Апокалипсис Иоанна Богослова. Откровение Иоанна Богослова

«Откровение Иоанна Богослова» и другие пророчества

Святой Иоанн Богослов в своем «Откровении» упоминал о том дне, когда все люди, и живые, и мертвые, воскресшие из могил (рис. 23 ), предстанут перед судом Божьим.

Считается, что «Откровение Иоанна Богослова» было написано в 68-69 годах н. э. Исследователи не исключают того факта, что приблизительно в середине 90-х годов н. э. оно было отредактировано переписчиками. Это произошло уже после поражения I иудейского восстания против римлян. Указанная дата практически совпадает со ссылкой на Иринея, которую приводит в своей «Церковной истории» Евсевий Кесарийский (между 260 и 265-338 или 339), римский церковный писатель, епископ Кесарии (Палестина). Пророческое «Откровение Иоанна Богослова» представляет собой поистине грандиозную картину грядущего Апокалипсиса, которая завершает Новый Завет.

Иоанн Богослов сообщил первым христианам, которые подвергались ужасным гонениям со стороны римских властей, великую и утешительную весть: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко».

Рис. 23. Микеланджело. Воскрешение мертвых из могил.

Ватикан

Необходимо продержаться еще немного, не отступить от христовой веры, и вскоре страдания прекратятся, и все устоявшие будут щедро вознаграждены. В целом ряде видений Иоанну явилось то, чему вскоре предначертано свершиться: он узнал о предстоящем конце света и связанных с ним страшных событиях.

Откровение снизошло на Иоанна Богослова в тот момент, когда он находился на острове Патмосе, в Эгейском море, где он страдал «за слово Божье и за свидетельство Иисуса Христа». В один из воскресных дней над прорицателем неожиданно разверзлось небо, и он увидел семь золотых светильников и среди них «подобного Сыну Человеческому». Иоанн Богослов так описывает внешность Иисуса Христа: «Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халковану (вид янтаря), как раскаленные в печи; и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лицо Его, как солнце, сияющее в силе своей». Семь светильников символизировали собой семь церквей, а семь звезд в деснице господней - ангелов этих церквей.

Пораженный столь необычным явлением, Иоанн упал к ногам Сына Человеческого, который приветствовал его следующими словами: «Не бойся, Я есьм первый и последний, и живый; и был мертв; и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. Итак, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего». Иоанн Богослов выполнил повеление Христа и позднее записал все, что произошло в тот день, в своем «Откровении».

Иисус пригласил его ступить на небо, чтобы своими глазами увидеть, чему «надлежит быть после сего». Иоанн последовал за ним и увидел «престол, стоящий на небе, и на престоле был Сидящий». Под Сидящим прорицатель подразумевал самого Бога-творца.

Вокруг Божьего престола, от которого «исходили молнии, и громы, и гласы», располагались еще двадцать четыре престола. На них восседали двадцать четыре старца, облаченные в белые одежды, с золотыми венцами на головах. Перед престолом стояли семь огненных светильников, олицетворявшие собой «духов Божиих».

Здесь же сидели четыре животных, «исполненных очей спереди и сзади», первое из которых напоминало льва, второе - тельца, третье - человека, а четвертое - орла. Каждое из них «имело по шести крыл вокруг, а внутри

они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не знают покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет». В то время как животные воспевали славу и честь Сидящему на престоле, старцы падали перед ним ниц и возлагали венцы к его ногам.

В правой руке Бог держал книгу, запечатанную семью печатями. Ангел (рис. 24 ) провозглашал громким голосом: есть ли тот, кто достоин раскрыть книгу, сняв с нее печати? Но не находилось никого ни на земле, ни на небе, ни под землей.

Тут поднялся один из старцев, сидящих у Божьего престола, и сообщил Иоанну Богослову, что ныне «лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее».

В тот же момент Иоанн увидел Агнца «как бы закланного, имеющего семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю». В образе Агнца предстает, конечно, сам Иисус Христос (рис. 25 ), считавшийся христианами потомком царя Давида. Рог у древних евреев являлся символом могущества.

Агнец принял из рук Божьих книгу, запечатанную семью печатями. Акт передачи книги от Бога Отца к Богу Сыну символизирует воцарение Христа, который принимает власть от Отца. Животные и старцы со всех сторон обступают Агнца и начинают петь в его честь: «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати; ибо Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле».

Вслед за ними эту песню повторяли огромное множество старцев, животных и ангелов, со всех сторон окружавших престол. «И число их было тьмы тем и тысячи тысяч», - говорится в «Откровении». Приближался конец света.

Рис. 25. Каваллини. Иисус Христос.

Фрагмент фрески «Страшный суд» церкви Санта-Чечилия ин Трастевере в Риме

Рис. 24. Ангел

Однако, согласно предсказаниям прорицателя, Бог обязательно защитит всех истинно верующих людей, которые прожили праведную жизнь, между тем как всех отринувших Бога и нераскаявшихся грешников ожидает суровое наказание.

Иисус Христос поочередно снимает печати с книги, в результате чего на землю опускаются четыре всадника, восседающие на четырех разномастных конях. Они являются провозвестниками конца света и тех великих бедствий, которые будут ему предшествовать.

Вот Агнец снял первую печать, и одно из четырех животных провозгласило: «Иди и смотри». Иоанн Богослов увидел белого коня (рис. 26 ). На нем сидел «всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить».

Христос снял вторую печать, и второе животное произнесло громовым голосом: «Иди и смотри». Тут появился второй конь, рыжий. Всаднику, сидящему на нем, предписано было «взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч».

После того как Агнец снял третью печать, Иоанн услышал голос третьего животного: «Иди и смотри». В этот момент с неба сошел вороной конь, и сидел на нем всадник, «имеющий меру в руке своей».

Агнец снял четвертую печать, и четвертое животное сказало: «Иди и смотри». Вышел бледный конь. Восседал на нем самый страшный всадник, олицетворявший собой смерть. В «Откровении» говорится: «И ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертой частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными».

Следует отметить, что о тех же конях четырех мастей и всадниках, восседающих на них, упоминается в книге пророка Захария, и там они символизируют четыре духа небесных, «которые предстоят перед Господом всей земли».

Дальнейшие события представляют собой потрясающие картины, которые производят довольно сильное впечатление.

Рис. 26. Белый конь и победоносный всадник

Если обратиться к реальной истории тех далеких времен, можно провести некоторые аналогии с событиями последних лет правления Нерона, когда шли нескончаемые, кровопролитные войны, а императорский престол сотрясали восстания целого ряда римских наместников, желавших занять место Нерона, а также восстания в Иудее и в Галлии. Кроме того, в те годы в Риме нередко свирепствовал голод. В 65 году н. э. Средиземноморье постигла новая страшная беда - чума, уносившая тысячи жизней. Примерно в это же время в Италии, Греции, Малой Азии и на всем восточном побережье Средиземного моря произошли разрушительные землетрясения. Так что всадник на бледном коне собрал богатый урожай людских жизней.

Первые христиане в эти годы пережили особенно страшные гонения. Каждому, кто свято следовал вере Христовой, после мучительных пыток грозила неминуемая смерть. Поэтому не случайно в «Откровении» говорится, что, когда Христос снял пятую печать, под жертвенником появились души «убиенных за слово Божие». Они молили Бога отомстить живущим на земле за выпавшие на их долю страдания. Владыка успокоил их, дал им белые одежды и сказал, что вскоре свершится Страшный суд и многие праведники пополнят их ряды.

После того как Агнец снял шестую печать, произошло великое землетрясение. «И солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь; и звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои; и небо скрылось, свившись, как свиток; и всякая гора и остров двинулись со своих мест». Все люди: и цари, и вельможи, и свободные, и рабы - стремились укрыться в пещерах и ущельях гор и молили о том, чтобы пали на них камни и скрыли их «от лица Сидящего на троне и гнева Агнца, ибо пришел великий день гнева Его».

Затем Иоанн Богослов повествует о том, что увидел он четырех ангелов, стоящих на четырех концах земли, которые держали четыре ветра, чтобы не дули они «ни на землю, ни на море, ни на какое дерево». Но вот со стороны восходящего солнца двинулся к ним другой ангел, имевший «печать Бога живого». И повелел он тем четырем ангелам-разрушителям, которым предписано было «вредить земле и морю»: не творить вреда, покуда не будут положены печати на челах рабов Божьих, то есть тех, кто, несмотря ни на что, сохранил преданность истинной христианской вере. Таких нашлось сто сорок четыре тысячи. Все они собрались вокруг престола Божьего, облаченные в белые одежды. Отныне они должны были служить Богу в храме Его и получили избавление от страданий, ибо «Агнец, который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их».

И вот наступил самый страшный момент. Когда Христос снял последнюю, седьмую печать, на небе воцарилось полное безмолвие. Иоанн Богослов увидел, как вперед вышли семь ангелов с трубами - вершители Божьего суда - и ангел с золотой кадильницей в руках, которую он наполнил огнем с жертвенника и «поверг на землю». На земле от этого произошли «голоса и громы, и молнии, и землетрясение». Семь ангелов приготовились трубить, возвещая о том, что пришел «день Господний».

После того как «вострубил» первый ангел, на землю обрушились «град и огонь, смешанные с кровью». В результате была уничтожена третья часть деревьев и вся зеленая трава.

После знака, поданного вторым ангелом, огромная гора, напоминавшая огненный шар, низверглась в море, отчего погибла третья часть живых существ, обитающих в нем, и утонула третья часть плывущих по морю судов. Третья же часть морской воды превратилась в кровь.

Протрубил третий ангел, и с неба на землю упала «большая звезда, горящая подобно светильнику», имя которой - «полынь». От этого вода в третьей части рек и источников стала горькой и ядовитой, «и многие из людей умерли от вод».

Звук трубы четвертого ангела вызвал поражение третьей части Солнца, Луны и звезд, в результате чего третья часть дня стала ночью.

После этого Иоанн Богослов увидел ангела, летящего посреди неба, который громким голосом провозглашал: «Горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех ангелов, которые будут трубить».

Затем вострубил пятый ангел, и с неба на землю упала звезда. Ей дан был ключ, которым «она отворила кладязь бездны». Оттуда пошел густой дым, помрачивший Солнце и воздух, а из дыма вышли полчища чудовищной саранчи. Она была подобна «коням, приготовленным на войну; и на головах ее как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее - как лица человеческие; и волосы у ней - как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов. На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее - как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну; у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала». Узнал Иоанн, что царем ее был ангел бездны, имя которому по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион (то есть «губитель»).

Ужасная саранча, напоминавшая земных скорпионов, должна была нападать не на земную растительность, а на людей, которых Бог не отметил своей печатью, то есть оставшихся на земле грешников (рис. 27 ). Но не убивать их, а мучить в течение пяти месяцев, и мучение это будет подобно «мучению от скорпиона, когда ужалит человека». В связи с этим в «Откровении Иоанна Богослова» звучит страшная фраза: «В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них».

Труба шестого ангела возвещала жуткие картины нашествия огромного конного войска числом в две тьмы тем, которое идет от реки Евфрат. Оно предназначено Богом для уничтожения третьей части людей, которой суждено было погибнуть «от огня, дыма и серы», выходивших изо рта коней с львиными головами. Хвосты их, подобные змеям, имели головы и тоже приносили вред людям.

Войско погубило третью часть людей, но оставшиеся в живых не раскаялись в прегрешениях своих, и их ожидала еще одна кара.

Рис. 27. Микеланджело. Грешники.

Фрагмент фрески «Страшный суд». Сикстинская капелла.

Ватикан

Увидел Иоанн исполинского ангела, «сходящего с неба, облеченного облаком; над головой его была радуга, и лицо его, как Солнце, и ноги его, как столпы огненные». Одной ногой он стоял на земле, а другой - на море и держал в руках своих раскрытую книгу. Голосом, звучавшим подобно семи громам, он поведал Иоанну о тайнах будущего. Пророк собрался записать сказанное, но услышал глас Божий, раздавшийся с небес, который запретил ему это делать. Ангел, стоявший на море и на земле, воздел руку к небу и возвестил, что когда вострубит седьмой ангел, то «времени уже не будет» и «совершится тайна Божия», известная древним пророкам. После этого голос с неба повелел Иоанну взять из рук ангела книгу и съесть ее, потому что ему надлежало «опять пророчествовать о народах и племенах».

И вострубил, наконец, седьмой ангел, и в небе зазвучали громкие голоса: «Царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков». В это время двадцать четыре старца, восседавшие на престолах вокруг престола Божьего, склонились перед Ним и провозгласили: «… пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам, и святым, и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю». И пришло третье горе: «Отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии, и голоса, и громы, и землетрясения, и великий град».

Таким образом, Иоанн Богослов донес до верующих утешительную весть: судный день уже близок, надо еще немного подождать и потерпеть. В конце концов тем, кто пострадал за веру, воздастся за их праведные муки, и они обретут покой и счастье, а их палачей неизбежно настигнет суровая кара. Однако Иоанн в своем «Откровении» на этом не останавливается и продолжает описывать свои видения.

Он рассказывает о чудесном знамении, появившемся на небе, - «жене, облеченной в солнце; под ногами ее луна и на главе ее венец из двенадцати звезд». Жена произвела на свет «младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным». В то время как все чествовали младенца, жена убежала в пустыню, где ей было Богом предписано провести тысячу двести шестьдесят дней.

Потом на небе произошла битва архангела Михаила и его ангелов с «великим драконом, древним змием, называемым диаволом и сатаною, обольщающим всю вселенную», и его злыми ангелами. Михаил победил в этой схватке. Дракону с ангелами не нашлось места на небе, и они были низвержены на землю. Именно в этот момент Иоанн услышал громкий голос с неба, который возвещал о низвержении дьявола и о том, что на небесах наступило спасение - царство и власть Христа.

Дьявол был побежден «кровию Агнца», а также стойкостью и верностью христиан, тех, которые «не возлюбили души своей даже до смерти». Ко всем же живущим на земле и на море снизошло великое горе, так как низвергнутый на землю дьявол стал особенно яростен, поскольку знал, что немного ему осталось времени.

Спустившись на землю, дракон начал преследовать жену, родившую младенца. Но Бог дал ей два крыла, похожих на орлиные. Она поднялась в небо и прилетела в пустыню, где и укрылась от дракона. Рассвирепевший змий пустил ей вслед реку, которая излилась из его пасти. Но тщетно: сама земля пришла на помощь жене, она разверзла свои уста и поглотила реку.

Дракону не удалось настигнуть жену, поэтому он решил «вступить в брань с прочими (то есть произошедшими) от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельства Иисуса Христа».

В следующей главе Иоанн описывает двух необычных животных, которые явились ему в следующем видении. Он стоял на песке морском и вдруг увидел, как из моря вышел чудовищный зверь с семью головами и десятью рогами. На рогах его было десять диадем, а «на головах его имена богохульные». По виду своему он был «подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою, и престол свой, и великую власть». Одна из голов зверя «как бы смертельно была ранена», но эта рана чудесным образом излечилась.

Все живущие на земле поклонились зверю и дракону, давшему ему власть, кроме тех, чьи имена были «написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» и кто проявил «терпение и веру святых». Зверь объявил войну святым, и «дано было ему вести войну со святыми и победить их». Но власть его утвердилась ненадолго - только на сорок два месяца.

В своем следующем видении Иоанн описал еще одного зверя, красного дракона (рис. 28 ): «И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные Агнчим, и говорил, как дракон». Он заставлял людей поклоняться образу первого зверя, а тем, кто отказывался это делать, грозил смертной казнью. По наущению дракона всем людям следовало положить «начертание имени зверя на правую руку или на чело». В этой же главе звучат слова, которые стали загадкой для многих поколений и впоследствии получили довольно противоречивую трактовку: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число это шестьсот шестьдесят шесть».

Здесь необходимо сделать отступление. Смысл всех этих ужасных видений и глобальных катаклизмов был вполне доступен первым читателям «Откровения». Однако людям, живущим в начале III тысячелетия, иносказательные рассказы Иоанна вряд ли будут понятны. Они скорее воспримут их как миф или сказку, поэтому остановимся на объяснении некоторых понятий.

Рис. 28. Двурогий дракон

О чем же говорил Иоанн Богослов, описывая образы жены, родившей младенца, и двух животных, и разгадана ли тайна числа «шестьсот шестьдесят шесть»? Оказывается, пророк имел в виду вполне реальные исторические события.

Жена, увенчанная двенадцатью звездами, олицетворяет собой народ Израиля. Дракон с семью головами и десятью рогами является символом Римской империи, красный цвет - это пурпур императорских мантий, семь увенчанных рогами голов дракона - семь императоров, которые правили в Риме до того, как увидели свет «Откровения Иоанна Богослова»: это Август, Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон, Гальба, Отон. Десять рогов дракона, по всей вероятности, символизируют десять наместников римских провинций. «Младенец мужеского пола» не кто иной, как Иисус Христос, которому и предначертано «пасти все народы жезлом железным». Бог взял Его на небо под свою защиту, поэтому дракону не удалось погубить «подобного Сыну Человеческому».

Иоанн Богослов представляет Рим в образе сатаны, дьявола. Он могуч, но ему не удастся настолько оклеветать Бога, воздавая ему «хулы», чтобы «свидетельствующие о Христе» отвернулись от него и изменили своей вере. Иоанн уверен в том, что они обязательно одержат победу над дьяволом благодаря своей праведности и стойкости, поскольку готовы принять смерть за свои убеждения. Вероятно, это не просто намек на те жестокие гонения, которым подвергались первые христиане в Римской империи. В этих строках звучит еще и грозное предостережение Риму. Автор как бы предсказывает полное разрушение, грозящее Вечному городу в недалеком будущем.

Тайна числа «шестьсот шестьдесят шесть» также объясняется достаточно просто. Многие древние народы, в том числе иудеи, обозначали числа с помощью различных букв алфавита.

Так что, если подставить в «звериное число» вместо цифр еврейские буквы, получится два слова: «Нерон кесарь». Значит, зверь, у которого одна голова была смертельно ранена, но исцелилась, представляет собой аллегорию, олицетворяющую образ римского императора Нерона. Дело в том, что Иоанн Богослов, так же как и его единомышленники, были убеждены, что могущество Рима и неограниченная власть императоров исходят не иначе как от самого дьявола. Поэтому

чудесным образом исцелившаяся голова дракона является прямым указанием на судьбу императора Нерона. Об этом свидетельствует реальный исторический факт. В 68 году н. э. наместники провинций подняли восстание, целью которого было свержение Нерона. В результате император покончил жизнь самоубийством, а в скором времени появились слухи о том, что Нерон остался в живых.

Итак, те, кто соблюдал заповеди Божии, одержали победу над драконом. Вернемся теперь к «Откровению Иоанна Богослова». Что же еще увидел пророк в тот великий день гнева Божьего? На горе Сионе стоял Агнец со всеми искупленными «из людей, как первенцы Богу и Агнцу».

Посреди неба один за другим появились три ангела - провозвестники начала суда Божьего. Первый ангел с вечным Евангелием в руках громким голосом обратился к людям, оставшимся на земле: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его». Другой ангел, последовавший за первым, возвестил о падении великого города Вавилона, который «яростным вином блуда своего напоил все народы». Третий ангел провозгласил: «Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью».

И услышал Иоанн голос, раздавшийся с неба, который велел ему записать такие слова: «Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе». Вскоре пророк увидел светлое облако, появившееся на небе. На нем восседал «подобный Сыну Человеческому» с золотым венцом на голове и острым серпом в руках. Еще один ангел обратился к Иисусу с призывом опустить серп на землю и пожать жатву, «ибо жатва на земле уже созрела». Сын Человеческий опустил серп на землю и свершил свой суд, подобно жатве и обрезанию винограда.

В следующем знамении, «великом и чудном», явились Иоанну семь ангелов с семью последними язвами, «которыми оканчивалась ярость Божия». Услышал пророк песнь Моисея и песнь Агнца, которую пели «победившие зверя и образ его», прославляя могущество Господа. После того как смолкли голоса, открылись ворота храма небесного и вышли оттуда семь ангелов, облаченных в чистые и светлые льняные одежды. Одно из четырех животных дало им семь золотых чаш с Божьим гневом. Храм наполнился дымом, и никто не мог войти туда, покуда не «окончились семь язв семи ангелов».

Громкий голос, раздавшийся из храма, повелел семи ангелам вылить семь чаш гнева Божьего на землю. После того как первый ангел вылил свою чашу, «сделались жестокие и отвратительные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его».

Второй ангел вылил чашу в море, и все живое в нем погибло. Третий ангел вылил чашу в реки и источники, и вода в них превратилась в кровь, ибо те, кто «пролили кровь святых и пророков», были того достойны.

Четвертый ангел вылил свою чашу на Солнце, которое стало нещадно жечь людей. Однако не покаялись грешники и продолжали хулить Бога за то, что он посылает им страдания. Тогда пятый ангел вылил чашу на престол зверя, шестой - в реку Евфрат, в которой тут же высохла вода, а седьмой ангел - на воздух. Громкий голос раздался из храма небесного. Он возвестил о том, что свершился суд Божий.

«И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, которого не бывало с тех пор, как люди на земле… И град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая».

В следующих главах Иоанн предсказывает падение древнего города Вавилона, который в тексте «Откровения» представлен в виде аллегории - блудницы, сидящей «на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами». Пал Вавилон, потому что «сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она (блудница) напоила все народы». Великий город был выжжен дотла и опустошен. Так свершился Божий суд над Вавилоном. Чем же вызван был гнев Божий?

Существует миф о «вавилонском столпотворении», который повествует о том, что когда-то все люди говорили на одном языке и жили вместе между реками Тигр и Евфрат. И решили они построить город, который впоследствии назвали Вавилоном, и огромный столп - башню высотой до самого неба. И сошел Бог посмотреть этот город и башню, которую строили люди. Разгневался Он на гордыню человеческую и сделал так, что люди стали говорить на разных языках и не могли п он ят ь д ру г д ру га.

Начались тогда беспорядок и неразбериха. Башня осталась недостроенной, а люди разбрелись по земле кто куда. От них пошли разные народы, каждый из которых говорит на своем языке.

После того как свершился суд над людьми и отомстил Бог великому городу, Иоанну представилось еще одно чyдное видение: небеса разверзлись, и показался белый конь с восседавшим на нем всадником, который был облачен в одежды, обагренные кровью. Имя Ему было - Слово Божие.

За ним последовали воинства небесные на таких же белых конях и в белых одеждах. Вышел зверь и цари земные, чтобы вступить в битву с Сидящим на коне и Его воинством. Зверь был схвачен и брошен в огненное озеро.

Потом с неба сошел ангел, который держал в руке своей ключ от бездны и большую цепь. Он низверг дьявола в образе дракона в бездну и «положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет». В течение этого времени верным Христовым последователям предначертано царствовать и быть священниками Бога и Иисуса.

Те же, кто отступил от веры и поклонился образу зверя, не оживут из мертвых, пока не окончится тысячелетие. Они, в отличие от праведников, не достойны первого воскрешения.

Далее Иоанн предсказывает, что спустя тысячу лет сатана будет выпущен из темницы своей, но ненадолго. Он снова выйдет обольщать народы и соберет их на брань против святых. Однако Бог пошлет на них огонь с неба, а дьявол будет «ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков».

После расправы с сатаной все мертвые, малые и великие, предстанут перед Сидящим на белом великом престоле. И море, и смерть, и ад отдадут мертвых, которые будут судимы Богом «сообразно с делами своими». Те, кто свято следовал вере Христовой, будут записаны в книгу жизни. Это будет второе воскрешение. Праведники сойдут на землю вместе с Богом. «И Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и сам Бог с ними будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло».

«Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов - участь в озере, горящем огнем и серою; это смерть вторая».

И увидел Иоанн новое небо, новую землю, и новый святой город Иерусалим, который снизойдет от Бога, с неба, и не будет иметь нужды «ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия ос-

ветила его и светильник его - Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет… И не войдет в него ничто нечистое, и никто, преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни».

В последней главе «Откровения Иоанна Богослова» рассказывается о наставлениях, которые дает ему Христос, и о благословении Иоанна на пророчество. Предсказатель должен был наставить людей на путь праведный, то есть на путь служения вере Христовой. Согласно «Откровению», только так можно избежать суровой кары Господней, которая постигнет неверных во время Страшного суда.

В заключение разговора о библейском Апокалипсисе следует упомянуть о том, что до сих пор вопрос об авторстве «Откровения» остается открытым, а ответы на него довольно противоречивыми. Хотя большинство ученых, занимающихся этой проблемой, единогласно приписывают авторство Иоанну Богослову, многие священники оспаривают не только это утверждение, но и подлинность самого текста «Откровения». Они высказывают предположение о том, что это пророчество было написано и включено в Библию не в I веке н. э., а гораздо позднее, поэтому никакой связи с Иоанном Богословом не имеет. Так, К. Иерусалимский, И. Златоуст, Ф. Карский, Г. Богослов даже не называют «Откровение» в числе канонических книг.

Сомнения в подлинности текста, повествующего о конце света, высказывали также Дионисий Александрийский (III век), Евгений Кесарийский (IV век) и другие довольно известные ученые-богословы, как древние, так и современные. И их подозрения можно считать вполне обоснованными. Внимательно изучив «Святое благовествование о жизни Иисуса Христа», написанное Иоанном Богословом в 95 году н. э., ученые выразили сомнени е в то м, что он в 6 8-6 9 г ода х н. э. д ейс твит ель но нап и -сал пророчество об ожидающем людей Апокалипсисе. Ведь в «Святом благовествовании» он ни словом не обмолвился о своем «Откровении» и не привел ни одной цитаты из него.

Однако автор «Откровения» явно пользовался огромным авторитетом у своих современников, о чем свидетельствует содержание первых четырех глав пророчества. Он обращается к ряду христианских общин Малой Азии, дает оценку их верности учению Христа, одних хвалит, других порицает за проявленную слабость, за то, что соблазнились учениями появившихся среди них лжепророков. Чувствуется его прекрасная осведомленность о тайной жизни различных христианских общин. Исходя из этого, можно предположить, что автор «Откровения» и есть тот самый Иоанн Богослов, который, как известно, был одним из апостолов Христа.

Кроме того, есть и другие причины, позволяющие видеть в авторе «Откровений» апостола Иоанна. Многие раннехристианские богословы упоминают в своих произведениях, что он сильнее всех апостолов был связан со старой верой, иудаизмом. В отличие от Павла, «апостола язычников», считавшего возможным, например, несоблюдение обрядов субботы и обрезания и утверждавшего, что для Бога одинаково равны иудей, скиф и эллин. Иоанн считал себя больше иудеем, чем христианином.

В своем «Откровении» Иоанн Богослов не просто повествует о подробностях конца света, открывшихся ему свыше, он даже указывает дату наступления Апокалипсиса: через 1260 дней, т. е. 42 месяца.

«Откровение Иоанна Богослова» стало лишь первой ласточкой. Вскоре появились произведения других авторов на эту тему: «Апокалипсис» Петра, описывающий видения рая и ада, и «Пастырь» Гермы, где приводятся притчи и наставления этического характера. Свое название второе произведение получило по тем видениям, о которых оно повествует. Главным действующим лицом здесь является человек в одежде пастыря.

В Евангелии от Марка также есть отрывок, рассказывающий о Страшном суде, который должен положить конец «веку сатаны». Пророк предрекает страшные события, которые произойдут перед вторым пришествием. Именно эти катаклизмы станут испытанием для человечества, ради которого Сын Человеческий принял мученическую смерть.

В неканоническом описании конца света апостолом Павлом Иисус Христос произносит следующие слова: «Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; Потому что сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком
Алексей Григорьев Код Апокалипсиса. Предсказание о будущем – тайна откровения Иоанна Богослова «Иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, убедятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать

автора Степанова Наталья Ивановна

12 ФЕВРАЛЯ Собор вселенский учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста К сожалению, бессонницей страдают не только пожилые люди. В современном мире мы каждый день сталкиваемся с различными проблемами, которые вызывают стресс,

Из книги Книга-календарь на 2012 год. Заговоры и обереги на каждый день автора Степанова Наталья Ивановна

21 МАЯ Апостола и евангелиста Иоанна Богослова Сегодня я поделюсь с вами некоторыми советами, которые помогут почкам избавиться от камней. ? С этой бедой поможет справиться сыворотка из-под молока. Пить молочную сыворотку нужно каждый день по полтора-два литра в течение

Из книги Тени многомерного мира (избранные главы) автора Стрелецкий Владимир Васильевич

Глава 6. Новое прочтение «Откровения Иоанна Богослова» 144000 христоподобных создадут квантовый скачок… Затем Земля примет на себя галактическую роль место пребывания городов Света и школы мистерий для других трёхмерных пространств. Книга Урантии Наступит время, и

Из книги Centurie автора Нострадамус Мишель

Другие пророчества М. Нострадамуса о текущих годах этого столетия I. Новый век, новый союз, Маркизат положен в лодку /корзину/ Тому, кто одолеет другого, Герцога, Короля, галера из Флоренции, Порт в Марселе, Дева во Франции, Полководец /предводитель/ Екатерины потерпит

В откровении Иоанна описываются события, которые будут предшествовать второму появлению Иисуса на земле, появление мессии и жизнь после Второго Пришествия. Именно описание событий перед вторым Пришествием, а в частности различных катаклизмов, привело к современному употреблению слова АПОКАЛИПСИС в значении конца света.

Авторство, время и место написания Апокалипсиса.

В тексте автор именует себя Иоанном. Существует две версии авторства. Наиболее популярная из них (традиционная) приписывает авторство Откровения Иоанну Богослову. В пользу того, что автором был Иоанн Богослов, говорят следующие факты:

  • Четыре раза в тексте автор называет себя Иоанном;
  • Из апостольской истории известно, что Иоанн Богослов подвергался заточению на острове Патмос;
  • Схожесть некоторых характерных выражений с Евангелием от Иоанна.
  • Святоотеческие исследования подтверждают авторство Иоанна Богослова.

Многие современные исследователи, однако, оспаривают традиционную версию, приводя следующие аргументы:

  • Отличие языка и стиля Апокалипсиса от языка и стиля Евангелия, написанного Иоанном Богословом;
  • Различие проблематики Апокалипсиса и

Отличие языка можно объяснить тем, что, хотя Иоанн и владел греческим языком, но, находясь в заточении, вдали от живого разговорного греческого языка, естественным образом, будучи природным иудеем, писал под влиянием языка еврейского.

Следует сказать, что, опровергая традиционное авторства, эти исследователи не предлагают сколь- либо аргументированного альтернативного мнения. Сложность состоит в том, что в апостольской среде было несколько Иоаннов, и каким из них было написано Откровение пока не видится возможным. Упоминание самим автором в тексте того факта, что он получил видение на острове Патмос, автора Апокалипсиса иногда называют Иоанном Патмосским. Римский пресвитер Кай считал, что Откровение было создано еретиком Керинфом.

Что касается даты написания Откровения Иоанна Богослова, то тот факт, что с текстом был знаком Папий Иерапольский свидетельствует о написании Апокалипсиса не позднее II века. Большинство современных исследователей считают временем написания 81 – 96 гг. В 11-й главе Откровения говорится о неком «измерении» храма. Данный факт наводит исследователей на более раннюю датировку – 60 гг. Однако большинство считают, что данные строки носят не фактический, а символический характер и относят написание к концу правления Домициана (81 – 96 гг). В пользу данной версии свидетельствует тот факт, что Откровение пришло к автору на острове Патмос, а именно туда Домициан ссылал неугодных ему людей. Более того конец правления Домициана характеризуется как сложное время гонений на христиан, скорее всего именно в такой обстановке и был написан Апокалипсис. Святой Иоанн сам указывает на цель написания Откровения - «показать - чему надлежит быть вскоре». Автор показывает и предсказывает торжество Церкви и Веры. Именно в момент скорби и тяжких испытаний подобное произведение нужно было, как поддержка и утешение в борьбе за истину Христовой веры.

Когда и как Апокалипсис Иоанна Богослова вошел в канон Нового Завета?

Как мы уже говорили ранее, первые упоминания об Откровении Иоанна Богослова приходятся на второй век. Апокалипсис упоминается в трудах Тертуллиана, Иринея, Евсевия, Климента Александрийского и др. Однако, текст Откровения долго оставался неканонизированным. Против канонизации Апокалипсиса Иоанна выступали Кирилл Иерусалимский и святой Григорий Богослов. В канон Библии, утвержденный Лаодикийским собором в 364 году, Апокалипсис не вошел. Только в конце IV века, благодаря авторитетности мнения Афанасия Великого, который настаивал на канонизации Откровения Иоанна, Апокалипсис вошел в новозаветный канон по решению Иппонского собора в 383 году. Это решение было подтверждено и закреплено на Карфагенском соборе 419 года.

Древние манускрипты Апокалипсиса.

Третий папирус Честера Битти

Самый древний вариант рукописи Откровения Иоанна датируется серединой третьего века. Это так называемый третий папирус Честера Битти или папирус P47. Третий папирус Честера Битти содержит 10 из 32 листов Откровения Иоанна.

Текст Откровения Иоанна Богослова содержится и в Синайском кодексе. Всего на сегодняшний день известно около 300 манускриптов Апокалипсиса. Далеко не все из них содержат полную версию Откровения. Апокалипсис – наименее засвидетельствованная в манускриптах книга Ветхого Завета.

Как Откровение Иоанна Богослова используется в Богослужении?

Ввиду того, что Откровение Иоанна было относительно поздно включено в канон, оно практически не использовалось в богослужениях Восточной Церкви. Это одна из причин упомянутого ранее в статье малого количества дошедших до нас рукописей Апокалипсиса.

Согласно Иерусалимскому уставу (Типикону), устанавливающему порядок православного богослужения, предписывается чтение Откровения на «великих чтениях» на всенощных бдениях. В Католицизме Апокалипсис читается в пасхальный период на воскресных мессах. Песни из откровения также входят в «Литургию часов»

Однако, следует отметить, что в реальной жизни Апокалипсис практически никогда не используется на богослужениях.

Откровение Иоанна Богослова – толкование

В тексте Апокалипсиса Иоанн Богослов описывает откровение, полученное им в видениях. В видениях описывается рождение антихриста, Второе Пришествие Христа, конец света и Страшный Суд. Образная сторона текста богата и разнообразна. Образы Апокалипсиса стали очень популярны в мировой культуре. В Откровении Иоанна Богослова упомянуто число зверя – 666. Многие образы были заимствованы автором из ветхозаветных пророчеств. Тем самым, автор подчеркивает преемственность Ветхого и Нового Заветов. Апокалипсис заканчивается пророчеством о победе Бога над Дьяволом.

Апокалипсис Иоанна Богослова породил огромное количество точек зрения и попыток толкования и объяснения. Так, к примеру, существует попытка объяснить Откровение с точки зрения астрономии в книге Н.А.Морозова «Откровение в грозе и буре». Попытки толкования Откровения умножаются в страшные эпохи для человечества – во времена потрясений, бедствий и войн.

Последовательность видений и их толкование.

Таинственный характер Откровения Иоанна Богослова, с одной стороны, усложняет его понимание и толкование, а, с другой стороны, привлекает пытливые умы, пытающиеся расшифровать таинственные видения.

Видение 1 (Глава 1) . Сын Человеческий с семью звездами в руках, находящийся посреди семи светильников.

Толкование. Громкий трубный голос, который услышал Иоанн, принадлежал Сыну Божьему. Он называет себя по-гречески Алфа и Омега. Такое именование подчеркивает, что Сын, подобно Отцу, содержит в себе все сущее. Он стоял посреди семи светильников, которые олицетворяли собой семь церквей. Откровение Иоанна Богослова дается семи церквам, составляющим в то время Ефесскую Митрополию. Число семь в те времена имело особое мистическое значение, означающее полноту. Таким образом, можно говорить, что Откровении было дано всем Церквам.

Сын Человеческий был одет в подир и подпоясан золотым поясом. Подир символизирует первосвященническое достоинство, а золотой пояс – царское. Белые волосы Его олицетворяют мудрость и старость, тем самым указывая на единость его с Богом-Отцом. Пламень огненный в глазах говорит, что ничего не сокрыто от взора Его. Ноги его из халколивана показывают на соединении в Нем человеческого и божественного. Халколиван – сплав, в котором халк (предположительно, медь) знаменует человеческое начало, а ливан - божественную.

Сын Человеческий держал семь звезд в руках. Семь звезд символизировали семь епископов семи церквей, составляющим в то время Ефесскую Митрополию. Видение означает, что Иисус держит в руках Церковь и пастырей. Христос предстает в образе Царя, и Священника, и Судии – таким он будет во время Своего Второго Пришествия.

Явившийся Сын Человеческий повелевает Иоанну записать все, что явится в видениях, так как сему подобает быть.


Явление Сына Человеческого Иоанну

Видение 2 (Главы 4 - 5). Вознесение Иоанна к небесному престолу. Видение Сидящего на престоле в окружении 24 старцев и 4 животных.

Толкование . Войдя в дверь неба Иоанн видит Бога-Отца на престоле. Вид его подобен драгоценным камням – зеленым (олицетворение жизни), желто-красным (олицетворение чистоты и святости, а также божьего гнева к грешникам). Сочетание цветов указывает на то, что Бог карает грешников, но прощает и дарует жизнь кающимся. Сочетание этих цветов предрекает Страшный Суд как истребление и обновление.

24 старца в белых одеждах и золотых венцах - представители человечества, угодившие Господу. Вероятно это 12 представителей ветхозаветной истории и 12 Христовых апостолов. Белый цвет одежды олицетворяет чистоту и непорочность. Золотые венцы символизируют победу над демонами.

Вокруг престола горят «седмь свещников». Это семь ангелов или семь даров Святого Духа. Море перед престолом – тихое и чистое – симфолизирует души праведников, живущих дарами благодати Божией.

Четверо животных олицетворяют четыре стихии, над которым владычествует Господь – земля, небеса, море и преисподняя. По другой версии это ангельские силы.


Видение 3 (Главы 6 - 7). Снятие семи печатей с запечатанной книги Агнцем закланным.

Толкование: Господь, сидящий на престоле, держал в руке Книгу, запечатанную семью печатями. Книга эта символизирует Божию мудрость и Божий промысел. Печати олицетворяют невозможность человека постичь все замыслы Господа. По другому пониманию, Книга – есть пророчества, которые частично исполнились в Евангелии, а остальные исполнятся в последние дни.

Один из Ангелов взывает, чтобы кто-нибудь раскрыл книгу, сняв печати. Однако, нет никого достойного «ни на небе, ни на земле, ни под землею», кто мог бы снять печати. Один из старцев сказал, что «Лев от колена Иудина, корень Давидов, … может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ея». Эти строки об Иисусе, который явился в виде агнца с семью рогами и очами. Лишь он, принесший себя в жертву за человечество, оказался достоин познать мудрость Божию. Семь очей символизируют семь Божьих духов, а также всеведение Божье. Агнец стоял рядом с Богом, там, где и надлежало стоять сыну Божьему.

Когда агнец взял в руки книгу, 24 старца в белых одеждах и 4 животных запели неслыханную доселе песню, в которой прославляли пришествие нового Царство Сына Божия, в котором Он воцарился, как Богочеловек.

Поговорим теперь о семи печатях и их значении.

  • Снятие первой печати. Первая печать - белый конь со всадником-победителем, имеющим в руках лук. Белый конь символизирует деятельность святых апостолов, которые направили свои силы (лук) против демонов в виде Евангельский проповедей.
  • Снятие второй печати. Вторая печать - рыжий конь со всадником, взявшим с земли мир. Эта печать олицетворяет восстание неверных против верующих.
  • Снятие третьей печати. Третья печать – вороной конь со всадником. Это олицетворение нетвердой веры и отказа от Христа. По другой версии вороной конь символизирует голод.
  • Снятие четвертой печати. Четвертая печать – бледный конь со всадником по имени «смерть». Печать олицетворяет проявление гнева Божьего и в том числе предсказание грядущих бедствий.

Всадники, явившиеся после вскрытия печатей
  • Снятие пятой печати. Пятая печать - убиенные за Слово Божие облачаются в белые одежды. Души пострадавших праведников находятся под алтарем Храма Небесного. Звучит молитва праведников, как предвестник воздаяния каждому за грехи. Белые одежды, в которые облачаются праведники, символизируют добродетель и чистоту веры.
  • Снятие шестой печати. Шестая Печать - день гнева, стихийные бедствия и ужасы на перед кончиной мира.
  • Снятие седьмой печати. После снятия седьмой печати на небесах на полчаса воцарилось полное безмолвие.

Видение 4 (Главы 8 - 11). Семь Ангелов с семью трубами.

Толкование. После снятия седьмой печати на небесах воцарилась тишина, которая была затишьем перед бурей. Вскоре явились семь ангелов с семью трубами. Эти ангелы – каратели рода людского. Ангелы затрубили и обрушили на человечество семь великих бедствий.

  • Первый ангел – град с огнем падает на Землю, вследствие чего исчезает треть деревьев, сгорает вся трава, в том числе все хлеба.
  • Второй ангел – гора, пылающая огнем, ввержена была в море, вследствие этого бедствия третья часть моря обратилась в кровь, треть судов и треть тварей морских погибли.
  • Третий ангел – падение звезды с неба. Третья часть рек и водных источников отравлены и многие погибнут, употребляя эту воду.
  • Четвертый ангел – погасла (затмилась) третья часть солнца, луны и звезд. День сократился на треть, что привело к неурожаям и голоду.
  • Пятый ангел – падение звезды с неба и появление саранчи. Пять месяцев саранча мучала людей, не имевшей печати Божьей. Саранча эта похожа на человека, имеет женские волосы и львиные зубы. По многим толкованиям Откровения Иоанна эта саранча символизирует греховность человеческих страстей.
  • Шестой ангел – появление четырех ангелов, связанных при реке Евфрате. Ангелы истребляют треть людей. После чего появляется конное войско, лошади которого имеют головы льва и хвосты змей. Четыре Ангела – прелукавые демоны.
  • Седьмой ангел – скорее всего, сам Христос, сходит с небес на землю. Радуга над его головой, а в руках – раскрытая книга, которая недавно находилась за семью печатями. Ангел одной ногой стоит на земле, второй – на море. Ангел говорит о конце времени и воцарении вечности.

И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб.

Видение 5 (Глава 12). Красный змей преследует жену, облаченную в солнце. Война между Михаилом со зверем на небесах.

Толкование. Под женой, облаченной в солнце, некоторые толкователи Апокалипсиса Иоанна Богослова понимают Пресвятую Богородицу, однако большинство видят в этом образе Церковь, облаченную в сияние Слова Божьего.

Луна под ногами жены – символ постоянства. Венец из двенадцати звезд на голове жены – знак того, что первоначально она была собрана из 12 колен Израилевых, а впоследствии руководима 12 Апостолами. Жена испытывает муки рождения – то есть те трудности по утверждению Божией воли.

Является великий красный змей с семью головами и десятью рогами. Это сам дьявол. Семь голов означают великую лютость, десять рогов – злость, направленную против 10 заповедей, а красный цвет – кровожадность. Венец на каждой из голов говорит о том, что перед нами – властелин мрачного царства. По некоторым толкованиям Апокалипсиса, семь венцов символизируют семь правителей, восставших против Церкви. Хвост змея смахнул с неба треть всех звезд – то есть привел грешников к духовному падению.


Красный змей преследует жену, облаченную в солнце.

Змей хочет украсть дитя, которое должно родится у жены. Жена рождает сына, как Церковь ежедневно рождает Христа для верующих. Дитя попадает на небо к Богу, а жена бежит в пустыню. В этом пророчестве многие видят описание бегства христиан из осаждённого римлянами Иерусалима в заиорданскую пустыню.

Далее следует описание брани между Михаилом и ангелами его и змеем. Под образом этой битвы многие видят противостояние христианства и язычества. Змей был побежден, но не уничтожен. Он остался на земле и преследовал жену. Жене было дано два крыла – ветхий и Новый Завет, с помощью которых она переносится в пустыню, вероятно, здесь имеется в виду пустыня духа. Змей выпускает из уст своих реку, желая потопить жену. Но земля разверзлась и поглотила реку. Река здесь символизирует искушения, которым должны противостоять верующий. По другой версии - это страшные гонения на христианскую церковь, характерные для времени написания Апокалипсиса Иоанна Богослова.

Разгневавшись змей обрушил ярость свою на семена жены. Это символ бесконечной борьбы Христианства с греховностью.

Видение 6 (Глава 13). Зверь с семью главами и десятью рогами выходит из моря. Появление зверя с агнчьими рогами. Число зверя.

Толкование. Зверь, выходящий из моря – это антихрист, выходящий из моря житейского. Отсюда следует, что антихрист – порождение людского рода, он – человек. Поэтому не следует путать дьявола и антихриста, это разные понятия. Голов у антихриста, как и у дьявола, семь. Десять голов с венцами говорят о том, что антихрист будет иметь власть на земле, которую он получит при помощи дьявола. Человечество попытается восстать против антихриста, но потом он воцариться над миром. Власть антихриста будет длиться 42 месяца.

Еще один зверь, описанный в Откровении Иоанна Богослова – зверь с агнчьими рогами. Это символическое представление лжепророческой деятельности. Этот зверь появляется из земли. Зверь будет показывать человечеству ложные чудеса, пользуясь обманом.


Зверь с семью главами и десятью рогами и зверь с агнчьими рогами.

На всех, кто поклонится антихристу, будет написано имя Антихриста на лице или на правой руке. Имя антихриста и «число имени его» вызывают множество споров и толкований. Число его 666. Имя его неизвестно, но в разные эпохи толкователи приписывали имя его разным историческим личностям, пытаясь связать имя и число зверя.

Видение 7 (Глава 14). Явление Агнца на горе Сион. Явление ангелов.

Толкование. После видения о воцарении антихриста на земле, Иоанн поднимает взор к небу и видит агнца, стоящего на горе Синай в окружении 144 000 избранников божьих от всех народов. Имя Бога написано на их лице. К ним присоединяется сонм играющих на гуслях «новую песнь» об искуплении и обновлении.

Далее Иоанн видит Трех ангелов, которые парят в небе. Первый Ангел возвещал людям «вечное Евангелие», второй - возвещает падение Вавилона (это символ царства греха), третий - угрожает вечными муками тем, кто служит антихристу.

Взглянув на небо, Иоанн видит Сына Божия в золотом венце и с серпом в руке. Ангелы возвещают о начале жатвы. Сын Божий бросает серп на землю и начинается жатва – она же символизирует конец мира. Ангел жнет гроздья винограда. Под гроздьями винограда имеются в виду наиболее опасные враги Церкви. Вино вытекало из винограда и виноградные реки достигали до конских узд.


Жатва

Видение 8 (Главы 15 - 19). Семь чаш гнева.

Толкование. После жатвы, Иоанн в своем Откровении описывает видение стеклянного моря, смешанного с огнем. Стеклянное море олицетворяет чистые души спасшихся после жатвы. Под огнем можно понимать благодать Животворящего Духа. Иоанн слышит «песнь Моисея» и «песнь Агнца».

После этого открылись ворота небесного храма и вышли семь ангелов в белых одеждах и получили от 4-х животных семь золотых чаш, исполненных гнева Господня. Ангелы получают наставление Божие излить семь чаш перед окончательным судом над живыми и мертвыми.

Семь чаш гнева напоминают Казни Египетские, которые были прообразом расправы над лжехристианским царством.

  • Первый ангел вылил чашу – и началась эпидемия отвратительных язв.
  • Второй Ангел вылил чашу в море - и вода сделалась словно кровь мертвеца. В море умерло все живое.
  • Третий Ангел вылил чашу в реки и источники вод - и вся вода превратилась в кровь.
  • Четвертый Ангел вылил чашу на солнце – и солнце жгло людей. Под этим солнечным зноем толкователи Откровения Иоанна Богослова понимают зной соблазнов и искушений.
  • Пятый Ангел вылил чашу на престол зверя – и царство его помрачнело. Приверженцы антихриста кусали языки от страдания, но не раскаялись.
  • Шестой Ангел вылил чашу в Евфрат – и высохла в реке вода. Река Евфрат всегда была природной защитой Римской Империи от нападения народов Востока. Иссушение Евфрата символизирует появление пути для воинов Господа.
  • Излиянием последней чаши окончательно будет поражено царство зверя. Иоанн описывает падение Вавилона – великой Блудницы

Ангелы изливают семь чаш гнева Господня

Видение 9 . Страшный Суд (Глава 20)

В этой главе Иоанн описывает видение, связанные с историей Церкви. Говорит о всеобщем воскресении и страшном суде.

Видение 10 (Главы 21-22). Новый Иерусалим.

Иоанну было показано величие нового Иерусалима – Царства Христова, которое воцарится после победы над дьяволом. В новом царстве не будет моря – ибо море – символ непостоянства. В новом мире не будет ни голода, ни болезней, ни слез.

В новое Царство попадут лишь те, кто победит в противостоянии с демонами, иные будут осуждены на вечные муки.

Церковь предстала пред Иоанном в виде прекрасного города, сходящего с небес Иерусалима. В граде нет видимого храма, так как сам город – храм. Небесный город не нуждается в освящении еще и потому, что в нем живет Бог.


и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.

Апокалипсис Святого Иоанна Богослова – является логическим завершением Новозаветного цикла. Из исторических книг Нового Завета верующие могут почерпнуть знания о основании и развитии Церкви. Из законоположительных книг – руководство для жизни во Христе. Апокалипсис же пророчествует о будущем Церкви и мира.

Глава двенадцатая. третье видение: борьба Царства Божия с враждебными ему силами антихриста. Церковь Христова под образом жены в болезнях рождения Глава тринадцатая. зверь-антихрист и его пособник-лжепророк Глава четырнадцатая. Приуготовительные события пред всеобщим воскресением и страшным судом; хвалебная песнь 144 000 праведников и ангелы, возвещающие судьбы мира Глава пятнадцатая. Четвертое видение: семь ангелов, имеющих семь последних язв Глава шестнадцатая. Семь ангелов, изливающих семь чаш гнева Божия на землю Глава семнадцатая. Суд над великою блудницею, сидящею на водах многих Глава восемнадцатая. Падение вавилона – великой блудницы Глава девятнадцатая. Брань слова Божия со зверем и воинством его и погибель последних Глава двадцатая. Всеобщее воскресение и страшный суд Глава двадцать первая. Открытие нового неба и новой земли – новый иерусалим Глава двадцать вторая. Заключительные черты образа нового Иерусалима. Удостоверение истинности всего сказанного, завещание соблюдать заповеди Божии и ожидать Второго Пришествия Христова, которое будет скоро
ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ И ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ АПОКАЛИПСИСА

Начиная Апокалипсис, св. Иоанн сам указывает на главный предмет и цель его написания – «показать – чему надлежит быть вскоре» (). Таким образом, главный предмет Апокалипсиса составляет таинственное изображение будущей судьбы Церкви Христовой и всего мира. С самого начала своего существования Церковь Христова должна была вступить в тяжкую борьбу с заблуждениями иудейства и язычества с целью доставить торжество Божественной Истине, принесенной на землю воплотившимся Сыном Божиим, и чрез это даровать человеку блаженство и жизнь вечную. Целью Апокалипсиса и является – изобразить эту борьбу Церкви и торжество Ее над всеми врагами; показать наглядно гибель врагов Церкви и прославление верных чад Ее. Это особенно важно и нужно было для верующих в те времена, когда начинались страшные кровавые гонения на христиан, чтобы дать им утешение и ободрение в постигших их скорбях и тяжких испытаниях. Эта наглядная картина брани темного царства сатаны с и конечной победы Церкви над «древним змием» () нужна для верующих всех времен, все с той же целью утешения и подкрепления их в борьбе за истину Христовой веры, какую им постоянно приходится вести с служителями темных адских сил, стремящихся в своей слепой злобе уничтожить Церковь.

ВЗГЛЯД ЦЕРКВИ НА СОДЕРЖАНИЕ АПОКАЛИПСИСА

Все древние отцы Церкви, истолковывавшие священные книги Нового Завета, единодушно рассматривают Апокалипсис как пророческую картину о последних временах мира и событиях, имеющих совершиться перед Вторым Пришествием Христовым на землю и при открытии Царства Славы, уготованного всем истинно верующим христианам. Несмотря на темноту, под которой сокрыт таинственный смысл этой книги и вследствие которой многие неверующие пытались всячески опорочить ее, глубоко просвещенные отцы и богомудрые учители Церкви всегда относились к ней с великим благоговением. Так, св. Дионисий Александрийский пишет: «Темнота сей книги не препятствует удивляться ей. И если я не все в ней понимаю, то лишь по моей неспособности. Я не могу быть судией истин, в ней заключающихся, и измерять их скудостью моего ума; руководствуясь более верою, чем разумом, нахожу их только превосходящими мое понимание». В таком же роде высказывается об Апокалипсисе блаженный Иероним: «В нем столько же таинств, сколько слов. Но что я говорю? Всякая похвала сей книги будет ниже ее достоинства» . Многие считают, что и Кай, пресвитер Римский, не считает Апокалипсис творением еретика Керинфа, как это некоторые выводят из его слов, ибо Кай говорит не о книге, называемой «Откровение», а об «откровениях». Сам Евсевий, приводящий эти слова Кая, ни слова не говорит о том, чтобы Керинф был автором книги Апокалипсиса. Блаженный Иероним и другие отцы, знавшие это место в сочинении Кая и признававшие подлинность Апокалипсиса, не оставили бы его без возражения, если бы считали слова Кая относящимися к Апокалипсису св. Иоанна Богослова. Но за Богослужением Апокалипсис не читался и не читается: надо полагать из-за того, что в древности чтение Священного Писания за Богослужением всегда сопровождалось толкованием его, а Апокалипсис слишком труден для толкования. Этим же объясняется и отсутствие его в сирском переводе Пешито, который назначался специально для богослужебного употребления. Как доказано исследователями, Апокалипсис первоначально находился в списке Пешито и был выключен оттуда уже после времен Ефрема Сирина, ибо преп. Ефрем Сирин приводит Апокалипсис в своих сочинениях как каноническую книгу Нового Завета и широко использует его в своих вдохновенных поучениях.

ПРАВИЛА ДЛЯ ТОЛКОВАНИЯ АПОКАЛИПСИСА

Как книга судеб Божиих о мире и Церкви, Апокалипсис всегда привлекал к себе внимание христиан, а особенно в то время, когда внешние гонения и внутренние соблазны с особенною силою начинали смущать верующих, угрожая со всех сторон разного рода опасностями. В такие периоды верующие естественно обращались к этой книге за утешением и ободрением и пытались разгадать по ней смысл и значение происходящих событий. Между тем образность и таинственность этой книги делает ее весьма трудной для понимания, а потому для неосторожных толкователей всегда есть риск увлечений за границы истины и повод к несбыточным надеждам и верованиям. Так, например, буквалистическое понимание образов этой книги давало повод и теперь еще продолжает давать к ложному учению о так называемом «хилиазме» – тысячелетнем царстве Христовом на земле. Ужасы гонений, переживавшиеся христианами в первом веке и толкуемые в свете Апокалипсиса, давали повод некоторым верить в наступление «последних времен» и скорого Второго Пришествия Христова, еще тогда же, в первом веке. За истекшие 19 веков явилось множество толкований Апокалипсиса самого разнообразного характера. Всех этих толкователей можно подразделить на четыре разряда. Одни из них относят все видения и символы Апокалипсиса к «последним временам» – кончине мира, явлению антихриста и Второму Пришествию Христову, другие – придают Апокалипсису чисто историческое значение, относя все видения к историческим событиям первого века – ко временам гонений, воздвигнутых на языческими императорами. Третьи стараются найти осуществление апокалипсических предсказаний в исторических событиях позднейшего времени. По мнению их, например, папа римский есть антихрист, и все апокалипсические бедствия возвещаются собственно для Римской Церкви и т. п. Четвертые, наконец, видят в Апокалипсисе только аллегорию, считая, что описываемые в нем видения имеют не столько пророческий, сколько нравственный смысл, аллегория же введена только для усиления впечатления с целью поразить воображение читателей. Более правильным надо признать то толкование, которое объединяет все эти направления, причем не следует упускать из вида, что, как ясно учили об этом древние толкователи и Отцы Церкви, содержание Апокалипсиса в итоге своем направлено к последним судьбам мира. Не может быть, однако, сомнений, что в течение всей минувшей христианской истории исполнилось уже немало предсказаний св. Тайновидца Иоанна о грядущих судьбах Церкви и мира, но нужна большая осторожность в применении апокалипсического содержания к историческим событиям, и нельзя слишком злоупотреблять этим. Справедливо замечание одного толкователя, что содержание Апокалипсиса только постепенно будет становиться понятным, по мере наступления событий и исполнения пророчеств, в нем предреченных. Правильному пониманию Апокалипсиса, конечно, больше всего мешает отход людей от веры и истинно христианской жизни, что всегда ведет к притуплению, а то и полной утрате духовного зрения, необходимого для правильного понимания и духовной оценки совершающихся в мире событий. Эта всецелая преданность современного человека греховным страстям, лишающая чистоты сердечной, а следовательно, и духовного зрения (), служит причиной того, что некоторые современные толкователи Апокалипсиса хотят видеть в нем одну аллегорию и даже самое Второе Пришествие Христово учат понимать аллегорически. Исторические события и лица переживаемого нами ныне времени, которое, по всей справедливости, многие уже называют апокалипсическим, убеждают нас в том, что видеть в книге Апокалипсиса одну аллегорию – поистине значит быть духовно слепым, настолько все теперь происходящее в мире напоминает страшные образы и видения Апокалипсиса.

Апокалипсис содержит в себе всего двадцать две главы. По содержанию своему он может быть разделен на следующие отделы:

1) Вступительная картина явившегося Иоанну Сына Человеческого, повелевающего Иоанну написать семи малоазийским церквам – 1-я глава (