

Предполагают, что родился он около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором складывались многочисленные былины.

С детства и до 30 лет Илья был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев — нищих странников, которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана». Взяв родительское благословение, Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха. Был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений.

Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. А обиды тогда было от кого терпеть: в степях рыскало «идолище поганое» (так называли печенегов), леса облюбовали соловьи-разбойники, с хазарской стороны грозил «жидовин проклятый».

Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца, величавом спокойствии и мире душевном: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. …Мое богатство — сила богатырская, мое дело — Руси служить, от врагов ее оборонять».

Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным.

Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45-м году жизни.

В каждой семье происходит переломный момент, когда одному из мужчин приходится идти служить в армию, а в дальнейшем его решением может стать продолжительная военная служба и карьера. Еще сложнее, когда военнообязанному предстоит отправиться в место военизированных действий, поэтому в такие моменты так необходима помощь Господа и ходатайство о здравии пред ним других святых. Чтобы укрепить дух бойца и обезопасить его от возможных неприятностей, верующие обращаются к святым с разными молитвами. Помимо самого Бога, о заступничестве просят , к ней обращаются отчаянные встревоженные матери сыновей, которые отправились на войну, в армию или воинскую службу. Существует множество других святых, покровительствующих воинам и даже специальным отрядам войск.

Какому святому молиться?

Многие благочестивые христиане задаются вопросом, какому же святому молиться и просить о защите, отправляясь по своему желанию или обязательству на военную службу. Таким же вопросом задаются родственники призванных военных. Существует много покровителей военных:

Также с молитвенными словами с просьбой о защите можно обратиться к следующим святым: Никита Воин, Иоанн Воин, Меркурий Смоленский, Игорь Черниговский, Варвара Иллиопольская, Евгений Севастийский, Равноапостольный князь Владимир, Илья Муромец, Феодор Стратилат, Савва Сторожевский, Федор Ушаков, Андрей Первозданный. Вне зависимости от того, какому святому вы станете молиться, главное делать это искренне с верой в сердце.

Молитва о военнослужащих

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери услыши мя, недостойную рабу [или раба] (имя). Господи, в милостивой власти Твоей чада моя [или чадо мое], рабы Твоя (имена), помилуй и спаси их, Имени Твоего ради. Господи, прости им все согрешения вольные и невольные, совершенные ими пред Тобою. Господи, настави их на истинный путь Твоих заповедей, и разум просвети светом Христовым во спасение души и исцеление тела. Господи, благослови их службу в армии, на суше, воздухе и в море, в пути, летании и плавании и на каждом месте Твоего владычества. Господи, сохрани их силою Честного и Животворящего Креста Твоего под кровом Твоим святым от летящей пули, стрелы, меча, огня, от смертоносной раны, водного потопления и напрасной смерти. Господи, огради их от всяких видимых и невидимых врагов, от всякой беды, зол, несчастий, предательства и плена. Господи, исцели их от всякой болезни и раны, от всякия скверны и облегчи их душевные страдания. Господи, даруй им благодать Духа Твоего Святаго на многие годы жизни, здравия и целомудрия во всяком благочестии и любви в мире и единодушии с окружающими их начальствующими, ближними и дальними людьми. Господи, умножь и укрепи им умственные способности и телесные силы, здравы и благополучны возврати их в родительский дом.
Все благий Господи, даруй мне, недостойной и грешной рабе Твоей (имя), родительское благословение на чад моих (имена) в настоящее время утра, дня, ночи, ибо Царствие Твое вечно, всесильно и всемогущественно. Аминь.

ТРИ ВЕЛИКИХ ЗАСТУПНИКА

Три великих воина-заступника есть у земли Русской - Владимир Мономах, Александр Невский и Дмитрий Донской. Все они канонизированы православной церковью как святые преподобные. Попытаюсь в одной статье очень кратко рассказать о них всех. Их объединяют непревзойдённые героизм, патриотизм, стремление защитить своё Отечество, отдав свои жизни во имя Родины-Матушки. Все они являются примером для последующих поколений русских людей.

Святой Влади́мир Все́володович Монома́х

Влади́мир Все́володович Монома́х (1053—1125) - князь смоленский, черниговский переяславский, великий князь киевский, государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Сын князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по названию рода матери, которая предположительно была дочерью или племянницей византийского императора Константина IX Мономаха.
Чем памятен этот человек многие века на Руси, в России?

*В первую очередь - он прекрасно понимал, что разрозненным, враждующим в междоусобной борьбе княжествам Киевской Руси не выдержать натиска половецких орд, которые разоряли хозяйство, угоняли в плен жителей, нанося невосполнимый урон государству. И Владимир Мономах становится организатором антиполовецкого союза при Святополке.

*Во время правления Владимира Мономаха новгородцы и псковичи успешно воевали с племенем чудь, на западе от Чудского озера (1116 год). На северо-востоке Руси русские не менее успешно воевали против болгар и мордвы.

*В 1116—1117 годах по поручению Владимира Мономаха создана была 2 редакция «Повести временных лет» Сильвестром, монахом киевского Выдубицкого монастыря. Именно эта редакция летописи дошла до наших дней.
*Княжение Владимира Мономаха было временем усиления Киевской Руси. Он сумел объединить до 3/4 территории Древнерусского государства и прекратить княжеские междоусобицы. При Владимире Мономахе Киевская Русь на краткий миг вернула свою былую славу.

***

Свое детство и юность князь Владимир Мономах провел при дворе отца Всеволода Ярославича в Переяславе-Южном. Постоянно возглавлял отцовскую дружину, осуществлял далекие походы, подавил восстание вятичей, воевал против половцев.
В 1076 году вместе с Олегом Святославичем участвовал в походе в помощь полякам против чехов. 1078 году его отец стал киевским князем, а Владимир Мономах получил Чернигов. В 1080 году отбил набег половцев на черниговские земли, нанёс поражение кочевникам-торкам.
В 1093 году после смерти отца, великого князя Всеволода, имел возможность занять киевский престол, но, не желая новой усобицы, добровольно уступил это право двоюродному брату Святополку, сказав: «Его отец был старше моего и раньше моего княжил в Киеве». Сам же остался княжить в Чернигове.
После Долобского съезда (1103) Владимир Мономах стал вдохновителем и непосредственным руководителем военных походов против половцев (1103, 1107, 1111). Он начал прибегать к помощи народного ополчения. Половцы потерпели ряд поражений и надолго оставили русские земли.
После смерти (1113) киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание; верхи киевского общества призвали на княжение Владимира Мономаха. Став киевским князем, он подавил восстание, но в то же время вынужден был законодательным путём несколько смягчить положение низов. Так возник «Устав Владимира Мономаха» или «Устав о резах», который вошёл в состав пространной редакции «Русской Правды». Этот устав ограничил прибыли ростовщиков, определял условия закабаления и, не покушаясь на основы феодальных отношений, облегчал положение должников и закупов.

Княжение Владимира Мономаха было периодом последнего усиления Киевской Руси. Владимир Мономах через своих сыновей управлял 3/4 территории Древнерусского государства. Туров Мономах получил по смерти Святополка как киевскую волость. В 1118 году Мономах вызвал новгородских бояр в Киев и привёл их к присяге. В 1118 году Ярослав был изгнан с Волыни, после чего пытался вернуть княжество с помощью венгров, поляков и разорвавших союз с Мономахом Ростиславичей, но безуспешно. В 1119 году Мономах силой оружия завладел также Минским княжеством.
При Владимире Мономахе начали заключаться династические браки между Рюриковичами. Ярослав Святополчич и Всеволод Ольгович - черниговский князь были женаты на дочерях Мстислава Владимировича (внучках Мономаха), на дочери Мономаха Агафье был женат Всеволодко Городенский, Роман Владимирович был женат на дочери Володаря Ростиславича Перемышльского.
Стабильность в государстве держалась на авторитете Мономаха, наличии общего врага - половцев и концентрации всей полноты власти в руках великого князя.
Владимир Мономах похоронен в Киеве, в церкви Св. Софии.
После смерти Владимира Мономаха феодальная раздробленность Руси вновь усилилась.

«Не в силе Бог, а в правде». Александр Невский.

Святой благоверный великий князь
Александр Ярославич Невский

Александр Невский, в схиме Алексий (1220-1263).
Память 30 августа, 23 ноября, 16 июля.
Общецерковное прославление благоверного князя Александра Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году, когда повелели составить ему пространное житие, службу и похвальное слово.
Святые мощи по указанию императора Петра I торжественно перенесли в Петербург и положили 30 августа 1724 года в соборе святой Троицы Александро-Невской лавры. С 1753 года святые мощи покоятся в серебряной раке. День 30 августа почитается как день перенесения святых мощей. Это событие закрепляло за Петербургом звание новой столицы.
Императрица Екатерина II учредила орден святого князя Александра Невского. Кавалеры ордена 30 августа 1790 года перенесли раку с мощами во вновь отстроенный грандиозный Троицкий собор. Тогда же учредили крестный ход от Казанского собора в лавру.
Святой благоверный князь Александр Невский изображается на иконах в схиме и ризе преподобнической…

***

Чем заслужил великий воин Руси такого прославления православной церкви, что узнав о кончине его, митрополит Кирилл сказал в Успенском соборе стольного города Владимира: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «Уже погибаем!»?
На этот вопрос последует много различных ответов, и все они могут быть правильными. Но суть их будет заключаться всего в трёх словах - «Заступник за Русь»!
В чём именно заключается его заступничество? Ответов много. Вот самые главные из них:

*Победа над шведами 15 июля 1240 года на Неве. Победа эта совпала с днём памяти князя Владимира Святого, крестителя Русской земли, что запечатлелось в памяти поколений.

* Победа над немецкими захватчиками на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года. Был положен конец посягательствам врагов, грозивших Руси с запада в то время, когда Русь боролась с татаро-монгольским нашествием в востока.

*Чтобы оберечь Родину от новых бед, Александр Невский едет в Орду и Каракорум и, скрепя сердце, выказывает смирение перед Ордой.

*Постоянное улаживание столкновений русских людей с татарскими сборщиками дани. Эти столкновения могли спровоцировать Орду на новые набеги на Русь.

*Уберёг князь от беды русичей во время переписи и обложения население сборами в пользу Орды. Скрепя сердце, заступник Руси уговорил народ не противиться, чем отвёл гораздо большую беду от Родины. Не было сил у Руси противостоять победителю до поры до времени.

*Отверг он предложение от папы римского принять католичество и вместе с ним титул короля. Остался верен православию. Вот как передает Житие князя его знаменитый ответ папским посланникам:

«Некогда же пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух искуснейших… чтоб ты послушал учение их о законе Божьем».

Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, отписал к нему, так говоря: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого — все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем«. Они же возвратились восвояси».

*Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.

*Стараниями Александра Невского проповедь христианства распространилась в северные земли поморов. Ему удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде.

*Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед. Ему выпало править Русью в тяжелейшей, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы, подвергшимся нашествию одновременно с ней.

*Князь церкви воздвиг, города отстроил.

*Вся жизнь Александра Ярославича была отдана служению Отечеству.

***

Князь Александр родился 30 мая 1220 года в городе Переславле-Залесском, а с 1222 года жил в Городище под Великим Новгородом, где княжил его отец великий князь Ярослав Всеволодович.
В 1225 Ярослав учинил сыновьям «княжеский постриг», после которого их начал обучать ратному делу опытный воевода, боярин Фёдор Данилович. В 1228 вместе со старшим братом Фёдором были «ставлен» отцом в Новгороде, но по случаю волнений княжичи в том же году принуждены были уйти к отцу (по другим сведениям, в феврале 1229). В 1230 великому князю Ярославу удалось снова оставить Новгород за Фёдором и Александром, однако три года спустя, в пятнадцатилетнем возрасте, Фёдор умер.
В 1236 Ярослав уехал княжить в Киев и Александр стал самостоятельно править в Новгороде, который гордился своим князем. Он выступал защитником сирот, вдовиц, был помощником голодающих.
Князь смолоду чтил священство и монашество, т.е. был князем от Бога и послушным Богу.
В 1238 году к Новгородским землям подступили монгольские полчища. Молодому князю надо было решать проблему защиты земель с юга и востока. Александр укреплял город и пределы, и враг не вторгся.

Возникла и другая, более близкая и более серьёзная опасность. Она была со стороны шведов, ливонцев и Литвы. Борьба с ливонцами и со шведами являлась, вместе с тем, борьбой православного Востока с католическим Западом. В 1237 — разрозненные силы ливонцев — тевтонского ордена и меченосцев — объединились против русских.
В 1240 году немцы напали на Псковскую область, а шведы, побуждаемые папой, двинулись на Новгород под предводительством самого правителя страны, королевского зятя Биргера. Уверенный в победе, Биргер прислал Александру объявление войны, гордое и надменное: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою». Новгород был предоставлен самому себе. Разгромленная татарами Русь не могла оказать ему никакой поддержки.
С небольшою, сравнительно, дружиною новгородцев и ладожан Александр ночью 15 июля 1240 года врасплох напал на шведов, когда они при устье Ижоры, на Неве, остановились лагерем для отдыха, и нанёс им полное поражение. Впечатление от победы было тем сильнее, что она произошла в тяжёлый период невзгод в остальной Руси. В глазах народа на Александре и Новгородской земле проявлялась особая благодать Божия. Само сражение историки назвали Невская битва.
Тем не менее, новгородцы, всегда ревнивые к своим вольностям, в том же году успели рассориться с Александром, и он удалился к отцу, который дал ему на княжество Переславль-Залесский. Между тем на Новгород надвигались ливонские немцы, чудь и литва. Они повоевали и обложили данью вожан, построили крепость в Копорье, взяли город Тесов, разграбили земли по реке Луге и стали грабить новгородских купцов в 30 верстах от Новгорода. Новгородцы обратились к Ярославу за князем; он дал им второго своего сына, Андрея. Это не удовлетворило их. Они отправили второе посольство просить Александра. В 1241 Александр явился в Новгород и очистил его область от врагов, а в следующем году вместе с Андреем двинулся на помощь Пскову, где сидели немецкие наместники. Псков был освобождён, и Александр направился в Чудскую землю, во владения ордена.
5 апреля 1242 произошла битва на Чудском озере. Сражение это известно как Ледовое побоище. Перед битвой князь Александр велел своим дружинникам снять железные доспехи. Хитрым манёвром (враг был пропущен сквозь русский заслон) закованных в железо вражеских воинов заманили на лёд. По данным новгородской летописи русские 7 вёрст гнали немцев по льду, 400—500 рыцарей пало и до 50 взято в плен; по данным ливонской хроники потери ордена составили 20 убитых и 6 пленных. Магистр ордена испугался похода Невского на Ригу и обратился за помощью к датскому королю. Но Александру нужно было покончить ещё с набегами Литвы. Целым рядом побед в 1242 и 1245 годах он, по сказанию летописца, такой страх нагнал на литовцев, что они стали «блюстися имени его». Шестилетняя победоносная защита Александром северной Руси привела к тому, что немцы, по мирному договору, отказались от всех недавних завоеваний и уступили ему часть Летголии. Есть известие, что папа Иннокентий IV в 1251 году прислал к Невскому двух кардиналов с буллой, написанной в 1248 году. Папа, обещая помощь ливонцев в борьбе с татарами, убеждал Александра пойти по примеру отца, согласившегося будто бы подчиниться римскому престолу. По рассказу летописца, Невский, посоветовавшись с мудрыми людьми, изложил всю историю Руси и в заключение сказал: «си вся съведаем добре, а от вас учения не приимаем».

Совсем другую политику проводил Александр по отношению к татарам.
Хан княжеством владимирским пожаловал Андрея, а Александру дал Киев и Новгород (1249). Киев после татарского разорения потерял всякое значение; поэтому Александр поселился в Новгороде. Он понял, что покорность завоевателю может доставить такие выгоды князьям, каких они не имели прежде. Татарам легче и удобнее было вести дело с покорными князьями, чем с многочисленным и непостоянным вече. В их интересах было усилить княжескую власть, в особенности власть великого князя. А это необходимо было для укрепления раздираемой усобицами Руси. Андрей, по своему характеру, не способен был к такой роли. В 1250 году князю Александру пришлось ехать в Монголию к великому хану. Зная о том, что предстоит и с кем надлежит встретиться, князь Александр сказал перед отъездом: "Аще и кровь свою пролию Христа ради от безбожного царя, якоже и сродники мои, кусту же и огню и идолам не поклонюся". Это был отказ исполнить обязательные в Орде обряды. Князь сдержал слово, и Господь его уберег.
В 1256 шведы попытались было отнять у Новгорода финское побережье, приступив к постройке крепости на реке Нарове, но при одном слухе о приближении Александра с суздальскими и новгородскими полками убежали обратно. Чтобы ещё более устрашить их, князь, несмотря на чрезвычайные трудности зимнего похода, проник в Финляндию и повоевал поморье.
В 1258 князь Александр ездил в Орду «чтить» ханского наместника Улавчия, а в 1259 году, угрожая татарским погромом, добился от новгородцев согласия на перепись населения на поголовную дань. Своей покорностью Александр спас русскую землю от разгрома даже и тогда, когда в 1262 году во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани. Полки татарские уже готовы были двинуться на Русь, но Александр Невский явился к хану, отвратил беду и добился даже льготы русским по доставке для татар военных отрядов. Прожив в Орде в эту последнюю, четвёртую свою поездку зиму и лето, он заболел и на возвратном пути слёг в Городце на Волге, где принял монашеский постриг и схиму с именем Алексия. Он скончался 14 ноября 1263 года.

Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено его Житие, которое впоследствии неоднократно подвергалось различным переделкам, переработкам и дополнениям (всего насчитывается до двадцати редакций Жития, датируемых XIII—XIX веками). Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно. Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения» (по внешне парадоксальному выражению Акафиста).

Новая страница в почитании святого и благоверного великого князя Александра Невского началась в XVIII веке, при императоре Петре Великом. Победитель шведов и основатель Санкт-Петербурга, ставшего для России «окном в Европу», Петр увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море и поспешил передать под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город. Еще в 1710 году Петр повелел включить в отпусты при богослужении имя святого Александра Невского как молитвенного предстателя за «Невскую страну». В том же году он лично выбрал место для построения монастыря во имя Святой Троицы и Святого Александра Невского — будущей Александро-Невской лавры. Петр желал перенести сюда из Владимира мощи святого князя. Войны со шведами и турками замедлили исполнение этого желания, и только в 1723 году приступили к его исполнению. 11 августа со всей подобающей торжественностью святые мощи вынесли из Рождественского монастыря; процессия направилась к Москве, а затем к Санкт-Петербургу; повсюду ее сопровождали молебны и толпы верующих. По замыслу Петра в новую столицу России святые мощи предполагалось внести 30 августа — в день заключения со шведами Ништадтского мира (1721 год). Однако дальность пути не дала осуществить этот план, и мощи прибыли в Шлиссельбург только 1 октября. По распоряжению императора они были оставлены в шлиссельбургской церкви Благовещения, а перенесение их в Санкт-Петербург отложено до следующего года.

Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью. По преданию, на последнем отрезке пути (от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря) Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа.

Ныне Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского два раза в году: 23 ноября (6 декабря по новому стилю) и 30 августа (12 сентября).


«За родную землю!» Дмитрий Донской

Святой Благоверный Дмитрий Иванович Донской
великий князь Московский и Владимирский

(12 октября 1350 - 19 мая 1389)

За своё 30-летнее правление Дмитрий Донской сумел стать собирателем русских земель («всех князей русских привожаше под свою волю») и признанным главой антиордынской политики на Руси.
Дмитрий также добивался признания независимости русской православной церкви от Константинополя. При нем были возведены монастыри-крепости (Симонов монастырь, Андроников монастырь), которые прикрывали подступы к центру Москвы.
Дмитрий впервые в русской военной истории ввел взамен старого принципа комплектации войска новый (территориальный) принцип формирования.
При Дмитрии Донском в Москве была введена чеканка серебряной монеты - ранее, чем в других русских княжествах и землях.
Княжение Димитрия Донского принадлежит к самым несчастным и печальным временам эпохи истории многострадального русского народа. Беспрестанные разорения и опустошения то от внешних врагов, то от внутренних усобиц, следовали одно за другим в громадных размерах.
Имя Дмитрия Донского за несколько веков стало символом русской воинской славы. В 2002 году был учреждён Орден «За Служение Отечеству» в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского.
Воинские подвиги Дмитрия Донского воспеты Сафонием Рязанцем в “Задонщине”, а также в “Сказании о Мамаевом побоище”.
В Москве поставлен памятник Дмитрию Донскому перед Маринкиной башней Коломенского Кремля.
С осени 2007 года на самой большой атомной подводной лодке в мире "Дмитрий Донской", внесенной в Книгу рекордов Гиннеса, открыта выставка музея-заповедника "Куликово поле".
Память святому Дмитрию Донскому празднуется 19 мая/1 июня.
Великий князь владимирский и московский Дмитрий умер 19 мая в 1389 году. Погребён в Москве в Архангельском соборе Кремля. Причислен к лику святых на Поместном соборе в 1988 году.

***

Не забывается, да и не может забыться имя Великого Героя русского, всю жизнь радеющего за Святую Русь! Из поколения в поколение передаётся слава о нём. Его героизм является ярчайшим примером для всех людей русских. Гордостью являются его подвиги на поле бранном. Стремление объединить княжества русские, страдающие под игом восточных завоевателей, не оставляло его до самой смерти. На протяжении всего его правления Москва тонула в междоусобных войнах. Когда же после нашествия Тохтамыша столица вновь ослабла, междоусобицы вспыхнули с новой силой. После этого Дмитрий Донской, ради спасения Руси от новых набегов, отдал Орде своего сына Василия, а также пообещал постоянно платить дань. «Жизнь - Подвиг», так характеризуется его явление в истории России.

***

Дмитрий Иванович Донской родился 12 октября 1350 году. Он из рода князей, образовавших единое княжество. Потомок Рюриков, рода первых русских князей, с которых началось новое государственное образование. Сын великого князя Владимирского и Московского Ивана Калиты, внук благоверного князя Даниила Московского и правнук благоверного князя Александра Невского, потомок Владимира Мономаха и Юрия Долгорукого.
Детство Дмитрия Донского проходило совсем в недетских заботах.
В девятилетнем возрасте Дмитрий становится на княжеский престол. В управление ему достаются московские земли. И в это же время у него появляются недоброжелатели, но за малолетнего Димитрия стояли московские бояре; большею частью это были люди, по своему происхождению не принадлежавшие Москве, отчасти они сами, а отчасти их отцы и деды пришли с разных сторон и нашли себе в Москве общее Отечество. Они-то и ополчились дружно за первенство Москвы над Русью. За то, что их всех приютила Москва, способствовало их взаимному содействию в интересах общего для них Отечества.

Много раз князь Дмитрий вынужден был ездить в Золотую Орду.
В десятилетнем возрасте Дмитрия повезли Московские бояре к хану Хидырему за ярлыком на княжение. Таким образом Москва в это время приобретает первенствующее значение среди других земель и городов на Руси; прежде её возвышающей. И десятилетний малолетний князь Димитрий делается старейшим, именно потому, что стал Московским князем. И как в это время среди русских князей шла междоусобная война, так и в Орде произошёл перелом, многие рвались к управлению на ханское место.
Одиннадцатилетний Дмитрий отправился в Орду. Поначалу ярлык на княжение был выхлопотан боярами у хана Мюрида, который на тот момент был сильнее своего соперника Абдула, но уже в 1362 году ярлык получили от имени Абдула. Обоим ханам не понравилась политика Великого князя, он утратил милость ханов, а ярлык отдан Дмитрию Константиновичу Суздальскому. Но Дмитрий Иванович Донской вскоре пошёл на него с войском и выгнал из города Владимира.

Дмитрий проводил очень активную внешнюю политику. Он смирил суздальского, нижегородского, рязанского и тверского князей (1363 г.), дал отпор великому литовскому кн. Ольгерду, пытавшемуся захватить Московское княжество (21 ноября 1368 г. битва на р. Тростна близ Москвы). К Москве были окончательно присоединены Углич, Галич Мерьский, Белоозеро, а также Костромское, Дмитровское, Чухломское, Стародубское княжества. Дмитрий заставил повиноваться себе и Новгород Великий.
При Дмитрии Ивановиче Донском в 1367 г. построен белокаменный кремль в Москве.
В 1376 году его войска победили волжских булгар, а в 1378 году разгромили на реке Воже сильное татарское войско мурзы Бегича.


Но самая тяжёлая, самая кровавая битва произошла на Куликовом поле.
Уезжая на битву, князь заехал за благословением к Сергию Радонежскому, духовному отцу Руси.
То, что свою роль удерживающего святой благоверный князь Димитрий Донской понимал ясно, свидетельствует «Слово» о его житии. «Постави ми, Госпоже, столп крепости от лица вражия, возвеличи имя христианское перед погаными» - просил святой Димитрий Пресвятую Богородицу в молитве перед битвой на Куликовом поле. К Матери Божией на Руси отношение испокон веку было особенно трепетным и ласковым - не зря называли Русскую землю Домом Пресвятой Богородицы. Пусть тяжела русская судьба, полон скорбей и тесен путь служения «святорусского» - верность своему долгу не остаётся без небесного воздаяния.
Надежная защитница юго-восточных рубежей - чудотворный Образ Пресвятой Богородицы Донская прибыл вместе с донскими казаками в русский стан на помощь великому князю и всему воинству, для победы и одоления врага. В день битвы икону носили среди православных воинов для ободрения и помощи им против татарской рати.

« По тому ль полю Куликову
Ходит сама Мать Пресвятая Богородица,
А за ней апостоли Господни,
Архангели - ангели святыи...
Отпевают они мощи православных,
Кадит на них сама Мать Пресвятая Богородица».

Перед битвой ему говорили:
- Тебе подобает стоять особо от битвы и смотреть на сражающихся, а потом честить и жаловать оставшихся в живых и творить память по убиенным. Если же тебя, государя, лишимся, то уподобимся стаду овец без пастыря; придут волки и распугают нас.
- Братия моя милая, - отвечал Димитрий, добрые ваши речи и похвалы достойные. Но если я вам глава, то впереди вас хочу и битву начать. Умру или жив буду вместе с вами.

Когда битва была окончена, казаки поднесли в дар Димитрию Донскому икону Пресвятой Богородицы. В память победы, одержанной заступлением Пресвятой Богородицы на берегах Дона, икону назвали Донской.
Восемь дней после того оставались русские на Куликовом поле, отпевали, предавали погребению своих братьев. Одних князей пало пятнадцать человек. Убиты были и многие знатные бояре.

Русское воинство люди того времени понимали не иначе, как святую доблестную рать. Девять лет ещё, до 1389 года, защищал князь Димитрий землю Русскую от татарских набегов. И хотя татарское иго ещё не было сброшено, русские люди уже знали: не так страшны татары.

***

Три великих воина-заступника Руси. Три великих воина. Три политика. Три великих сердца - это только самое яркое созвездие, хранимое в памяти народа русского. А сколько их - Заступников Родины - не счесть. Не припомнить. Но они были, есть и будут. И нельзя забывать в своих молитвах всех именитых и безымянных Героев, благодаря которым стоит Русь-Россия!

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное наименование «архистратиг», то есть старший воин, вождь. В книге Откровения Архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Апок. 12, 7-9). Св. Архангел Михаил считается в Церкви покровителем во время вражеских нападений и духовной брани.

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за русские города Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига.

В 1126 г. половцы предприняли очередной набег на Русь, воспользовавшись смертью своего главного противника, Великого князя Владимира Мономаха. Навстречу врагу выступил его сын – князь Ярополк Владимирович, и, как пишется в летописи, «поганые были побеждены силою Честного Креста и святым Архангелом Михаилом».

Через сто лет, в 1225 г., Силы Небесные во главе с Архангелами Михаилом и Гавриилом вновь помогают потомкам Владимира Мономаха одержать победу над ратями иноплеменных – князь Ярослав (в крещении Феодор) отразил натиск литовцев.

В начале 1237 г. войско хана Батыя, беспощадно разрушая русские селения и города, продвигалось по направлению к Великому Новгороду. Желанная добыча находилась всего в 100 верстах, как вдруг татары повернули своих коней и устремились обратно, отбросив свое намерение взять богатый торговый город Столь неожиданное избавление от неминуемой смерти сами новгородцы восприняли как чудо, дарованное Богом через Архистратига Небесных Сил – святого Архангела Михаила. Об этом событии повествуется и в Волоколамском патерике, где преподобный Пафнутий Боровский передает ученикам рассказ, слышанный им от его деда Мартина, бывшего татарского баскака. Бог защитил Новгород явлением Архистратига Михаила, который возбранил Батыю идти на него. Придя к Киеву и увидев изображение Архангела на стене церкви, Батый сказал своим князьям: «Сей мне возбранил пойти на Великий Новгород».

8 сентября 1380 г. состоялась знаменитая Куликовская битва или, как ее назвал русский народ, «Мамаево побоище». В этот решающий для русской истории день само Воинство Небесное сражалось на стороне ратей Великого князя Димитрия Ивановича. «Видели верные,– повествует летопись, – Ангелов, помогающих христианам, и святых мучеников полки, и воина великого Христова Георгия, и славного Димитрия, и великих князей русских святых Бориса и Глеба, с ними же был и воевода полка Небесных Сил великий Архистратиг Михаил. Видели поганые тресолнечныя полки и пламенные их стрелы, летящие на них, и падали от страха Божия и от оружия христианского. Вознес Бог десницу Великого князя Димитрия Ивановича на победу».

Осенью 1608 г. во время осады Троице-Сергиевой обители польско-литовскими войсками святой Архистратиг Михаил явил свою помощь защитникам монастыря. Подробное описание посещения Архангелом Лавры дано в «Сказании Авраамия Палицы на об осаде Троице-Сергиева монастыря».

Так, когда в день его памяти (8 ноября) во время вечерни ядро попало в икону Троицкого собора, то на той же вечерне архимандриту явился Архангел Михаил, с лицом сияющим, со скипетром в руках и пригрозил врагам: «Вскоре Всесильный Бог воздаст вам отмщение».

Защитники обители разом воодушевились, когда с Божией помощью удалось уничтожить страшную пищаль противника, а затем во время боевой вылазки малого отряда захватить множество оружия, побив и взяв в плен изрядное число поляков. Эту победу отряд смельчаков сумел одержать только благодаря вмешательству и поддержке свыше, поскольку противник превосходил осажденных в монастыре по численности в несколько раз.

Многие люди видели с монастырских стен помогавшего троицким защитникам чудесного воина. Лицо его блистало как солнце, а конь под ним был как молния. Это возмездие Божие свершилось 9 ноября.

Русские люди возводили множество храмов во имя Архистратига Михаила, дающего победу над врагами, посягавшими на наши земли, которые нам приходилось непрестанно защищать следуя заветам предков, «чтобы не перестала память родителей наших и наша свеча бы не угасла».

Главный собор Архистратига Михаила в Кремле (изначально построен в 1333 г., в современном виде – в 1508 г.) с конца XVII в. стал великокняжеской усыпальницей. Здесь и поныне покоятся останки Великих князей, Царей династии Рюриковичей и Дома Романовых.

Георгий Победоносец – покровитель русской военной мощи

Святой Георгий († 303) – родом из Каппадокии (Малая Азия), поступил на службу в римское войско, во время гонений на христиан объявил себя христианином, обличал императора Диоклетиана в нечестии и после великих мучений был обезглавлен, не дожив до 30 лет. Воссоединившись с Воинством Небесным как Победоносец, он прославился чудесами заступничества.

Одно из них – убиение змея, пожиравшего жителей Бейрута.

Память великомученику празднуется 23 апреля/6 мая и 26 ноября/9 декабря в день освящения храма в честь св. вмч. Георгия в Киеве († 1051).

Святой великомученик Георгий Победоносец почитался на Святой Руси с самого начала христианства. Он стал небесным покровителем нескольких великих созидателей русского государства и русской военной мощи.

Сын св. равноапостольного кн. Владимира, Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий († 1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг церковь св. Георгия Победоносца в Киеве. Князь заповедал во всей Руси ежегодно отмечать день освящения этой церкви Киевским митрополитом Иларионом 26 ноября 1051 г. как праздник св. вмч. Георгия. И народ исполнял завет мудрого князя, любовно назвав праздник «Юрьев день» или «осенний Егорий».

Имя св. Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий († 1157), создатель многих Георгиевских церквей, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 г. борьбу с монгольскими ордами возглавил Вел. князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович († 1238, память 4 февраля), сложивший голову в битве на реке Сити. Память о нем как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в народных былинах. Первым Вел. князем Московским в период собирания земли Русской вокруг Москвы, был Юрий Данилович († 1325) – сын св. Даниила Московского, внук св. Александра Невского.

Образ св. Георгия Победоносца – всадника, поражающего змия, – стал гербом Москвы и включен в Российский герб.

В 1769 г. для русских офицеров и низших чинов был учрежден знаменитый Военный орден святого Георгия Победоносца, ставший самой почетной боевой наградой – он давался не за чин или родовитость, а только за конкретные подвиги в военное время. Статус определял исключительность этой награды: «Ни высокий род, ни прежние заслуги, ни полученные в сражениях раны не приемлются в уважение при удостоении к ордену Святого Георгия за воинские подвиги; удостаивается же оного единственно тот, кто не только обязанность свою исполнял во всем по присяге, чести и долгу, но сверх сего ознаменовал себя на пользу и славу российского оружия особенным отличием».

Кавалерами ордена могли стать только исключительно храбрые воины. Это единственный российский орден, который было положено носить не снимая: «Сей орден никогда не снимать, ибо заслугами оный приобретается».

Орден за почти 150-летнюю историю давался крайне редко. Так, знаками первой степени было награждено всего 25 человек, среди них А.В. Суворов (за Рымник, 1789 г.), Г.А. Потемкин-Таврический (за Очаков, 1788 г.), М.И. Кутузов-Смоленский (за победу в войне 1812 г.). Последнее награждение первой степенью было в 1878 году, их удостоились Великие князья – Михаил Николаевич (командующий Кавказской армией) и Николай Николаевич-старший (верховный главнокомандующий) за победу над Турцией.

Полными кавалерами ордена святого Георгия (четырех степеней) стали М.И. Кутузов-Смоленский, М.Б. Барклай-де-Толли, И.Ф. Паскевич-Эриванский и И.И. Дибич-Забалканский.

Единственной женщиной, награжденной орденом святого Георгия, стала сестра милосердия Раиса Михайловна Иванова, удостоенная знаком четвертой степени посмертно, в Первую мировую войну.

До первой мировой войны фамилии всех Георгиевских кавалеров заносились на мраморные доски на стенах Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца в Москве.

Со временем был установлен праздник кавалеров ордена св. Георгия, и «Юрьев день осенний» – 26 ноября (9 декабря) – стал одним из самых почитаемых праздников у русских военных. В этот день в Зимнем Дворце устраивался торжественный прием. На молебен и к царскому завтраку приглашались все находившиеся в Петербурге кавалеры ордена. Во Дворце проходила процессия из ветеранов севастопольской кампании, турецких войн, кавказских и туркестанских походов – история России в лицах, свидетели боевой ее славы. В конце процессии шел Государь со свитой...

В современной России орден святого Георгия Победоносца возрожден в государственной наградной системе, однако награждение им не производилось ни разу.

В Москве частицы мощей св. вмч. Георгия находятся в храмах, посвященных св. Георгию – на Соловецком подворье (Садовническая ул., 6, м. «Новокузнецкая»), в Старых Лучниках (Лубянский пр., 9, м. «Лубянка», «Китай-город»), на Поклонной горе (площ. Победы, 36, м. «Кутузовская»), а также в храме сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище (ул. Советской армии, 12а, м. «Рижская», далее авт. 84, трол. 18, 42 до ост. «Кинотеатр "Гавана"».

Святой Феодор Стратилат был воеводой (стратилатом) в г. Ираклее на побережье Черного моря. Своей благочестивой жизнью и кротким управлением он расположил к себе сердца горожан, и многие язычники принимали веру Христову. Ликиний, правящий в этой области, начал принуждать Феодора поклониться идолам, а когда святой категорически отказался это сделать, то его стали пытать, затем распяли на кресте и выкололи глаза. Ночью ангел явился мученику, снял его с креста и исцелил. Найдя св. Феодора здоровым, слуги Ликиния уверовали во Христа. Уверовали и многие язычники, так как в это время больные исцелялись, бесы из людей изгонялись; даже кто только прикасался к одежде святого, становился здоровым. Узнав об этом, правитель приказал обезглавить мученика. Это свершилось 8 (21) февраля 319 г. А 8 (21) июня тело великомученика было с ве ликим торжеством перенесено в Евхаиды, где совершались бесчисленные чудеса и исцеления болящих, во славу Христа.

Святой Феодор Тирон, то есть воин-новобранец, во время гонений на христиан при нечестивом царе Максимиане принял Христову веру и сжег один языческий храм, за что после «великих» мучений был сожжен на костре около 306 г. Память его празднуется 17 февраля (2 марта).

В первую субботу Великого поста совершается память св. вмч. Феодора в связи с чудом, которое произошло в царствование Юлиана Отступника. Однажды этот нечестивый правитель замыслил тайно осквернить христиан. Он знал, что в первую седмицу Великого поста христиане соблюдают особенную чистоту и каются в своих согрешениях. Он повелел константинопольскому градоначальнику ежедневно в течение первой седмицы осквернять припасы, продаваемые на рынках, кровью идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны воздерживаться. Господь послал святого мученика Феодора к архиепископу Евдоксию, чтобы сообщить ему о коварстве царя и посоветовать тем, кто не имеет запасов продуктов, приготовить коливо – кушанье из зерен пшеницы, чечевицы и ячменя, смоченных водой и медом, – и тем избавиться от затруднений. С тех пор Церковь постановила в первую субботу Великого поста освящать коливо в память чуда и прославляет святого Феодора Тирона.

Святой Иоанн Воин († IV в.) служил в войске императора Юлиана Отступника и был послан преследовать христиан. Однако вместо этого он предупреждал верующих о грозящем аресте и освобождал заключенных, оказывал помощь не только гонимым христианам, но всем нуждающимся, упражнялся в посте и молитве, посещал больных и утешал скорбящих. Претерпев немалые страдания, скончался в старости и благочестии. Память ему празднуется 30 июля (12 августа).

Молитва св. мученику Иоанну Воину

О, мучениче Христов Иоанне Воине! Храбрый во бранех, и скорый заступник православных христиан в бедах и напастях их, по данной благодати от Бога! Буди нам поборник крепок на вся видимыя и невидимыя враги наша. Воинству нашему на враги победу даруй, да смирятся противящийся нам и вразумятся, и Бога ис тиннаго познают и святую Его Церковь Православную. Мы же, грешнии, да сподобимся прославляти Господа Спаса нашего во Царствии Его вкупе с тобою во веки. Аминь.

Святой Андрей Стратилат, тайно исповедовавший христианство, прославился в царствование Максимиана своей храбростью, одержал чудесную победу над персами и тем обратил ко Христу 2593 своих воинов, приняв с ними Святое Крещение в Кили кийском Тарсе. Когда правитель узнал о вере воина Андрея, его схватили и привели на суд, где святой дерзновенно исповедал Христа, за что и был подвергнут тяжким страданиям. Страх перед народом, любящим св. Андрея, заставил мучителя освободить его и дружину, с которой св. Андрей отправился в Армению. В одном из ущелий Таврских гор они были застигнуты преследователями и умерщвлены (284–305). На месте мученической кончины святых страдальцев появился источник, вода которого имела целебную силу. Память святых мучеников – 19 августа/1 сентября.

Святой великомученик Димитрий Солунский был правителем Фессалонийской области. Еще в отроческие годы став добрым христианином, Димитрий посвятил себя проповеди Слова Божия среди язычников и искоренению идолопоклонства. Около 306 г., приняв «великие» мучения за Христа, он был умерщвлен. Обретенные мощи святого стали источать миро, помазание которым исцеляло множество людей. Память его – 26 октября (8 ноября).

Адмирал Феодор Ушаков

4-5 августа 2001 года в Санаксарском Рождества Богородицы монастыре Саранской епархии состоялись торжества, посвященные канонизации святого праведного воина Феодора (Ушакова), адмирала Российского флота. Впервые в истории христианства в лике святых прославлен флотоводец, мощи которого будут покоиться в соборе Рождества Богородицы в раке, имеющей форму корабля.

Федор Федорович Ушаков (1745–1817) – выдающийся русский военачальник, доблестный флотоводец, покрывшим себя неувядаемой славой, был человеком высокой духовной жизни, исполненным необыкновенной чистоты, подлинным подвижником благочестия. С Божией помощью, благодаря покровительству Небесных Сил адмирал Ушаков провел 40 кампаний,– в их числе сражение у о-ва Тендры, у мыса Калиакрия, взятие крепости Корфу, – в которых не только не потерпел ни одного поражения и не потерял ни одного корабля, но и построил множество новых, утвердив славу России как великой морской державы. Ни один из его матросов не попал в плен к неприятелю. Он был сторонником суворовской школы воспитания защитников Отечества. Русский народ знал: где Ушаков – там победа. Как и генералиссимус Суворов, Ушаков стал символом непобедимой мощи русского воинства.

«Жизнь – Родине, душа – Богу» – эти слова как нельзя более полно характеризуют житие и деяния адмирала Российского флота Ф.Ф. Ушакова.

В 1810 году знаменитый флотоводец переезжает в деревню Алексеевка неподалеку от Санаксарского монастыря, где ведет углубленную духовную жизнь, сопровождающуюся широкой благотворительной деятельностью и помощью обездоленным. Будучи племянником знаменитого санаксарского старца Феодора, адмирал Ушаков был частым богомольцем в Санаксарском монастыре, подолгу оставался в нем, неукоснительно посещая все монастырские богослужения.

С началом Отечественной войны 1812 года Ф.Ф. Ушаков совместно с темниковским протоиереем Асинкритом Ивановым устраивает госпиталь, жертвует средства на содержание 1-го Тамбовского пехотного полка.

Адмирал Ф. Ушаков скончался 2 (15 октября) 1817 года. По его желанию погребение состоялось в Санаксарском монастыре «подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора». Память о великом русском флотоводце, истинном христианине всегда сохранялась в обители.
Александр Невский - самый популярный и любимый российский святой. Еще со школы мы знаем, что он прославился победами над шведами и рыцарями Тевтонского ордена (битва на Чудском озере). Во все времена, даже в годы советской власти, Александра Невского почитали как защитника земли русской. А для москвичей имя святого благоверного князя имеет особый смысл. Когда Александр Невский расширил границы российских земель, он завещал Москву любимому младшему сыну Даниилу. И впервые в истории нашего государства Москва стала столицей при святом благоверном князе Данииле (Александровиче) Московском.

Перед Александром Невским преклонялись все российские цари. Особенно почитал святого Иоанн Васильевич Грозный, а Михаил Романов даже венчался на царствие с посохом Александра Невского. Петр I и вовсе объявил Невского своим личным небесным покровителем и приказал перевезти его мощи в Петербург*.

Но именно в Московском Кремле был освящен первый храм во имя Александра Невского, стоявший возле колокольни Ивана Великого. К сожалению, от храма остался только иконостас - его перенесли в собор Покрова Богородицы на рву (Красная площадь, дом 2). Это, пожалуй, лучшее сейчас место в столице, где можно обращаться к святому покровителю воинов. А в начале ХХ века у нас было около двадцати церквей и часовен, посвященных Александру Невскому**.

Покровители моряков:

Святитель Николай архиепископ Мирликийский Чудотворец. Святитель во время своей жизни оказывал помощь людям, даже совсем его не знавшим. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. На нем сорвало паруса, сломало мачты, волны готовы были поглотить корабль, обреченный на неминуемую гибель. Никакие силы человеческие не могли ее предотвратить. Одна надежда - просить помощи у святителя Николая, которого, правда, ни один из этих моряков никогда не видел, но все знали о его чудесном заступничестве. Погибающие корабельщики стали горячо молиться, - и святитель Николай появился на корме у руля, стал управлять кораблем и благополучно привел его в гавань.

На Руси храмы святителю Николаю чаще всего ставились на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море.

Вооруженных сил, военных:

Святой Великомученик Георгий Победоносец, которого называют так за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности.

Преподобный Илия Муромец Печерский – был уроженцем города Мурома, подвизался в Киево-Печерской обители и скончался около 1188 г. Народное предание отождествляет его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором пелись русские былины. Также считает и ряд историков.

Ракетчиков и артиллеристов:

Святая великомученица Варвара Илиопольская - Святую Варвару казнил ее же отец - Диоскор. Возмездие Божие не замедлило постичь обоих мучителей. Мартиана (правитель города Илиополь Финикийский) и Диоскора: они были сожжены молнией. Официальный день ракетных войск стратегического назначения отмечается в день празднования памяти великомученицы Варвары – 17 декабря.