Портал "дивное дивеево". Именины января, православные праздники в январе Именины в январе

вернуться

09 января 2014
9 января - день памяти святого апостола первомученика и архидиакона Стефана

Сегодня, дорогие братия и сестры, Святая Церковь празднует светлую память первого мученика за Христа - святого Архидиакона и апостола Стефана, побиенного за свою дерзновенную проповедь иудеям камнями.

Какими похвальными песнопениями увенчаем Святого Стефана, какой сплетем ему венок похвалы, соответствующий его подвигу? Человеческие уста бессильны изъяснить всю доблесть и славу победителя.

Несмотря на то, что каждый из нас знает учение Божественное: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10, 28), привязанность к своему телу, страх и трепет перед смертью приводили и приводят многие души - даже праведных - к сокрушению и падению. Но святой юноша Стефан, полюбивший Христа, презрел смерть: робость и страх он совершенно отверг, вера и надежда на Господа дали ему силы подвизаться славно подвигом мученическим и победить тирана-диавола. Мужественный подвижник Христов своей победой над начальником злобы первый открыл двери мученического подвига и даровал людям радость, а бесам - плач. Его пример увлекает всякий возраст: и старцев, и юношей, и жен, и детей, и девиц идти путем страданий и не страшиться смерти за Христа, но спешить на подвиг, чтобы удобнее и легче перейти от земли на небо. Поэтому святой Стефан по праву может быть назван начальником подвизающихся за Христа, основанием умирающих за Него, вождем и учителем мученического воинства, сонма.

Они же, устремившись на него, вывели его за город, и там, в долине между Иерусалимом и Елеоном, камнями побивали славного воина Христова, который молился, говоря: Господи Иисусе! приими дух мой (Деян. 7, 60). Обливаясь кровию и изнемогая, он преклонил колена и воскликнул: Господи! не вмени им греха сего (Деян. 7, 60). Вот дивный образец любви ко врагам.

В жизни нам не всегда приходится встречать сочувствие, уважение, благорасположение окружающих, часто, напротив, приходится видеть вражду, иногда - очень злобную, готовую причинить нам всякие обиды и беды. Как возмущает эта вражда каждого человека, особенно - незаслуженная, кое подымает она негодование в нашем сердце, какая жажда мести нередко загорается в нем. Но бойтесь, дорогие братия и сестры, бойтесь воздавать око за око и зуб за зуб. Это запрещено Христом. Он не только запретил мстить своим врагам, но повелел любить их и молиться за них. Он и Сам молился за распинателей Своих, когда они вонзали острые гвозди в пречистые руки и ноги Его. Ученики Христовы вполне усвоили это учение о любви ко врагам и умирали также - с молитвою за своих мучителей. Первый мученик за Христа, память которого мы ныне творим, оставил нам первый образец такой молитвы. Вот дивный пример любви ко врагам, вот наставник, наставляющий нас в том, как отвечать нам на злобу наших врагов - не местью, помилуй нас Бог! - а молитвою за них, чтобы Господь не поставил им во грех зло, которое они нам делают.

И как святы, как поучительны примеры молитвы за врагов! В жизнеописании одного нашего русского подвижника говорится: как-то к некоторому духовному старцу на исповедь пришел один из великих в мире сем людей. После обычных признаний он в заключение сказал: "У меня есть еще на сердце вещь, от которой я не желаю избавиться. Есть недоброжелатели, которые хотят лишить меня доверия моего начальства и окружающих людей, всячески на меня клевещут. Я их ненавижу от души, и ненависть эта во мне останется".

Долго и тщетно уговаривал его старец отказаться от своей злобы и, наконец, объявил, что в таком душевном состоянии допустить его до причастия не может. В конце концов, ему удалось уговорить исповедника успокоиться на следующем: "Вы пока не можете искренно простить этим людям. Но принудьте себя к такому действию. Просите за них молитв Церкви, подавая за них просфоры. Сперва вам будет очень трудно, но сломите себя. Всякая частица, вынутая из просфоры на проскомидии с произнесением известного имени, знаменует собою душу этого человека. Когда же эта часть в конце литургии погружается в Кровь Христову, происходит невидимое соприкосновение этой души с Божеством. В первое время злая душа может ожесточиться от такого таинственного приложения к Божеству, но повторение этого в конце концов, окажет на нее благое действие". Через год этот человек опять стоял перед старцем и благодарил его. Он принудил себя тогда подавать просфоры за своих врагов. Сперва они как будто ожесточились. Но потом, постепенно стали, относиться к нему лучше и лучше, оставили свои происки и он теперь мог и ними жить в мире.

Так должны поступать и все мы, христиане, когда у нас явится какой-либо враг и начнет поносить нас, бесчестить наше доброе имя, клеветать и распускать про нас дурную молву. Во всех этих случаях чувство негодования, вражды и тем более мести должно у нас побеждаться чувством любви ко врагам, по примеру Спасителя и Святого Его первомученика. Возблагодарим же Господа, облекшего Своего славного воина Стефана во всеоружие, коим он победил лютейшие мучения, подвиг совершил, веру соблюл, венец мученический на главу свою восприял и вечного покоя сподобился. Да подражаем и мы сему славному подвижнику; мужеством укрепим сердца свои. Святой Стефан взывает: "Подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу (см.: 1 Кор. 11, 1)". "Я последовал, - говорит он, - Владыке своему и словом, и жизнью, и смертью. Подражайте и вы всему этому, это возможно и полезно для желающих. Я ныне весело торжествую на небесах и всякий, претерпевший мучение за Христа, узрит небо отверстым, и вместе со мною будет наслаждаться вечными, нетленными благами". Аминь.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Согласно святцам, 9 января именины празднуют те, кто при крещении получил такие православные мужские имена, как Лука и Степан. Женских же имен для данного дня в этой старинной книге не представлено.

Из календаря церковных праздников на 2019 год видно, что именинники в этот день и те, кого при крещении навали в честь новомучеников Тихона и Антонины.

Дополнительно женские имена можно найти в католических святцах, согласно которым свои именины в данный день отмечают Алисы.

Появившихся на свет в этот день мальчиков и девочек следует назвать одним из этих имен, чтобы они всегда находились под защитой своего небесного покровителя.

Также 9 января празднуются именины у Федоров, так как именно сегодня Церковью почитается память их Ангела Хранителя - преподобного Федора Начертанного, покровителя данного дня.

Следовательно, всех мальчиков, рожденных в этот день, нужно крестить Федорами. Тогда имя станет для ребенка оберегом, а также привнесет в его характер такие черты, как ответственность, основательность, умение полагаться только на свои силы, вежливость.

Федор появился на свет в IX столетии в Иерусалиме, но большую часть своей жизни провел в Египте, где выступал ярым противником еретиков и защитником православных икон, за что претерпел жестоких мучений.

Он рос очень спокойным и прилежным ребенком. Будучи в совсем юном возрасте, вместе с младшим братом Феофаном отправился на монастырское послушание,где выделялся твердостью духа и стремлением к истинной вере.

Потому именно он с братом был послан патриархом Иерусалимским в Александрию, где взошли на трон императоры-еретики. Там Федор открыто выступал с критикой иконоборцев, обличал их в заблуждениях своими мудрыми речами.

Оскорбленный император Лев, жестокость которого действительно граничила со звериною, заточил братьев в темницу. Его последователи также стремились склонить Федора на свою сторону, но каждый раз получали отказ.

Братьев продолжали пытать и держать в темнице. Однажды им на лицах горячими иглами выжгли «позорные» надписи, уличающие их в почитании икон, потому их и назвали Начертанными.

Федор и Феофан стали примером непоколебимой веры, приверженности своим убеждениям и смелости. Федор написал много трудов о почитании икон, но до наших дней дошло лишь одно его послание. Мощи преподобного были признаны чудотворными.

От древнегреческого имени Стефанос - «венок, венец», «корона».

  • - в переводе с греческого языка - «судьба», «случай» от имени древнегреческой богини удачи Тюхе - «удача», «случайность», «жребий».
  • - современная форма греческого имени Теодорос (Теодорос, Феодорос) - «дарованный Богом», «Божий дар».
  • Женские именины 9 января по церковному календарю

    • - от греческого слова антао - «вступающая в бой», «состязающаяся в силе», «противница», «противостоящая», «достойная похвалы» или антос - «цветок».

    Имя дня 9 января - Ефим

    Это имя в переводе с греческого значит «благодушный», «благожелательный».

    В старину существовала и женская форма имени, сокращенно Фима или Фимка. Но сейчас такое женское имя уже и не встретишь, разве что в фильмах про времена крепостничества.

    Ефим - тот самый незнакомец из дальних стран, которого ждет почти каждая женщина. Воздушная стихия имени помогает ему во всем, он может многого добиться в жизни, всего, чего захочет, но ему интересен процесс. Когда заветная цель почти достигнута, как говорят, оказывается в руках, Ефим может оставить ее, чтобы добиваться новой. Это относится к творчеству, карьере, к движению по пути. В личных делах Ефим надежен.

    Люди могут назвать его имя «песней на языке», ведь он помогает и помогал в жизни многим.

    Очищать помещение или снимать стресс нужно с помощью воскурения благовоний - сандала.

    Дым, устремляющийся вверх от ароматической палочки, - это акт божественного единения стихий, создание новой реальности. Глядя на круги дыма, поднимающиеся вверх, Ефим может загадывать желание или решать, какие перемены в жизни должны наступить. Желания должны исполниться.

    Малахитовый брелок приносит удачу, помогает стать обаятельным и везучим.

    Удачу приносит Малахитница, являющаяся в снах. Выглядит она как девица необыкновенной красоты, одета в платье из малахита редкого сорта, напоминающего струящийся шелк. А камень, которому Малахитница покровительствует, - малахит. Малахит приводит в гармонию эмоциональное состояние человека.

    Имя дня 9 января - Федор

    В переводе с древнегреческого Федор - «божий дар». Он часто ощущает на своем челе отметины божественной силы: дар бога - это дождь из цветов лотоса, падающий с неба, это свет в душе, это непрерывный поток благодати, изливаемый на других. Общества Федора ищут люди, которые нуждаются в свете. Он готов помочь тем, кто попал во тьму и не видит выхода.

    Федор, рожденный 9 января, не разменивается на случайные знакомства, друзей у него мало. Внимание его обычно рассеянно, взгляд блуждает в поисках красивых женщин. Когда появляется таковая поблизости, он, подобно чаровнику, завораживает даму потоком сладкоречивых фраз.

    Чтобы избавиться от негативных магических воздействий, нужно в день именин взять девять бутонов гвоздики, истолочь их в порошок и, возжигая на углях, вдыхать аромат и представлять, что из тела и головы уходит черная, негативная энергия. Кстати, в старину считалось, что энергия, источаемая бутонами гвоздики при возжигании, обладает исцеляющим эффектом.

    Талисман имени - цветы красной и белой гвоздики. Гвоздика вообще считается цветком беззаветной преданности, ее часто связывают с династией Бурбонов. Отправляясь на эшафот, жертвы террора несли с собой гвоздики... С тех пор и возникло поверье, что тот, кто имеет своим Талисманом гвоздику, будет иметь очень преданных друзей.

    Цветы гвоздики в ночь именин предвещают удачу, а увядшие цветы гвоздики 9 января - трудности.

    Святой Стефан в числе семи диаконов был избран на дело служения бедным христианам и вдовицам в доставлении им необходимого пропитания. По своим способностям и премудрости он был поставлен первым из них и потому назывался архидиаконом.

    Усердно помогая Апостолам в раздаянии нуждающимся христианам милостыни и удовлетворении их необходимых потребностей, Стефан, исполненный веры и силы духа, совершал среди народа великие знамения и чудеса. Он исцелял больных, слепым возвращал зрение, хромых делал способными ходить. Благодать Святаго Духа влекла его и к благовествованию веры во Христа. Он горел любовью к утверждению веры в верных, а неверных своих соотечественников обличал в неверии и убийстве Спасителя. Писание повествует, что некоторые из синагоги Либертинцев, Киринейцев и Александрийцев, из Киликии и Асии вступили в спор со святым архидиаконом, но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда, посрамленные, они прибегают к клевете: научив некоторых презренных людей сказать, что Стефан не перестает произносить хульные слова на Моисея и Бога, они возбуждают народ и старейшин и, схватив святого, влекут его в синедрион. Бушевали страсти, кипела ярость вокруг, но невозмутимо стоял среди этого убийственного собрания кроткий Стефан, и лицо его сияло, как лик Ангела. И все видевшие его дивились. Когда, исполненный веры и силы, доказывал он иудеям, что распятый ими Христос есть истинный Мессия, Которого предсказывали Пророки, то с негодованием и гневом слушали они его. Когда же в заключение сказал: Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы (Деян. 7:51-52), то от этих слов они рвались сердцами своими и скрежетали на святого зубами. А Стефан, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7:54-56). Они же, устремившись на него, вывели его за город и там, в долине между Иерусалимом и Елеоном, камнями побивали славного воина Христова, который молился, говоря: Господи Иисусе! приими дух мой (Деян. 7:59). Обливаясь кровью и изнемогая, он преклонил колена и воскликнул: Господи! не вмени им греха сего (Деян. 7:60)! В жизни нам не всегда приходится встречать сочувствие, уважение, благорасположение окружающих. Часто, напротив, приходится видеть вражду, иногда — очень злобную, готовую причинить нам всякие обиды и беды. Как возмущает каждого человека эта вражда, особенно — незаслуженная, какое подымает она негодование в нашем сердце, какая жажда мести нередко загорается в нем!

    Тропарь апостолу первомученику Стефану, глас 4-й:

    Подвигом добрым подвизался еси, первомучениче Христов и апостоле, и мучителей обличил еси нечестие: камением бо побиен от рук беззаконных, венец от яже свыше десницы приял еси, и к Богу взывал еси, вопия: Господи, не постави им греха сего.

    Кондак, глас 3-й:

    Владыка нам вчера плотию прихождаше, и раб днесь от плоти исхождаше: вчера Царствуяй плотию родися, днесь раб камением побивается. Того ради и скончавается первомученик и божественный Стефан.

    Женские и мужские имена (как назвать мальчиков и девочек в декабре)

    Именины в январе:

    1 — Вонифатий, Григорий, Илья, Тимофей.

    2 — Антон, Даниил, Иван, Игнатий.

    3 — Леонтий, Михаил, Никита, Петр, Прокопий, Сергей, Феофан.

    4 — Анастасия, Дмитрий, Федор, Федосья.

    5 — Василий, Давид, Иван, Макар, Наум, Нифонт, Павел, Феоктист.

    6 — Евгения, Иннокентий, Клавдия, Николай, Сергей.

    8 — Августа, Агриппина, Александр, Анфиса, Василий, Григорий, Дмитрий, Ефим, Исаак, Константин, Леонид, Мария, Михаил, Никодим, Николай.

    9 — Антонина, Лука, Степан, Тихон, Федор, Ферапонт.

    10 — Агафья, Александр, Аркадий, Вавила, Давид, Ефим, Игнатий, Иосиф, Леонид, Никанор, Никодим, Николай, Петр, Симон, Феоктист, Яков.

    11 — Агриппина, Анна, Варвара, Вениамин, Георгий, Евдокия, Евфросиния, Иван, Лаврентий, Марк, Маркел, Матрона, Наталия, Феодосий.

    12 — Анисья, Антон, Даниил, Ирина, Лев, Макар, Мария, Федора, Федосья.

    14 — Александр, Василий, Вячеслав, Григорий, Иван, Михаил, Николай, Петр, Платон, Трофим, Федот, Эмилия, Яков.

    15 — Василий, Герасим, Кузьма, Марк, Модест, Петр, Серафим, Сергей, Сильвестр.

    16 — Гордей, Ирина.

    17 — Александр, Андроник, Архипп, Афанасий, Анисим, Аристарх, Артемий, Афанасий, Денис, Ефим, Карп, Климент, Кондратий, Лука, Марк, Никанор, Николай, Павел, Прохор, Родион, Семен, Силуан, Степан, Тимофей, Трофим, Фаддей, Феоктист, Филимон, Филипп, Яков.

    18 — Аполлинария, Григорий, Евгения, Иосиф, Лукьян, Матвей, Михей, Роман, Семен, Сергей, Татьяна, Фома.

    19 — Феофан.

    20 — Афанасий, Василий, Иван, Пафнутий.

    21 — Антон, Василиса, Виктор, Владимир, Дмитрий, Георгий, Григорий, Евгений, Емельян, Илья, Михаил, Сидор, Феоктист, Юлиан.

    22 — Антонина, Захар, Никандр, Павел, Петр, Филипп.

    23 — Анатолий, Григорий, Зиновий, Макар, Павел, Петр, Феофан.

    24 — Владимир, Михаил, Николай, Степан, Терентий, Федор, Феодосий.

    25 — Евпраксия, Макар, Петр, Савва, Татьяна.

    26 — Афанасий, Максим, Никифор, Никодим, Пахом, Петр, Яков.

    27 — Агния, Адам, Андрей, Аристарх, Вениамин, Давид, Еремей, Иван, Илья, Иосиф, Исаак, Макар, Марк, Моисей, Нина, Павел, Пафнутий, Савва, Сергей, Степан.

    28 – Варлам, Гавриил, Герасим, Елена, Иван, Максим, Михаил, Павел, Прохор.

    29 — Иван, Максим, Петр.

    30 — Антон, Антонина, Виктор, Георгий, Иван, Павел, Феодосий.

    31 — Александр, Афанасий, Владимир, Дмитрий, Евгений, Емельян, Ефрем, Иларион, Кирилл, Ксения, Максим, Мария, Михаил, Николай, Сергей, Феодосия.

    Церковные православные праздники в январе

    Преподобный Илия Печерский

    В первый день года церковь празднует память преподобного Илии Печерского по прозванию Чоботок. Илия был уроженцем города Мурома, народные и народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором рассказывали русские былины.

    Спаситель родился в царствование императора Августа в городе Вифлееме. Во время переписи населения каждый должен был находиться в том месте, откуда происходил его род. Прибыв в Вифлеем, Дева Мария и праведный Иосиф не нашли свободных мест в гостиницах и остановились за городом в пещере, предназначенной для содержания скота. В полночь весть о рождении Спасителя от ликующих Ангелов пришла к пастухам, которые пришли поклониться Богочеловеку. Праздник в честь этого события был установлен еще в апостольские времена, однако до IV в. он соединялся с празднованием Богоявления.

    Узнав от волхвов о рождении нового Царя, Ирод приказал убить всех младенцев младше двух лет, рассчитывая, что среди них будет и Богомладенец, в Котором он видел своего соперника.

    В этот день по ветхозаветному закону Господь принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками.

    В этот же день совершается память , архиепископа Кесарии Каппадокийской.

    Василий жил в IV в., в Константинополе и Афинах он получил блестящее образование. Вернувшись в Кесарию, он преподавал риторику, затем принял крещение и встал на путь аскетической жизни. Вместе со своим другом Григорием Богословом он удалился в пустыню, чтобы посвятить жизнь Богу. В дальнейшем святой был рукоположен в пресвитера, во время правления императора Валента, сторонника ариан, он стал архиепископом и приложил большие усилия, чтобы уберечь свою паству от ереси. Им был составлен чин Литургии, написаны Беседы на Шестоднев, на псалмы, а также собрание монашеских правил.

    15 января — день преставления (1883 г.) и второго обретения мощей (1991 г.) одного из любимейших в народе русских святых – . Приняв монашеский постриг в 27 лет, преподобный до конца жизни подвизался в Саровской обители, либо в лесной пустыни. За свой молитвенный подвиг он сподобился неоднократного посещения Царицы Небесной. Ко Господу преподобный Серафим отошел во время молитвы перед иконой Божьей Матери. Преподобный был прославлен в лике святых в 1903 г. После Октябрьской революции мощи святого исчезли и были обнаружены только в 1991 г., в запасниках Музея истории религии и атеизма, который располагался в здании Казанского собора в Ленинграде.

    17 января – Собор 70 апостолов Христовых, избранных Господом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной.

    Память этих апостолов совершается и по отдельности в течение года, а праздник этот был установлен для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в их почитании.

    19 января празднуется – двунадесятый праздник, установленный в честь Крещения Господа нашего Иисуса Христа в водах реки Иордан и в честь явления во время этого события Пресвятой Троицы. Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, а Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. На следующий день отмечается Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя.

    24 января мы вспоминаем преподобного Феодосия Великого, ставшего основоположником общежительных монастырей. Он родился в конце V в. в Каппадокии. Около 30 лет святой прожил в палестинской пустыне, пребывая в посте и молитве. К нему постоянно приходили желавшие жить под его руководством, в результате возник общежительный монастырь, или Лавра, существовавшая по уставу Василия Великого.

    Память святой мученицы Татианысовершается 25 января. Татиана, дочь римского консула, отказалась от замужества, желая посвятить жизнь Господу. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и служила Богу, ухаживая за больными и помогая нуждающимся. В правление императора Александра Севера (между 222 и 235 г.) Татиана приняла мученическую смерть за Христа, отказавшись принести жертву языческим богам и претерпев страшные истязания.

    27 января церковь вспоминает , просветительницу Грузии. Она родилась около 280 г. в Каппадокии в знатной благочестивой семье. Однажды Нина увидела во сне Пресвятую Богородицу, Которая вручила ей крест из виноградной лозы и направила с апостольским служением в Иверию (Грузию). Нина пришла в Грузию в 319 г. и приложила много усилий для просвещения этой страны – через пять лет в Грузии утвердилось христианство.

    30 января – день памяти , знаменитого подвижника, основателя пустынножительства, именуемого отцом монашества. Антоний родился в Египте в 251 г. После смерти родителей, внушивших ему любовь к Богу и благочестие, он начал подвижническую жизнь. Ему пришлось сражаться с тяжелейшими искушениями и нападками нечистых сил, но с Божьей помощью он преодолел ухищрения дьявола и ушел в глубь Фиваидской пустыни, чтобы в полном одиночестве служить Господу. 85 лет святой провел в пустынном уединении, его примеру последовали многие из тех, кто желал провести жизнь в аскетическом подвиге ради Господа.