Брюс ли философия жизни. Философия брюса ли

Сегодня продолжаю тему рубрики Философия предпринимателя с философскими цитатами выдающейся личности, кумиром миллионов, философом и мастером восточных единоборств — Брюс Ли.

Я немного поработал и подготовил небольшое видео. Текст философских цитат вы найдете также ниже. Всем приятного просмотра.

Помню как я еще в видео салон ходил на первый фильм с участием Брюса Ли «Выход Дракона». Брюс на меня произвел огромное впечатление. Это сейчас никого уже не удивишь, а на то время (90-х) это был просто космос.

Но это другая история. Не буду, как говорят «тянуть резину». Читайте, оставляйте свои комментарии. Еще раз представляю: цитаты кумира многих — Брюс Ли, рубрика .

29 Философских Цитат Брюс Ли

1. Не важно, как медленно ты продвигаешся, главное, что ты не останавливаешься.

2. Поражение – не поражение, если только вы не признаете его таковым в своем сознании.

3. Настоящие друзья как алмазы - дороги и редки. Ложные друзья словно осенние листья - они повсюду.

4. Изучайте каждого, с кем вступаете в контакт.

5. Мой выбор - боевые искусства, моя профессия - актёр. Моя главная роль - художник жизни.

6. Если вас критикуют, то значит вы всё делаете правильно. Потому что люди нападают на всякого, у кого есть мозги.

7. О чём ты думаешь, тем ты и становишься.

8. Вспыльчивость очень скоро сделает из тебя дурака.

9. Мягкость нельзя сломить.

10. Не важно что ты даёшь, важно как ты даёшь.

11. Освободи свой мозг, стань бестелесным, бесформенным - как вода. Представь, что наливаешь воду в чашку - она стала чашкой, нальешь ее в чайник - она станет чайником. Вода может течь, может стелиться, может капать или разбиваться - будь водой, мой друг.

12. Худший противник, с которым вы можете столкнуться, - это противник, преисполненный решимости, и который четко осознает свою цель. Например, если такой человек твердо решил откусить вам нос, у него достаточны высокие шансы это сделать.

13. Если я скажу вам, что я отличный парень, вы подумаете, что я хвастаюсь. Если я скажу вам, что я ничего не стою, вы будете знать, что я лгу.

14. Будь мягок, но не покорен, будь тверд, но не жесток.

15. У пустых голов длинные языки.

16. Цель не обязательно должна достигаться. Порой это просто направление для дальнейшего движения.

17. Самый главный мой враг - это Я сам.

18. Ошибки всегда можно себе простить, если только найдется смелость признать их.

19. Используй только то, что действительно работает. И бери это отовсюду, где можешь найти.

20. Хороший боец не тот, кто напряжён, а тот, кто готов. Он не думает и не мечтает, он готов ко всему, что может случиться.

21. Я не боюсь того, кто изучает 10,000 различных ударов. Я боюсь того, кто изучает один удар 10,000 раз.

22. Простота - высшая ступень искусства.

23. Жил на свете мясник, и у него был нож, который год за годом оставался идеально острым. Когда мясника спрашивали, как ему удается сохранять лезвие в таком состоянии, он отвечал: «Я следую линиям кости. Я не пытаюсь разрезать ее, сломать и вообще хоть как-то ей сопротивляться. Это только испортит нож ». В жизни нужно идти вдоль препятствий. Если пытаться их побороть - это только навредит.

24. У денег как таковых нет смысла. Это лишь инструмент для достижения определенных целей, и нужно понять, что они могут, а главное - чего не могут.

25. Только тот, кто делает, чему-то научится.

26. Человек способен на большее. Дело в том, что люди живут, пользуясь лишь маленьким процентом того, на что они способны:
-человек не даёт себе раскрыться и быть полностью собой;
-общество не даёт человеку быть полностью собой.

27. Надо смириться с возможностью смерти. Стоит перестать мечтать о вечной весне, тогда и лето и и зима будут дарить счастье.

28. На протяжении веков конечный удел героев был такой же, как и у обычных людей. Все они умерли и постепенно стёрлись из памяти людей. Но пока мы живы, мы должны понять себя, разобраться в себе и выразить себя.

29. Не забывай, мой друг, что жизнь слишком коротка, чтобы накапливать негативную энергию. Поэтому с удовольствием планируй что-либо и достигай поставленных целей.

P.S. Уверен, что многое из философии Брюса Ли можно применить не только к своей жизни, а также к бизнесу. Оставляйте свои комментарии, мысли.

Несколько лучших высказываний Брюса, которые заставят задуматься: о любви, браке, личном развитии, свободе, смерти, памяти и многом другом. Читайте и впитывайте. Любить крепко и любить мудро. Я любил как безумец, но мне хватило здравого смысла, чтобы не любить как дурак. Любить слишком крепко - трудно, а любить мудро - еще сложнее.

Брак, берущий начало в повседневном, более прочен. Наше счастье строилось на быте еще до того, как мы поженились. Брак, берущий начало в повседневности, прочнее. Он как уголек, который прогорает медленно и равномерно. Счастье, основанное на ярких впечатлениях, похоже на яркий огонь, который быстро затухает. Влюбленные парочки зачастую живут богатыми впечатлениями, а когда вступают в брак, их жизнь становится скучной и однообразной. Приходит ощущение бессилия, и чаша семейной жизни приносит одну лишь горечь.

О балансе инь-ян. В символе инь-ян на черной половине есть белая точка, а на белой - черная. Это аллегория баланса жизни: ведь ничто не может существовать, стремясь только к одной из крайностей, будь то чистый инь (только пассивность) или чистый ян (только активность). Самое твердое дерево легче всего ломается, а бамбук или ива выживают, сгибаясь под ветром. Сильная жара убивает, как и сильный мороз; ни одна крайность не длится долго, в отличие от здравой умеренности. Так позитивное (ян) может скрываться в негативном (инь) и наоборот.

Приспосабливаться - мудро. Мудрость не в том, чтобы силой вырвать добро из лап зла, а в том, чтобы смочь оседлать эти силы и двигаться вперед, как пробка на гребнях несущей ее волны.

Будьте готовы меняться, когда начинаются перемены. Будьте гибкими, чтобы меняться, когда придет время перемен. Опустошите себя. Откройтесь. Помните: польза чашки в том, что она пуста.

Приспосабливайтесь как вода. Будьте как вода. Это самое податливое вещество на земле, но оно точит даже самый твердый камень. Не имея формы, вода может принять любую форму: в чашке - форму чашки, в вазе - форму вазы, огибая стебли цветов. В чайнике она становится чайником. Понаблюдайте, как приспосабливается вода. Если сильно сжать бурдюк, вода вытечет из него быстро; если сжать его слабо, она потечет медленно. Может показаться, что вода иногда противоречит природе и течет вверх по склону, но на самом деле она выбирает любой открытый ей путь к морю. Двигаясь быстро или неспешно, вода непреклонна, а ее цель и судьба неизменны.

Согнуться и выжить. Эта китайская мудрость касается проблемы, общей для всего человечества. Говорят, что дуб могуч. Но он противостоит силам природы, и сильный ветер может сломить его. А вот стебель бамбука изгибается на ветру и выживает.

Разочарования как средство роста. Людям помогают расти и умеренные разочарования. Иначе у них не было бы мотивации вырабатывать собственные способы взаимодействия с миром.

Не привязывайтесь к одной точке зрения. Познать целостность - значит следовать за настоящим. Ведь настоящее постоянно движется и изменяется, и если придерживаться одной точки зрения, основанной на частичности, не получится следовать за стремительным движением настоящего.

Болезнь философии. Философия сама является болезнью, которую якобы исцеляет. Мудрый человек не стремится к мудрости, а просто живет своей жизнью. Именно в этом и заключается его мудрость.

Непрерывное изучение себя. Мне кажется, что вся моя жизнь посвящена изучению себя: я будто снимаю с себя слой за слоем день за днем. И чем больше я изучаю себя как человека, тем проще мне это делать. Появляется все больше вопросов. Я вижу все яснее. Моя цель - не развить то, что уже развито, а найти то, что пропущено. При этом пропущенное всегда со мной, внутри меня, никогда не терялось и не искажалось, разве что от неумелого использования.

Ценность глупых вопросов. Умный человек узнает из глупого вопроса больше, чем дурак из мудрого ответа.

Живите здесь и сейчас. Прислушайтесь. Слышите ветер? А птичьи трели? Их нужно по-настоящему услышать.

Абстрактный анализ - не ответ. Сейчас слишком модно прислушиваться к внутренним настроениям и пытаться их оценить. Стоять снаружи и пытаться заглянуть внутрь - бессмысленное занятие: все, что было внутри, исчезнет. То же можно сказать об эфемерном понятии счастья. Пытаться дать ему определение - все равно что зажечь свет, чтобы получше рассмотреть темноту. Разложите его на части - и оно исчезнет.

Неподвижность в движении. Я нахожусь в движении, но при этом неподвижен. Я как луна, отраженная в волнах, которые непрестанно куда-то бегут.

Буддизм не требует усилий. В буддизме усилия излишни. Живите как обычно. Ешьте свою еду, отправляйте естественные потребности, когда устанете - прилягте. Невежи посмеются надо мной, а мудрые поймут.

Медитация настраивает на внутреннюю невозмутимость. Медитировать - значит осознать невозмутимость своей истинной сути и освободиться от всего, что воспринимается чувствами. Спокойствие - состояние внутренней невозмутимости. Освободившись от всего внешнего и материального, оставаясь невозмутимым глубоко внутри, можно достичь истинного спокойствия.

Заботьтесь о том, что внутри. Погоня за наслаждениями притупляет разум. Любовь к богатству извращает поведение. Посему мудрец обращается к внутреннему «я», а не к внешности.

В одиночестве вы наименее одиноки. Одиночество - лучший способ бросить все на произвол судьбы и найти себя. В одиночестве вы наименее одиноки. Пользуйтесь им с умом.

Возраст и открытие. Даже если в процессе старения ваше тело медленно приходит в негодность, это ничего не меняет для каждодневного процесса открытия нового. С возрастом вы становитесь не лучше, а мудрее.

Вы сами управляете своим разумом. Раньше я получал от жизни тумаки, считая себя человеком, которого создают обстоятельства. Теперь я понял, что сам являюсь силой, что повелевает чувствами разума и творит обстоятельства.

Нельзя очистить взбаламученную воду руками. Как очистить взбаламученную воду? Если оставить ее в покое, она отстоится и снова станет прозрачной. Можно ли пребывать в постоянном отдохновении? Будьте спокойны, обождите какое-то время - и тогда это состояние закрепится.

Мудрая простота = здравый смысл. Мудрая простота здравого смысла - самый прямой и логичный путь.

О правдивости. Если не хочешь споткнуться завтра, говори правду сегодня.

Путь простака. Простак ничего не ждет заранее и принимает все как есть. Простота присуща истинно умудренным людям.

Какое отношение, такое и возвышение. Вы не получите от жизни больше, чем ожидаете. Любой из нас - это результат мыслей, пришедших к нам в голову.

Гнев и истина. Человек, в котором живет истина, не ведает гнева.

Принятие смерти. Чередование зимы и лета становится благом, когда мы отказываемся от мечты о вечной весне.

О насущности памяти. Память - единственный рай, из которого нас не могут изгнать 16 . Удовольствие - цветок, который скоро завянет, а воспоминание - его запах, который остается надолго. Воспоминания живут дольше, чем все остальное. Я много лет вспоминаю дерево в пору цветения, но не его плоды 17 .

Конец - это начало. Итак, начало и конец живут по соседству. Если вспомнить музыкальную октаву, то начинаете вы с самой низкой ноты и постепенно продвигаетесь к самой высокой. Достигнув же самой высокой, вы обнаруживаете, что она соседствует с самой низкой нотой соседней октавы. Вершина мудрости - знать это, но действовать так, словно не знаешь.

По материалам книги «Правила жизни Брюса Ли»

Он был кумиром для миллионов людей по всей планете, его невероятные умения мотивировали на бескомпромиссное саморазвитие. Этот китайский боец был не только выдающимся актёром, но и философом, чьи изречения до сих пор помогают найти себя многим заблудшим душам. Философия Брюса Ли не всегда соответствовала его жизни, ведь Голливуд требовал жертв. Однако, несмотря на все внутренние противоречия, знаменитый мастер ушу продолжал идти только вперёд, сметая все препятствия на своём пути.

Биография

Брюс Ли появился на свет 27 ноября 1940 года в Сан-Франциско, где его отец, бывший актёром китайского театра, проводил свои выступления. Мать будущей звезды была наполовину немкой, так что Брюс не являлся чистокровным китайцем. Так как он родился в год и час Дракона, то в детстве его называли Маленьким Драконом. Однако ему было трудно оправдать столь грозное прозвище, так как с детства Брюс Ли был болезненным и слабым ребёнком.

Как ни странно, но первым увлечением легендарного бойца были отнюдь не единоборства. В 1954 году он начинает обучаться танцу ча-ча-ча, в котором достигает огромных успехов. Его пластика и безупречная координация принесли ему победу в чемпионате Гонконга по танцам. Из-за смешанного происхождения Брюса постоянно донимали сверстники, что привело его в 1956 году к Ип Ману, который на то время уже был прославленным мастером стиля Вин Чун. Занятия ушу вызывали у Маленького Дракона огромный интерес, в отличие от школьных уроков. В результате он выигрывает межшкольные соревнования по боксу, потеснив местного чемпиона, не знавшего поражений более трёх лет.

Переезд

Мастерство Брюса Ли постоянно росло, в результате чего он стал регулярно драться на улице. Сложный характер неоднократно втягивал молодого бойца во всевозможные истории, за некоторые проделки он даже попадал в полицию. Опасаясь за жизнь своего сына, отец отправляет Брюса в Сан-Франциско, где тот приступает к работе в ресторане своего дяди. Таким образом, Маленький Дракон не успел завершить своё обучение искусству Вин Чун, прозанимавшись этим стилем ушу всего 4 года.

Даже за океаном Брюс Ли не прекратил свои тренировки. В его комнатушке над рестораном стоял самодельный манекен, на котором будущий мастер отрабатывал технику Вин Чун. Помимо этого, он изучал английский язык, философию и математику, что помогло ему поступить в Высшую техническую школу имени Эдисона. Через год после её окончания, в 1961 году, Брюс поступает на факультет философии Вашингтонского университета.

Жизнь в США

Именно во времена учёбы в университете начинает формироваться философия Брюса Ли. Его работа в ресторане подошла к концу, так как он смог набрать группу учеников, с которыми за неимением помещения занимался в парке. Снарядами для отработки ударов служили деревья, обмотанные тряпками. Всё свободное время юного мастера уходило на изучение философии. Это принесло свои плоды, руководство Вашингтонского университета оценило старания Брюса, и он получил должность лектора В это время будущая звезда пишет книгу о философии ушу, которую публикует за свой счёт. Во время работы в университете Брюс Ли встречает свою будущую жену Линду Эмерли, которой тогда было всего 17 лет.

В 1963 году мастер ушу открывает свой первый зал, где обучает своему искусству всех, независимо от национальности. Такой подход ужасно злит других китайских мастеров, которые шлют ему гневные письма, угрожают расправой и даже приходят для проведения поединков. Несмотря на это, Дракон продолжает тренировать людей и пропагандировать ушу в Америке. Он проводит показательные выступления, чтобы привлечь как можно больше учеников.

Актёрская карьера

В 1965 году Брюс Ли прошёл пробы и стал актёром. До этого он уже неоднократно снимался в подростковом возрасте, так что проблем не возникло. Дальнейшая жизнь великого бойца проходит в постоянных съёмках и суете. В фильмах наиболее полно выражается боевая философия Брюса Ли — на экране он побеждает врагов в считаные секунды, одного за другим. Именно такой была его концепция идеального поединка.

Яркий мастер единоборств быстро стал популярен как в Китае, так и за его пределами. Фильмы с его участием собирали огромные деньги, благодаря им люди перестали относиться к «китайскому боксу» с пренебрежением. В это время философия Брюса Ли нашла своё внешнее выражение в его собственном боевом стиле под названием «путь опережающего кулака». Его основная идея — опережение оппонента, вместо того, чтобы блокировать его атаку и затем отвечать. Боевые сцены, написанные Брюсом, полностью отражают его взгляд на ведение боя, выводя постановочные поединки на совершенно новый уровень.

Философия воды Брюса Ли

Быть, как вода, — вот один из главных принципов яркого киноактёра. На формирование этого философского принципа повлиял его учитель — Ип Ман. Однажды у юного Брюса не получалось понять технику Вин Чун, сколько бы усилий он ни прилагал. Учитель, видя неверный подход своего ученика, отпустил его с тренировки и дал ему неделю на отдых, чтобы восстановить силы и подумать над основными принципами Вин Чун.

В один из дней отдыха Брюс Ли плавал на лодке, пытаясь понять, что же он делает не так. В порыве бессильной злобы он ударил по водной глади. Он смотрел, как вода тут же приняла исходную форму, не понеся никакого ущерба от его действий. И тут молодой боец начал понимать, что именно вода является для него идеальным примером. Ведь она преодолевает любые преграды, просачиваясь сквозь них, никакие удары не могут причинить ей вреда, она так мягка и при этом обладает колоссальной силой. Взгляд на этот вопрос хорошо отражает отрывок из цитаты Брюса Ли: «Стань бесформенным, бестелесным, как вода. Когда ты наливаешь воду в чашку, она становится чашкой, ты наливаешь воду в чайник, она принимает форму чайника».

Мягкость

Призыв стать подобным воде очень хорошо отражает принципы, к которым стремился гениальный актёр. Философия Брюса Ли гласит, что лишь самые приспособленные выживают в этом мире. Поэтому только тот, кто приспосабливается и постоянно изменяется, не имея формы, сможет выйти победителем из схватки. Известно, что в детстве Брюс занимался тайцзицюань — мягким стилем ушу, так что неудивительно, что его видение поединка стало именно таким.

Однако мягкость и подвижность вовсе не означают слабость и медлительность. Атаки мастера Вин Чун были сильны и стремительны, иногда настолько, что приходилось использовать специальные камеры, чтобы заснять его удар. К сожалению, Голливуд не позволял придерживаться многих принципов, к которым пришёл Брюс Ли. Нахождение в столь аморальной среде порождало множество внутренних конфликтов, нарушавших гармонию в душе актёра.

"Путь опережающего кулака"

Эта знаменитая книга была создана женой мастера из его записей, которые он так и не успел систематизировать. В ней собраны не только приёмы и подходы к тренировкам, но и философия. Брюс Ли, книга которого вышла лишь после его смерти, утверждал, что его концепция подходит любому боевому искусству. Поэтому не важно, занимаетесь вы боксом, карате или дзюдо, идеи, заложенные в ней, помогут вам стать сильнее и эффективнее.

Также "Путь опережающего кулака" пронизан философскими высказываниями, отражающими стремление великого бойца к самопознанию и духовному росту. Вот некоторые цитаты Брюса Ли:

"Джиткундо есть познание истины, образ жизни, движение к обретению сильной воли и полному контролю. Это познание зиждется на интуиции".

"Если вы не черствы душой, то внешний мир сам раскроется перед вами. В движении подражайте воде. В спокойствии будьте подобны зеркалу. Отзывайтесь, как эхо."

Дополнить "Путь опережающего кулака" может произведение, наиболее полно отражающее образ жизни, который вёл Брюс Ли, - "Философия и дух бойца". Это пятая часть известной книги - "Боевая школа Брюса Ли", написанной им в соавторстве с М. Уехарой. Именно она связывает воедино методы физического и духовного развития, которыми пользовался этот неординарный человек. Глубокое понимание этого философского труда поможет развить свой собственный стиль ведения боя, исключив бездушное подражание.

Боец и философ

К сожалению, гениальный актёр и боец погиб, так и не доведя до конца свои многообещающие начинания. Сегодня изречения Брюса Ли заполоняют интернет и не только, их можно услышать от многих фанатов боевых искусств. Этот великий человек стал путеводной звездой для спортсменов со всего земного шара. Брюс Ли, трюки которого до сих пор поражают зрителей, доказал, что нет ничего невозможного для человека, обладающего несгибаемой волей. По его пути идут многие тысячи последователей, которые следуют принципам именитого бойца. Пока люди помнят и чтят наследие Брюса Ли, его философия будет жить и развиваться.

-------
| сайт collection
|-------
| Брюс Ли
| М. Уехара
| Боевая школа Брюса Ли. кн. 5. Философия и дух бойца
-------

В своем постижении боевых искусств Брюс Ли старался отыскать ту первозданную простоту и целостность, которая была присуща им изначально. Разработанная им система боя стала одним из этапов этой работы, направленной на осознание мудрости древних и облачения этой мудрости в новую форму, понятную для современного человека. Фрагменты этого осознания вдумчивый исследователь может обнаружить в том наследии, которое осталось после Брюса – его фильмы, книги, интервью.
В пятой, заключительной книге о боевом методе Брюса Ли, читатель найдет ключи к пониманию целостности и универсальности системы, разработанной Брюсом. Материал книги позволит интегрировать все части системы в тотальный боевой стиль, высокоэффективный и бескомпромиссный, представляющий собой сплав непоколебимого духа и реальной техники. Без понимания духовной стороны боевого искусства, представленной на страницах этой книги, невозможно понять «сердце» (сущность) метода боя, практиковавшегося Брюсом и его многочисленными последователями, что в итоге приводит лишь к «голой» имитации техники, превращая мощное боевое искусство в военизированную гимнастику.

Чтобы постичь боевое искусство, необходимо избавиться от всего, что скрывает истинный смысл, реальную жизнь. В то же время, это означает безграничное познание, которое должно быть направлено на изучение не особой области, входящей в состав целого, а на целое, содержащее в себе и эту область.
Путь познания кармы заключается в гармонии сознания и воли. Единство всего живого – есть истина, которую можно постичь тогда, когда ложное представление о возможности существования своего «Я» отделено от целого, уничтожено навсегда.
Пустота есть «нечто», которое находится точно посредине между «тем» и «этим». Пустота содержит в себе все и не имеет противоположности. В ней нет ничего, что исключало бы ее или противостояло ей. Пустота существует потому, что все формы возникают из нее, но тот, кто воплощает в себе пустоту, наполнен жизнью, энергией и любовью от всего сущего.
Превратись в «деревянную куклу»: у нее нет «Я», она ничего не думает, она ничего не воспринимает, не сохраняет. Позволь телу и конечностям следовать своим собственным законам.

Если в тебе нет ничего застывшего, косного, то окружающее бытие будет проявлять себя само. В движении будь подобен воде. В покое будь подобен зеркалу.

Отвечай подобно эху. Ничто невозможно отделить, мягчайшую вещь невозможно схватить.
Я двигаюсь и не двигаюсь вообще. Я подобен неподвижному отражению луны в бушующих и скачущих волнах. Это не осознание действия «Я делаю это», а скорее внутреннее понимание, что «это случилось, благодаря мне» или «это делается для меня». (Осознание собственного «Я» становится величайшим препятствием для правильного исполнения всех физических действий).
Концентрация сознания означает его неподвижность. Если сознание прекращает действовать свободно, как должно быть, то это уже не есть сознание, как таковое.


«Неподвижность» – это концентрация энергии в фокусе, как на оси колеса, вместо рассеивания ее в процессе разрозненных действий.
Главным является результат действия, а не его исполнение. Не актер, а игра, не экспериментатор, а эксперимент.
Видеть вещь независимо от своих собственных желаний и ожиданий, значит, видеть ее в истинном свете.
Искусство достигает высочайшей вершины, когда освобождается от самосознания. Свобода открывается человеку в тот момент, когда ему безразлично, какое впечатление он производит или должен производить.
Совершенный путь труден только для тех, кто выбирает и желает. Не выбирайте: нравится – не нравится, тогда все будет ясно. Сделайте зазор в толщину волоса, и небо отделится от земли, если хочешь познать истину не будь ни «за», ни «против». Борьба между «за» и «против» есть наихудшая болезнь сознания.
Мудрость заключается не в попытках отделить хорошее от дурного, а в умении «оседлать» их и приспособиться к ним, как пробка приспосабливается к гребням и впадинам волн.
Позвольте себе идти с болезнью, быть с ней, ухаживать за ней, это – путь быть свободным от нее. Утверждение является Дзэном, если только оно воздействует само по себе, а не мыслью, заключенной в нем. В буддизме нет места для усилий. Следует быть естественным и не делать чего-то особенного. Ешьте свою пищу, освобождайте кишечник, пейте воду, а если вы устали, ложитесь отдыхать. Невежественный будет смеяться надо мной, но мудрый поймет.
Уясните себе следующее: двигайтесь быстро, как призрак, и будьте спокойны, как невинность. Тот, кто спешит, проигрывает. Не опережайте других, всегда приспосабливайтесь к ним. Не спешите, выбросите это из головы. Не стремитесь к этому специально, и будете действовать, когда этого менее всего ожидают.
Думай, как бы не думая. Наблюдай за техниками, как бы не наблюдая. Не существует универсального уровня. Все, что я могу дать, подобно нужному лекарству от определенных болезней.

Восемь способов устранения страдания путем исправления ложных ценностей и получения истинных знаний о смысле жизни заключается а следующем:
1. Правильные воззрения (понимания): вы должны ясно видеть, что ошибочно.
2. Правильные устремления (желания): решитесь на исцеление.
3. Правильная речь: говорите в соответствии со своей целью – исцелиться.
4. Правильное поведение: вы должны действовать.
5. Правильный образ жизни: ваши средства существования не должны противоречить вашему лечению.
6. Правильные усилии: лечение должно идти с постоянной скоростью, самой высокой, которая может быть выдержана.
7. Правильное внимание (контроль сознания): вы должны чувствовать это и думать об этом непрерывно.
8. Правильное сосредоточение (медитация): учитесь созерцать глубину своего сознания.

Целью искусства является демонстрация внутреннего мира, воплощение в эстетическом произведении глубочайшего духовного и личного опыта человеческого бытия. Оно способно сделать понятным эти переживания и дает возможность осознать их в рамках идеального мира. Искусство проявляется в духовном понимании внутренней сущности вещей и является формой общения с природой абсолюта.
Искусство есть воплощенное впечатление от жизни, и оно преодолевает границы времени и пространства. Мы должны попытаться с помощью искусства придать нашим душам новые формы и новое отношение к природе и миру. Самовыражение мастера демонстрирует его душу, его школу, его хладнокровие. За каждым движением мастера скрывается музыка его души. В противном случае, движение является «пустым», а «пустое» движение подобно пустому слову – оно не имеет значения. Избегайте «неясных» мыслей и действий.


Искусство никогда не является украшением, декорацией, оно есть результат озарения. Искусство, другими словами, есть средство достижения свободы. Искусство требует совершенного мастерства техник, развитого размышлением.
Искусство без искусства есть творческий процесс внутри художника, его значение – «искусство души». Все виды движений есть шаги по пути к абсолютному эстетическому миру души. Творчество в искусстве является духовным выражением личности, корни которого кроются в «ничто». Его эффект заключается в расширении духовного мира.
«Искусство без искусства» есть искусство души, находящейся в покое, подобно отражению лунного света в глубоком озере. Конечной целью художника является использование его повседневной деятельности для того, чтобы стать настоящим мастером жизни, познать искусство жизни. Мастера всех видов искусств должны прежде всего быть мастерами жизни, для души создавая все. Все неясные представления должны исчезнуть прежде, чем ученик сможет назвать себя Мастером. Искусство – есть путь к «абсолюту» и к сущности человеческой жизни.
Цель искусства заключается не в одностороннем развитии духа, души и чувств, но в «раскрытии» всех человеческих способностей – мыслей, ощущений, воли и жизненного ритма мира природы. Так можно услышать беззвучное безмолвие и привести себя в состояние гармонии с ним.
Профессиональный уровень в искусстве еще не означает художественного совершенства. Искусство остается скорее на среднем уровне или отражает некоторый шаг в психическом развитии, совершенство которого основано не на очертании или форме, а должно исходить из человеческой души.
Творческая деятельность не заключается в искусстве, как таковом. Оно проникает в глубинный мир, в котором все формы искусства (вещи внутренне познанные) существуют вместе, в котором гармония души и космоса, в котором «ничто» имеет свою связь с реальностью.
Это есть творческий процесс, поэтому, это есть реальность, и реальность есть истина.

1. Стремление к истине.
2. Осознание истины (и ее существования).
3. Восприятие истины (ее сущности и направления – подобно ощущению движения).
4. Понимание истины (в первую очередь философская практика для понимания ее – Дао. Видеть не часть, а целое).
5. Опыт истины.
6. Овладение истиной.
7. Забвение истины.
8. Забвение носителей истины.
9. Возвращение к первоисточнику, где лежат корни истины.
10. Покой и ничто.

Все многообразие жизни существует в виде жестких форм, имеющих определенные рамки, ограничения. Для понимания Джиткундо нужно отбросить все идеалы, шаблоны и стили, отбросить вопрос – существует ли идеал в Джиткундо? Можете вы наблюдать за ситуацией, не называя ее? Называя ситуацию, превращая ее в слово, вы придаете ей форму. Действительно, трудно просто наблюдать ситуацию – наш разум очень сложен. Легко обучать кого-то мастерству, но очень трудно научить человека независимому самостоятельному мышлению, отношению.

Джиткундо предпочитает бесформенное, так как может принимать любые формы, Джиткундо не имеет стиля и подходит для любых стилей. В результате Джиткундо использует все пути и не связано ни с одним из них, более того, использует все техники и средства, которые служат его целям.
Занимайтесь Джиткундо с намерением укрепить волю. Забудьте о победе и поражении, забудьте о гордости и боли. Дайте вашему противнику коснуться вашей кожи, и вы проникнете в его плоть, дайте ему проникнуть в вашу плоть, и вы сломаете ему кости, дайте ему сломать ваши кости, и вы возьмете его жизнь! Не заботьтесь о своей безопасности, положите свою жизнь перед ним.
Большой ошибкой будет ожидать результат заранее. Не следует думать о победе или поражении. Дайте природе следовать своим путем, и ваше оружие нанесет удар в нужный момент. Джиткундо учит нас не оглядываться назад, однажды выбрав путь. Оно оценивает жизнь и смерть равнозначно. Джиткундо избегает внешнего, проникает вглубь сложного, постигает суть проблемы и указывает ключевые факторы.
Джиткундо не ходит вокруг да около, оно не пользуется извилистым окольным путем. Джиткундо следует к цели по прямой. Простота есть кратчайшее расстояние между двумя точками. Искусство Джиткундо состоит в упрощении. Оно позволяет быть самим собой, оно означает реальность в ее бытии. Быть самим собой, означает обладать свободой в ее первоначальном смысле, не ограниченной привязанностями, пределами, зависимостями.
Джиткундо есть просветление, путь жизни, движение к сильной воле и контролю, этого можно добиться и интуитивно.


Во время тренировок ученик всегда должен быть активным и динамичным, но в реальном бою его сознание должно быть спокойным. Он должен чувствовать себя так, как если бы ничего особенного не происходило. Когда он наступает, его шаги должны быть легкими и надежными, его глаза не выпучиваются и не смотрят на врага с безумной яростью. Его поведение ничем не отличается от его обычного повседневного поведения, нет изменений, зависящих от его впечатлений, нет ничего выдающего тот факт, что он находится в смертельной схватке.
Ваше природное оружие имеет двойную цель:
1. Сокрушить противника – разрушать все, что стоит на пути к миру, справедливости и гуманности.
2. Разрушать ваши собственные порывы, возникающие от инстинкта самосохранения. Разрушать все, беспокоящее ваше сознание. Не причинять вреда никому, но преодолеть свои собственные недостатки – жадность, гнев, глупость и т.д. Джиткундо воздействует на нас самих.
Удары кулаками и ногами являются средством уничтожения эго. Это природное оружие представляет собой силу интуиции или инстинкта, которые, в отличие, от интеллекта или усложненного эго, не анализируют себя, ограничивая тем самым свою свободу. Природное оружие двигается вперед, не оглядываясь назад или по сторонам.
Так как чистосердечность и пустота сознания есть врожденные качества человека, то его природное оружие наследует эти качества и проявляет их с величайшей степенью свободы. Природное оружие является символом невидимого духа, поддерживающего сознание, тело и конечности в постоянной активности.
Отсутствие стереотипной техники по сути означает абсолютную свободу. Любые направления движения возможны в этом случае.
Отсутствие ограничений есть врожденное качество сознания человека. В естественном состоянии его мысли движутся вперед непрерывно: прошлые, настоящие и будущие мысли продолжаются как непрерывный поток.
Отсутствие мыслей означает не уноситься мыслями прочь в процессе мышления, не отвлекаться внешними объектами, думая быть свободным от мыслей. Истина, таким образом, есть субстанция, а мысли есть функция истины. Мыслить, определять значение в мыслях, это значит разрушать мысль.

Сконцентрируйте свое сознание в «резкий фокус» и примите состояние боевой готовности, чтобы вы могли мгновенно интуитивно понять истину, которая существует повсюду. Сознание должно быть свободно от старых привычек, предрассудков, ограничений и даже от обычного мышления.
Очистив сознание от всего лишнего, вы будете воспринимать реальность в ее сущности, как таковой, в ее «обнаженности», которая соответствует буддийской концепции пустоты. Опустошите вашу чашку, чтобы она могла быть наполнена, освободите свое сознание для достижения истины.

В длинной истории боевых искусств стремление к копированию и имитации присуще в равной мере большинству боевых мастеров, инструкторов и учеников. Отчасти это связано с человеческой природой, отчасти с прочными традициями различных стилей. Найти «свежего» оригинального мастера-учителя очень трудно, и ощущается острая потребность в «указателе пути».

Каждый человек, отдавая предпочтение какому-то стилю, верит, что этот стиль самый лучший и отказывается от других. В таком случае каждый стиль становится своеобразным «законом», устанавливающим свое объяснение «Пути», свое понятие о гармонии жесткого и мягкого, свой ритм исполнения техник.
Вместо изучения рукопашного боя, как такового, большинство школ боевых искусств создают «беспорядок воображения», сбивают с толку и запутывают учеников, отвлекая их от подлинной реальности боя, которая является простой и ясной. Вместе проникновения непосредственно в суть боя, «ритуально» отрабатываются сложные эффектные формы, безнадежно ограниченные и надуманные техники, которые лишь имитируют реальную схватку. В таких школах ученики вместо приобретения навыков реального боя, занимаются чем-то «подобным» бою.
Еще хуже, когда в тренировку привносят понятие сверхъестественной силы сознания и духа. Это стремительно уносит учеников в мистику и абстракцию. Все эти вещи являются бесполезными попытками закрепить и зафиксировать постоянно изменяющиеся движения рукопашного боя, расчленять и анатомировать, как труп. Когда вы поймете это, то увидите, что реальный бой есть не что-то жестко фиксированное, а, напротив, нечто «очень живое». Установленные школами «образы» закрепляют и «цементируют» то, что ранее текло и изменялось. Очевидно, что такое обучение есть не что иное, как слепое следование бесполезным на практике шаблонам или трюкам, путь, который ведет в никуда.

Когда возникает реальное чувство, например, гнев или страх, сможет «стилист» действовать «классическим» способом, или он только услышит свой собственный пронзительный крик? Является живым человеком, способным на самовыражение, или только образцовым механическим роботом? Является он существом, которое может приспособиться к внешним обстоятельствам, или он сопротивляется им в соответствии с усвоенным в школе набором шаблонов? Создают ли избранные приемы барьер между ним и противником при постоянно изменяющихся внешних условиях?
«Стилисты» вместо того, чтобы смотреть прямо на факты, цепляются за формы, запутывают себя все более и более, и, наконец, загоняют себя в безвыходную ситуацию. Они не видят факта в его сущности, так как их обучение извращено и искажено, знание должно соответствовать сущности вещей. Зрелость не означает приверженности какой-то концепции. Это есть реализация того, что содержится в глубине нашей сущности.

Пустота есть свобода от навязываемых ограничений. Жизнь есть взаимосвязь с окружающим миром. Человек свободный и простой действует без процесса выбора. Что есть, то есть. Действие, основанное на мысли, очевидно, является результатом выбора, а значит оно не свободно. Такое действие создает дополнительное сопротивление, дополнительный конфликт.
Взаимоотношения есть процесс самопознания. Взаимоотношения есть зеркало, в котором вы исследуете себя самого – «быть» означает находиться во взаимоотношениях с кем-либо.
Комплекс «шаблонов», неспособных измениться или исправиться в зависимости от обстоятельств, есть очередной вариант «клетки». Истина лежит вне всяких шаблонов. Формальные упражнения есть бесплодные повторения техник вместо самопознания в процессе контакта с живым противником. Наработка таких «шаблонов» увеличивает сопротивление интуитивному действию, а сложные техники увеличивают его еще более.
Обычный человек подобен сгустку рутины, предвзятости и традиций. Когда он действует, то переводит каждое живое действие на язык прошлого. Знания фиксированы во времени, а процесс познания продолжается непрерывно. Знание приходит к нам от какого-то источника – из «статики», и накопления фактов, в то время, как познание есть движение, есть «динамика».
Накопление знаний есть только развитие памяти, которая становится механической. Познание есть движение, которое не имеет ни начала ни конца. В занятиях боевыми искусствами должен царить дух свободы. Обученное сознание – несвободно. Обучение ограничивает личность рамками особой системы. Чтобы обрести свободу самовнушения, необходимо покончить со своим «прошлым». От прошлого вы наследуете постоянство, от нового вы получаете изменение.

Для реализации свободы человек должен научиться жизни, как бесконечному движению. Свобода лежит по ту сторону сферы сознания. Наблюдать, но не останавливать и не истолковывать. Если вы думаете: «Я свободен», то на самом деле живете воспоминаниями о чем-то давно ушедшем. Понять и жить «сейчас» означает: все прошлое должно умереть. Свобода от познания есть смерть, поэтому вы живы. Откажитесь внутренне от «за» и «против». Не существует правильного или ошибочного действия, когда вы свободны. Боец, действующий без самовыражения, несвободен, поэтому он на все реагирует так, «как учили», вместо того чтобы реагировать на происходящее в соответствии с реальностью.
Боец, действующий без самовыражения, зря тратит драгоценное время. Боец должен всегда держать в сознании только одну цель – сражаться, не оглядываясь ни назад, ни в стороны. Он должен устранить все преграды своему движению вперед – эмоциональные, психические или интеллектуальные.
Любой человек может действовать свободно и цельно, если он «вне системы». Тот, кто действительно ищет истину, не имеет стиля вообще. Он живет тем, что есть.
Если вы хотите познать истину в боевых искусствах, видеть каждого противника ясно, вы должны отбросить представления о стилях и школах, предрассудки, симпатии, антипатии и так далее. Тогда в вашем сознании не будет конфликтов и наступит покой. В таком состоянии вы все будете видеть цельно и свежо!
Если вы следуете классическим образцам, вы познаете рутину, традицию, тень – что угодно, но только не самого себя. Как можно ответить на общее частным? Бездумное, ритмическое повторение техник лишает эти боевые движения их «жизни» и «смысла» – их реальности. Наработка форм, даже немного меняющихся в зависимости от условий, становится якорем, который держит вас на месте и тянет вниз. Этот путь ведет вас только вниз.

Форма есть средство создания внутреннего сопротивления, это есть отработка только шаблонных движений. Вместо бессознательного увеличения своего внутреннего сопротивления, делайте движение так, как оно возникает, не анализируйте его – инстинктивное действие позволяет приспособиться к противнику наилучшим образом. Боец, скованный рамками конкретного стиля, видит своего противника через «призму» внутреннего сопротивления – он «исполняет» свои стилизованные блоки, вслушивается в свой собственный пронзительный крик и не видит, что в действительности делает его противник. Мы сами являемся ката, мы есть классические блоки и удары, столь глубоко мы пропитаны ими.
Чтобы справиться с противником, необходимо открытое непосредственное восприятие. Такого восприятия не существует там, где есть внутреннее сопротивление, где существует «единственный верный путь».
Быть в состоянии гармонии с бытием означает быть способным следовать бытию, которое постоянно движется и изменяется. Если боец придерживается особой точки зрения, то он не способен следовать быстрому изменению бытия.
Чтобы ни думали вы о хуках и свингах, в рамках своего собственного стиля, не существует хорошей защиты от них. Действительно, почти все «природные» бойцы используют их. Боевым мастерам они добавляют разнообразия в атаках. Мастер должен уметь наносить удар из того положения руки, в котором она находится.
Но в классических стилях Система становится более важной, чем человек! «Классический» человек действует в соответствии с «шаблонами» стиля! Как могут косные методы и системы пополняться чем-то живым? Путь, «определенная дорожка» есть к тому, что статично, фиксировано, мертво, но нет пути к тому, что живо. Не сводите живую реальность до уровня статических образцов и не изобретайте методов достижения этого!

По сути своего учения Брюс Ли не пропагандировал боевое искусство ; более того, он надеялся внушить нам истинное чувство взаимопонимания. Но взаимопонимание не может быть дано, оно должно быть найдено каждым человеком самостоятельно. Помощь, которую предлагает Брюс Ли, это стимулирование способности помогать себе самостоятельно.

Знание и понимание - не одно и то же. Знание базируется на предыдущем опыте; понимание - на опыте настоящего. Любой, кто ищет возможности просто отождествиться с Брюсом Ли и системой Джит Кун-До, попросту обманывается. Истинной целью Брюса Ли при создании Джит Кун-До было желание, чтобы каждый вдохновившийся его опытом, сумел понять то, что понимал сам Брюс.

Брюс Ли старался представить методы Джит Кун-До, как отражение природы, Дао , как средство выражения, которое может быть использовано, но не может быть выражено словами, постигнуто разумом или зафиксировано в виде системы. В качестве наглядного примера, Брюс часто рассказывал историю о дзэнском монахе , который пользуется лодкой для переправы через реку, а переправившись, разжигает из лодки костер для ночлега. Суть этого рассказа в том, что необходимо использовать то, что уже однажды оказалось полезным, в другой форме для других целей.

Для того чтобы понять философию Брюса Ли, философию Джит Кун-До, было бы полезно определить, что именно означает выражение «выживание наиболее приспособленного». Существует много версий. Действительный же смысл этого понятия - это соответствие и приспосабливаемость, то есть умение приспосабливаться к окружению. Тот, кто лучше всего приспосабливается к изменяющимся обстоятельствам, и является тем, кто выживает. И это не обязательно самый сильный. Брюс Ли старался проиллюстрировать эту философию в начальной сцене, которую он задумал для фильма «Игра со смертью », когда ветка крепкого, но не гибкого дерева трескается и отламывается под весом снега, а гибкая ива склоняется и снег съезжает по ее ветвям, не нанося дереву повреждений.

Постепенно из философии Джит Кун-До возникает вопрос о природе взаимосвязи между «формой» и «свободой», которая выражается как способность приспосабливаться к жизни. Что такое форма? И что такое свобода? И как поддержание хорошей формы связано с возможностью быть свободным? Как это все связано с тренировками в боевом или любом другом искусстве и особенно с жизнью человека?

Поддержание формы относится ко многим вещам. Это эффективное выполнение приемов, экономия движения и осознание потока энергии, которая включает и разум, и чувства. И все это в текущих и изменяющихся условиях жизни.

    Обладать хорошей Физической формой означает обладать способностью находить наиболее эффективные и оригинальные пути использования естественного потока энергии. Эта способность включает уравновешенность в состоянии покоя и движения, а также отсутствие ненужного напряжения во время использования тела, как целого, таким образом, что каждая часть координируется в хорошо синхронизированном действии и реакции. Сосредоточенно, устойчиво, в вертикальной стойке.

    Хорошая Ментальная форма означает избавление от пустых переживаний, тревог и сомнений, а в момент появления их - переориентацию своего внимания на полезный процесс активного мышления или осознание физической формы .

    Хорошая Эмоциональная форма означает способность чувствовать уверенность даже при отсутствии очевидных причин для этого, так чтобы это само служило причиной уверенности. Чтобы быть уверенным, нужны реальные усилия.

Все это являлось важнейшими принципами, с которыми Брюс Ли стремился прожить свою жизнь. Иногда он проигрывал, но нередко побеждал. Нам предлагается сделать аналогичный выбор. В любой момент можно потерять осознание формы, а затем, оправдывая себя, продолжать так жить. Мы можем плыть по течению жизни, воображая, что мы свободны, не имея ни малейшей надежды натолкнуться, хотя бы случайно, на истинный опыт. Но если мы настойчиво стремимся достичь осознания формы, тогда, в этот момент, мы свободны.

Свобода - это не то, чего можно ожидать, так же, как нельзя сегодня утолить голод, думая о пище, которую удастся съесть завтра. Свобода, которая появляется в результате самоосознанности, или присутствует, или нет. Мы не работаем для того, чтобы получить свободу, мы свободны.

Если присутствует внимание, разум свободен от рассеянности. Если эмоции свободны от страхов - не без страхов, но не привязаны к ним, - тогда они могут течь, как побуждающая энергия. Когда тело расслабленно и свободно от напряжения, оно чувствительно к эмоциям и энергии других и достаточно открыто для того, чтобы энергия могла свободно втекать в форму.

Брюс Ли впервые получил представление об этой возможности, когда был подростком и, по совету своего наставника Ипа Мэна , прервал усердные занятия и пошёл прогуляться к водам гонконгской гавани. Когда он наклонился над водой и погрузил пальцы в свое отражение, вода всколыхнулась в стороны. Секундой позже она вернулась и сомкнулась вокруг пальцев, идеально очертив форму руки.

Годами позже в эпизоде «Лонгстрит », который Ли помогал написать Стерлингу Силлифэнту , он постарался пробудить это же чувство у героя, советуя ему быть таким, как вода. «Когда наливаешь воду в чашку, она становится чашкой. Когда наливаешь воду в чайник, она становится чайником».

«Что может быть „более приспосабливающимся, чем вода“? Однако без удерживающей формы способность воды свободно течь и приспосабливаться становится бесполезной. Река без берегов - это просто наводнение, но текущая по руслу вода обладает значительной силой, которая может приводить в действие электрический генератор. Если разум достаточно сосредоточен для того, чтобы эффективно и с пониманием управлять формой тела, он открывает возможность прийти совершенно другой энергии».

«Злые люди хотят бороться, чтобы нанести противнику рану или убить его. Боевые искусства не отрицают такой возможности, но истинное внутреннее искусство замыкает эту злость и отчуждение само на себя таким образом, что возможность быть просто живым признаётся самим мастером. Многие не способны признать боевое искусство, как средство духовного выражения или внутренней работы. На Западе привыкли думать только о „победителях“ и „побеждённых“, без каких-либо альтернатив. В борьбе, тренировках боевых искусств, процесс конфронтации поглощается участниками таким образом, что каждый из них познает что-то. Ни „победитель“, ни „побеждённый“ не будут жить вечно в неизменной форме. В борьбе, как и в жизни, оба вовлечены в процесс познания и изменения. Противник - это не враг, это „Я“, но в другой форме. Когда вы боретесь, ваш противник становится вами. Вы противостоите своим страхам, силе и слабости, своей жизни вообще. Я участвовал в тысячах боёв и поэтому хорошо знаю, что значит чувствовать подобное. Ты знаешь, что должен выиграть, но выиграть означает победить самого себя».

«Боевое искусство похоже на зеркало, в которое вы смотрите перед умыванием. Вы видите себя именно таким, какой вы есть».

    Практически все удары при нападении проводятся после обманного движения или контратаки. Технически совершенное нападение включает в себя стратегию, скорость, тайминг , обманные движения и точный расчёт. Хороший борец стремится совершенствовать все эти элементы в процессе ежедневных тренировок.